РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30.01.2020 с. Красный Яр
Красноярский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Ключниковой И.А.,
при секретаре Карповой Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-155/2020 по административному иску ИФНС по <адрес> к ФИО2 о взыскании обязательных платежей и санкций за 2014, 2015, 2016, 2017 год,
установил:
Истец обратился в Красноярский районный суд с административным исковым заявлением, в котором просит взыскать с ФИО2 недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 1285,00 рублей, пени по налогу на имущество за 2017 год – 18,79 рублей; налог на имущество физических лиц за 2016 год в размере 1169,00 рублей, пени по налогу на имущество за 2016 год – 24,39 рублей, налог на имущество физических лиц за 2015 год в размере 626,00 рублей, пени по налогу на имущество за 2016 год – 4,17 рублей и налог на имущество физических лиц за 2014 год в размере 84,03 рубля.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, просил рассмотреть дело без его участия.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, уведомлялся надлежащим образом по месту регистрации, почтовое уведомление вернулось в связи с истечением срока хранения.
Суд, изучив материалы дела, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований и взыскании недоимки по налогу в связи с нарушением истцом срока обращения в суд.
Согласно ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно ч.4 ст.289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Согласно ч.2 ст.52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Согласно ч.4 ст.57 НК РФ в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
В обоснование своих исковых требований административный истец представил: требование № от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что задолженность на ДД.ММ.ГГГГ по налогу на имущество составляет 84,03 рубля; требование № от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что задолженность на ДД.ММ.ГГГГ по налогу на имущество физических лиц составляет 626 рублей, пени по налогу 4 рубля 17 копеек. Срок исполнения требования – до ДД.ММ.ГГГГ; требование № от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что задолженность на ДД.ММ.ГГГГ по налогу на имущество физических лиц составляет 1169 рублей, пени по налогу 24 рубля 39 копеек. Срок исполнения требования – до ДД.ММ.ГГГГ; требование № от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что задолженность на ДД.ММ.ГГГГ по налогу на имущество физических лиц составляет 1285 рублей, пени по налогу 18 рублей 79 копеек. Срок исполнения требования – до ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО2, являющийся в силу ст.19 НК РФ налогоплательщиком, обязан на основании пп.1 п.1 ст.23 НК РФ уплачивать законно установленные налоги. В случае просрочки налогоплательщиком исполнения своей обязанности по уплате налога статьей 75 НК РФ предусмотрена обязанность уплаты пени.
ФИО2 на основании ст.28, 31, 32 НК РФ является плательщиком налога на имущество физических лиц.
Согласно ч.4 ст.85 НК РФ органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
При этом, административный ответчик, являющийся в данной ситуации налогоплательщиком, имеет согласно п.10 ч.1 ст.21 НК РФ право, в том числе, требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков.
Пунктом 1 статьи 48 НК РФ установлено, что в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пеней, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней, за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В пункте 2 статьи 48 НК РФ определено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В силу части 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Согласно части 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
С учетом приведенных правовых норм, исходя из того, что последнее требование о взыскании обязательных платежей и санкций, о которых заявлен административный иск, содержало срок исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, срок обращения в суд с требованием о взыскании налоговой задолженности истекал ДД.ММ.ГГГГ.
Из материалов дела следует, что заявление административного истца о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО2 недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2014, 2015, 2016, 2017 год и пени поступило мировому судье на рассмотрение ДД.ММ.ГГГГ, то есть за пределами установленного законом срока.
Административный истец обратился в настоящем иске с ходатайством о восстановлении срока обращения с исковым заявлением. При этом в иске не содержится сведений об уважительности причин пропуска срока, суд при рассмотрении дела не усматривает уважительных причин для восстановления налоговому органу пропущенного процессуального срока, поскольку налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем ему должны быть известны правила обращения в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.
Следовательно, на дату обращения в мировой суд с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскании недоимки с ФИО2 налоговый орган уже утратил право на принудительное взыскание налога в связи с пропуском установленного шестимесячного срока и доказательств уважительности пропуска срока административным истцом не представлено.
Конституционный Суд РФ в Определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных НК РФ, не может осуществляться.
Несоблюдение налоговой инспекцией срока подачи административного искового заявления, предусмотренного ч.1 ст.286 КАС РФ, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) является в соответствии с ч.8 ст.219 КАС РФ основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
Руководствуясь ст.ст.219, 286-290 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Отказать ИФНС по <адрес> в удовлетворении исковых требований к ФИО2 о взыскании обязательных платежей и санкций за 2014, 2015, 2016, 2017 год.
Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноярский районный суд <адрес> в течение 30 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Ключникова И.А.