Дело № 2-1601/2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Шатура Московской области 20 ноября 2013 года
Шатурский городской суд Московской области в составе:
председательствующего Жигаревой Е.А.,
при секретаре Былинкиной О.С.,
с участием заявителя Патлусова Д.Г., представителя заинтересованного лица Совета депутатов городского поселения Шатура по доверенности Беляева М.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Патлусова Д.Г. о признании недействующим Регламента Совета депутатов городского поселения Шатура в части,
установил:
Патлусов Д.Г. обратился в суд с заявлением о признании решения Совета депутатов городского поселения Шатура от ДД.ММ.ГГГГ № «О Регламенте Совета депутатов городского поселения Шатура» в части п. 4 ст. 17 незаконным, компенсации морального вреда, указывая, что оспариваемой нормой предусмотрено право представителей средств массовой информации, граждан присутствовать на заседании Совета депутатов при условии уведомления об этом председателя Совета или секретаря заседания Совета не позднее, чем за три дня до заседания. Указанное положение создает непреодолимые препятствия к осуществлению прав и свобод граждан, поскольку секретарь заседания назначается председательствующим из числа работников администрации городского поселения Шатура на каждое заседание, рабочего аппарата и помещения Совет депутатов не имеет, для организационно-технического обеспечения своей деятельности использует общий отдел администрации городского поселения, решение Совета о дате проведения заседания не публикуется. Оспариваемая норма противоречит требованиям ст. 48 ФЗ «О средствах массовой информации», а также нарушает права граждан на получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности органов местного самоуправления. В связи с несоблюдением процедуры по уведомлению о присутствии на 44-ом заседании Совета депутатов городского поселения Шатура, состоявшемся ДД.ММ.ГГГГ, его председатель ФИО5 в категорической форме потребовал от заявителя покинуть помещение, где проводилось заседание, при получении отказа высказал в его адрес оскорбление, что причинило заявителю нравственные страдания. Просит признать решение Совета депутатов городского поселения Шатура от ДД.ММ.ГГГГ № «О Регламенте Совета депутатов городского поселения Шатура» в части п. 4 ст. 17 незаконным, взыскать с Совета депутатов городского поселения Шатура компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб.
В судебном заседании заявитель Патлусов Д.Г. заявленные требования поддержал в полном объеме, дополнив, что не только как представитель СМИ, но и как гражданин имеет право на получение от органов местного самоуправления информации, затрагивающей его права и свободы. Оспариваемое положение Регламента препятствует доступу к получению информации о работе Совета депутатов городского поселения Шатура. С учетом уточнений от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ просит признать недействующим Регламент Совета депутатов городского поселения Шатура в части п. 4 ст. 17.
Представитель Совета депутатов городского поселения Шатура по доверенности Беляев М.П. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований. Оспариваемое положение Регламента считает законным, не нарушающим прав и свобод граждан, представителей средств массовой информации на получение информации о работе органов местного самоуправления.
Выслушав объяснения сторон, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст. 255 ГПК РФ).
Решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд.
Совет депутатов городского поселения Шатура является выборным представительным органом местного самоуправления городского поселения Шатура. Основной формой деятельности Совета депутатов являются заседания, которые созываются председателем Совета депутатов городского поселения Шатура согласно утвержденному Советом депутатов графику. Порядок созыва и проведения заседаний Совета депутатов городского поселения Шатура, продолжительность заседаний и иные положения, касающиеся организации работы Совета депутатов городского поселения Шатура, устанавливаются Регламентом Совета депутатов. Регламент принимается Советом депутатов, подписывается его председателем, принимается на срок полномочий Совета депутатов (ст. ст. 26, 27 Устава городского поселения Шатура Шатурского муниципального района Московской области).
В соответствии с п. 4 ст. 17 Регламента Совета депутатов городского поселения Шатура, принятым решением Совета депутатов городского поселения Шатура Шатурского муниципального района Московской области № № от ДД.ММ.ГГГГ, представители средств массовой информации, трудовых коллективов, общественных объединений, органов территориального общественного самоуправления, граждане имеют право присутствовать на открытых заседаниях Совета, уведомив об этом председателя Совета или секретаря заседания Совета не позднее, чем за 3 дня до заседания.
Согласно части 4 и 5 статьи 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.
В статье 1 ФЗ РФ от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» дано понятие информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, как информации (в том числе документированной), созданной в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления, либо поступившей в указанные органы и организации. К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные правовые акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления - муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности.
Присутствие граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления, на заседаниях коллегиальных государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления, а также на заседаниях коллегиальных органов государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления является способом обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (ст. 6 указанного Закона).
В соответствии со ст. 8 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации» граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.
Доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну) ограничен быть не может.
Патлусов Д.Г. является внештатным корреспондентом СМИ ООО «<данные изъяты>» (удостоверение - л.д. 27).
Редакция имеет право подать заявку в государственный орган, организацию, учреждение, орган общественного объединения на аккредитацию при них своих журналистов. Государственные органы, организации, учреждения, органы общественных объединений аккредитуют заявленных журналистов при условии соблюдения редакциями правил аккредитации, установленных этими органами, организациями, учреждениями. Аккредитовавшие журналистов органы, организации, учреждения обязаны предварительно извещать их о заседаниях, совещаниях и других мероприятиях, обеспечивать стенограммами, протоколами и иными документами, создавать благоприятные условия для производства записи. Аккредитованный журналист имеет право присутствовать на заседаниях, совещаниях и других мероприятиях, проводимых аккредитовавшими его органами, организациями, учреждениями, за исключением случаев, когда приняты решения о проведении закрытого мероприятия (ст. 48 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации»).
Представленная стороной заявителя в материалы дела заявка ООО «Фирма «Интеграл» на оповещение внештатного корреспондента Патлусова Д.Г. о датах проведения заседаний Совета депутатов не может быть принята судом во внимание, поскольку направлена в орган местного самоуправления ДД.ММ.ГГГГ, то есть после состоявшегося заседания Совета депутатов (л.д. 28).
Представители средств массовой информации, граждане имеют право присутствовать на открытых заседаниях Совета, уведомив об этом председателя Совета или секретаря заседания Совета не позднее, чем за 3 дня до заседания. Секретарь заседания Совета назначается из числа работников администрации городского поселения Председательствующим на каждое заседание. Функции председательствующего на заседаниях Совета выполняет председатель Совета. Для организационно-технического обеспечения своей деятельности Совет использует общий отдел администрации городского поселения Шатура (ст. ст. 5, 8, 10, 17 Регламента).
Из исследованной в судебном заседании видеозаписи установлено присутствие Патлусова Д.Г. в ходе заседания Совета депутатов, имевшего место ДД.ММ.ГГГГ, чем оспариваются доводы заявителя о наличии препятствий в получении информации о работе Совета депутатов.
Оспариваемое положение не нарушает прав и свобод Патлусова Д.Г. как гражданина и представителя средств массовой информации, не ограничивает его доступ к получению информации, а направлено на организацию и обеспечение заседаний Совета депутатов. Принято Советом депутатов в соответствии с федеральным законодательством, в пределах предоставленных полномочий.
Установив отсутствие нарушения каких-либо прав и свобод заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявления.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении заявления Патлусова Д.Г. о признании недействующим Регламента Совета депутатов городского поселения Шатура в части отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Шатурский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Е.А. Жигарева
Мотивированное решение составлено 22.11.2013
Председательствующий Е.А. Жигарева