Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-162/2015 от 24.06.2015

Дело № 12–162/2015

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

28 июля 2015 г. г. Смоленск

Судья Смоленского районного суда Смоленской области Петроченко Ю.А.,

при секретаре Кадрове И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Прыгунова С.А., __..__..__, уроженца <адрес>, проживающего по адресу: <адрес>, работающего директором ООО «Рэната», на постановление Главного государственного инспектора Смоленского и Монастырщинского районов по пожарному надзору от __..__..__ о привлечении Прыгунова С.А. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.4 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением Главного государственного инспектора Смоленского и Монастырщинского районов по пожарному надзору Копачёва А.В. от __..__..__ директор ООО «Рэната» Прыгунов С.А. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.4 КоАП РФ, и ему назначено наказанию виде административного штрафа в размере <данные изъяты>.

Прыгуновым С.А. подана жалоба, в которой просит признать незаконным и отменить указанное постановление должностного лица, производство по делу прекратить.

В обоснование доводов указывает, что является арендатором торгового места, общей площадью <данные изъяты>., расположенного в помещении торгового центра, находящегося по адресу: <адрес>. Данное помещение представляет собой единый одноэтажный зал, имеющий <данные изъяты> выхода, пол и стены которого выполнены из негорючих материалов, а именно пол покрыт плиткой, стены выложены из блоков, оштукатурены и окрашены негорючей краской. Помещение оборудовано охранно-пожарной сигнализацией, по периметру помещения имеются огнетушители. Все это выполнено собственниками помещения.

__..__..__ в Торговый центр прибыла проверка, состоящая из представителей прокуратуры, Госпожнадзора и других лиц. Представитель собственников торгового центра при проверке не присутствовал.

В ходе проверки в торговой точке были выявлены недочёты: отсутствие подписи одного продавца в журнале вводного противопожарного инструктажа, отсутствие огнетушителя в месте, где он находился с информационной табличкой. Прыгунов С.А. был приглашен в прокуратуру Смоленского района, где ему пояснили, что он совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.20.4 КоАП РФ, нарушив п.п.3 и 480 Правил противопожарного режима в РФ (утв.Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г.) №390)

Вместе с тем при заключении договора аренды торгового места собственники помещения разъясняли, что на торговом месте заявитель не должен пользоваться открытым огнем, использовать для отопления приборы неустановленных образцов, не закрывать огнетушители, не использовать в иных целях и не повреждать линии охранно-пожарной сигнализации.

Прыгунов С.А. полагает, что неуведомление его о дате проведения проверки лишило заявителя права давать соответствующие пояснения по ходу проверки, приводить аргументы в свою защиту. Это произошло по вине проверяющих, которые нарушили требования ФЗ РФ от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в частности п.12 ст.9 и п.16 ст.10 вышеназванного закона.

В судебном заседании Прыгунов С.А. доводы жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям, пояснив, что отмеченные в ходе прокурорской проверки недостатки были им устранены в тот же день.

Помощник прокурора Смоленского района Солдатова Н.А., инспектор ОНД Смоленского и Монастырщинского районов по пожарному надзору Ключникова К.В. просили отказать в удовлетворении жалобы, указав на законность привлечения Прыгунова С.А. к ответственности и соблюдения порядка привлечения.

Помощник прокурора Смоленского района Солдатова Н.А. также пояснила, что в журнале регистрации вводного противопожарного инструктажа ООО «Рэната», директором которого является Прыгунов С.А., отсутствовали подписи не одного, а всех работников Общества, что было отражено в акте проверки от __..__..__.

Заслушав участников производства по делу об административном правонарушении, исследовав письменные материалы дела, судья приходит к следующим выводам:

в соответствии с ч.1 ст.20.4. КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

В соответствии с ч.2 ст.20.4. КоАП РФ те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, -

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Отношения в области обеспечения пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности, строительными нормами и правилами.

В части 1 статьи 38 Федерального закона N 69-ФЗ установлено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.

Под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом (статья 1 Закона N 69-ФЗ).

На основании статьи 20 Закона N 69-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 утверждены Правила о противопожарном режиме в Российской Федерации, которые содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.

В соответствии с пунктом 3 Правил N 390 лица допускаются к работе на объекте только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности. Обучение лиц мерам пожарной безопасности осуществляется путем проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума. Порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума определяются руководителем организации. Обучение мерам пожарной безопасности осуществляется в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности.

Согласно пункту 31 Норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций", утвержденных приказом МЧС РФ от 12.12.2007 N 645 (далее - Нормы пожарной безопасности) руководители, специалисты и работники организаций, ответственные за пожарную безопасность, обучаются пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, в части противопожарного режима, пожарной опасности технологического процесса и производства организации, а также приемов и действий при возникновении пожара в организации, позволяющих выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре.

В соответствии с пунктом 4 Норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций" основными видами обучения работников организаций мерам пожарной безопасности являются противопожарный инструктаж и изучение минимума пожарно-технических знаний.

Как следует из материалов дела __..__..__ проведенной прокуратурой Смоленского района Смоленской области проверкой соблюдения требований пожарной безопасности в торговом центре «Смоленский», расположенном по адресу: <адрес>, выявлены нарушения директором ООО «Рэната» Прыгуновым С.А. обязательных требований пожарной безопасности, а именно: являясь арендатором торгового места, общей площадью <данные изъяты> в вышеуказанном торговом доме, директор Общества не обеспечил проведение противопожарного инструктажа с работниками, что было отмечено в акте проверки. Также в ходе проверки указано на отсутствие таблички огнетушителя и его расположение на уровне выше <данные изъяты> (л.д.21), чем нарушены пункты 3 и 480 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390).

В соответствии с п.480 вышеуказанных Правил огнетушители, размещенные в коридорах, проходах, не должны препятствовать безопасной эвакуации людей. Огнетушители следует располагать на видных местах вблизи от выходов из помещений на высоте не более <данные изъяты>.

Как пояснил в судебном заседании Прыгунов С.А., огнетушитель был временно переставлен во время уборки помещения, а затем возвращен на место с табличкой.

По результатам проверки постановлением заместителя прокурора Смоленского района Смоленской области от __..__..__ в отношении Прыгунова С.А. возбуждено дело об административном правонарушении по ч.2 ст.20.4 КоАП РФ, которое направлено для рассмотрения в ОНД Смоленского и Монастырщинского районов.

Постановлением Главного государственного инспектора Смоленского и Монастырщинского районов по пожарному надзору от __..__..__ директор ООО «Рэната» Прыгунов С.А. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.4 КоАП РФ с наложением административного штрафа в размере <данные изъяты> за нарушение пунктов 3 и 480 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 (л.д.5-7).

Согласно имеющегося в материалах дела договора аренды от __..__..__ ООО «Рэната» в лице директора Прыгунова С.А. является арендатором торгового места общей площадью <данные изъяты>, расположенного на территории Торгового центра «Смоленский» по адресу: <адрес> (л.д.8-10). По условиям данного договора ответственным за обеспечение пожарной безопасности на арендуемом месте является арендатор (п.3.2 договора).

В соответствии с Нормами пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций" противопожарный инструктаж проводится с целью доведения до работников организаций основных требований пожарной безопасности, изучения пожарной опасности технологических процессов производств и оборудования, средств противопожарной защиты, а также их действий в случае возникновения пожара (п.5).

Противопожарный инструктаж проводится администрацией (собственником) организации по специальным программам обучения мерам пожарной безопасности работников организаций (далее - специальные программы) и в порядке, определяемом администрацией (собственником) организации (далее - руководитель организации) (п.6).

При проведении противопожарного инструктажа следует учитывать специфику деятельности организации (п.7)..

Проведение противопожарного инструктажа включает в себя ознакомление работников организаций с:

правилами содержания территории, зданий (сооружений) и помещений, в том числе эвакуационных путей, наружного и внутреннего водопровода, систем оповещения о пожаре и управления процессом эвакуации людей;

требованиями пожарной безопасности, исходя из специфики пожарной опасности технологических процессов, производств и объектов;

мероприятиями по обеспечению пожарной безопасности при эксплуатации зданий (сооружений), оборудования, производстве пожароопасных работ;

правилами применения открытого огня и проведения огневых работ;

обязанностями и действиями работников при пожаре, правилами вызова пожарной охраны, правилами применения средств пожаротушения и установок пожарной автоматики (п.8)..

