Дело № 2-355/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 декабря 2014 года пгт.Муезерский
Муезерский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Варламовой В.Л., при секретаре Криваль А.Н., с участием представителя истца Самойловой Т.Н. - адвоката Клевно С.Н., представителя ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Муезерском районе Республики Карелия Юрчика В.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Самойловой Т.Н. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Муезерском районе Республики Карелия о включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной трудовой пенсии,
установил:
Самойлова Т.Н. обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Муезерском районе Республики Карелия (далее по тексту в т.ч. ГУ УПФ РФ в Муезерском районе РК) о включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной трудовой пенсии. Иск мотивирован тем, что истец ДД.ММ.ГГГГ обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с подп.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001 (лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста). Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № в назначении досрочной трудовой пенсии отказано в связи с недостаточным специальным (педагогическим) стажем работы. С решением ответчика истец не согласна, решение незаконно. Ответчиком из специального стажа неправомерно исключен период работы <данные изъяты>, исключены периоды дающие право на назначение досрочной пенсии. ДД.ММ.ГГГГ истец окончила <данные изъяты> по специальности <данные изъяты>. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ работала в должности <данные изъяты>, фактически занималась воспитанием подрастающего поколения, должность относилась к преподавательской деятельности, находилась в штатном расписании, что подтверждается, в т.ч. справкой от ДД.ММ.ГГГГ Ругозерской СОШ, деятельность осуществлялась на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ Министерства Просвещения СССР «Об утверждении квалификационных характеристик должностей руководящих и педагогических работников», в функциональные обязанности истца входило воспитание подрастающего поколения, организация мероприятий с детьми в школе, функциональные обязанности не сохранились. С ДД.ММ.ГГГГ истец работала <данные изъяты>, <данные изъяты> участвовала в семинарах. Всего незаконно исключено из специального стажа работы истца в календарном исчислении <данные изъяты> Период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости в соответствии с подп.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>. За оказание представителем юридической помощи и представление интересов в суде истец затратила <данные изъяты> Истец просит суд признать решение ГУ УПФ РФ в Муезерском районе РК от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным, отменить, обязать включить в специальный стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работа в должности <данные изъяты>, участие в семинарах при работе в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ приказ № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> дней, ДД.ММ.ГГГГ приказ № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> день, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ приказ № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> дня, ДД.ММ.ГГГГ приказ № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> день, ДД.ММ.ГГГГ приказ № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> день, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ приказ № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> дня, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ приказ № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> дня, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ приказ № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> дня, с ДД.ММ.ГГГГ приказ № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> день, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ приказ № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> дня, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ приказ № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> дня, всего <данные изъяты> дня, обязать ГУ УПФ РФ в Муезерском районе РК назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ, взыскать с ГУ УПФ РФ в Муезерском районе РК <данные изъяты> государственной пошлины, <данные изъяты> расходов по оплате услуг представителя, ссылаясь на ст.112 КЗоТ РФ, ст.187 ТК РФ, подп.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утв.постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002.
Впоследствии истец увеличила и изменила исковые требования, окончательно истец просит суд признать решение ГУ УПФ РФ в Муезерском районе РК от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным, отменить, обязать включить в специальный стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работа в должности <данные изъяты>, участие в семинарах при работе в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ приказ № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> день, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ приказ № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> дня, при работе в должности <данные изъяты> нахождение в командировках с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ приказ № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> дней, ДД.ММ.ГГГГ приказ № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> день, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ приказ № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> дня, ДД.ММ.ГГГГ приказ № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> день, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ приказ № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> дня, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ приказ № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> дня, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ приказ № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> дня, ДД.ММ.ГГГГ приказ № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> день, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ приказ № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> дня, всего <данные изъяты> дней, обязать ГУ УПФ РФ в Муезерском районе РК назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ, обязать ГУ УПФ РФ в Муезерском районе РК при расчете фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости учесть данный размер как лицу, работавшему в районе Крайнего Севера, расчет произвести с ДД.ММ.ГГГГ, взыскать с ГУ УПФ РФ в Муезерском районе РК <данные изъяты> государственной пошлины за подачу иска, <данные изъяты> расходов по оплате услуг представителя.
В судебном заседании истец Самойлова Т.Н. не присутствовала, извещена о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Представитель истца Самойловой Т.Н. - адвокат Клевно С.Н., действующий на основании ордера, исковые, увеличенные и измененные исковые требования поддержал по изложенным в иске и дополнениям к иску основаниям, просил об удовлетворении исковых, увеличенных и измененных исковых требований.
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в Муезерском районе РК - Юрчик В.Л., действующий на основании доверенности, в судебном заседании относительно исковых, увеличенных и измененных исковых требований возражал, поддержал письменные возражения относительно иска, просил об отказе в удовлетворении исковых, увеличенных и измененных исковых требований. Представлены письменные возражения относительно иска, у истца на дату обращения за пенсией недостаточно специального стажа работы, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии в соответствии с подп.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в назначении пенсии отказано законно. Истец за назначением пенсии обратилась ДД.ММ.ГГГГ, при подсчете стажа установлено, что льготный (педагогический) стаж на дату обращения составил <данные изъяты>. Из льготного стажа исключены периоды работы общей продолжительностью <данные изъяты>. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работала в Ругозерской средней школе <данные изъяты>. В данный период применялись нормы Закона СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях». Постановлением СМ СССР № 1397 от 17.12.1959 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет указанным лицам, абз.3 п.2 которого предусмотрено включение в стаж работы учителей и других работников просвещения периодов работы в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых, должность «старшей пионерской вожатой» не предусмотрена. Работа штатными пионервожатыми отнесена постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 к иным периодам деятельности, которые при определенных условиях могли включаться в стаж работы по специальности наряду с работой в учреждениях, и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет. В соответствии с п.4 Положения от 17.12.1959 № 1397 применение указанной льготы было обусловлено наличием у работника не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим постановлением, и приходящегося на работу в учреждениях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Не является обоснованным включение 2/3 стажа педагогической деятельности периодов работы в должности пионервожатых после 01.10.1993, поскольку указанное Постановление на основании Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 № 953 отменено и не применяется с 01.10.1993. Закон СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях» не применялся на дату вступления в силу законодательства о трудовых пенсиях с 01.01.2002. Закон от 14.07.1956 не применим при исчислении стажа, дающего право на досрочную трудовую пенсию по старости с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 № 2-П. Постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991 № 463 утвержден новый Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей давала право за выслугу лет. Должность старшей пионервожатой этим Списком профессий и должностей работников народного образования, дающих право на назначение пенсии за выслугу лет по правилам ст.80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» не предусмотрена. Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1067 утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающей право на пенсию в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей. Согласно п.3 постановления зачету в выслугу лет, дающей право на пенсию в связи с педагогической деятельностью подлежала работа в должностях по списку, утв.постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991 выполняемая до 01.11.1999 и предусмотренная настоящим Списком. Должность старшей пионерской вожатой указанным Списком не предусмотрена. 29.10.2002 утвержден постановлением Правительства РФ № 781 новый Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, которым должность старшей пионерской вожатой не предусмотрена. Право на досрочную трудовую пенсию по старости может быть реализовано в соответствии с постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 17.10.2003 № 70 «Об утверждении разъяснения «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях РФ», вступившим в действие с 30.12.2003, согласно которому при исчислении стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в частности, по нормам статьи 28 ФЗ от 17.12.2001 в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались в специальный трудовой стаж при значении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы, с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством. Порядок подсчета стажа применяется в том случае, если с учетом такого порядка гражданин (независимо от его возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта полностью выработал необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный трудовой стаж, дававшие право на пенсию по старости или за выслугу лет. В тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативного правого акта гражданин не выработал необходимой продолжительности общего трудового стажа и (или) специального трудового стажа, дававших право на пенсию по старости или за выслугу лет, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой. Стаж на соответствующих видах работ должен быть выработан полностью в рамках Закона от 14.07.1956 с учетом Положения 1959 года то есть 25 лет. В связи с тем, что на момент отмены Положения 1959 года СМ СССР № 1397 от 17.12.1959 (постановление Правительства РФ от 22.09.1993 № 953) педагогический стаж истицы составляет менее 25 лет данный порядок применяться не может. Право на пенсию в связи с педагогической деятельностью дает работа в должностях, указанных в Постановлении № 463 и Списке № 1067. На основании уточняющей справки от ДД.ММ.ГГГГ и ИС из льготного стажа истца исключены ряд периодов работы, в том числе участие в работе методического объединения <данные изъяты>, участие в семинарах <данные изъяты>. Согласно выписки из индивидуального лицевого счета полученной в ходе рассмотрения заявления установлено, что истица зарегистрирована в системе государственного ДД.ММ.ГГГГ. Периоды исключенные при подсчете после вышеуказанной даты не включены в специальный стаж законно и обоснованно, так как эти периоды как специальный стаж в индивидуальных сведениях исключены самим предприятием.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ругозерская средняя общеобразовательная школа (далее по тексту в т.ч. Ругозерская СОШ) своего представителя в судебное заседание не направила, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. Представлен письменный отзыв относительно иска, иск признают в полном объеме.
Суд, исследовав письменные материалы дела, отказное выплатное дело истца, оценив представленные доказательства в совокупности, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 8 Всеобщей Декларации прав человека каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом.
В соответствии со ст. 22 Всеобщей декларации прав человека каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.
В соответствии с п.1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.
В соответствие со ст.9 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 16.12.1966 участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование, а также на достаточный жизненный уровень и на непрерывное улучшение условий жизни.
Согласно ст. 1 Протокола № 1 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, гарантируется каждому физическому лицу право беспрепятственно пользоваться своим имуществом. Никто не может быть лишен своего имущества, иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права. Предыдущие положения ни в коей мере не ущемляют права государства обеспечивать выполнение таких законов, какие ему представляются необходимыми для осуществления контроля за использованием собственности в соответствии с общими интересами. При этом указано, что «требование» - даже относительно пенсии - может представлять собой собственность по смыслу статьи 1 Протокола № 1 к Конвенции, если оно в достаточной степени реализуемо.
В соответствии с ч.1 ст.46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Конституция РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления их размеров, относится к компетенции законодателя (статья 39, часть 2), который вправе предусмотреть особые условия исчисления пенсий для отдельных категорий граждан в зависимости от объективно значимых обстоятельств.
Согласно ч.1 ст.17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Исходя из правовой позиции Европейского Суда по правам человека, обозначенной в Постановлении от 25.10.2005 дело «Юрий Романов (Yuriy Romanov) против Российской Федерации» (жалоба № 69341/01), Конвенция как таковая не гарантирует право на пенсию по старости или на социальные выплаты в конкретном объеме (Решение Европейского Суда по делу «Аунола против Финляндии» (Aunola v. Finland) от 15 марта 2001 г., жалоба № 30517/96). Тем не менее, «требование» - даже относительно пенсии - может представлять собой «собственность» по смыслу статьи 1 Протокола № 1 к Конвенции, если оно имеет достаточные основания в национальном законодательстве.
Согласно правовой позиции Европейского Суда по правам человека, обозначенной в Постановлениях по делу «Булгакова против Российской Федерации» (Bulgakova v. Russia) от 18.01.2007 (жалоба № 69524/01), по делу «Кумкин и другие против Российской Федерации» (Kumkin and Others v. Russia) от 05.07.2007 (жалоба № 73294/01), концепция собственности или «имущества» толкуется широко, в сферу ее действия включено также и право на пенсию.
Судом установлено, подтверждается материалами дела, трудовой книжкой истца и не оспаривалось ответчиком, что истец Самойлова Т.Н. работает в системе образования, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время <данные изъяты>. Истец зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ
Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ, определяющий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии, в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости закрепляет достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее пяти лет (статья 7). Одновременно данный Федеральный закон предусматривает право граждан отдельных категорий на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28).
В соответствии с подп.19 п.1 ст.27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 № 173-ФЗ (далее по тексту в т.ч. Федеральный закон № 173-ФЗ) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В соответствии с п.3 ст.1, п.2 ст.27 Федерального закона № 173-ФЗ при назначении данного вида пенсий в настоящее время применяется постановление Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, утвердившее Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подп.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» и Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающую право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
ДД.ММ.ГГГГ истец Самойлова Т.Н. обратилась к ответчику с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости досрочно в соответствии с подп.19 п.1 ст.27 Федерального закона № 173-ФЗ.
Решением ГУ УПФ РФ в Муезерском районе РК от ДД.ММ.ГГГГ № истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по причине недостаточности специального (педагогического) стажа. Согласно решения ГУ УПФ РФ в Муезерском районе РК от ДД.ММ.ГГГГ №, педагогический стаж истца на день обращения ДД.ММ.ГГГГ составил <данные изъяты>.
При подсчете стажа педагогической деятельности истца ответчиком исключен период работы в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Право на досрочное назначение трудовой пенсии, в том числе педагогическим работникам, предусматривалось ст.80 Закона РСФСР от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР».
Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 № 173-ФЗ допускает сохранение и конвертацию ранее приобретенных прав по пенсионному обеспечению.
В соответствии с п.1 ст.31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ, данный Федеральный закон введен в действие с 1 января 2002 года и с этой даты утрачивает силу Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», другие федеральные законы, предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей данному Федеральному закону (п.2).
Как следует из ст.ст.2, 77, 80 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20.11.1990, право на пенсию за выслугу лет возникало при наличии у работника выслуги лет, т.е. суммарной продолжительности педагогической деятельности в школах и других учреждениях для детей, которая предоставлялась независимо от достижения общего пенсионного возраста.
Согласно ст.83 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20.11.1990 списки работ (профессий и должностей), с учетом которых назначалась пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги и назначения пенсий, утверждались Правительством Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию по выслуге лет», утв.постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463 (в ред.постановления Правительства РФ от 22.09.1993 № 953) в соответствии со ст.80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» должность пионерской вожатой не предусмотрена.
