Дело № 2-1848\2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 декабря 2017 года |
с. Долгодеревенское |
Сосновский районный суд Челябинской области в составе
председательствующего судьи |
Куценко Т.Н. |
при секретаре |
Закировой Н.А. Пономаревой Е.Е. |
С участием представителей истца Черняковой М.В. и третьего лица Платонова П.Н. – Бочаровой Ю.Г., Чернякова И.Н. (по доверенностям), представителя ответчика Булыщенко В.И. (по доверенности).
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Черняковой М.В. к Главному управлению лесами Челябинской области о восстановлении в Едином государственном реестре недвижимости сведений о государственном кадастровом учете земельных участков, признания права собственности на земельные участки, в границах ранее существовавших земельных участков,
У С Т А Н О В И Л:
Чернякова М.В. обратилась в суд с иском к Главному управлению лесами Челябинской области, с учетом уточнений просила:
- восстановить в Едином государственном реестре недвижимости сведения о государственном кадастровом учете земельного участка площадью 27 380 кв.м., расположенного АДРЕС, в границах ранее существовавшего земельного участка №, существовавших по состоянию на 20.09.2016г.;
- признать право собственности Черняковой М.В. на земельный участок площадью 27 380 кв.м., расположенного АДРЕС, в границах ранее существовавшего земельного участка №, существовавших по состоянию на 20.09.2016г.;
- восстановить в Едином государственном реестре недвижимости сведения о государственном кадастровом учете земельного участка площадью 17 900 кв.м., расположенного АДРЕС, в границах ранее существовавшего земельного участка №, существовавших по состоянию на 20.09.2016г.;
- признать право собственности Черняковой М.В. на земельный участок площадью 17 900 кв.м., расположенного АДРЕС, в границах ранее существовавшего земельного участка №, существовавших по состоянию на 20.09.2016г.;
- восстановить в Едином государственном реестре недвижимости сведения о государственном кадастровом учете земельного участка площадью 5 720 кв.м., расположенного АДРЕС, в границах ранее существовавшего земельного участка №, существовавших по состоянию на 20.09.2016г.;
- признать право собственности Черняковой М.В. на земельный участок площадью 5 720 кв.м., расположенного АДРЕС, в границах ранее существовавшего земельного участка №, существовавших по состоянию на 20.09.2016г.
В обоснование указано: что Платоновой В.Я. принадлежала на праве собственности доля (5,1 га) в общей долевой собственности на земельный участок из земель АОЗТ «Митрофановское». Выдел земельного участка в счет земельной доли был осуществлен в соответствии с требованиями ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
05.07.2011г. в отношении выделяемого земельного участка был осуществлен государственный кадастровый учет, участку присвоен кадастровый №, участок был отнесен к категории земельных участков сельскохозяйственного назначения. Право собственности Платоновой В.Я. на земельный участок с КН № 29.07.2011г.
08.08.2011г. между Платоновой В.Я. и Черняковой М.В. заключен договор купли-продажи указанного земельного участка.
Из земельного участка с КН № были образованы земельные участки с КН №, № и №, право собственности на которые зарегистрировано за Черняковой М.В. 14.01.2013г.
Прокурор Сосновского района обратился в суд с иском о признании недействительным выдела земельного участка с КН №, признании ничтожным договора купли-продажи земельного участка с КН №, заключенного 08.08.2011 года между Платоновой В.Я. и Черняковой М.В.; признании незаконным раздела указанного земельного участка, прекращении права собственности Черняковой М.В. на образованные земельные участки, исключении из ГКН сведений об участках, истребовании из незаконного владения Черняковой М.В. земельных участков с КН №, № и №. Решением Сосновского районного суда от 17.06.2016г. исковые требования прокурора оставлены без удовлетворения, встречные исковые требования Черняковой М.В, удовлетворены в полном объеме. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 20.09.2016г. решение Сосновского районного суда от 17.0-6.2016г. отменено, исковые требования прокурора Сосновского района удовлетворены в полном объеме.
Во исполнение апелляционного определения от 20.09.2016г. право собственности № М.В. на земельные участки с КН №, № и № было прекращено, сведения об участках исключены из ГКН.
Поскольку право собственности Черняковой М.В., ранее зарегистрированное на земельные участки сельскохозяйственного назначения, было прекращено на основании того, что данные земельные участки находятся в границах лесничества, данный факт имел место до принятия и вступления в силу Федерального закона от 29.07.2017г. № 280–ФЗ, который определил правила установления принадлежности земельного участка категории земель сельскохозяйственного назначения и лесного фонда, истец имеет право на признание в судебном порядке права собственности на принадлежавшие ей земельные участки.
В обоснование исковых требований ссылается на п.3 ст. 14 Федерального закона № 172-ФЗ с изменениями, внесенными Федеральным законом от 29.07.2017г. № 280-ФЗ и п.5 ст. 10 Федерального закона № 280-ФЗ.
Истица Чернякова М.В. и третье лицо Платонов П.Н. извещены, не явились, представили заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представители истицы и третьего лица Платонова П.Н. - Бочарова Ю.Г., Черняков И.Н. (по доверенностям л.д. 107-108 т. №1) исковые требования поддержали по указанным в иске основаниям.
Представитель ответчика Булыщенко В.И. (по доверенности) с иском не согласен, поле перерыва не явился, представил письменные возражений, а также документы, подтверждающие расположение спорных земельных участков на землях лесного фонда, поросших лесом.
Третье лицо Управление Росреестра, ТУ Росимущества по Челябинской области извещены, представители не явились.
На основании ч.1, 3 ст. 167 ГПК РФ судом определено о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела в полном объеме, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.
Из материалов дела суд установил следующее:
Постановлением главы Администрации Сосновского района от 31.12.1992г. совхоз «Митрофановский» был реорганизован в АОЗТ «Митрофановское».
01.07.2002г. АОЗТ «Митрофановское» реорганизовано в СПК «Митрофановское».
30.04.2006г. деятельность юридического лица СПК «Митрофановское» прекращена в связи с его ликвидацией на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства.
Согласно Государственному акту серии №, выданному АОЗТ «Митрофановское», на основании постановления главы администрации Сосновского муниципального района Челябинской области от 28 июня 1993 года №, от 05 декабря 2003 года № АОЗТ «Митрофановское» предоставлен земельный участок площадью 9 243 гектаров земель, в том числе в общую долевую собственность 7 929 гектаров, из них бесплатно 7 929 гектаров, бессрочное (постоянное) пользование 1 314 гектаров в границах, указанных в чертеже. Указанный Государственный акт зарегистрирован в Книге записей Государственных актов за номером 393.
Постановлением главы Администрации Сосновского района Челябинской области от 09.06.1994г. № был утвержден список собственников земельных долей АОЗТ «Митрофановское».
Платонова В.Я. являлась собственником земельной доли площадью 5,1 га в праве собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым №, расположенный АДРЕС, на основании Свидетельства о государственной регистрации права.
В соответствии с п. 1 ст. 13 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Порядок выдела земельного участка в счет земельной доли определен ст. 13 Федерального закона № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». В газете «Южноуральская панорама» и газете «Сосновская нива» были размещены объявления о проведении общего собрания по вопросу согласования местоположения границ выделяемого земельного участка, а также были опубликованы извещения о согласовании проектов межевания земельных участков, месте и порядке ознакомления с проектами межевания.
05.07.2011 года в отношении выделяемого земельного участка был осуществлен государственный кадастровый учет, земельному участку присвоен кадастровый №.
08.08.2011 года между Платоновой В.Я. и Черняковой М.В. был заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым №, из которого были образованы земельные участки с КН №, №, №.
Право собственности Черняковой М.В. на земельный участок с кадастровым номером 74:19:1104001:178 зарегистрировано 16.08.2011 года.
21.12.2012 года земельный участок с КН № был разделен на земельные участки:
- КН №, площадью 5720 кв.м., расположенный АДРЕС.
- КН №, площадью 27380 кв.м., расположенный АДРЕС.
- КН №, площадью 17900 кв.м., расположенный АДРЕС.
Право собственности Черняковой М.В. на земельные участки с КН №, №, № зарегистрировано 14.01.2013 года.
Прокурор Сосновского района обратился в суд с иском к Платоновой В.Я., Черняковой М.В. с учетом уточнений просил:
- признать недействительным выдел земельного участка с кадастровым номером №, площадью 51000 кв.м., расположенного АДРЕС в счет выделения земельной доли АОЗТ «Митрофановский»;
- признать ничтожным договор купли-продажи земельного участка с КН №, заключенного 08.08.2011 года между Платоновой В.Я. и Черняковой М.В.;
- признать незаконным раздел земельного участка с КН № на земельные участки с кадастровыми №, №, №;
- прекратить право собственности Черняковой М.В. на земельные участки с КН №, №, №;
- исключить из Единого государственного земельного кадастра записи о земельных записи о земельных участках с КН №, №, №;
- истребовать из незаконного владения Черняковой М.В. земельные участки с КН №, №, №.
В обоснование указал, что земельные участки с КН №, №, № были образованы из земельного участка с КН №, выделенного в счет земельной доли Платоновой В.Я., которая продала указанный участок Черняковой М.В., впоследствии данный участок был разделен на участки к КН №, №, №. Согласно материалов лесоустройства, описанию расположения, схеме лесничества, выписке из ЕГРП, указанный земельный участок расположен на землях лесного фонда – Кременкульского участкового лесничества ОГУ «Шершневское лесничество», право собственности на которые принадлежат Российской Федерации, земельные участки с КН №, №, № были образованы из земель лесного фонда Кременкульского участкового лесничества ОГУ Шершневское лесничество, право собственности на которые принадлежит Российской Федерации.
П.В.Я. умерла ДАТА, что подтверждает копия актовой записи о смерти № от 12.10.2015 года, выданная специализированным отделом ЗАГС Администрации г.Челябинска.
По сообщению нотариусов нотариального округа Сосновского муниципального района Челябинской области Б.О.Л.., С.В.А., Р.Н.В. после смерти П.В.Я., ДАТА г.р., умершей ДАТА., наследственное дело не заводилось.
Судом к участию в деле был привлечен сын П.В.Я. – Платонов П.Н., зарегистрированный по месту жительства по одному адресу с наследодателем.
При рассмотрении дела по иску прокурора Сосновского района по делу была назначена судебная землеустроительная экспертиза, проведение которой поручено эксперту Г.М.С. (ООО «Судебная экспертиза и оценка»).
Экспертом был проведен анализ материалов лесоустройства по Кременкульскому участковому лесничеству 1986 года и 1998 года.
По заключению эксперта Г.М.С. № от ДАТА:
Земельные участки с кадастровыми №, №, № полностью расположены в пределах границ земель АОЗТ «Митрофановское» в соответствии с проектом землеустройства АОЗТ «Митрофановский» 1993г.
Границы земельных участков с КН №, № № частично не налагаются на земли лесного фонда участкового лесничества ОГУ «Шершневское лесничество» по материалам лесоустройства 1998 и 1986 года, представленных ГУ Лесами по Челябинской области.
Эксперт указала, что в результате исследования ею установлено, что в сведениях о границах земель Государственного лесного фонда согласно сведениям Государственного фонда данных (Чертеж проекта, масштаба 1:10 000 (Проект землеустройства АОЗТ «Митрофановское» Сосновского района Челябинской области за 1993 года) и в сведениях о границах земель лесного фонда согласно материалам лесоустройства 1986 и 1998 года имеются противоречия.
Согласно материалам лесоустройства 1986 и 1998 год в границы земель лесного фонда включена территория, расположенная с западной стороны исследуемых земельных участков и обозначенная как пастбища.
Экспертом были приведены параметры наложения на земли лесного фонда за исключением данной территории.
В связи с доводами представителя истца о том, что эксперт необоснованно не включила в состав лесного фонда выдел № квартала № планшета № лесоустройства 1986 года, где расположен скотопрогон, на который налагаются частично каждый из трех образованных участков, в адрес эксперта были направлены таксационные описания Челябинского мехлесхоза 1986г. и 1998г., копия планшета №.
Из письменных пояснений эксперта следует, что при составлении заключения эксперта № от 22.01.2015г. экспертом установлено, что согласно условным обозначениям Чертежа проекта, масштаба 1:10000 (Проект землеустройства (перераспределения земель) АОЗТ «Митрофановское» Сосновского района Челябинской области за 1993 год) 6 и 13 контуры участка с КН №, 5 контур участка с КН №, 4 и 7 контуры участка с КН № частично расположены на территории, занятой пастбищем, что соответствует фактическому использованию. При этом, расположение территории, обозначенной как пастбища, в пределах которой частично расположены 6 и 13 контуры участка с КН №, 5 контур участка с КН №, 4 и 7 контуры участка с КН № соответствует расположению выдела № квартала № согласно Планшету № Кременкульского участкового лесничества 1986 года, входящего в состав лесного фонда. Таким образом, 6 и 13 контуры участка с КН №, 5 контур участка с КН №, 4 и 7 контуры участка с КН № находятся на землях лесного фонда исходя из обозначений выделов согласно материалам лесоустройства 1986г. и не учитывая фактическое использование и условные знаки картографических материалов.
При составлении заключения эксперта № от 22.01.2015г. расположение участка с КН №, разделенного на участки с кадастровыми №, №, №, определялось относительно границ общедолевых земель АОЗТ «Митрофановское».
(л.д. 185 т. № 2)
Согласно ст. 94 Земельного кодекса РСФСР землями лесного фонда считаются земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предоставленные для нужд лесного хозяйства и лесной промышленности.
В соответствии с частью 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Таким образом, в составе земель лесного фонда могут находиться земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для восстановления, а также предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (в том числе, просеки, дороги, болота и другие).
Таксационные описания Кременкульского лесничества Челябинского мехлесхоза 1986 года (том 3 книга 1) подтверждают, что в состав земель лесного фонда включены также болота, поляны, дороги, просеки.
После того, как в материалы дела были представлены письменные доказательства, подтверждающие, что спорные земельные участки в той части, где, по мнению эксперта, имеются противоречия между фактическим использованием и условными знаками картографических материалов, фактически налагались на территорию, обозначенную условными знаками «пастбища», которая по таксационным описаниям входит в состав лесного фонда как «скотопрогон» и суд пришел к выводу, что спорные земельные участки с кадастровыми №, №, №, полностью налагаются на земли лесного фонда, Чернякова М.В. предъявила встречный иск, просила исправить кадастровую ошибку в сведениях о границах земельных участков с кадастровыми №, №, №, расположенных АДРЕС, определив координаты характерных точек границ земельных участков согласно заключению кадастрового инженера Г.М.С.
В обоснование встречного иска указала, что при межевании и постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с КН № была допущена кадастровая ошибка, в результате которой произошло частичное наложение земельного участка на земли лесного фонда. Указанное наложение произошло по причине того, что границы земель лесного фонда не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Кадастровым инженером были определены границы и координаты спорных земельных участков, исключающих наложение на ГЛФ.
Решением Сосновского районного суда от 17.06.2016г. исковые требования прокурора оставлены без удовлетворения, встречные исковые требования Черняковой М.В. удовлетворены в полном объеме.
Суд посчитал возможным согласиться со встречным иском, полагая, что согласно материалам лесоустройства 1986 года, участки с измененными координатами в качестве земель лесного фонда не учтены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 20.09.2016г. решение Сосновского районного суда от 17.06.2016г. отменено, исковые требования прокурора Сосновского района удовлетворены в полном объеме.
Во исполнение апелляционного определения от 20.09.2016г. право собственности Черняковой М.В. на земельные участки с КН №, № и № было прекращено.
Согласно выписок из ЕГРН земельные участки с КН №, № и № сняты с кадастрового учета 19.10.2016г.
(л.д.53-106 т. № 1)
В обоснование исковых требований по настоящему иску Чернякова М.В. ссылается на п.3 ст. 14 Федерального закона № 172-ФЗ о 21 декабря 2004 года «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в новой редакции.
Также ссылается на п.5 ст. 10 Федерального закона № 280-ФЗ от 29.07.2017 года № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранении я противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной принадлежности земель», которым предусмотрено, что судебные акты, в соответствии с которыми права граждан и юридических лиц на объекты недвижимого имущества подлежат прекращению на основании того обстоятельства, что эти объекты находятся в границах лесничества, лесопарка, могут быть обжалованы в порядке и в сроки, которые установлены арбитражным и гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. Граждане, права которых на объекты недвижимого имущества прекращены на основании указанного обстоятельства в соответствии со вступившим в силу судебным актом до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, вправе требовать в судебном порядке признания их прав на эти объекты с учетом правил статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (в редакции настоящего Федерального закона). Указанный иск может быть подан в течение одного года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно статье 9 (часть 1) Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 9 января 1998 года N 1-П).
Лесной кодекс Российской Федерации предусматривает, что леса располагаются как на землях лесного фонда, так и на землях иных категорий; границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности; лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, а формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством; лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (лесные отношения), а имущественные отношения, связанные, в частности, с оборотом лесных участков, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (статьи 3, 6 и 8).
Идентификация, учет и регистрация лесных участков в соответствии с действующим законодательством осуществляется следующим образом: документированная информация о таких участках относится к общедоступной информации (за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами, - информации ограниченного доступа) и содержится в государственном лесном реестре, ведение которого, а также внесение в него изменений осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации, по формам и в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; уполномоченный федеральный орган исполнительной власти осуществляет обобщение документированной информации, содержащейся в государственном лесном реестре; порядок представления в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документированной информации, содержащейся в государственном лесном реестре, органами государственной власти и органами местного самоуправления устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (части 2, 3, 9 и 10 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации); ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территорий субъектов Российской Федерации, осуществляется органами государственной власти этих субъектов Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации).
При этом кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в Едином государственном реестре недвижимости, который является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных сведений (статья 92 Лесного кодекса Российской Федерации).
Приведенное правовое регулирование предполагает обязанности уполномоченных государственных органов по согласованию данных государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости, с тем чтобы были исключены возможные противоречия в сведениях о границах, площадях одних и тех же участков, зарегистрированных в разных реестрах, о принадлежности земельных участков к землям определенной категории и об их правообладателях.
Для преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков был принят Федеральный закон от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель".
Изменениями, внесенными этим Федеральным законом в статью 4.6 Федерального закона от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", предусмотрено, что информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости (пункт 5 статьи 7).
Пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ в часть 3 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" также было внесено изменение, согласно которому в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости; данные правила применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
Согласно п.3 ст. 5 Федерального закона № 280-ФЗ в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
Подпункт 3 пункта 6 ст. 5 устанавливает, что положения части 3 настоящей статьи не распространяются на земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.
Как установлено судом, земельные участки с КН №, №, № были образованы из земельного участка с КН №, выделенного в счет земельной доли из общедолевых земель АОЗТ «Митрофановское», оборот которых регулируется Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В соответствии с пунктом 2 статьи 260 ГК РФ земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается, определяются на основании закона и в установленном им порядке. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.
Как указано в пункте 2 статьи 1 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ, правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельным и Гражданским кодексом Российской Федерации, данным Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.
Сохранение целевого использования земельных участков - один из принципов, на которых, согласно подпункту 1 пункту 3 статьи 1 указанного Закона, основывается оборот земель сельскохозяйственного назначения.
Между тем, из исследованных в судебном заседании документов следует, что конфигурация земельных участков с КН №, №, № образованных из исходного земельного участка с КН №, выделенного в счет земельной доли, представляют собой систему улиц и участков, соответствующих по размеру участкам под строительство индивидуальных жилых домов, что не предполагает использование участков по целевому назначению.
Кроме того, исходный земельный участок был выделен на землях, поросших лесом, что изначально исключало возможность его использования как земли сельскохозяйственного назначения.
В Определениях от 21 сентября 2017 года N 1793-О и N 1794-О Конституционный Суд выявил смысл положений статьи 7 Лесного кодекса Российской Федерации. Конституционный Суд указал, что, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, перед категорией земель, указанной в государственном лесном реестре и лесном плане субъекта Российской Федерации, федеральный законодатель исключил возможность изъятия земельных участков у граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как их собственники в Едином государственном реестре недвижимости только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра.
Рассматривая иски публично-правовых образований об истребовании земельных участков из чужого незаконного владения к гражданам, чье право собственности на такие участки зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, суды должны - исходя из принципа соблюдения баланса публичных и частных интересов при определении правового статуса субъектов этих отношений, критериев соразмерности и пропорциональности - оценивать возможность защиты прав добросовестных приобретателей в том числе в соответствии с конституционно-правовым смыслом содержащихся в статье 302 ГК Российской Федерации законоположений, выявленным Конституционным Судом Российской Федерации.
Исходя из конкретных обстоятельств, установленных при рассмотрении данного дела, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку из исследованных доказательств с очевидностью следует, что выдел земельного участка в счет земельной доли произведен на землях, которые изначально не могли быть отнесены к сельскохозяйственным, не использовались в качестве сельскохозяйственных и не могли быть использованы по целевому назначению.
Руководствуясь ст.ст. 194 -198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Черняковой М.В. к Главному управлению лесами Челябинской области оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Сосновский районный суд.
Председательствующий