Дело № 2-9159/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Вологда 06 сентября 2012 года
Вологодский городской суд Вологодской области в составе судьи Колодезного А.В., с участием истца Н., при секретаре Шпиляевой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес>, действующего в интересах Н., к Департаменту строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области о внеочередном предоставлении жилого помещения,
установил:
Прокурор Бабаевского района в интересах Н. обратился в суд с иском, в обоснование которого указал, что решением <адрес> народного суда Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ А. и Т. лишены родительских прав в отношении Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. На основании постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Н. определён в социальную группу детского учреждения Волковского сельсовета. За Н. закреплено право пользования жилой площадью, расположенной по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>. В соответствии с постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Н. переведён в Бабаевский детский дом. Н. относится к категории лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находился в МОУ «Бабаевский детский дом» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением администрации Борисовского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ № Н. принят на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и включён в льготный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время Н. другого жилья для проживания не имеет. При вселении в закреплённое за ним жилое помещение по адресу: <адрес>, <адрес>, Н. вынужден будет проживать с родителями, лишёнными родительских прав: с А. и Т. Кроме того, площадь жилого помещения по указанному адресу, состоящего из одной комнаты, составляет 48,0 кв.м. Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ № в вышеуказанной квартире зарегистрированы 6 человек. Решением совета сельского поселения Борисовское Бабаевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № на территории сельского поселения Борисовское установлена учётная норма площади жилого помещения 10 кв.м общей площади на 1 человека. Администрация сельского поселения Борисовское не может произвести обмен жилого помещения, закреплённого за Н. в связи с отсутствием свободного жилья. Иного жилья истец не имеет. Просил обязать Департамент развития муниципальных образований Вологодской области предоставить Н. вне очереди на условиях договора социального найма жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, в соответствии с установленной социальной нормой площади.
В судебном заседании по ходатайству истца произведена замена ненадлежащего ответчика Департамента развития муниципальных образований Вологодской области надлежащим ответчиком Департаментом строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области.
В судебном заседании представитель прокуратуры Бабаевского района, надлежащим образом извещённый о дате, времени и месте рассмотрения дела, не присутствовал, о причинах неявки суду не сообщил.
Истец А. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил обязать Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области предоставить ему вне очереди жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам в Бабаевском муниципальном районе Вологодской области.
Представитель ответчика Департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного разбирательства извещён надлежащим образом, представил отзыв, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, решение по делу оставляет на усмотрение суда.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, проанализировав собранные по делу доказательства, суд считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьёй 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учётом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определённым федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильём из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения.
Согласно части 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очерёдности исходя из времени принятия таких граждан на учёт, за исключением установленных частью 2 статьи 57 ЖК РФ случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооружённых Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (пункт 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ).
Статьёй 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к детям-сиротам отнесены лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, а к детям, оставшимся без попечения родителей, лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребёнка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооружённых Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (статья 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).
В Вологодской области вопрос обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, а также лиц из числа указанных категорий граждан, достигших возраста 23 лет, не реализовавших право на внеочередное получение жилого помещения, регулируется законами области от 29 декабря 2003 года № 982-ОЗ «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области» и от 17 июля 2006 года № 1471-ОЗ «О регулировании отдельных жилищных отношений в Вологодской области», а также Долгосрочной целевой программой «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, а также лиц из числа указанных категорий граждан, достигших возраста 23 лет, не реализовавших право на получение жилого помещения, на 2011 - 2013 годы», утверждённой постановлением Правительства Вологодской области от 04.10.2010 № 1136.
Статьёй 22 Закона Вологодской области от 29.12.2003 № 982-ОЗ «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области» определено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на предоставление жилого помещения по договорам социального найма вне очереди и на получение жилищных субсидий для приобретения или строительства жилых помещений за счёт средств областного бюджета в случаях и порядке, установленных законом области «О регулировании отдельных жилищных отношений в Вологодской области».