Действующим Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 «О трудовых пенсиях в РФ», утв.постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, в разделе «Наименование должностей» должность старшей пионерской вожатой также не предусмотрена.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации обозначенной в Постановлении от 03.06.2004 № 11-П указал на то, что в сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Критерии (признаки), лежащие в основе установления специальных норм пенсионного обеспечения, должны определяться исходя из преследуемой при этом цели дифференциации в правовом регулировании, т.е. сами критерии и правовые последствия дифференциации - быть сущностно взаимообусловлены. До установления надлежащего правового регулирования при обращении лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения либо творческую деятельность на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях, за назначением трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста и решении вопроса о наличии у них стажа, дающего право на досрочное назначение такой пенсии, периоды их работы в названных учреждениях, не являвшихся государственными (муниципальными), должны засчитываться в соответствующий стаж профессиональной деятельности, определенный в подпунктах 10, 11, 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Факт работы истца Самойловой Т.Н. в спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> подтверждается трудовой книжкой Самойловой Т.Н. №, выпиской из приказа № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, уточняющей справкой <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, личной карточкой формы Т-2, штатными расписаниями Ругозерской средней школы <данные изъяты>. Истцом Самойловой Т.Н. в <данные изъяты> году окончено <данные изъяты> по специальности <данные изъяты>, выдан диплом № от ДД.ММ.ГГГГ рег№. В настоящее время истец Самойлова Т.Н. продолжает работать в должности <данные изъяты>
Таким образом, судом установлено, что истец Самойлова Т.Н. начав свою трудовую деятельность с должности <данные изъяты>, осуществляла и до настоящего времени осуществляет педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
В спорный период работы Самойловой Т.Н. в должности <данные изъяты> действовало постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, которым утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения.
В соответствии с п.2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения, утв. постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности засчитывается работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве пионервожатых.
Таким образом, в силу п.2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения, утв. постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 время работы истца в должности старшей <данные изъяты> засчитывалось в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах.
Согласно Уставу средней общеобразовательной школы, утв.постановлением Совмина СССР от 08.09.1970, старший пионерский вожатый проводит работу в школе на основании Положения о старшем пионерском вожатом.
Из приложения к приказу Министерства просвещения СССР от 20.02.1978 «Квалификационные характеристики должностей руководящих и педагогических работников общеобразовательных школ, органов управления народным образованием, учебно-методических учреждений» следует, что в должностные обязанности пионерского вожатого входит организация работы пионерской дружины школы в контакте с организатором внеклассной и внешкольной работы с детьми. Квалификационными требованиями к должности пионерского вожатого являются высшее или среднее специальное образование.
Согласно Положению о старшем и отрядном пионерском вожатом, утв.Бюро ЦК ВЛКСМ от 17.03.1967 пионерский вожатый - организатор деятельности пионеров в школе, по месту жительства, в лагерях. Старшим пионерским вожатым дружины может быть комсомолец или коммунист не моложе 18 лет, имеющий среднее, средне-специальное или высшее образование и специальную подготовку по пионерской работе. Подбирают и утверждают старших пионерских вожатых районные, городские комитеты комсомола совместно с советами пионерской организации и органами народного образования.
С позиции указанных правовых норм суд полагает, что истец Самойловой Т.Н. выполняла работу в должности старшей пионерской вожатой с детьми в рамках педагогической деятельности.
Довод ответчика о том, что Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, утв.постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 781, работа в должности старшей пионерской вожатой не засчитывается в льготный стаж, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости по ст.28 п.1 п.п. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», не может служить основанием к отказу в иске в данной части и к ограничению пенсионных прав истца.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, обозначенной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», от ДД.ММ.ГГГГ № - П «По делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 ст.28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в РФ как в правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть первая), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции РФ, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то есть в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты. В отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», подзаконный акт в форме Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 516, не содержат правовых предписаний о том, в каком порядке включаются либо не включаются при назначении трудовой пенсии досрочно периоды работы в должности старшей пионерской вожатой. Ни один из указанных нормативных актов не обладает обратной силой, поэтому данные акты могут применяться только к правоотношениям, возникшим после 22.07.2002, когда вступило в силу указанное постановление Правительства РФ.
Согласно действовавшему до ДД.ММ.ГГГГ Положению «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения» утв.постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № учителям и другим работникам просвещения работа в должности пионервожатой засчитывается в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях и организациях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.
