РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОСИИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 сентября 2017 года с. Красноармейское
Красноармейский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Ереминой А.В.,
с участием истца Каткова А.В.,
представителя ответчика Ильина С.Н.,
при секретаре Перцевой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-334/2017 по исковому заявлению Каткова <данные изъяты> к Администрации м.р. Красноармейский Самарской области о признании права на предоставление отдельного благоустроенного жилого помещения по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Катков А.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации м.р. Красноармейский Самарской области о признании права на предоставление отдельного благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, указав, что решением Красноармейского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ года установлен факт признания его, Каткова <данные изъяты>, лицом, оставшимся без попечения родителей. С 2009 года по настоящее время он проживает в Красноармейском спецпансионате, имеет вторую группу инвалидности с детства. До 2009 года проживал в интернате <адрес>. Правом на обеспечение жильем не пользовался, в собственности жилых помещений не имеет. В 2017 году, после получения вышеуказанного решения суда он обратился в администрацию муниципального района Красноармейский с заявлением о включении его в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по муниципальному району Красноармейский. Решением заседания комиссии по жилищным вопросам администрации муниципального района Красноармейский № 30 от 07.06.2017 истцу было отказано во включении в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по м.р. Красноармейский ввиду достижения 23 летнего возраста. На сегодняшний день он нуждается в отдельном жилом помещении, однако жильем не обеспечен. Считает, что орган местного самоуправления, в лице администрации муниципального района Красноармейский, обязан был включить его в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по муниципальному району Красноармейский, однако ему было в этом отказано. В связи с чем, просит суд обязать администрацию муниципального района Красноармейский включить Каткова А.В. в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по муниципальному району Красноармейский; и обязать администрацию муниципального района Красноармейский Самарской области предоставить ему благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления площади жилого помещения не менее 33 квадратных метров.
В судебном заседании истец Катков А.В. свои исковые требования поддержал в полном объеме по указанным в заявлении основаниям. Суду пояснил, что он обращался с заявлением о включении его в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, но ему было отказано, так как его возраст превышает 23 года. Но раньше он обратиться не мог, так как не знал законов, правом на бесплатное получение жилого помещения, в качестве ребенка-сироты, ранее не воспользовался, так как только в 2017 году был признан лицом, оставшимся без попечения родителей. Ранее, в <адрес>, он был признан судом недееспособным, снята ли недееспособность в настоящее время, он не знает, кто был опекуном, он сказать не может, предоставить копию решения суда представить также не может, так как никогда ее не видел. В настоящее время является дееспособным, и с 2009 года проживает в спецпансионате в <адрес>.
Представитель ответчика Администрации м.р. Красноармейский Самарской области Ильин С.Н., в судебном заседании исковые требования не признал в полном объеме. Считает, что срок обращения о включении в список Катковым А.В. пропущен, уважительных причин для его восстановления не имеется. Довод о его недееспособности никакими документами не подтвержден, и только в 2017 году, в возрасте 39 лет, он был признан судом лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает, что иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", как указано в его преамбуле, определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
К последним названный Федеральный закон относит лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В силу п. 9 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста при условии постановке такого лица на соответствующий учет. Если лицо из вышеуказанной категории граждан до достижения возраста 23 лет не встало (не поставлено) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не обращалось в администрацию м.р. Красноармейский с заявлением о постановке на учет, предоставлении жилого помещения, оно утрачивает право на льготное обеспечение жилым помещением, в связи с тем, что перестает относиться к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.
Из копии паспорта истца серии № от ДД.ММ.ГГГГ года, следует, что Катков <данные изъяты> родился ДД.ММ.ГГГГ года в <адрес>.
Согласно свидетельству о рождении сери № от ДД.ММ.ГГГГ года, Катков <данные изъяты>, родился ДД.ММ.ГГГГ года в <адрес>, о чем в книге актов о рождении ДД.ММ.ГГГГ года произведена запись за №, родителями указаны: мать – Каткова <данные изъяты>, отец – Катков <данные изъяты>, что сведения об отце ребенка записаны со слов матери.
Согласно справке, предоставленной директором ГБУ СО «Красноармейский спецпансионат», Катков А.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, проживает и получает социальные услуги в стационарной форме в ГБУ СО «Красноармейский спецпансионат» по адресу: <адрес>
Решением Красноармейского районного суда Самарской области от 11.04.2017 года установлен факт признания Каткова <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте.
В июне 2017 года Катков А.В. в возрасте 39 лет обратился в администрацию муниципального района Красноармейский Самарской области с заявлением о принятии его в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда.
Решением комиссии по жилищным вопросам администрации муниципального района Красноармейский № 30 от 07.06.2017 года Каткову А.В. было отказано во включении в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по м.р. Красноармейский, ввиду достижения 23 летнего возраста.
Суд считает, что данное решение вынесено законно, поскольку на момент подачи соответствующего заявления Катков А.В. статусом детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа не обладал, поскольку достиг возраста 39 лет.
Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного своевременного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Из системного анализа норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения и предусматривающего заявительный характер обеспечения жильем, следует, что в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа должны до достижения ими возраста 23 лет встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
Соответствующая позиция изложена в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 20 ноября 2013 года, в котором указано, что несмотря на установление с 1 января 2013 года нового порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения, судам следует учитывать, что подходы к разрешению вопросов о круге лиц, на которых распространяется действие статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ), о месте жительства этих лиц, о своевременности их обращения с требованием предоставить жилое помещение, а также о том, когда у органа исполнительной власти возникает обязанность предоставить жилое помещение и каким требованиям оно должно соответствовать, остаются прежними.
Согласно Определения Конституционного Суда РФ от 19.10.2010 года № 1281-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Дятлова Василия Михайловича на нарушение его конституционных прав абзацем четвертым статьи 1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", следует, что аАО-Оасно Определния Конституционного Суда Российской федерации от 19.10.2010 года № оставшихся без попечения родителей. м для прбзац четвертый статьи 1 названного Федерального закона определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
Данной нормой законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, т.е. лиц, не достигших 18-летнего возраста (пункт 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста, и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан (аналогичный возрастной критерий установлен пенсионным законодательством, законодательством об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, о социальной защите отдельных категорий граждан).
Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан, на которых действие данного Федерального закона не распространяется, в том числе тех, кто к моменту введения в действие данного Федерального закона достиг возраста 23 лет.
Таким образом, суд считает, что лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшие возраста 23 лет и не вставшие на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении (независимо от причин, по которым они не были поставлены на учет), не имеют права на обеспечение жильем на основании статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, поскольку с достижением возраста 23 лет они утрачивают статус лица, оставшегося без попечения родителей, и вследствие этого положения данного Федерального закона на них не распространяются.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Доказательств обращения Каткова А.В. в органы местного самоуправления о включении в список детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, лиц из их числа, имеющих право на меру социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения, до достижения 23-летнего возраста, истцом суду не представлено.
Доводы Каткова А.В. о том, что ранее он не обращался с указанным заявлением, так как был признан недееспособным, в связи с чем, не смог реализовать свое право на постановку на учет, суд считает несостоятельным, поскольку доказательств в данной части истцом не представлено.
Как и не представлено доказательств уважительности пропуска срока обращения с заявлением о включении в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда. В связи с чем, суд считает, что на момент достижения 23 летнего возраста, у истца отсутствовал статус ребенка-сироты, так как он был установлен только в 2017 году.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований об обязании администрации муниципального района Красноармейский включить Каткова А.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда..
По вышеуказанным основаниям суд считает необходимым отказать и в удовлетворении исковых требований об обязании администрации муниципального района Красноармейский Самарской области предоставить Каткову А.В. благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления площади жилого помещения не менее 33 квадратных метров.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Каткова <данные изъяты> к Администрации м.р. Красноармейский Самарской области о признании права на предоставление отдельного благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноармейский районный суд в течение месяца с момента вынесения решения в окончательной форме, то есть с 18.09.2017 года.
Судья Красноармейского районного суда
Самарской области Еремина А.В.