Дело №2-104/2020
УИД:№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 июня 2020 года с. Юкаменское
Юкаменский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Сабрековой Е.А.,
при секретаре Невоструевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Р. в защиту прав неопределенного круга лиц к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Дёбинская средняя общеобразовательная школа» и Администрации муниципального образования «<адрес>» об устранении нарушений санитарного законодательства,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Р. (далее - Управление Роспотребнадзора по УР, истец) обратилось в суд с иском в защиту прав неопределенного круга лиц к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Дёбинская средняя общеобразовательная школа» (далее - МКОУ «Дёбинская СОШ», ответчик) и Администрации муниципального образования «<адрес>» ( далее- Администрация МО «<адрес>», ответчик) об устранении нарушений санитарного законодательства.
Исковые требования мотивированы тем, что Управление Роспотребнадзора по УР, являясь территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, в соответствии с пунктом 5 раздела 2 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» осуществляет контроль и надзор за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка. ДД.ММ.ГГГГ в 11 часов 00 минут при проведении плановой выездной проверки в отношении МКОУ «Дёбинская СОШ» на основании распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ руководителя Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Р. М. Н.С., по месту фактического осуществления деятельности: Удмуртская Р., <адрес>, с.Дёбы, <адрес>, установлены следующие нарушения требований санитарного законодательства: ст.11, п.1 ст. 24, п.1 ст.28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; п.4.29 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях», согласно которому полы в учебных помещениях и кабинетах и рекреациях должны иметь дощатое, паркетное покрытие или линолеум. В случае использования плиточного покрытия поверхность плитки должна быть матовой и шероховатой, не допускающей скольжение. Полы туалетных и умывальных комнат рекомендуется выстилать керамической плиткой. Полы во всех помещениях должны быть без щелей, дефектов и механических повреждений; п.5.3 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10, согласно которому основным видом ученической мебели для обучающихся начального общего образования должна быть школьная парта, обеспеченная регулятором наклона поверхности рабочей плоскости. Во время обучения письму и чтению наклон рабочей поверхности плоскости школьной парты должен составлять 7-15 градусов. <адрес> поверхности сидения должен заходить за передний край рабочей плоскости парты на 4 см у парт 1-го номера, на 5-6 см -2-го и 3-го номеров и на 7-8 см у парт 4-го номера; п.5.7 СанПин 2.4.22821-10, согласно которому классные доски (с использованием мела) должны быть изготовлены из материалов, имеющих высокую адгезию с материалами, используемыми для письма, хорошо очищаться влажной губкой, быть износостойкими, иметь темно-зеленый или темно-коричневый цвет и антибликовое покрытие цвета и антибликовое покрытие; п.5.5 СанПин 2.4.13049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима дошкольных образовательных организаций" для пола используются материалы, допускающие обработку влажным способом, с использованием моющих и дезинфекционных растворов.
В нарушение вышеуказанных требований санитарного законодательства полы в учебных помещениях (в кабинете физики, в кабинете математики (геометрии), в кабинете родного языка, в кабинете №, в кабинете №, в рекреации с щелями, дефектами, механическими повреждениями; ученическая мебель для обучающихся начального общего образования не обеспечена регулятором наклона поверхности рабочей плоскости; классные доски (с использование мела) в кабинете математики (геометрии), в кабинет № (1 класс) с дефектами, хорошо не очищаются влажной губкой, не имеют антибликового покрытия; полы в раздевальной, групповой, в совмещенном музыкальном и спортивном зале, в кладовой для хранения чистого белья с щелями, дефектами, механическими повреждениями, что не допускает проводить качественную обработку влажным способом, с использованием моющих и дезинфицирующих средств.
В соответствии с положениями ст.28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится, в числе прочего, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации. Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ст.41 Федерального закона №273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий. Организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.
Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ).
Статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ закреплено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Статья 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ предусматривает, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению. В организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства (ст. 28).
В соответствии с ч. 2 ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с Уставом МКОУ «Дёбинская СОШ» его учредителем и собственником имущества является муниципальное образование «<адрес>».
В силу ст. 123.21 ГК РФ учредитель является собственником имущества, созданного им учреждения.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 ГК РФ).
Согласно положениям п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по осуществлению финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Таким образом, Администрация МО «<адрес>» обязана финансово обеспечить устранение нарушений санитарного законодательства, выявленных в МКОУ «Дёбинская СОШ».
Категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее исковое заявление, непостоянна и персонально изменчива, поэтому настоящее исковое заявление предъявлено в интересах неопределенного круга лиц: ученики, работники, иные лица, посещающие школу, в том числе родители, представители сторонних организаций. Согласно действующему законодательству под понятием «защита неопределенного круга лиц» понимается защита общих интересов физических лиц, когда установление их точного количества не требуется. Предъявление искового заявления Федеральным органом исполнительной власти вызвано защитой прав и законных интересов неопределенного круга лиц, а также несовершеннолетних, чьи права и законные интересы на безопасные условия жизнедеятельности нарушены незаконным бездействием.
Согласно п.8.40 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Р., утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от ДД.ММ.ГГГГ №, Управление Роспотребнадзора по УР уполномочено, в том числе предъявлять иски в суд в случае нарушения санитарного законодательства.
В порядке ст. 46 ГПК РФ органы государственной власти вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в защиту прав несовершеннолетних.
Истец просит: обязать муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Дёбинская средняя общеобразовательная школа» в месте фактического осуществления деятельности по адресу: Удмуртская Р., <адрес>, с. Дёбы, <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения санитарного законодательства: - провести ремонт полов в учебных помещениях, в рекреации; в раздевальной, групповой, в совмещенном музыкальном и спортивном зале, в кладовой для хранения чистого белья; - ученическую мебель для обучающихся начального общего образования обеспечить регулятором наклона поверхности рабочей плоскости; - установить классные доски, соответствующие требованиям санитарных правил. Обязать Администрацию муниципального образования «<адрес>» обеспечить выполнение требований санитарного законодательства в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «Дёбинская средняя общеобразовательная школа» и выделить денежные средства, необходимые для проведения вышеуказанных мероприятий в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «Дёбинская средняя общеобразовательная школа».
В судебное заседание представитель истца - Управления Роспотребнадзора по УР не явился, начальник ТО Управления Роспотребнадзора по УР в <адрес> Аржевитин В.А. направил заявление с просьбой о рассмотрении дела без участия представителя Управления Роспотребнадзора по УР.
Представитель ответчика - МКОУ «Дёбинская СОШ» в судебное заседание не явился, директор МКОУ «Дёбинская СОШ» Пыжьянов А.А. направил заявление с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие представителя МКОУ «Дёбинская СОШ», указав, что исковые требования признают в полном объеме, последствия признания иска, предусмотренные ст.173 ГПК РФ, разъяснены и понятны.
Представитель ответчика – Администрации муниципального образования «<адрес>» в судебное заседание не явился. Глава муниципального образования «<адрес>» Корепанов В.С. направил заявление с просьбой о рассмотрении дела без участия Администрации муниципального образования «<адрес>», указав, что исковые требования считают обоснованными и признают в полном объеме.
В соответствии со ст.167 ГПК дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив представленные материалы, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями ч.3, ч.6 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится, в том числе, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации. Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно ч.1 и ч.2 ст.41 Федерального закона №273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий. Организация охраны здоровья обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.
Согласно п.4.29 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» (далее- СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10) полы в учебных помещениях и кабинетах и рекреациях должны иметь дощатое, паркетное, плиточное покрытие или линолеум. В случае использования плиточного покрытия поверхность плитки должна быть матовой и шероховатой, не допускающей скольжение. Полы туалетных и умывальных комнат рекомендуется выстилать керамической плиткой. Полы во всех помещениях должны быть без щелей, дефектов и механических повреждений.
В соответствии с п.5.3 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 основным видом ученической мебели для обучающихся начального общего образования должна быть школьная парта, обеспеченная регулятором наклона поверхности рабочей плоскости. Во время обучения письму и чтению наклон рабочей поверхности плоскости школьной парты должен составлять 7-15 градусов. <адрес> поверхности сидения должен заходить за передний край рабочей плоскости парты на 4 см у парт 1-го номера, на 5-6 см -2-го и 3-го номеров и на 7-8 см у парт 4-го номера.