Согласно п.9 Норм по характеру и времени проведения противопожарный инструктаж подразделяется на: вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой.

О проведении вводного, первичного, повторного, внепланового, целевого противопожарного инструктажей делается запись в журнале учета проведения инструктажей по пожарной безопасности с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего (п.10).

Согласно п.11 Норм вводный противопожарный инструктаж проводится со всеми работниками, вновь принимаемыми на работу.

Первичный противопожарный инструктаж проводится непосредственно на рабочем месте (п.16).

Повторный противопожарный инструктаж проводится лицом, ответственным за пожарную безопасность, назначенным приказом (распоряжением) руководителя организации со всеми работниками, независимо от квалификации, образования, стажа, характера выполняемой работы, не реже одного раза в год, а с работниками организаций, имеющих пожароопасное производство, не реже одного раза в полугодие (п.22).

Отсутствие подписей работников ООО «Рэната» в журнале противопожарного инструктажа свидетельствует о его непроведении директором Общества.

Согласно п.19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №5 от 24.03.2005 г. «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена возможность привлечения к административной ответственности только за оконченное правонарушение.

Административное правонарушение считается оконченным с момента, когда в результате действия (бездействия) правонарушителя имеются все предусмотренные законом признаки состава административного правонарушения. В случае если в соответствии с нормативными правовыми актами обязанность должна быть выполнена к определенному сроку, правонарушение является оконченным с момента истечения этого срока.

Постановлением Администрации Смоленской области от __..__..__ на территории Смоленской области введен противопожарный режим (л.д.17-20).

Договор аренды торгового места в ТЦ «Смоленский» заключен ООО «Рэната» __..__..__ (л.д.8).

Таким образом, после заключения вышеуказанного договора аренды противопожарный инструктаж (первичный и повторный) необходимо было пройти до __..__..__, то есть до введения на территории Смоленской области противопожарного режима.

В силу ст. 1.7. КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

Согласно п.20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №5 от 24.03.2005 г. «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2013 N 40), несмотря на обязательность указания в протоколе об административном правонарушении наряду с другими сведениями, перечисленными в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, конкретной статьи КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающей административную ответственность за совершенное лицом правонарушение, право окончательной юридической квалификации действий (бездействия) лица КоАП РФ относит к полномочиям судьи.

Если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.

В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.

С учётом исследованных в судебном заседании доказательств и обстоятельств дела, судья находит, что производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.4 КоАП РФ в отношении директора ООО «Рэната» Прыгунова С.А.. подлежит прекращению за отсутствием состава административного правонарушения, а Прыгунов С.А. должен быть привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.

Доводы жалобы о допущенных при проверке нарушениях положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в части отсутствия уведомления индивидуального предпринимателя о начале проведения проверки являются несостоятельными, поскольку положения указанного Закона не применяются при осуществлении прокурорского надзора.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ __..__..__ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.2 ░░.20.4 ░░░░ ░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.1 ░░.20.4 ░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>.

░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░:

░░░░░░░░░░: ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░)

░░░░░ ░░░░░: 40101810200000010001

░░░░ ░░░░░░░░░░: ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░░░░░░░░

░░░ 046614001, ░░░░░░░ ░░░░ 04631784060

░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 6730054754, ░░░ 673001001

░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ 177 1 16 27000 01 60090 140

░░░ ░░░░░ 66701000

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░

12-162/2015

Категория:
Административные
Статус:
Изменено
Ответчики
Прыгунов Сергей Анатольевич
Суд
Смоленский районный суд Смоленской области
Судья
Петроченко Юрий Анатольевич
Дело на сайте суда
smol--sml.sudrf.ru
24.06.2015Материалы переданы в производство судье
28.07.2015Судебное заседание
05.08.2015Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
25.08.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.08.2015Направленная копия решения (определения) ВЕРНУЛАСЬ с отметкой о НЕВОЗМОЖНОСТИ ВРУЧЕНИЯ (п. 29.1 Пост. Пленума ВС от 19.12.2013 № 40)
11.09.2015Вступило в законную силу
11.09.2015Дело оформлено
30.07.2018Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее