Дело № 2-2719/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 ноября 2016 года г. Евпатория Евпаторийский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Лантратовой А.И.
при секретаре судебного заседания Аметовой А.Э.
с участием старшего помощника военного прокурора Котелевец М.В.
представителя ответчика ФИО4
представителя ответчиков ФИО6
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Евпатория гражданское дело по исковому заявлению военного прокурора – войсковой части № подполковника юстиции ФИО5 к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению «<данные изъяты>», войсковой части № о возложении обязанности по организации и проведению специальной оценки условий труда,
УСТАНОВИЛ:
Военный прокурор – войсковой части № подполковник юстиции ФИО5 обратился в суд с исковым заявлением к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению «<данные изъяты>», войсковой части № о возложении обязанности по организации и проведению специальной оценки условий труда.
Исковые требования мотивирует тем, что войсковая часть № входит в состав Черноморского флота. Командир войсковой части является работодателем, который осуществляет прием на работу лиц гражданского персонала на основании заключенных с ними трудовыми договорами. Войсковая часть № сформирована с ДД.ММ.ГГГГ., с указанного времени введены в эксплуатацию вновь организованные рабочие места лиц гражданского персонала части, в отношении которых не проведена специальная оценка условий труда, а именно: рабочее место кладовщика - 14 ед., что противоречит действующему законодательства. Истец указывает, что Министерство обороны Российской Федерации для исполнения некоторых своих функций, в частности для реализации обеспечения поддержания постоянной боевой и мобилизационной готовности формирований военного округа и подразделений, не входящих в его состав, но состоящих при нем на обеспечении, и осуществления управленческих, обеспечивающих и иных функций в соответствии с законодательством Российской федерации, создало ФКУ «<данные изъяты>» и делегировало созданному учреждению часть своих полномочий. Соответственно обязанность по исполнению запроса командира войсковой части № о размещении заказа на выделение денежных средств на проведение специальной оценки условий труда в войсковой части путем заключения государственного контракта и оплата указанных услуг лежит на ФКУ «<данные изъяты>», как на юридическое лицо, на которого такая обязанность прямо возложена Министерством обороны Российской Федерации в соответствии с Общим Положением о ФКУ «<данные изъяты>». Просил обязать Министерство обороны Российской Федерации, ФКУ «<данные изъяты>» обеспечить финансирование войсковой части № денежными средствами для организации и проведения специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством и обязать командира войсковой части № в срок до ДД.ММ.ГГГГ. провести специальную оценку условий труда в соответствии с требованиями законодательства о специальной оценке условий труда в отношении рабочего места кладовщика - 14 ед.
Старший помощник военного прокурора ФИО3 в судебном заседании поддержал уточненное исковое заявление, по основаниям изложенным в уточненном иске. Добавил, что на момент рассмотрения настоящего гражданского дела, оценка условий труда кладовщика - 14 единиц не проведена и её выполнить без взаимодействия всех ответчиков невозможно. Просил удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Представитель ответчика Министерства обороны Российской Федерации и ФКУ «<данные изъяты>» – ФИО6 в судебном заседании исковое заявление не признал, мотивируя тем, что исковые требования заявлены безосновательно, поскольку отсутствует факт нарушения законодательства и нарушения охраняемых законом прав и интересов иных лиц. Кроме того, указал, что организация и проведение специальной оценки условий труда в каждой воинской части не входит в компетенцию Министерства обороны Российской Федерации, ФКУ «<данные изъяты>», а входит в компетенцию командования войсковых частей. Кроме этого воинская часть была переформирована, а не создана вновь, в связи с чем должности не считаются вновь введенными и не требуют проведения специальной оценки условий труда. Кроме этого, ранее была проведена аттестация рабочих мест (при нахождении на территории Украины), которая не утратила своего действия, в связи с чем в соответствии с ФЗ №426 «О специальной оценки условий труда» специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно до ДД.ММ.ГГГГ. Просил отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель ответчика войсковой части № -ФИО4 в судебном заседании против удовлетворения иска возражала, ссылаясь на то, что отсутствует факт нарушения законодательства, а так же какие-либо нарушения охраняемых законом прав и интересов неопределенного круга лиц. Войсковая часть № не является вновь созданной организацией и ранее в ней проводилась аттестация рабочих мест. Кроме того, войсковая часть не является основным распорядителем денежных средств и не может самостоятельно планировать и расходовать денежные средства. Просила отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает что исковое заявление военного прокурора – войсковой части № подполковника юстиции ФИО5 к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению «<данные изъяты>», войсковой части № о возложении обязанности по организации и проведению специальной оценки условий труда подлежит удовлетворению в полном объеме.
Судом установлено, что на основании Директивы командующего Черноморским флотом №№ от ДД.ММ.ГГГГ, во исполнение Министра Обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №№ и № «<данные изъяты>» была сформирована войсковая часть №.
По указанию штаба Черноморского флота Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ. №, войсковая часть №, переформирована в в/ч № с местом ее дислокации в <адрес>. (л.д.50)
Военной прокуратурой - войсковой части № проведена проверка исполнения должностными лицами в/ч № требований трудового законодательства в части организации и проведения специальной оценки условий труда. (л.д.5)
Прокурором установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ. в в\ч № введены в эксплуатацию вновь организованные рабочие места лиц гражданского персонала ( работники) части, в отношении которых не проведена специальная оценка условий труда, а именно: кладовщика - 14 единиц.(л.д.7-18)
Не исполнение указанной нормы закона о проведении специальной оценки условий труда в в/ч № подтверждается сообщением командира в/ч № военному прокурору от ДД.ММ.ГГГГ, а также сообщением ФКУ «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ. согласно которого денежные средства на финансирование проведения специальной оценки условий труда в в/ч № не выделялись. (л.д.6,27)
Из материалов дела следует, что с целью проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах персонала в/ч № командиром в/ч №, ДД.ММ.ГГГГ. за исх. № в адрес филиала ФКУ «<данные изъяты>» была направлена бюджетная заявка на ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.19,20)
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ., после обращения прокурора с настоящим иском в суд, командиром в/ч № на имя начальника филиала ФКУ «<данные изъяты>» была направлена бюджетная заявка на бюджетные ассигнования на ДД.ММ.ГГГГ год на проведение специальной оценки условий труда рабочих мест гражданского персонала (л.д.57-61)
В судебном заседании достоверно установлено, что по состоянию на день рассмотрения дела судом аттестация рабочих мест в/ч № не проводилась, сведений о наличии на рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов не имеются.
В соответствии с частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Согласно абзацу 10 части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28.12.2013г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2013г. N 426-ФЗ).
Итоги специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 3 Федерального закона от 128.12.2013г. N 426-ФЗ специальная оценка проводится в отношении условий труда всех сотрудников, кроме надомников, дистанционных работников и тех, которые трудятся у физических лиц, не являющихся предпринимателями.В силу частей 1 и 4 статьи 8 названного Федерального закона обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено названным Федеральным законом.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что в судебном заседании нашел свое подтверждение факт бездействия со стороны ответчиков, выразившегося в не проведении специальной оценки условий труда в войсковой части №, в результате которого нарушены трудовые права кладовщика - 14 единиц.
Отсутствие специальной оценки условий труда может повлечь за собой неблагоприятные последствия в связи с отсутствием у работника достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов.
Кроме того, не проведение специальной оценки условий труда может лишить данного работника, работающего в войсковой части, уволенного, либо вновь принятого, на получение дополнительных льгот, связанных с работой, возможно с вредными и опасными условиями труда.
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона от 31.05.1996г. N 61-ФЗ "Об обороне" управление Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет Министр обороны Российской Федерации через Министерство обороны Российской Федерации. Таким образом, Министерство обороны Российской Федерации является работодателем в отношении работников воинских частей.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 29.12.2012г. N 3910 "О представителях Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих полномочия работодателя в отношении работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации" установлено, что представителями Министерства обороны Российской Федерации в отношении работников воинских частей в соответствии со статьей 20 Трудового кодекса Российской Федерации являются, в том числе, командиры воинских частей в отношении работников подчиненных воинских частей.
Вместе с тем, Министерство обороны Российской Федерации для исполнения некоторых своих функций, в частности для реализации обеспечения поддержания постоянной боевой и мобилизационной готовности формирований военного округа и подразделяй, не входящих в его состав, но состоящих при нем на обеспечении, и осуществления управленческих, обеспечивающих и иных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации, создало ФКУ "<данные изъяты>" и делегировало созданному учреждению часть своих полномочий.
Указанные действия произведены в соответствии с перечисленными нормами закона с учетом специфики правоотношений в сфере военного управления.