Согласно п.5.7 СанПин 2.4.22821-10 классные доски (с использованием мела) должны быть изготовлены из материалов, имеющих высокую адгезию с материалами, используемыми для письма, хорошо очищаться влажной губкой, быть износостойкими, иметь темно-зеленый или темно-коричневый цвет и антибликовое покрытие цвета и антибликовое покрытие.
В соответствии с п.5.5 СанПин 2.4.13049-13 для пола используются материалы, допускающие обработку влажным способом с использованием моющих и дезинфекционных растворов.
В соответствии со ст.11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
В организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства (ст. 28 Федерального закона №52-ФЗ).
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения руководителя Управления Роспотребнадзора по УР № от ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая выездная проверка в отношении МКОУ «Дёбинская СОШ».
В ходе плановой проверки в МКОУ «Дёбинская СОШ» были выявлены нарушения требований санитарного законодательства, а именно: полы в учебных помещениях (в кабинете физики, в кабинете математики (геометрии), в кабинете родного языка, в кабинете №, в кабинете №, в рекреации с щелями, дефектами, механическими повреждениями; ученическая мебель для обучающихся начального общего образования не обеспечена регулятором наклона поверхности рабочей плоскости; классные доски (с использование мела) в кабинете математики (геометрии), в кабинет № (1 класс) с дефектами, хорошо не очищаются влажной губкой, не имеют антибликового покрытия; полы в раздевальной, групповой, в совмещенном музыкальном и спортивном зале, в кладовой для хранения чистого белья с щелями, дефектами, механическими повреждениями, что не допускает проводить качественную обработку влажным способом, с использованием моющих и дезинфицирующих средств.
Факт указанных выше нарушений ответчиками не оспорен, подтверждается представленными истцом доказательствами: распоряжением Управления Роспотребнадзора по УР о проведении плановой выездной проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ с фототаблицами, постановлением по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица - МКОУ «Дёбинская СОШ» от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно положениям п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по осуществлению финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Согласно Уставу МКОУ «Дёбинская СОШ» его учредителем и собственником имущества является муниципальное образование «<адрес>».
В силу ст. 123.21 ГК РФ учредитель является собственником имущества, созданного им учреждения. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 ГК РФ).
Исходя из вышеизложенного, Администрация МО «<адрес>» обязана осуществить финансовое обеспечение в МКОУ «Дёбинская СОШ» для выполнения указанных выше работ.
В соответствии со ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Согласно ч.3 ст.173 ГПК РФприпризнанииответчикомискаи принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Представители ответчиков направили заявления о признании исковых требований в полном объеме. Поскольку признание иска представителями ответчиков не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, суд принимает признание иска ответчиками.
По смыслу ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Поскольку истцом не указан срок, в течение которого Администрация МО «<адрес>» обязана обеспечить выполнение требований санитарного законодательства в МКОУ «Дёбинская СОШ», для чего выделить денежные средства, необходимые для проведения вышеуказанных мероприятий в образовательном учреждении, суд полагает возможным установить срок до ДД.ММ.ГГГГ.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Р. в защиту прав неопределенного круга лиц к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Дёбинская средняя общеобразовательная школа» и Администрации муниципального образования «<адрес>» об устранении нарушений санитарного законодательства подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 173, 194 -199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Р. в защиту прав неопределенного круга лиц к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Дёбинская средняя общеобразовательная школа» и Администрации муниципального образования «<адрес>» об устранении нарушений санитарного законодательства удовлетворить.
Обязать муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Дёбинская средняя общеобразовательная школа» в месте фактического осуществления деятельности по адресу: Удмуртская Р., <адрес>, с. Дёбы, <адрес>, - в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения санитарного законодательства:
- провести ремонт полов в учебных помещениях, в рекреации; в раздевальной, групповой, в совмещенном музыкальном и спортивном зале, в кладовой для хранения чистого белья;
- ученическую мебель для обучающихся начального общего образования обеспечить регулятором наклона поверхности рабочей плоскости;
- установить классные доски, соответствующие требованиям санитарных правил.
Обязать Администрацию муниципального образования «<адрес>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить выполнение требований санитарного законодательства в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «Дёбинская средняя общеобразовательная школа» и выделить денежные средства, необходимые для проведения вышеуказанных мероприятий в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «Дёбинская средняя общеобразовательная школа».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Удмуртской Республики через Юкаменский районный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Е.А. Сабрекова
Копия верна: судья Е.А. Сабрекова