№2а-5479/31-2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 октября 2017 г. г.Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Тарабриной Н.Н., при секретарях Паласеловой О.А., Овсовой Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Пергамент О.В. к Государственному комитету Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок об оспаривании решения,
установил:
Пергамент О.В. обратилась в суд с иском к Государственному комитету Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок и в ГКУ РК «Управление земельными ресурсами» по тем основаниям, что Распоряжением Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок от 22.05.2017 № 1127/20р принято решение о проведении аукциона по продаже земельного участка с кадастровым номером №, расположенного в <адрес>, общей площадью 193 кв.м., категория — земли населенных пунктов, вид разрешенного использования для размещения объекта транспортной инфраструктуры (организация разворотной площадки). Аукцион состоялся 30.06.2017, по результатам аукциона определен победитель - Румянцев А.А.. Истец полагает, что решение о проведении аукциона и соответствующие результаты аукциона не отвечают требованиям закона, поскольку земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если в отношении него поступило заявление о его предоставлении, за исключением случаев, если принято решение об отказе в его предоставлении. Указанный земельный участок был образован и должен был быть предоставлен в аренду Пергамент О.В. для целей не связанных со строительством, по ее заявлению, в соответствии с требованиями ст.34 ЗК РФ, в редакции, действующей на момент обращения Пергамент О.В., в 2014 году. Процедура предоставления земельного участка в аренду завершена не была.
Определением от 11.08.2017 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен победитель аукциона Румянцев А.А..
В судебном заседании истец не участвовала, о рассмотрении дела извещена, ее представитель Ненилина И.А. по доверенности заявленные требования поддержала, указала на то, что подаче Пергамент О.В. заявления о проведении аукциона на приобретение права собственности на спорный земельный участок предшествовало ее обращение в ГКУ РК «Управление земельными ресурсами» за консультацией о завершении процедуры предоставления этого земельного участка, начатой в 2014 году. Истец получила рекомендацию обратиться именно за проведением аукциона на приобретение права собственности на этот земельный участок, поэтому обратилась с таким заявлением, однако ее воля была направлена не на участие в торгах, а на оформление договора аренды, в соответствии с заявлением, поданным в 2014 году.
Представитель Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок и ГКУ РК «Управление земельными ресурсами» Ильин А.А. иск не признал по доводам, указанным в письменном отзыве.
Суд, заслушав пояснения представителей, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
1 января 2016 года вступил в силу Закон Республики Карелия от 29.12.2015 года № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия» (далее - Закон от 29.12.2015 г. № 1980-ЗРК), согласно которому органы государственной власти Республики Карелия осуществляют полномочия органов местного самоуправления по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Статьей 3 Закона от 29.12.2015 г. № 1980-ЗРК установлено, что данные полномочия осуществляются органом исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченным Правительством Республики Карелия.
В соответствии с абзацем 3 пункта 1, подпунктами 35-35.6 пункта 9 Положения о государственном комитете Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок, утвержденного Постановлением Правительства Республики Карелия от 25.11.2010 года № 274-П (далее - Положение о комитете), органом исполнительной власти в Республике Карелия, который осуществляет указанные выше полномочия, является Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок.
В силу ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ в редакции от 29.07.2017 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), но не позднее 1 января 2018 года. В случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом местного самоуправления муниципального района принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта в отношении земельного участка, который расположен в границах этого муниципального района и государственная собственность на который не разграничена, либо размещено или опубликовано извещение о проведении аукциона по продаже такого земельного участка или аукциона по продаже права на заключение договора аренды такого земельного участка, предоставление такого земельного участка на основании данного решения или по результатам аукциона осуществляет орган местного самоуправления муниципального района, который принял данное решение либо разместил или опубликовал указанное извещение, независимо от наличия утвержденных правил землепользования и застройки поселения, в границах которого расположен такой земельный участок.
Из материалов дела следует, что административный истец 13.08.2014 году обратилась в Администрацию Петрозаводского городского округа с заявлением о предоставлении ей земельного участка, прилегающего к границам принадлежащего ей земельного участка, для целей, не связанных со строительством, в соответствии со ст.34 ЗК РФ, для организации разворотной площадки. Администрацией ПГО были совершены необходимые, в соответствии со ст.34 ЗК РФ, действия: было опубликовано информационное сообщение о предполагаемом предоставлении в аренду указанного земельного участка в газете «Петрозаводские городские страницы» от 17.10.2014 №47 (709). По сообщению Администрации ПГО, изложенному в письме от 21.11.2014 №1.1.1-46-3916, в течение месяца с момента публикации не поступало заявлений от иных заинтересованных лиц и после постановки земельного участка на государственный кадастровый учет будет принято решение о предоставлении Пергамент О.В. земельного участка в аренду. Постановлением Администрации ПГО от 16.10.2014 №5156 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории. На государственный кадастровый учет земельный участок поставлен административным истцом в 2016 году.
Двухлетний срок действия постановления Администрации об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории был установлен Постановлением Администрации Петрозаводского городского округа от 13.05.2016 N 1941 "Об утверждении административного регламента Администрации Петрозаводского городского округа по предоставлению муниципальной услуги "Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, на кадастровом плане территории" после утверждения схемы расположения спорного земельного участка, на момент принятия Постановления Администрации ПГО от 16.10.2014 №5156 сроки действия таких постановлений утверждены не были.
В силу ст. 34 ЗК РФ в редакции, действовавшей на момент обращения Пергамент О.В. с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду 18.08.2014 года, граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Орган местного самоуправления на основании заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Анализ приведенных норм права позволяет суду прийти к выводу о том, что срок представления гражданином кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка в орган местного самоуправления, влекущего в дальнейшем принятие решения о передаче этого земельного участка в аренду, законом определен не был. При отсутствии в законе указания на срок действия постановления об утверждении схемы расположения земельного участка, суд приходит к выводу о том, что процедура предоставления административному истцу земельного участка Администрацией Петрозаводского городского округа не была завершена и подлежит завершению, как указано в законе, органом местного самоуправления муниципального района, который опубликовал извещение о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды испрашиваемого земельного участка.
В силу статьи 39.11 ЗК РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если в отношении этого земельного участка поступило заявление о предварительном согласовании его предоставления или заявление о предоставлении земельного участка, за исключением случаев, если принято решение об отказе в предварительном согласовании предоставления такого земельного участка или решение об отказе в его предоставлении.
Распоряжением Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок от 22.05.2017 № 1127/20р вопреки прямому запрету на то закона принято решение о проведении аукциона по продаже земельного участка с кадастровым номером №, расположенного в г.Петрозаводске, в районе наб. Варкауса, общей площадью 193 кв.м., категория — земли населенных пунктов, вид разрешенного использования для размещения объекта транспортной инфраструктуры (организация разворотной площадки). На официальном сайте <данные изъяты> было размещено 26.05.2016 извещение №260517/18283703/02 о проведении аукциона. Аукцион состоялся 30.06.2017, по результатам которого определен победитель - Румянцев А.А..
Поскольку законных оснований для проведения аукциона по продаже земельного участка, в отношении которого поступило заявление о его предоставления, и процедура предоставления не была завершена, не имелось, Распоряжение Госкомитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок от 22.05.2017 № 1127/20р и результаты торгов признаются судом незаконным и нарушающим права административного истца.
То обстоятельство, что распоряжение о проведении аукциона выносилось в связи с поступлением заявления административного истца, само по себе не свидетельствует о законности оспариваемого решения, поскольку сведений об отказе в предоставлении земельного участка в рамках рассмотрения обращения от 13.08.2014 года не имеется.
Позиция административных ответчиков о невыполнении истцом требований пункта 3 ст. 34 ФЗ №171-ФЗ в части отсутствия обращения с заявлением о предоставлении земельного участка судом не принимается, как не основанная на указанных выше правовых предписаниях.
Пояснения представителя административных ответчиков об отсутствии у последних обязанности по выявлению фактов обращений за предоставлением в предшествующие периоды времени испрашиваемого земельного участка также не отвечает требованиям закона, а именно не согласуется с указанным в законе запретом на проведение аукциона по продаже земельного участка, в отношении которого поступило заявление о его предоставления, в случае, если процедура его предоставления не была завершена.
Расходы истца по оплате государственной пошлины в силу ст. 111 КАС РФ подлежат возмещению ответчиком.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177, 178 КАС РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 22.05.2017 ░░░░ №1127/20░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ 30.06.2017 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. 300 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░
░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░. 177 ░░░ ░░ 19.10.2017 ░░░░