Из материалов дела усматривается, что специальный стаж истца на дату обращения к ответчику за назначением пенсии был не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с вышеуказанным Положением, трудовая деятельность истца проходила в учреждениях и организациях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей. В графе «наименование учреждений» указанного Списка предусмотрено «общеобразовательные учреждения: школы всех наименований», в графе «наименование должностей» указана должность «организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми».
Согласно справке Ругозерской СОШ от ДД.ММ.ГГГГ истец Самойлова Т.Н. в период работы <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выполняла норму рабочего времени, педагогической нагрузки установленную за ставку заработной платы (л.д.24).
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности заявленного истцом искового требования в части включения в специальный (педагогический) стаж периода работы в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, данный спорный период подлежит включению в стаж работы истца по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени обращения истца за назначением пенсии и времени возникновения на это права.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Ответчиком из специального (педагогического) стажа истца исключены периоды участия в семинарах во время работы <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, а также периоды нахождения в командировках с ДД.ММ.ГГГГ. В указанные спорные периоды работы истец направлялась работодателем в командировки для участия в семинарах, парламентских слушаниях, педагогическом форуме, фестивале классных руководителей, республиканских конкурсах, съезде учителей, экспертной комиссии, за истцом по месту работы сохранялась средняя заработная плата.
Данные обстоятельства подтверждаются трудовой книжкой истца, штатными расписаниями Ругозерской СОШ на ДД.ММ.ГГГГ, личной карточкой истца Т-2, приказами Ругозерской СОШ о направлении истца для участия в семинарах приказ № от ДД.ММ.ГГГГ, приказ № от ДД.ММ.ГГГГ (с ДД.ММ.ГГГГ), приказами Ругозерской СОШ о направлении истца в служебные командировки приказ № от ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ), приказ № от ДД.ММ.ГГГГ приказ № от ДД.ММ.ГГГГ (с ДД.ММ.ГГГГ), приказ № от ДД.ММ.ГГГГ приказ № от ДД.ММ.ГГГГ), приказ № от ДД.ММ.ГГГГ, приказ № от ДД.ММ.ГГГГ приказ № от ДД.ММ.ГГГГ приказ № от ДД.ММ.ГГГГ уточняющей справкой Ругозерской СОШ от ДД.ММ.ГГГГ, справкой Ругозерской СОШ от ДД.ММ.ГГГГ № лицевыми счетами истца, тарификационными списками, иными представленными в материалы дела стороной истца доказательствами.
Согласно справке Ругозерской СОШ от ДД.ММ.ГГГГ истец Самойлова Т.Н. в период работы <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время выполняла и выполняет норму рабочего времени, педагогической нагрузки установленную за ставку заработной платы (л.д.24).
В соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых дает право на пенсию в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях», утв.постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, время работы в должности учителя в школах всех наименований засчитывается в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
Участие в семинарах являлось необходимым условием дальнейшей работы истца, необходимостью рабочего процесса. После участия в семинарах, истец также продолжала работать в указанной должности, что подтверждается копией трудовой книжки истца.
В соответствии со ст.187 Трудового кодекса РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Аналогичная норма содержалась и в ранее действовавшем трудовом законодательстве (ст.112 КЗоТ РФ).
Согласно п.1 ст.10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 этого же Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» утв.постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии со специальными нормативными актами для педагогических работников повышение квалификации, участие в методических объединениях, семинарах является обязательным условием выполнения работы и приравнивается к служебной командировке.
Из п. 7 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утв.постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 № 610 следует, что целью повышения квалификации является обновление теоретических данных и практических знаний специалистов с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач.
Согласно п. 26 данного Типового положения за слушателями на время их обучения с отрывом от основной работы сохраняется средняя заработная плата по основному месту работы. Иногородним слушателям, направленным на обучение с отрывом от основной работы, выплачиваются суточные по установленным для командировок на территории Российской Федерации нормам.
Время участия в семинарах, является периодом работы с сохранением средней заработной платы, из которой работодатель производит отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Исходя из характера педагогической работы, специальности, участие в семинарах необходимо было истцу для продолжения педагогического процесса, работы по педагогической специальности.
В период участия в семинарах истец работала в должности учителя начальных классов общеобразовательного учреждения.
Наименование учреждения и должность истца соответствуют Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Данные обстоятельства сторонами не оспариваются и не являются предметом спора.
В соответствии со ст.ст.166, 167 ТК РФ служебная командировка это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. При направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка.
В соответствии с Инструкции Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 07.04.1988 № 62 «О служебных командировках в пределах СССР» служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению руководителя объединения, предприятия, учреждения, организации на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы (п.1), направление работников объединений, предприятий, учреждений, организаций в командировку производятся руководителями этих объединений, предприятий, учреждений, организаций и оформляется выдачей командировочного удостоверения по форме согласно приложению. По усмотрению руководителя объединения, предприятия, учреждения, организации направление работника в командировку, наряду с командировочным удостоверением, может оформляться приказом (п.2), на рабочих и служащих, находящихся в командировке, распространяется режим рабочего времени и времени отдыха тех объединений, предприятий, учреждений, организаций, в которые они командированы (п.8), за командированным работником сохраняется место работы (должность) и средний заработок во время командировки, в том числе и за время нахождения в пути (п.9).
Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 сохранено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости отдельным категориям граждан, которые пользовались таким правом по ранее действовавшему законодательству.
Согласно ст.ст.27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 граждане приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в частности, при наличии определенного стажа на соответствующих видах работ, правила исчисления которого утверждаются Правительством Российской Федерации.
С учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно в соответствии с вышеназванными статьями, порядок исчисления периодов их работы устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В силу п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» утв.постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11.07.2002 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Поскольку в периоды нахождения работника в командировке за работником сохраняется средний заработок и уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, учетом положений п.4, п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» утв.постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, указанные спорные периоды подлежит включению в специальный стаж истца.
Суд находит незаконным решение ГУ УПФ РФ в Муезерском районе РК в части исключения из педагогического стажа работы истца оспариваемых периодов участия в семинарах и направления истца в командировки и полагает данные спорные периоды подлежащими включению в специальный (педагогический) стаж истца. Спорным периодам участия в семинарах и направления истца в командировки предшествовала и последовала работа в должностях, которые дают право на досрочную пенсию в связи с педагогической деятельностью. После участия в семинарах, пребывания в командировках, истец продолжала работать в указанной должности, что подтверждается трудовой книжкой истца и отзывом Ругозерской СОШ, не оспаривалось ответчиком.
Спорные периоды не включены ответчиком в специальный (педагогический) стаж работы истца также по причине отсутствия в представленных работодателем Ругозерская СОШ сведениях индивидуального лицевого счета истца кода льготности.
С соответствии с п.2 ст.13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Истец зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из лицевого счета застрахованного лица.
Согласно ст.ст.5, 16 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» органом, осуществляющим данный учёт является Пенсионный фонд РФ, при этом органы Пенсионного фонда РФ в необходимых случаях имеют право по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счёт.
Таким образом, действующее пенсионное законодательство обязанность по предоставлению сведений о льготном характере работы истца и уплате страховых взносов в Пенсионный фонд возлагает на работодателя.
Согласно подп.5 п. 2 ст. 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» к сведениям, представляемым страхователем в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, относятся, в том числе, и периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемые особыми условиями труда.
В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утв.постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ (п.4). Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами (п. 5).
Согласно выписке из лицевого счета застрахованного лица (истца), представленными работодателем в орган Пенсионного фонда сведениями о работе застрахованного, спорные периоды не подтверждены работодателем кодом льготности.
Анализируя представленные в материалы дела и отказного пенсионного дела справки работодателя, уточняющие характер и условия труда, данные индивидуального лицевого счета истца, суд приходит к выводу о недостоверности представленных Ругозерская СОШ сведений в отношении истца в части льготного стажа ее работы. Фактически, в том числе по причине отсутствия кода льготной работы, специальный стаж истца указанными сведениями сокращен.
При изложенных обстоятельствах, суд полагает, что факт отсутствия кода льготности в данных персонифицированного учета, при наличии записей в трудовой книжке и справок, уточняющих характер и условия труда (участие в семинаре, командировки) в спорный период, соответствующих диплома, свидетельств и справок не может служить основанием для отказа истцу во включении спорных периодов участия в семинарах и нахождения в командировках в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии, поскольку судом объективно установлено, что истец до участия в семинарах и пребывания в командировках и после возвращения с семинаров и командировок выполняла работу, предусмотренную Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность.
По мнению суда, возникновение у истца права на назначение трудовой пенсии по старости на льготных условиях, не может быть поставлено в зависимость от того обстоятельства, что при предоставлении в Пенсионный Фонд сведений индивидуального (персонифицированного) учета в отношении застрахованных лиц (в том числе истца), работодатель - страхователь, не указал код льготной работы застрахованного лица. На истца, как на застрахованное лицо по обязательному пенсионному страхованию, не может возлагаться риск последствий ненадлежащего исполнения страхователем - Ругозерской СОШ своих обязательств по предоставлению в Пенсионный фонд Российской Федерации достоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Иное безосновательно лишало бы истца права на законно предусмотренную трудовую пенсию на льготных условиях, повлекло нарушение гарантируемых ч.1, ч.2 ст.39 Конституции Российской Федерации пенсионных прав истца.
Согласно расчету ответчика, с учетом включения спорных периодов, стаж педагогической деятельности истца на дату обращения в пенсионный орган составляет <данные изъяты>, что является достаточным для назначения истцу трудовой пенсии досрочно в порядке подп.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ (л.д.102-103).
Согласно ст.19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Суд, оценив все собранные по делу доказательства совокупности исходя из требований закона об их относимости, допустимости и достоверности, подвергнув анализу приведенное законодательство и установленные обстоятельства, приходит к выводам о том, что право лица на назначение трудовой пенсии на льготных основаниях не может быть поставлено в зависимость от периодического участия работником в семинарах, которые являются для работника обязательным условием дальнейшей педагогической деятельности, от направления истца по распоряжению работодателя в служебные командировки, решение ГУ УПФ РФ в Муезерском районе РК от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе истцу в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в данной части является незаконным, спорные периоды подлежит зачету в специальный (педагогический) стаж работы истца.
Поскольку на день обращения истца ДД.ММ.ГГГГ к ответчику с заявлением о назначении пенсии, у истца с учетом включения спорных периодов, имелся необходимый 25 летний стаж педагогической деятельности, и, соответственно право, для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подп.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», на основании ст.19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», досрочная трудовая пенсия по старости подлежит назначению истцу в соответствии с подп.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» со дня возникновения права на ее назначение, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Требование истца об обязании ответчика при расчете фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости учесть данный размер как лицу, работавшему в районе Крайнего Севера, расчет произвести с ДД.ММ.ГГГГ, не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Обязание ответчика при расчете фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости учесть данный размер как лицу, работавшему в районе Крайнего Севера, расчет произвести с ДД.ММ.ГГГГ, мотивировано тем, что истец направлялась ДД.ММ.ГГГГ в командировку в районы Крайнего Севера в г.Костомукша, что подтверждается приказом № от ДД.ММ.ГГГГ. Лицам, имеющим смешанный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, стаж работы для исчисления повышенного размера базовой части трудовой пенсии по старости исчисляется как в отношении лиц, работавших в районах Крайнего Севера, при этом этот период работы в районах Крайнего Севера данной нормой не установлен. Указом Президента РФ «Об уточнении районов Крайнего Севера и приравненным к ним местностям» от 22.03.1994 № 577 г.Костомукша Республики Карелия отнесен с 22.03.1994 к районам Крайнего Севера.
Исходя из пояснений истца и представителя истца в судебном заседании требование истца об учете фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости как лицу, работавшему в районе Крайнего Севера обосновано исключительно фактом направления истца в командировку ДД.ММ.ГГГГ сроком на <данные изъяты> день.
Иных периодов пребывания истца в районах Крайнего Севера в связи с работой не имеется, иные периоды работы истца в районах Крайнего Севера не указаны. Таким образом, основанием для обязания ответчика при расчете фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости учесть данный размер как лицу, работавшему в районе Крайнего Севера, расчет произвести с ДД.ММ.ГГГГ является направление истца в командировку в г.Костомукша, что по мнению истца достаточно и является основанием для установления фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости в повышенном размере как лицу, работавшему в районе Крайнего Севера.
В соответствии с п.7 ст.14 Федерального закона № 173-ФЗ лицам (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы), проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, не имеющим на иждивении нетрудоспособных членов семьи, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 3843 рубля в месяц.
Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Лицам, имеющим смешанный стаж работы (периоды работы, как в районах Крайнего Севера, так и в местностях, приравненных к ним), при наличии достаточного стажа может быть установлен размер базовой части трудовой пенсии как лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера.
Таким образом, для лиц, проработавших определенное количество лет в районах Крайнего Севера, при соблюдении прочих условий, предусмотренных п.7 ст.14 Федерального закона № 173-ФЗ, установлен повышенный фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости.
В соответствии с п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утв.постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях засчитываются периоды работы, которые выполнялись постоянно, в течение полного рабочего дня.
Организация, с которой истец Самойлова Т.Н. состояла в трудовых отношениях во время направления в командировку в г.Костомукша (Ругозерская СОШ), располагалась в местности, не относящейся к районам Крайнего Севера - с.Ругозеро Муезерского района Республики Карелия.
Одним из основных условий для установления фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости в размере, предусмотренном п.7 ст.14 Федерального закона № 173-ФЗ, за работу в районах Крайнего Севера является наличие необходимой продолжительности, выработанного календарно в районах Крайнего Севера, либо наличие смешанного стажа работы выработанного календарно в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях.
То обстоятельство, что истец ДД.ММ.ГГГГ находясь в командировке и выполняла по мнению истца свои трудовые обязанности в населенном пункте, расположенном в районе Крайнего Севера, не может служить основанием для вывода о наличии смешанного стажа работы в отношении истца в районах Крайнего Севера, поскольку в таком порядке исчисляется стаж для назначения пенсии в тех случаях, когда работа в указанных районах носила стабильный, постоянный характер и производилась в организациях, расположенных в этих районах в течение полного рабочего дня. Нахождение истца в командировке в г.Костомукша в спорный период носило временный характер. Сама истец состояла в трудовых отношениях с организацией, осуществлявшей свою деятельность в с.Ругозеро Муезерского района Карелии, то есть работа, носящая стабильный и постоянный характер в течение полного рабочего дня, осуществлялась истцом в местности, не относящейся к районам Крайнего Севера.
Сведений о том, что истец в исковой период находилась в трудовых отношениях непосредственно с организацией, расположенной в каком-либо из районов Крайнего Севера, суду не представлено и в ходе судебного разбирательства не добыто.
При указанных обстоятельствах правовые основания для удовлетворения требования истца об обязании ответчика при расчете фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости учесть данный размер как лицу, работавшему в районе Крайнего Севера, расчет произвести с ДД.ММ.ГГГГ, отсутствуют.
В соответствии с ч.1 ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии со ст.94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, в том числе относятся расходы на оплату услуг представителя.
В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В соответствии со ст.ст.48, 100 ГПК РФ граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей. Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, обозначенной в Определении от 21.12.2004 № 454-О и применимой к гражданскому процессу, обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя, и тем самым - на реализацию требования ч.3 ст. 17 Конституции Российской Федерации.
Исходя из позиции Европейского Суда по правам человека, обозначенной в Постановлениях от 06.12.2011 «Дело «Гладышева (Gladysheva) против Российской Федерации» (жалоба № 7097/10), от 26.07.2011 «Дело «Лариса Золотарева (Larisa Zolotareva) против Российской Федерации» (жалоба № 15003/04), и других, в соответствии с прецедентной практикой Европейского Суда заявитель имеет право на возмещение расходов и издержек только в той части, в которой они были действительно понесены, являлись необходимыми и разумными по размеру.
С учетом категории сложности настоящего дела, объема фактически проделанной представителем работы на стадии подготовки искового заявления и при рассмотрении дела в суде, участия представителя в судебных заседаниях, продолжительности рассмотрения дела, учитывая удовлетворение иска в части, исходя из принципа разумности и справедливости, исходя из того, что заявленные ко взысканию расходы на оплату услуг представителя подтверждены документально представленными в материалы дела договором на оказание юридических услуг от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.39) и квитанцией от ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты> руб. (л.д.40), исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, обозначенной в Определении от 21.12.2004 № 454-О, правовой позиции Европейского Суда по правам человека, обозначенной в Постановлениях от 06.12.2011 «Дело «Гладышева (Gladysheva) против Российской Федерации» (жалоба № 7097/10), от 26.07.2011 «Дело «Лариса Золотарева (Larisa Zolotareva) против Российской Федерации» (жалоба № 15003/04), суд полагает возможным взыскать с ответчика в пользу истца испрашиваемые расходы по оплате услуг представителя, в размере <данные изъяты>
Истцом при подаче иска уплачена государственная пошлина в сумме <данные изъяты>
Частичное удовлетворение требований неимущественного характера, к которым относятся требования о включении спорных периодов работы в специальный стаж, обязание назначить пенсию досрочно, не влечет взыскание судебных расходов пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Таким образом, с ответчика ГУ УПФ РФ в Муезерском районе Республики Карелия, исходя из требований ст.ст.98, 103 ГПК РФ в пользу истца Самойловой Т.Н. подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты>
Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление Самойловой Т.Н. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Муезерском районе Республики Карелия о включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной трудовой пенсии удовлетворить частично.
Признать решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Муезерском районе Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Муезерском районе Республики Карелия включить в специальный (педагогический) стаж работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости Самойловой Т.Н. периоды:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работа в должности <данные изъяты>,
- ДД.ММ.ГГГГ - участие в семинарах,
- с ДД.ММ.ГГГГ - нахождение в служебных командировках.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Муезерском районе Республики Карелия назначить Самойловой Т.Н. досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ с момента обращения с ДД.ММ.ГГГГ.
В оставшейся части исковых требований отказать.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Муезерском районе Республики Карелия в пользу Самойловой Т.Н. расходы по оплате услуг представителя в сумме <данные изъяты>
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Муезерском районе Республики Карелия в пользу Самойловой Т.Н. расходы по оплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Муезерский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья В.Л. Варламова
Мотивированное решение в порядке ст.199 ГПК РФ составлено 16 декабря 2014 года.
Последний день подачи апелляционной жалобы 16 января 2015 года.
Судья В.Л. Варламова