РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГг. с. Пировское
Пировский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Казачинского районного суда Красноярского края Вирт М.Ю., исполняющего обязанности судьи Пировского районного суда Красноярского края, при секретаре Тазутдиновой З.Р., с участием прокурора Пировского района Красноярского края Федорцова В.В., представителя ответчика ООО «Пировское ЛПХ» Каландарова К.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пировского района Красноярского края в интересах Российской Федерации в лице Министерства природных ресурсов и экологии к Обществу с ограниченной ответственностью «Пировское лесопромышленное хозяйство» (далее ООО «Пировское ЛПХ») о взыскании причиненного лесному фонду ущерба,
УСТАНОВИЛ
Прокурор Пировского района Красноярского края обратился в суд в интересах Российской Федерации в лице Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края с указанным выше иском. Исковое заявление мотивировано тем, что прокуратурой Пировского района Красноярского края проведена проверка соблюдения требований лесного законодательства о лесопользовании на территории района, в ходе которой установлено, что ООО «Пировское ЛПХ» в соответствии с договором аренды лесного участка № 69-з от 30.09.2008 и лесных деклараций от 12.01.2012 в период с 12.01.2012 по 11.01.2013 производило заготовку древесины в квартале 22 выдел 21 (№ лесосеки (делянки) 1) КЕКУ «Пировское лесничество» Алтайского участкового лесничества общим объемом 1838 м, в квартале 22 выдел 13, 16 (№ лесосеки (делянки) 2) КЕКУ «Пировское лесничество» Алтайского участкового лесничества общим объемом 1618 м, в квартале 22 выдел 13,16,19 (№ лесосеки (делянки) 3) КЕКУ «Пировское лесничество» Алтайского участкового-лесничества общим объемом 1345 м, в квартале 151 выдел 1 (№ лесосеки (делянки) 1) КЕКУ «Пировское лесничество» Алтайского участкового лесничества общим объемом 3366 м, соответственно, в квартале 150 выдел 1,2,5 (№ лесосеки (делянки) 1) КЕКУ «Пировское лесничество» Алгайского участкового лесничества общим объемом 5776 м3, в квартале 147 выдел 7,10 (№ лесосеки (делянки) 2) КЕКУ «Пировское Алгайского участкового лесничества общим объемом 4239 м", выдел 8,10 (№ лесосеки (делянки) 4) КЕКУ «Пировское Алгайского участкового лесничества общим объемом 3088 м выдел 3,4 (№ лесосеки (делянки) 1) КЕКУ «Пировское лесничество» Алгайского участкового лесничества общим объемом 7007 м3. В ходе осмотров мест заготовки древесины ООО «Пировское ЛПХ», проведенных с 04 по 07 августа 2013 года лесничим КЕКУ «Пировское лесничество» без присутствия представителя ответчика, уведомленного надлежащим образом, установлены нарушения требований лесного законодательства, выразившиеся в захламлении участка промышленными отходами на площади 0,5, 0,4, 0,3, 0,8, 1,4, 1,0, 0,7 и 1,7 га. При этом сумма ущерба лесному фонду, причиненного вследствие захламления лесного участка промышленными отходами, составила 5263 рублей 43 копеек, 4210 рублей 74 копеек, 3158 рублей 06 копеек, 8421 рублей 48 копеек, 14737 рублей 59 копеек, 10526 рублей 85 копеек, 7368 рублей 80 копеек и 17895 рублей 65 копеек соответственно. Согласно п.п. «е» п. 13 договора аренды лесного участка № 63-3 от 30.09.2008 на арендатора возложена обязанность соблюдать требования Правил пожарной безопасности в лесах и Правил санитарной безопасности в лесах.
В судебном заседании прокурор Пировского района Федорцов В.В. исковые требования поддержал в полном объёме по вышеуказанным основаниям. В судебном заседании представитель ответчика по доверенности Каландаров К.М. требования прокурора признал в полном объёме, что подтверждается его письменным заявлением. Последствия признания иска Каландарову К.М. разъяснены и понятны. Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края о месте и времени судебного заседания извещено, представитель в суд не явился, с согласия сторон суд счёл возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 29 Лесного кодекса Российской Федерации правила заготовки древесины устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 2, подп. «б» п.8, п. 61 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов РФ №184 от 16 июля 2007, заготовка древесины осуществляется гражданами и юридическими лицами на основании договоров аренды в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), а также проектом освоения лесов на лесном участке, предоставленном в аренду. Заготовка древесины без предоставления лесного участка осуществляется гражданами и юридическими лицами на основании договоров купли-продажи лесных насаждений в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка). При заготовке древесины не допускается повреждение лесных насаждений, растительного покрова и почв за пределами лесосек, захламление лесов промышленными и иными отходами. Очистка мест рубок от порубочных остатков проводится одновременно с заготовкой древесины.
