Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-3764/2021 ~ М-3375/2021 от 27.08.2021

63RS0039-01-2021-005324-62

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

27 сентября 2021 года                            <адрес>

<адрес> районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Ретиной М.Н.,

при секретаре Тимошенко Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело а-3764/2021 по административному исковому заявлению Власа Н. П. к Департаменту градостроительства <адрес> о признании распоряжения незаконным, обязании устранить нарушения,

установил:

Влас Н.П. обратился в суд с административным иском к Департаменту градостроительства г.о. <адрес> об оспаривании распоряжения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, указав в обоснование, что является собственником земельного участка площадью 600 кв.м с кадастровым номером <адрес> по адресу: <адрес>, Ракитовский массив – (18км), по ул. «Третья», от завода «Гидроавтоматика», участок . С целью заключения соглашения о перераспределении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 166 кв.м, и земельного участка, находящегося в частной собственности, он обратился к Главе г.<адрес>. Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ №РД-1239 в заключении соглашения о перераспределении земельных участков отказано со ссылкой на то, что земельный участок, образуемый в результате перераспределения, расположен на ориентировочном расстоянии 23 метров от земельного участка с кадастровым номером <адрес> с видом разрешенного использования "для размещения коммунальных, складских объектов", а также на расстоянии 45 метров от земельного участка с кадастровым номером <адрес> Кроме того, на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена по данным ИСОГД расположено строение, данные о правообладателях на объекты недвижимости в ЕГРН отсутствуют. Полагает, что оспариваемое распоряжение противоречит действующему земельному законодательству и нарушает его права.

Ссылаясь на изложенное, административный истец просит признать не соответствующим закону и нарушающими его законные интересы распоряжение Департамента градостроительства городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № РД-1239; обязать Департамент градостроительства городского округа <адрес> утвердить схему расположения земельного участка согласно схеме расположения земельного участка образованного путем перераспределения, на кадастровом плане территории, приложенной Влас Н.П. к заявлению о перераспределении земельных участков, в срок не позднее 30 календарных дней с момента вступления решения по настоящему исковому заявлению в законную силу. Обязать Департамент градостроительства г.<адрес> направить Влас Н.П. решение об утверждении схемы расположения земельного участка и утвержденную схему расположения земельного участка.

В судебном заседании представитель административного истца требования поддержал по изложенным в иске основаниям, пояснил, что сведения об утверждении санитарно-защитной зоны на тех участках, которые указаны Департаментом градостроительства <адрес> отсутствуют, в выписках ЕГРН ограничения в виде установленных санитарно-защитных зон в отношении земельных участков и .

Представитель Департамента градостроительства <адрес> просила в иске отказать, по основаниям, изложенным в отзыве.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).

Статья 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.

Так, подпунктом 3 пункта 1 указанной статьи предусмотрено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, допускается при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, урегулирован статьей 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 8 которой уполномоченный орган по результатам рассмотрения заявления о перераспределении совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 названной статьи.

Из системного анализа приведенных норм следует, что для решения вопроса о правомерности перераспределения земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, необходимо установление не только оснований для такого перераспределения, то есть наличие предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации обстоятельств, но и отсутствие оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении, перечисленных в пункте 9 статьи 39.29 того же Кодекса.

Пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен закрытый перечень оснований для принятия уполномоченным органом решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. При этом решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа (пункт 10 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации).

Из материалов дела следует, что административному истцу принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 600 кв.м с кадастровым номером по адресу: <адрес>, Ракитовский массив – (18 км), по ул. «Третья», от завода «Гидроавтоматика», участок , вид разрешенного использования: не указан.

ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в уполномоченный орган с заявлением о перераспределении земель (земельного участка), государственная собственность на которые не разграничена, площадью 166 кв.м и земельного участка, принадлежащего ему на праве собственности, согласно схеме расположения земельных участков на кадастровом плане территории, изготовленной кадастровым инженером Тевеляевой О.В. В результате перераспределения образуется земельный участок площадью 766 кв.м.

Распоряжением Департамента градостроительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №РД-1239 в заключении соглашения о перераспределении земельных участков отказано на основании подп.11 п.9 ст.39.29 Земельного кодекса РФ в связи с тем, что земельный участок, образуемый в результате перераспределения, расположен на ориентировочном расстоянии 23 метров от земельного участка с кадастровым номером с видом разрешенного использования "для размещения коммунальных складских объектов", на расстоянии 45 метров от земельного участка с кадастровым номером

Согласно выписке из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером , принадлежащий на праве собственности Водянову Н.А., площадью 628 кв.м, имеет вид разрешенного использования – для размещения коммунальных, складских объектов.

Согласно выписке из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 63:01:0256002:32, принадлежащий на праве собственности Водянову Н.А., площадью 649 кв.м, имеет вид разрешенного использования – склады.

Подпункт 11 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ предусматривает, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 поименованного кодекса.

Одним из оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам (подпункт 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ).

