РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 декабря 2017 года город Самара
Самарский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего Голенко М.Е., при секретаре Бочарове Я.Ю., с участием представителя Федерального казенного учреждения «Единый расчётный центра Министерства обороны Российской Федерации» (далее - ФКУ «ЕРЦ МО РФ») Сорокина А.Ю., ответчика Жомова В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению представителя ФКУ «ЕРЦ МО РФ» о взыскании с бывшего военнослужащего войсковой части № <данные изъяты> запаса Жомова <данные изъяты> в пользу ФКУ «ЕРЦ МО РФ» излишне выплаченных денежных средств в размере 14137 рублей,
установил:
Представитель ФКУ «ЕРЦ МО РФ» обратился в суд с исковым заявлением о взыскании с бывшего военнослужащего войсковой части № <данные изъяты> запаса Жомова <данные изъяты> в пользу ФКУ «ЕРЦ МО РФ» излишне выплаченных денежных средств в размере 14137 рублей.
В обоснование своих требований истец указал, что Жомов проходил военную службу по контракту в войсковой части 34244 в должности старшего специалиста СПС поста специальной связи службы защиты <данные изъяты> <данные изъяты> штаба.
В соответствии с приказом командира войсковой части № от 25 декабря 2014 года № 17 Жомов, сдавший дела и должность 30 ноября 2014 года, уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями и исключён из списков личного состава воинской части с 31 января 2015 года.
За декабрь 2014 года ФКУ «ЕРЦ МО РФ» Жомову были излишне начислены денежные средства в виде:
- ежемесячной надбавки за работу со сведениями, составляющими <данные изъяты> в размере 3750 рублей;
- процентной надбавки за стаж работы в структурных подразделениях по защите <данные изъяты> в размере 2250 рублей;
- ежемесячной надбавки за стаж работы в <данные изъяты> в размере 4500 рублей;
- премия за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей в размере 5750 рублей.
С учётом удержанного налога, Жомову было перечислены денежные средства в размере 14137 рублей, право, на которые он не имел.
В связи с этим представитель ФКУ «ЕРЦ МО РФ» просит взыскать с Жомова в пользу указанного учреждения денежные средства в размере 14137 рублей.
В судебном заседании представитель истца - Сорокин, исковые требования поддержал, просил удовлетворить их в полном объёме. В обоснование своей позиции дополнил, что с 01 декабря 2014 года ответчик должностные обязанности не исполнял, а взыскиваемые денежные средства выплачиваются лишь лицам, находящимся на соответствующих должностях.
В судебном заседании ответчик Жомов требования истца не признал, просил отказать в их удовлетворении в полном объёме, при этом пояснил, что в связи с проведением организационно-штатных мероприятий воинской части, изъявил желание уволиться с военной службы. После чего, 30 ноября 2014 года он сдал дела и должность, должностные обязанности более не исполнял и не знал о излишне начисленных денежных средствах. При этом Жомов указал, что каких-либо виновных действий для получения указанных выплат он не совершал.
Заслушав объяснения сторон, исследовав представленные и имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований в полном объёме по следующим основаниям.
Так, из выписки из приказа командира войсковой части № от 28 января 2015 года № усматривается, что приказом командира войсковой части № от 25 декабря 2014 года № Жомов, сдавший дела и должность 30 ноября 2014 года, уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями и исключён из списков личного состава воинской части с 31 января 2015 года.
Согласно расчётному листку за декабрь 2014 года на имя Жомова, в указанном месяце ему были начислены следующие виды выплат: оклад по воинскому званию; оклад по воинской должности; ежемесячная надбавка за выслугу лет; ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими <данные изъяты> <данные изъяты>; процентная надбавка за стаж работы в структурных подразделениях по защите <данные изъяты> <данные изъяты>; ежемесячная надбавка за стаж работы в шифровальных органах и премия за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей, которые после удержания с них налога были выплачены Жомову в общей сумме 37149 рублей.
Перевод указанных денежных средств Жомову подтверждается копией исследованного в судебном заседании реестра на зачисление денежных средств на карточные счета работников предприятия от 22 декабря 2014 года № и заявкой на кассовый расход от 22 декабря 2014 года №, а также не оспаривался ответчиком.
В соответствии со статьёй 3 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 года №53-ФЗ правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 1 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Военнослужащие обладают правами и свободами гражданина с некоторыми ограничениями, установленными настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами. На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооружённой защите и вооружённая защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации.
Статьёй 12 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» установлено, что военнослужащие обеспечиваются денежным довольствием в порядке и в размерах, установленных Федеральным законом от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и нормативными правовыми актами иных федеральных государственных органов.
В соответствии с пунктом 32 статьи 2 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» порядок обеспечения военнослужащих денежным довольствием определяется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Пунктом 2 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации, утверждённого приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 № 2700 (далее - Порядок) установлено, что денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащих, и из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
Денежное довольствие военнослужащим выплачивается по месту их военной службы либо перечисляется на указанный военнослужащим счёт в банке на условиях, определённых в Министерстве обороны Российской Федерации.