Согласно п. 61 Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом Рослесхоза от 01.08.2011 № 337 очистка мест рубок от порубочных остатков проводится одновременно с рубкой лесных насаждений и трелевкой древесины. Очистка лесосек от порубочных остатков осуществляется с соблюдением требований правил пожарной безопасности в лесах. Пунктом 16 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417, также предусмотрено, что при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
Согласно ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Таким образом, допущенные ООО «Пировское ЛПХ» нарушения затрагивают интересы Российской Федерации.
В соответствие со ст. 100 Лесного кодекса Российской Федерации лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.
На основании ст. 77 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.В силу ст. 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды» компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. Согласно ч. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.В соответствии со ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации отдельные полномочия Российской Федерации в области лесных насаждений, в том числе организация использования лесов, обеспечение их охраны, защиты и воспроизводства переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации. В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Нарушение интересов Российской Федерации влечет за собой нарушение интересов неопределенного круга лиц, проживающих на территории Российской Федерации.В соответствии со ст. 76 Федерального закона «Об охране окружающей среды» споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке. Учитывая, что бездействием ответчика (ООО «Пировское ЛПХ») нарушаются интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, и это не является экономическим спором, а также то, что неопределенный круг лиц не является субъектом спора, определенным ст.27 АПК РФ, рассмотрение дела подлежит в суде общей юрисдикции. В соответствии со ст. 22 ГПК РФ судам общей юрисдикции подведомственны исковые дела с участием организации по спорам, возникающим из экологических правоотношений. Согласно п.п. 1 п. 3.7 Положения о министерстве природных ресурсов и экологии Красноярского края и установлении предельной численности государственных гражданских служащих и иных работников министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 31.07.2008 № 12-п в компетенцию министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края в области лесных отношений относится вопросы владения, пользования, распоряжения лесными участками, находящимися в государственной собственности края.
В соответствии с п. 2, приложения № 2 приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 26.12.2013 № 418 «Об администрировании органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, доходов бюджетов субъектов Российской Федерации» и п. 2, приложения № 1 приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 26.12.2013 № 419 «Об администрировании органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, доходов Федерального бюджета» Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края наделена полномочиям по администрированию платы за использование лесов, в том числе поступлений от принудительного взыскания с плательщика платежей в федеральный бюджет, пеней и штрафов по ним через судебные органы или через судебных приставов (код бюджетной классификации 053 1 16 25071 01 6000 140).
В соответствии с ч. 1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или в интересах Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Признание иска ответчиком не нарушает прав и законных интересов сторон и судом принимается.
В соответствии с п.2 ст.68 ГПК РФ, признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о необходимости исковые требования прокурора Пировского района Красноярского края в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц удовлетворить, взыскать с ООО «Пировское ЛПХ» сумму причиненного ущерба лесному фонду в размере 71582 рублей 60 копеек в доход
бюджета Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.333.19 Налогового кодекса РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска от 20001 рубля до 100000 рублей государственная пошлина уплачивается в размере: 800 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 20000 рублей.
Таким образом, согласно ст.103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета Пировского района Красноярского края подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2347 рублей 48 копеек.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Пировского района Красноярского края в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Обществу с ограниченной ответственностью «Пировское лесопромышленное хозяйство» о взыскании ущерба причиненного лесному фонду удовлетворить.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Пировское ЛПХ» сумму причиненного ущерба лесному фонду в размере 71582 (семьдесят одна тысяча пятьсот восемьдесят два) рубля 60 копеек в доход бюджета Российской Федерации. Получатель Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края <данные изъяты>
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Пировское ЛПХ» в доход бюджета Пировского района Красноярского края государственную пошлину в размере 2347 (две тысячи триста сорок семь) рублей 48 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Пировский районный суд Красноярского края в месячный срок со дня вынесения решения.
Судья