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства, что закреплено пунктом 2 статьи 11.10 ЗК РФ.

Как указано в пункте 6 статьи 11.9 ЗК РФ, образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные названным кодексом, другими федеральными законами.

Пунктами 1 и 2 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон должны соблюдаться санитарные правила.

Требования к размеру санитарно-защитных зон, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и (или) их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству определены СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (далее - СанПиН).

Согласно разделу VII СанПиН для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека, в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств устанавливаются ориентировочные размеры санитарно-защитных зон. Конкретные размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны.

Установление, изменение размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности, размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя (пункты 4.2, 4.3 СанПиН).

Санитарно-защитные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к зонам с особыми условиями использования территорий (пункт 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации) и отображаются на картах генерального плана муниципального образования в составе материалов по его обоснованию (пункт 7 части 8 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Характеристики зон с особыми условиями использования территорий включаются в положение о территориальном планировании генерального плана в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением объектов местного значения (пункт 1 части 4 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также в материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме, если установление таких зон требуется в связи с размещением объектов федерального, регионального или местного значения (пункты 4 и 5 части 7 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Границы зон с особыми условиями использования территорий в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования, входящей в состав правил землепользования и застройки, а также могут отображаться на отдельных картах (часть 5 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Из анализа положений названных нормативных правовых актов следует, что отображению в документах территориального планирования и градостроительного зонирования подлежат зоны с особыми условиями использования территории, которые установлены с соблюдением требований соответствующего законодательства.

Государственные информационные системы обеспечения градостроительной деятельности представляют собой информационные системы, содержащие сведения, документы, материалы о развитии территорий, об их застройке, о существующих и планируемых к размещению объектах капитального строительства и иные необходимые для осуществления градостроительной деятельности сведения, целью ведения которых является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной деятельности (части 1 и 3 статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Из представленной выписки и выкопировки из ИСОГД <адрес> следует, что в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара не содержится сведений о расположении испрашиваемого земельного участка в санитарно-защитной зоне складов и складских объектов и об ограничениях в использовании земельного участка в связи с наличием такой зоны.

Доказательства установления санитарно-защитной зоны для земельного участка с кадастровым номером в соответствии с требованиями градостроительного и санитарно-эпидемиологического законодательства, а также расположения испрашиваемого земельного участка с такой зоне, в материалы дела не представлены.

Территориальная близость испрашиваемого земельного участка к земельному участку со складским объектом сама по себе не является основанием для ограничений в использовании земельного участка.

Кроме того, основанием для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков является наличие в топографических материалах Департамента сведения о нахождении на испрашиваемом земельном участке строения.

Из заключения кадастрового инженера О.В. Тевеляевой, которая осуществляла выезд на земельный участок для составления схемы расположения земельного участка, и фотоматериалов следует, что на перераспределяемом к земельному участку земельном участке площадью 166 кв.м. объекты капитального строительства отсутствуют.

Таким образом, утверждение административного ответчика о том, что на истребуемом земельном участке существует какое-либо строение доказательствами не подтверждено.

В связи с изложенным суд приходит к выводу, что оспариваемое распоряжение административного ответчика от Самара от ДД.ММ.ГГГГ №РД-1239 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков по приведенным в нем основаниям не соответствует закону и нарушает права и законные интересы административного истца, в связи с чем требования последнего о признании распоряжения незаконным являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В случае признания решения, действия (бездействия) незаконными на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность в течение определенного судом срока принять решение по конкретному вопросу, совершить определенные действия либо иным способом устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца (статья 227 КАС РФ).

Учитывая, что судебные акты не могут подменять собой решения органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам, отнесенным к их компетенции, когда на эти органы законом прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений, надлежащим способом восстановления нарушенных прав административного истца в рассматриваемом случае является возложение на административного ответчика обязанности заново рассмотреть заявление о перераспределении земельных участков. С учетом установленного п. 8 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ срока рассмотрения заявления возложенная обязанность должна быть исполнена административным ответчиком в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Власа Н. П. к Департаменту градостроительства городского округа <адрес> удовлетворить частично.

Признать незаконным распоряжение Департамента градостроительства городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №РД-1239 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков незаконным.

Обязать Департамент градостроительства городского округа <адрес> в течение 30 дней после вступления судебного решения в законную силу заново рассмотреть заявление Власа Н. П. о перераспределении земельных участков.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам <адрес> областного суда через <адрес> районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                подпись            М.Н. Ретина

Копия верна.

Судья:

2а-3764/2021 ~ М-3375/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Влас Н.П.
Ответчики
Департамент градостроительства г.о. Самара
Другие
Кедрин Н.С.
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Ретина М. Н.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
27.08.2021Регистрация административного искового заявления
27.08.2021Передача материалов судье
31.08.2021Решение вопроса о принятии к производству
31.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.08.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
15.09.2021Предварительное судебное заседание
27.09.2021Судебное заседание
08.10.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.11.2021Дело оформлено
18.11.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее