Дело № 2- 4021/29-2012
Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 июня 2012г. г.Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Тимошкиной Т.Н.
при секретаре Шириновой С.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карельского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Петрозаводского городского округа о понуждении ликвидировать несанкционированную свалку,
У С Т А Н О В И Л :
Карельский межрайонный природоохранный прокурор (далее - прокурор) обратился с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Петрозаводского городского округа, указывая, что в период проведения проверки соблюдения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления было установлено, что на территории <адрес> в районе гаражей в границах кадастрового квартала № в непосредственной близости от земельного участка с кадастровым номером № (напротив <данные изъяты>) находится несанкционированная свалка, представляющая собой скопление бытового мусора. Несоблюдение федерального законодательства об охране окружающей среды, об отходах производства и потребления влечет за собой загрязнение природной среды, может повлечь иные тяжкие последствия, нарушает права и законные интересы населения, в том числе, право на благоприятную окружающую среду. В соответствии со ст.13 Федерального закона РФ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Ссылаясь на положения Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», просит обязать Администрацию Петрозаводского городского округа ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную <адрес> в районе гаражей в границах кадастрового квартала № в непосредственной близости от земельного участка с кадастровым номером № (напротив <данные изъяты>).
Представитель прокурора Миронова Д.Ю. в судебном заседании заявленные требования о ликвидации несанкционированной свалки поддержала полностью по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель Администрации Петрозаводского городского округа в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в представленном суду отзыве, указывают, что просят о рассмотрении дела без участия представителя. Кроме того, согласно п.24 и п.25 ч.1 ст.16 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории городского округа. На сегодняшний день данные полномочия органом местного самоуправления полностью выполнены и реализуются посредством создания, функционирования и деятельности <данные изъяты> При этом каждая организация, находящаяся (расположенная) на территории <адрес>, в ходе деятельности которой возникают производственные или иные отходы, обязана предпринимать меры для сбора, вывоза и утилизации их, что возможно выполнить посредством заключения договора с <данные изъяты>, иной организацией, имеющей лицензию на данный вид работ или же самостоятельно произвести данные действия. В соответствии с Законом РФ от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы являются объектами права собственности и собственники их должны предпринять все меры для не допущения складирования их на не отведенной территории, а также обязаны принять все меры, направленные на вывоз и утилизацию отходов специализированной организацией на специально отведенные участки. Неисполнение хозяйствующими субъектами своих обязанностей по надлежащей утилизации отходов при наличии и создании органами местного самоуправления условий для этого, не может определять действие или бездействие Администрации Петрозаводского городского округа как незаконное. Также ссылаются на то, что с учетом положений п.1 ст.37, ст.1 ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ у прокуратуры отсутствуют законные, правовые основания, дающие право обязывать и самостоятельно выбирать, какие именно объекты подлежат ликвидации органами местного самоуправления, в каком порядке и очередности. В нарушение ст.ст.55, 56, 57 ГПК РФ прокурор не представил никаких доказательств нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду или же наличия непосредственного неблагоприятного воздействия на саму окружающую среду, требующего судебного вмешательства (заключения надзорных органов, протоколы исследований и т.д.). С учетом изложенного, просят в удовлетворении требований прокурора отказать. В случае принятия решения об удовлетворении заявленных требований, просят установить срок для ликвидации 2 месяца.
Суд, выслушав представителя прокурора, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам:
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В силу статьи 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Статьей 4 данного закона предусмотрено, что земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, леса … являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности. Организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения городских, сельских поселений (часть 1 статьи 7 Закона).
Аналогичное положение содержится в части 3 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», где указано, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В соответствии с частью 1 статьи 13 настоящего закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусматривает, что отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно п.24 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Уставом Петрозаводского городского округа к полномочиям Администрации Петрозаводского городского округа относится исполнение полномочий органов местного самоуправления Петрозаводского городского округа по решению вопросов местного значения Петрозаводского городского округа в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Петрозаводского городского Совета (п.1 ч.1 ст.39 Устава).
Судом установлено, что в ходе проведенной Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки в <адрес> выявлено место несанкционированного размещения твердых бытовых отходов (свалка) <адрес> в районе гаражей в границах кадастрового квартала № в непосредственной близости от земельного участка с кадастровым номером № (напротив <данные изъяты>).
Данное обстоятельство подтверждается Актом обследования санитарного состояния территории общего пользования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (с приложением фотографий), в соответствии с которым специалисты Администрации Петрозаводского городского округа установили на вышеуказанной территории наличие несанкционированного размещения отходов производства и потребления. В Акте указано, что государственная собственность на указанный выше земельный участок не разграничена (территории общего пользования).
Соответствующие обстоятельства подтверждаются аналогичным Актом и от ДД.ММ.ГГГГ
Таким образом, судом установлено, что размещение свалки на вышеуказанном земельном участке - на территории общего пользования осуществлено без учета требований в области охраны окружающей среды, предъявляемых к эксплуатации объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, как проживающих на территории <адрес>, так и неопределенного круга лиц.
Лица, разместившие эти отходы, не установлены.
В нарушение ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Устава Петрозаводского городского округа, Администрацией Петрозаводского городского округа не организован надлежащий сбор и вывоз отходов производства и потребления на территории городского округа, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду.
Оценивая в совокупности представленные по делу доказательства, суд считает доказанным факт несанкционированного размещения отходов на территории <адрес>, а также полагает, что Администрация Петрозаводского городского округа является органом, обязанным организовать сбор и вывоз отходов производства и потребления, в связи с чем требования прокурора обоснованны и подлежат полному удовлетворению.
Доводы ответчика в отзыве судом не могут быть приняты во внимание, так как определение приоритетов деятельности Администрации Петрозаводского городского округа как хозяйствующего субъекта не должно нарушать права на благоприятную окружающую среду, как проживающих на территории <адрес>, так и неопределенного круга лиц.
Судом установлено, что ответчик, передал свои полномочия в соответствующей части в <данные изъяты>. Однако доказательств наличия поручений в адрес <данные изъяты> для вывоза, утилизации и других действий в отношении отходов на рассматриваемом участке не представлено.
С учетом анализа вышеприведенных норм права, суд полагает, что при наличии установленного факта наличия свалки на соответствующей территории, не требуется дополнительных доказательств нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду, так как законом определено, что земли, недра, почвы и др. являются объектами охраны окружающей среды, в том числе от загрязнения, о чем, в частности, говорится в ст.4 ФЗ «Об охране окружающей среды», само по себе загрязнение земельного участка оказывает влияние на благоприятную окружающую среду.
При определении срока, в течение которого должна быть ликвидирована свалка, суд учитывает, что ответчиком предложенный срок в 2 месяца никак не мотивирован, по мнению суда, достаточным будет являться срок в 1 месяц со дня вступления решения суда в законную силу, учитывая и то, что ответчик не лишен возможности принимать меры к исполнению решения суда и до его вступления в законную силу (на протяжении также месяца), реализуя свои полномочия в соответствии с действующим законодательством.
С учетом положений ст.103 ГПК РФ, п/п 19 п.1 ст.333-36 Налогового кодекса РФ государственная пошлина в ответчика взысканию не подлежит.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Требования Карельского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Петрозаводского городского округа о ликвидации несанкционированной свалки удовлетворить.
Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную <адрес> в районе гаражей в границах кадастрового квартала № в непосредственной близости от земельного участка с кадастровым номером № (напротив <данные изъяты>), в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Петрозаводский городской суд Республики Карелия.
Судья Т.Н.Тимошкина