Согласно части 1 статьи 3 Закона Вологодской области от 17.07.2006 № 1471-ОЗ «О регулировании отдельных жилищных отношений в Вологодской области» к категориям граждан, нуждающихся в жилых помещениях, которым могут быть предоставлены жилые помещения жилищного фонда области по договорам социального найма, относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и иных организациях, при прекращении опеки (попечительства), в том числе по окончании пребывания их в приёмной семье, а также по окончании службы в Вооружённых Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы: а) в случаях отсутствия закреплённого жилого помещения или жилого помещения, принадлежащего им на праве собственности; б) в случае, если имеющееся закреплённое жилое помещение или жилое помещение, принадлежащее им на праве собственности, при вселении лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, будет меньше установленной органом местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством учётной нормы; в) в случае признания закреплённого за ними жилого помещения непригодным для проживания; г) в случае утраты закреплённого за ними жилого помещения в результате пожара, стихийного бедствия; д) в случае, если при вселении в закреплённое за ними жилое помещение они будут вынуждены проживать в одном жилом помещении с родителями, лишёнными в отношении их родительских прав, и отсутствует возможность обмена жилого помещения; е) в случае, если лицо, подлежащее вселению в закреплённое за ним жилое помещение по договору социального найма, находилось под опекой (попечительством) в семье, в том числе в приёмной семье, а также в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, десять и более лет.
Частью 5 статьи 57 ЖК РФ установлено, что по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № с ДД.ММ.ГГГГ Департамент развития муниципальных образований <адрес> переименован в Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес>.
В соответствии с Положением о Департаменте строительства и жилищно-коммунального хозяйства области, утверждённым постановлением Правительства области от ДД.ММ.ГГГГ №, в сфере жилищных отношений Департамент осуществляет полномочия по управлению и распоряжению жилищным фондом области в соответствии с Положением об управлении и распоряжении жилищным фондом области, утверждённым постановлением Правительства области. В соответствии с п.п. 1.4.1 Положения, утверждённого постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства области осуществляет полномочия собственника в отношении находящихся в собственности области жилых помещений, за исключением полномочий по их отчуждению, а также принимает решения о предоставлении жилых помещений жилищного фонда области.
Судом установлено, что Н. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей в связи с тем, что его родители (А. и Т.) решением <адрес> народного суда Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ лишены в отношении него родительских прав.
Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № за Н. закреплено право пользования жилой площадью, расположенной по адресу: <адрес>.
Постановлением администрации Борисовского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ № Н. поставлен на очередь на улучшение жилищных условий, которые при окончании детского дома будут вынуждены проживать в одном жилом помещении с родителями, лишёнными родительских прав.
Согласно справке Администрации сельского поселения Борисовское от ДД.ММ.ГГГГ № Н. состоит на очереди учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставляемых по договорам социального найма, собственного жилья не имеет.
При вселении в закреплённое за ним жилое помещение по адресу: <адрес>, <адрес>, Н. вынужден будет проживать с родителями, лишёнными родительских прав.
Справкой сельского поселения Борисовское от ДД.ММ.ГГГГ № подтверждается тот факт, что обмен жилого помещения, распложенного по адресу: <адрес> <адрес>, закреплённого за Н., не может быть произведён ввиду отсутствия свободного жилья.
Решением совета сельского поселения Борисовское Бабаевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № на территории сельского поселения Борисовское установлена учётная норма площади жилого помещения 10 кв.м общей площади на 1 человека.
Согласно справке Администрации сельского поселения Борисовское Бабаевского муниципального района Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ № площадь жилого помещения по указанному адресу, состоящего из одной комнаты, составляет 48,0 кв.м., в квартире зарегистрированы 6 человек (Н., его отец А., мать Т., сестра Н., сестра И., сестра О.). Таким образом, общая площадь на одного человека составляет 8 кв.м., что менее учётной нормы.
По данным Управления Ростеестра по <адрес> филиала ГП ВО «Череповецтехинвентаризация» жилого помещения истец в собственности не имеет.
Таким образом, учитывая, что Н. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей; при вселении в закреплённое за ним жилое помещение будет вынужден проживать в одном жилом помещении с родителями, лишёнными в отношении него родительских прав, возможность обмена жилого помещения отсутствует; имеющееся закреплённое жилое помещение при вселении истца будет меньше установленной органом местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством учётной нормы; иного жилого помещения, принадлежащего истцу на праве собственности, последний не имеет; право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма не реализовал, стоит на учёте в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, суд считает, что Н. имеет право на получение вне очереди благоустроенного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, по договору социального найма, общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления по месту его жительства (в границах Бабаевского муниципального района <адрес>).
При таких обстоятельствах по делу исковые требования прокурора <адрес> в интересах Н. подлежат удовлетворению, поскольку основаны на законе и подтверждены материалами дела.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 11 ░░░░░░░░ 2012 ░░░░.