Судья – Прокопенко А.А. Дело №33-7914/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
01 марта 2018 года г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего < Ф.И.О. >8
судей < Ф.И.О. >7, Кудинова А.В.
по докладу судьи < Ф.И.О. >7
при секретаре < Ф.И.О. >3
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя < Ф.И.О. >5 по доверенности < Ф.И.О. >4 на решение Октябрьского районного суда <...> от <...>.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
< Ф.И.О. >5 обратился в суд с иском к ФССП России о взыскании морального вреда в размере 150000 рублей, причиненного в результате бездействия судебного пристава – исполнителя, расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Иск мотивирован тем, что судебным приставом – исполнителем на основании выданного судом исполнительного листа было возбуждено исполнительное производство, предметом которого являлось возложение на < Ф.И.О. >6 обязанности не чинить препятствия < Ф.И.О. >5 в пользовании нежилыми помещениями и придомовой территорией.
В рамках данного исполнительного производства судебным приставом – исполнителем не было предпринято надлежащих исполнительных действий и мер, в результате чего < Ф.И.О. >5 причинен моральный вред.
Обжалуемым решением Октябрьского районного суда <...> от <...> в иске < Ф.И.О. >5 отказано.
В апелляционной жалобе представитель < Ф.И.О. >5 по доверенности < Ф.И.О. >4 выражает несогласие с принятым решением суда и просит его отменить, приняв по делу новое решение, которым иск удовлетворить. В обоснование жалобы указано, что судом допущены нарушения норм материального права и процессуального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции не усмотрела.
Согласно норм ч. 1 ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, 23 мая 2013 года судебным приставом – исполнителем Сочинского межрайонного отдела СП УФССП по КК на основании выданного судом исполнительного листа было возбуждено исполнительное производство, предметом которого являлось возложение на Панченко Я.А. обязанности не чинить препятствия Суслову В.В. в пользовании нежилыми помещениями и придомовой территорией.
Постановлением заместителя руководителя УФССП по КК от 12 сентября 2017 года по результатам рассмотрения жалобы Суслова В.В. признано незаконным бездействие судебного пристава – исполнителя, выразившееся в непринятии мер к исполнению исполнительного документа.
Решением Хостинского районного суда г. Сочи от 09 февраля 2016 года признано незаконным бездействие судебного пристава – исполнителя в рамках указанного исполнительного производства.
Разрешая спор и отказывая в иске Суслову В.В., суд первой инстанции исходил из того, что в материалах дела отсутствуют доказательства причинения физических и нравственных страданий истцу указанным бездействием.
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда находит выводы суда первой инстанции соответствующими требованиям закона.
В силу п. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности гражданина подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу абз. 1 ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Как разъяснено в п. 1, 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. N 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», суду следует устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.
Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.
Из приведенных нормативных положений гражданского законодательства и разъяснений, данных Пленумом Верховного Суда Российской Федерации, следует, что по общему правилу необходимыми условиями для возложения обязанности по компенсации морального вреда являются: наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, наличие причинной связи между наступлением вреда и противоправностью поведения причинителя вреда, вина причинителя вреда.
Доказательствами этих обстоятельств в соответствии с ч. 1 ст. 55 ГПК РФ являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Между тем, факт причинения истцу нравственных или физических страданий ничем не подтверждается.
Само по себе признание действий судебного пристава – исполнителя незаконными не влечет обязанность по возмещению морального вреда.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что исполнительное производство не окончено, возможность исполнения исполнительного документа в настоящее время у истца не утрачена.
Как указано в статье 67 Гражданского процессуального кодекса РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводами районного суда об отказе в иске Суслову В.В., поскольку факт причинения нравственных или физических страданий истцом не подтвержден, возможность исполнения исполнительного документа не утрачена.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на ошибочное толкование норм материального права, на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения.
С учётом всех обстоятельств дела и исследованных в судебном заседании представленных материалов, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и обоснованно пришел к выводу об отказе в иске.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену решения судом не допущено.
Руководствуясь статьями 328 – 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Краснодара от 05 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи-