РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 января 2019г. Промышленный районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Нуждиной Н.Г.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-574/19 по иску Игнатьевой Тамары Семеновны к Управлению Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в Кировском и <адрес>х г.о<адрес> о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,
установил:
Истица обратилась в суд с вышеназванным иском к ответчику, в обоснование заявленных требований указав следующее.
ДД.ММ.ГГГГ я, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в Кировском и <адрес>х <адрес> с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, в соответствии с п. 20 ч. 1 ст.30 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением Управления от ДД.ММ.ГГГГ № истице было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, в виду отсутствия требуемого 30-ти летнего специального медицинского стажа.
Специальный медицинский стаж истицы составил - 28 лет 10 месяцев 26 дней.
Комиссия не засчитала в специальный стаж следующие периоды: с 28.06.1996г. по 25.05.1999г. - нахождения в отпуске по уходу за ребенком ДД.ММ.ГГГГ года рождения, поскольку согласно пункту 21 Постановления от 1996г. в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение включаются периоды нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до ДД.ММ.ГГГГ (т.е. до вступления в силу Закона Российской Федерации от 25.09.1992г. № «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации»).
Отвлечения от основной работы: с ДД.ММ.ГГГГ. - курсы повышения квалификации; с ДД.ММ.ГГГГ. – период нахождения в административных отпусках без сохранения заработной платы.
Истица не согласна с решением Управления по следующим основаниям.
В периоды с ДД.ММ.ГГГГ. – истица находилась на курсах повышения квалификации, что подтверждается свидетельствами, имеющимися в материалах дела.
На момент обращения в Управление (14.08.2018г.) при включении спорных периодов (курсы повышения квалификации) в специальный медицинский стаж истицы - он составит менее 30 лет при требуемых 30 лет для назначения досрочной трудовой пенсии, в связи с чем отсутствует право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч. 1 ст.30 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с момента обращения - с ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного истица просит суд признать право на включение в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - курсы повышения квалификации.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Кировском и <адрес>х г.о. Самара включить в специальный стаж работы, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - курсы повышения квалификации.
В судебном заседании истица ФИО1 заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, дала пояснения, аналогичные иску, который просила удовлетворить.
Представитель ответчика Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Кировском и <адрес>х городского округа ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск не признала по основаниям, изложенным в решении от ДД.ММ.ГГГГ. №.
Выслушав доводы сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В силу ст. 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
Согласно ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях в Российской Федерации" N 400-ФЗ от 28.12.2013 г., право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях в РФ" N 400-ФЗ от 28.12.2013 г., страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от возраста.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. года истица обратилась в государственное управление пенсионного фонда РФ в Кировском и <адрес> г.о. Самара с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 ч.1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О страховых пенсиях».
Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в Кировском и <адрес>х городского округа Самара решением № от 23.11.2018г. отказало ФИО1 в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с медицинской деятельностью, из-за отсутствия требуемого специального стажа – 30 лет.
В специальный стаж истицы в соответствии с решением № от ДД.ММ.ГГГГ не засчитаны следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ. нахождения в отпуске по уходу за ребенком ДД.ММ.ГГГГ. рождения, поскольку согласно пункту 21 Постановления от 1996г. в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение включаются периоды нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до ДД.ММ.ГГГГ (т.е. до вступления в силу Закона Российской Федерации от 25.09.1992г. № «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации»);
отвлечения от основной работы: с ДД.ММ.ГГГГ курсы повышения квалификации;
ДД.ММ.ГГГГ. — отпуск без сохранения заработной платы, т.к. данные периоды не предусмотрены вышеуказанными Правилами;
ДД.ММ.ГГГГ. - поскольку уплата страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, за периоды нахождения в отпусках без сохранения заработной платы и неоплаты не производится, а соответствии со статьями 11, 14 Закона № 400-ФЗ и п.4 Правил от 2014г. при подсчете страхового стажа (в т.ч. специального стажа) периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета и включаются в страховой стаж после 01.01.2002г. при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
Анализируя собранные по делу доказательства, суд считает отказ Управления Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в Кировском и <адрес>х г.<адрес> в части включения периодов нахождения ФИО1 на курсах повышения квалификации в ее специальный стаж работы, неправомерным, по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 54 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности.
На основании ст. 1 ТК РФ целями и задачами трудового законодательства, в том числе являются профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников непосредственно у данного работодателя.
Статья 2 ТК РФ предусматривает, что основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации.
В соответствии со ст. 21 ТК РФ работник имеет право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами.
Основными формами участия работников в управлении организацией в соответствии со ст. 53 ТК РФ являются профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников.
На основании ст. 196 ТК РФ необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель.
Работодатель проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям в организации, а при необходимости - в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Работникам, проходящим профессиональную подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Согласно ФЗ «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан», приказу Минздрава РФ от 19.01.1999г. № для медицинских специалистов предусмотрено обязательное, не реже 1 раза в 5 лет, профессиональное усовершенствование на курсах повышения квалификации для освоения новых методик по оказанию медицинской помощи населению.
Согласно ст. 187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Судом установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ. истица находилась на курсах повышения квалификации в Училище повешения квалификации медицинских кадров области; в период с ДД.ММ.ГГГГ она находилась на курсах повышения квалификации в Самарском областном базовом училище повышения квалификации (Свидетельство о прохождении повышения квалификации №1823); в период с ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 находилась на курсах повешения квалификации в Самарском областном центре повышения квалификации специалистов здравоохранения (Свидетельство №); в период с ДД.ММ.ГГГГ. истица находилась на курсах повышения квалификации в ГОУ ДПО «<адрес> центр повышения квалификации специалистов здравоохранения» (Свидетельство №); в период с ДД.ММ.ГГГГ. находилась на курсах повышения квалификации в ГБУ ДПО «<адрес> центр повышения квалификации специалистов здравоохранения» (удостоверение о повышении квалификации от ДД.ММ.ГГГГ.).
Поскольку в указанные периоды трудовые отношения истицы с медицинским учреждением не прерывались, за ней сохранялись место работы, средний заработок, что подтверждается материалами дела, работодатель перечислял обязательные страховые взносы в ПФ, суд приходит к выводу, что периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации в спорные периоды должны быть включены в специальный медицинский стаж истицы в календарном исчислении.
При этом, суд принимает во внимание, что обучение истицы на курсах повышения квалификации являлось не ее личной инициативой, а необходимым и непременным условием для продолжения работы по специальности, осуществления ею трудовой функции.
При включении спорных периодов работы в специальный стаж ФИО1, на момент ее обращения к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии, у нее имелся необходимый 30-летний стаж по занятию лечебной деятельностью, и соответственно она приобрела право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
С учетом указанного периода, право у ФИО1 на назначение досрочной страховой пенсии по старости возникает с ДД.ММ.ГГГГ, со дня обращения в пенсионный орган.
При таких обстоятельствах, суд находит заявленные требования ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Кировском и <адрес>х г.о. Самара подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194- 199 ГПК РФ,
решил:
Исковые требования Игнатьевой Тамары Семеновны - удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в Кировском и <адрес>х г.о. Самара, включить ФИО1 в специальный стаж работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, в связи с медицинской деятельностью в соответствии со ст. 30 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № «О страховых пенсиях» в календарном исчислении следующие периоды работы:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – нахождение на курсах повышения квалификации.
Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (Государственное учреждение) в Кировском и <адрес>х г.о<адрес> назначить ФИО1 страховую пенсию по старости досрочно, с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в <адрес> областной суд через <адрес> районный суд г<адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 30.01.2019г.
Председательствующий: подпись Н. <адрес>
Копия верна. Судья Секретарь