В силу п.28 Типового общего положения о Федеральном казенном учреждении «Управление объединения (управление соединения, воинская часть) Вооруженных сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 29.07.2011г. N 1290 «Об утверждении типового общего положения о Федеральном казенном учреждении «Управление объединения (управление соединения, воинская часть) Вооруженных сил Российской Федерации» и типового положения о филиале «Войсковая часть 00000» Федерального казенного учреждения «Управление объединения (управление соединения, воинская часть) Вооруженных сил Российской Федерации» учреждение имеет право: заключать от имени Российской Федерации государственные контракты, иные договоры, подлежащие исполнению за счет бюджетных средств, в пределах доведенных Учреждению лимитов бюджетных обязательств с учетом принятых и неисполненных обязательств; размещать заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном в Министерстве обороны Российской Федерации; осуществлять иные права по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 18 Положения о ФКУ "<данные изъяты>", утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 11.12.2014г. №902, учреждение создано для обеспечения постоянной боевой и мобилизационной готовности Черноморского флота и осуществления управленческих, обеспечивающих и иных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Соответственно, обязанность по исполнению запроса командира в/ч № о размещении заказа на выделение денежных средств на проведение специальной оценки условий труда в войсковой части путем заключения государственного контракта и оплата указанных услуг лежит на ФКУ "<данные изъяты>» как на юридическом лице, на которого такая обязанность прямо возложена Министерством обороны Российской Федерации в соответствии с Общим Положением о ФКУ "<данные изъяты>".
Из вышеуказанного следует, что решение вопроса финансового обеспечения предупредительных мер по охране труда, возможно осуществить путем заключения государственного контракта на оплату указанных услуг юридическим лицом - ФКУ "<данные изъяты>" на территории и в составе которого находятся воинские части (учреждения, организации).
Таким образом, доводы представителя ответчика ФКУ «<данные изъяты>» о неправомерности требования о возложении на ФКУ обязанности по проведению специальной оценки условий труда суд считает несостоятельным.
В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя содержания в/ч № также несет и федеральный орган исполнительной власти- Министерство обороны Российской Федерации.
Функция обеспечения финансирования по коду бюджетной классификации № является прерогативой Министерства обороны Российской федерации.
В соответствии с Положением о Министерства обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 16.08.2004г. №1082, Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Согласно п.45 Данного Положения, Министерство обороны Российской Федерации организует оперативное, техническое, тыловое и финансовое обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации.
Таким образом, судом с достоверностью установлено, что с момента создания войсковой части № и до настоящего времени специальная оценка условий труда в отношении рабочего места – кладовщика - 14 единиц не проведена, в результате чего были нарушены трудовые права работников, при этом на момент рассмотрения дела в суде указанная единица была занята.
Оценивая сложившиеся между сторонами правоотношения, а также исходя из взаимосвязанных положений трудового законодательства и норм специального действия, регламентирующих порядок производства специальной оценки условий труда, суд находит достаточные правовые основания для удовлетворения исковых требований.
По общему правилу, в соответствии с ч. 4 ст. 8 ФЗ "О специальной оценке условий труда" специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
Анализ положений закона позволяет сделать вывод, что оценка условий труда работодателем может не проводиться в течение пяти лет только в отношении тех рабочих мест, которые были аттестованы в соответствии с ранее действовавшим законодательством.
При этом, доказательств, того что ранее была проведена аттестация рабочих мест - кладовщика - 14 единиц, не имеется. Соответственно, пятилетний срок, на который может быть отложена специальная оценка условий труда, а также срок, предусмотренный ч. 6 ст. 27 ФЗ "О специальной оценке условий труда", в данном случае применению не подлежит.
Положения ч. 6 ст. 27 Закона N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" в силу части 4 этой же статьи распространяются только на тех работодателей, которые до дня вступления в силу указанного закона, т.е. до 01.01.2014г., провели аттестацию рабочих мест по условиям труда.
Учитывая, что ответчики не проводили аттестацию рабочих мест в соответствии с нормативно-правовыми актами, действовавшими до дня вступления в силу Федерального закона N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" и не производили специальную оценку условий труда в соответствии с названным законом, исковые требования военного прокурора – войсковой части № подполковника юстиции ФИО5 к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению «Управление Черноморского флота», войсковой части № о возложении обязанности по организации и проведению специальной оценки условий труда подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь, ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования военного прокурора – войсковой части № подполковника юстиции ФИО5 к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению «<данные изъяты>», войсковой части № о возложении обязанности по организации и проведению специальной оценки условий труда - удовлетворить.
Возложить обязанность на Министерство обороны Российской Федерации, Федеральное казенное учреждение «<данные изъяты>», войсковую часть № в лице командира части, организовать и провести в войсковой части № специальную оценку условий труда в отношении рабочего места кладовщика - 14 единиц, в месячный срок со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым в течение месяца путем подачи жалобы через Евпаторийский городской суд.
Судья А.И. Лантратова