По решению Министра обороны Российской Федерации денежное довольствие может выплачиваться через Федеральное казённое учреждение «Единый расчётный центр Министерства обороны Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 38 Порядка, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячные дополнительные выплаты выплачиваются со дня вступления в исполнение обязанностей по воинской должности и по день освобождения от исполнения обязанностей по занимаемой воинской должности, а в случае проведения организационно-штатных мероприятий - по день освобождения от исполнения обязанностей по занимаемой воинской должности (сдачи дел и должности).
Пунктом 154 Порядка военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, при сокращении занимаемых ими воинских должностей, снижении воинских званий, предусмотренных по занимаемым ими воинским должностям, а также в случаях, предусмотренных подпунктом "а" пункта 4 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237, со дня окончания организационно-штатных мероприятий, указанного в правовом акте Министерства обороны о проведении этих организационно-штатных мероприятий, и до дня вступления в исполнение обязанностей по воинским должностям в связи с их назначением на другие воинские должности, возложением на них временного исполнения обязанностей по вакантным воинским должностям или увольнения с военной службы денежное довольствие выплачивается в порядке, установленном пунктами 152 - 153 Порядка.
В соответствии с пунктом 152 Порядка, за период нахождения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в распоряжении командира (начальника) ему выплачиваются оклад по воинскому званию, оклад по последней занимаемой воинской должности и ежемесячная надбавка за выслугу лет.
Согласно пункта 6 Порядка денежное довольствие, выплаченное в порядке и размерах действовавших на день выплаты, возврату не подлежит, если право на него полностью или частично военнослужащим впоследствии утрачено, кроме случаев возврата излишне выплаченных сумм вследствие счётных ошибок.
Таким образом, выплаты военнослужащему, произведённые сверх установленных законом, не предусмотренные действующим законодательством, не могут признаваться действительными, как следствие - должны быть исключены из ранее произведённых начислений.
Согласно части 1 статьи 1102 ГК Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счёт другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретённое или сбережённое имущество (неосновательное обогащение).
Статья 1102 ГК Российской Федерации, по своему смыслу, даёт определение понятия неосновательного обогащения и устанавливает условия его возникновения. Обязательства из неосновательного обогащения возникают при наличии трёх условий, а именно: имело место приобретение или сбережение имущества (увеличение стоимости собственного имущества приобретателя); приобретение или сбережение произведено за счёт другого лиц (за чужой счёт) и третьим необходимым условием является отсутствие правовых оснований, а именно приобретение или сбережение имущества одним лицом за счёт другого не основано ни на законе (иных правовых актах), ни на сделке, прежде всего договоре, т.е. происходит неосновательно.
Отношения между органами военного управления и военнослужащими регламентируются специальным законодательством - нормами военного, а не трудового права, что также закреплено пунктом 8 статьи 11 Трудового кодека Российской Федерации.
Как усматривается из расчётного листа за январь 2015 года, за указанный месяц Жомову было перечислено денежное довольствие, из которого спорные выплаты были исключены. Вместе с тем, согласно его пояснениям в судебном заседании с начисленным размером денежных средств он был согласен и их снижение не обжаловал.
Исходя из того, что Жомов с 30 ноября 2014 года сдал дела и должность и фактически не исполнял должностные обязанности, чего не отрицал и сам ответчик, суд приходит к выводу, что спорные выплаты, перечисленные ФКУ «ЕРЦ МО РФ» на расчётный счёт Жомова, которыми тот распорядился по своему усмотрению, ему были не положены и, являются, по сути, неосновательным обогащением, подлежащим взысканию с него в пользу истца, в том числе, и в соответствии со ст. 1102 ГК Российской Федерации.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований на общую сумму 14137 рублей.
Разрешая вопрос о возмещении судебных расходов, суд исходит из следующего.
На основании ч. 1 ст. 103 ГПК Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец освобождён, взыскивается с ответчика, не освобождённого от уплаты государственной пошлины в соответствующий бюджет.
Согласно положений абзаца 2 п. 1 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска до 20 000 государственная пошлина уплачивается в размере 4-х процента суммы иска, но не менее 400 рублей.
Из положений ст. 98 ГПК Российской Федерации усматривается, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что с ответчика в доход соответствующего бюджета необходимо взыскать 565 рублей.
Руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК Российской Федерации, военный суд
решил:
Исковое заявление Федерального казённого учреждения «Единый расчётный центра Министерства обороны Российской Федерации» о взыскании с бывшего военнослужащего войсковой части № <данные изъяты> запаса Жомова <данные изъяты> в пользу ФКУ «ЕРЦ МО РФ» излишне выплаченных денежных средств в размере 14137 рублей, удовлетворить.
Взыскать с Жомова <данные изъяты> в пользу Федерального казённого учреждения «Единый расчётный центра Министерства обороны Российской Федерации» денежные средства в размере 14137 (четырнадцать тысяч сто тридцать семь) рублей.
Взыскать с Жомова <данные изъяты> в бюджет городского округа Самара Самарской области денежные средства в размере 565 (пятьсот шестьдесят пять) рублей, в счёт возмещения судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины, от уплаты которой истец освобождён.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Приволжский окружной военный суд через Самарский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме 15 декабря 2017 года.