№2-7346/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Тюмень 09 октября 2018 г.
Ленинский районный суд города Тюмени в составе:
председательствующего судьи Кармацкой Я.В.,
при секретаре Бариновой Е.С.,
с участием истца Колмакова А.В.,
представителя ответчика УФССП России по Тюменской области Галкина В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Колмакова Антона Валерьевича к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Тюменской области об отмене решений комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов,
У С Т А Н О В И Л:
Колмаков А.В. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Тюменской области с указанными требованиями, мотивируя тем, что в период с 11.03.2017 по 25.07.2018 занимал должность судебного пристава - исполнителя Районного отдела судебных приставов Центрального АО г.Тюмени. В должностные обязанности входило исполнение судебных актов и актов государственных органов на взыскании задолженности с физических лиц в соответствии с ФЗ №229 «Об исполнительном производстве».
В связи с дальнейшим трудоустройством, 26.07.2018 истцом в адрес ответчика подано заявление, о получении согласия для трудоустройства в ООО «УК «Жилищный стандарт» на должность специалиста по взысканию дебиторской задолженности. 27.07.2018 заключением Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области, истцу отказано в замещении должности специалиста по взысканию дебиторской задолженности ООО «УК «Жилищный стандарт», в связи с нарушением требований ст.12 ФЗ №273 «О противодействии коррупции». В связи с отказом Комиссии от 27.07.2018, истцу ООО «УК Жилищный стандарт» отказано в трудоустройстве на должность специалист по взысканию дебиторской задолженности и предложена должность юрисконсульт в юридический отдел.
02.08.2018 истцом в адрес ответчика подано заявление, о получении согласия на трудоустройства в ООО «УК «Жилищный стандарт» на должность юрисконсульта в юридический отдел. 15.08.2018 заключением Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области, истцу отказано в замещении должности юрисконсульт ООО «УК «Жилищный стандарт», в связи с нарушением требований ст.12 ФЗ №273 «О противодействии коррупции». Истец не согласен с принятыми решениями в связи с незначительностью конфликта интересов, нарушением состава комиссии, нарушением сроков рассмотрения, и просит суд отменить решение комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Тюменской области от 27.07.2018, отменить решение Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Тюменской области от 15.08.2018.
В судебном заседании истец требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в иске, просил удовлетворить.
Представитель ответчика УФССП России по Тюменской области в судебном заседании исковые требования не признал по доводам, изложенным в возражениях.
Выслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, руководствуясь требованиям закона, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что приказом УФССП РФ по Тюменской области от 03.03.2017 №284-к Колмаков А.В. назначен с 03.03.2017 на должность федеральной государственной гражданской службы судебного пристава-исполнителя районного отдела судебных приставов Центрального административного округа г.Тюмени УФССП РФ по Тюменской области, приказом УФССП РФ по Тюменской области №994-к от 25.07.2018 года истец уволен с занимаемой должности с 25.07.2018, что подтверждается указанными приказами, служебным контрактом №25 от 03.03.2017.
Согласно ч.3.1 ст.17 Федерального закона от 27.07.2004 N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", гражданин, замещавший должность гражданской службы, включенную в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с гражданской службы не вправе без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу (оказывать данной организации услуги) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского служащего. Согласие соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих замещавший должность федеральной государственной службы, включенную в раздел I или раздел II перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009г. N557, или должность федеральной государственной службы, включенную в перечень должностей федеральной государственной службы в федеральном государственном органе, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный руководителем федерального государственного органа в соответствии с разделом III перечня, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. №557, в течение двух лет со дня увольнения с федеральной государственной службы имеет право замещать должности и выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции по государственному управлению этими организациями входили в должностные (служебные) обязанности федерального государственного служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, установленном Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. №821.
Положениями подпункта "а" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года N557 "Об утверждении Перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей", определено руководителям федеральных государственных органов до 1 сентября 2009 года утвердить в соответствии с разделом III перечня должностей, утвержденного настоящим Указом, перечни конкретных должностей федеральной государственной службы в соответствующих федеральных государственных органах, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
В силу п.1 Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 года N925 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции" и Перечня должностей федеральной государственной гражданской службы Федеральной службы судебных приставов, при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие Федеральной службы судебных приставов обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного Приказом Федеральной службы судебных приставов от 26 января 2018 г. №38 к числу должностей, в отношении которой действует ограничения, предусмотренные в статье 12 ФЗ №273-ФЗ, относительно трудоустройства бывшего государственного или муниципального служащего распространяются на лиц, чьи должности предполагают представление сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера относится должность судебного пристава-исполнителя структурного подразделения (п.12 раздел II).
26.07.2018 от истца в УФССП России по Тюменской области поступило обращение о даче согласия на замещение должности специалиста по взысканию дебиторской задолженности (досудебное решение) ООО «УК «Жилищный стандарт».
Заключением отдела противодействия коррупции УФССП РФ по Тюменской области о соблюдении гражданином, замещавшим должность государственной гражданской службы в УФССП России по Тюменской области, требований ст.12 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» от 27.07.2018 установлено, в период прохождение службы у истца на исполнении находилось 2 исполнительных производств должником/взыскателем по которым выступало ООО «УК «Жилищный стандарт», а в должностные обязанности истца входило вынесение постановлений и иных процессуальных документов обязательных для исполнения как для должников, так и вынесенных в интересах взыскателя, в связи с чем предложено рассмотреть обращение Колмакова А.В. на заседании Комиссии.
Согласно решения Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов УФССП России по Тюменской области от 27.07.2018, Колмакову А.В. отказано в замещении должности специалиста по взысканию дебиторской задолженности (досудебное решение) ООО «УК «Жилищный стандарт» в связи с нарушением требований ст.12 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции».
02.08.2018 в УФССП России по Тюменской области от истца поступило обращение о даче согласия на замещение должности юрисконсульт в юридическом отделе ООО «УК «Жилищный стандарт».
Заключением отдела противодействия коррупции УФССП РФ по Тюменской области о соблюдении гражданином, замещавшим должность государственной гражданской службы в УФССП России по Тюменской области, требований ст.12 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» от 13.08.2018 в связи с тем, что в период прохождение службы у истца на исполнении находилось 2 исполнительных производств должником/взыскателем по которым выступало «УК Жилищный стандарт», а в должностные обязанности истца входило вынесение постановлений и иных процессуальных документов обязательных для исполнения как для должников, так и вынесенных в интересах взыскателя, в связи с чем предложено рассмотреть обращение Колмакова А.В. на заседании Комиссии.
Согласно решения Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов УФССП России по Тюменской области от 15.08.2018, Колмакову А.В. отказано в замещении должности юрисконсульта ООО «УК «Жилищный стандарт» в связи с нарушением требований ст.12 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции».
В соответствии с пп.«б» п.3 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом Президента РФ от 01.07.2010, одной из основных задач Комиссии является содействие государственному органу в осуществлении мер по предупреждению коррупции.
Согласно ч.1 ст.19 Федерального закона «О государственной гражданской службе в Российской Федерации», конфликт интересов - ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.
Таким образом, в даче согласия Комиссией может быть отказано не только при наличии конфликта интересов, но и с целью его предотвращения, то есть не исключая возможность предположения.
Как следует из представленных доказательств, должностные обязанности специалиста по взысканию дебиторской задолженности ООО «УК «Жилищный стандарт» пересекаются с должностными обязанностями по прежней должности судебного пристава — исполнителя, предусматривая мероприятия по взысканию задолженности.
Кроме того, должностной инструкцией предусмотрены обязанности по мероприятиям, связанным с получением исполнительных документов (п.3.6 должностной инструкции), с взаимодействием со службой судебных приставов в части осуществления исполнения решений суда (п.3.7 должностной инструкции).
Таким образом, трудоустройство истца в ООО «УК «Жилищный стандарт» влечет коллизию публичных и частных интересов с прежней занимаемой должностью на государственной службе.
В силу п.19 Методических рекомендаций по вопросам соблюдения ограничений, налагаемых на гражданина, замещавшего должность государственной (муниципальной) службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора с организацией, круг трудовых обязанностей в организации, в которую планирует трудоустроиться гражданин, не может играть определяющую роль при принятии решения о дачи согласия на трудоустройство в силу того, что круг трудовых обязанностей может быть изменен и необходимость повторного получения согласия комиссии в такой ситуации отсутствует. В этой связи особое внимание необходимо уделять связям гражданина - бывшего государственного (муниципального) служащего с организацией (имущественным, корпоративным или иным отношениям), с которой он заключает трудовой (гражданско-правовой) договор, учитывая возможность получения необоснованных выгод и преимуществ в качестве компенсации за решения, принятые им в отношении данной организации в период прохождения государственной (муниципальной) службы».
Учитывая указанную позицию, то есть возможность изменение должностных обязанностей, с учетом того, что первоначально истец принимался на должность, должностные обязанности по которой сводились к мероприятиям по взысканию задолженности, а также принимая во внимание абстрактный, неконкретный характер ряда обязанностей, изложенных в должностной инструкции юрисконсульта, связанных в том числе с защитой правовых интересов общества (п.3.1 должностной инструкции), не исключая в этой связи, возможность представления интересов Общества в структурных подразделениях службы судебных приставов по защите правовых интересов Общества выраженных в реализации прав на получение присужденных денежных средств и иного имущества либо прав на законное ведения исполнительного производства в отношении Общества при реализации им прав должника; принятие мер по соблюдению доарбитражного порядка урегулирования договорных споров (п.3.6 должностной инструкции), не исключая в этой связи, возможности проведения мероприятий по досудбеному взысканию задолженности с контрагентам, что пересекается с должностными обязанностями по прежней должности, трудоустройство истца в ООО «УК «Жилищный стандарт» влечет коллизию публичных и частных интересов с прежней занимаемой должностью на государственной службе, способствует возникновению конфликта интересов и, как следствие, проявлению действий, имеющих коррупционную направленность, что может привести к ситуации, связанной с причинением вреда законным интересам граждан, организации, общества или государства.
Таким образом, при трудоустройстве истца в указанную коммерческую организацию возможно возникновение конфликта интересов.
Доводы истца о незначительности конфликта интересов суд полагает несостоятельными, основанными на неверном толковании норм права, поскольку законодательство не предусматривает такого понятия как «незначительность конфликта интересов».
Доводы истца о нарушении состава комиссии не нашли своего подтверждения в судебном заседании, поскольку комиссия сформирована в соответствии с п.11 Указа Президента РФ от 01.07.2010 №821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» и п.п.8, 10 Приказа Федеральной службы судебных приставов от 24.05.2011 № 239 «Об утверждении порядка формирования и деятельности Комиссии территориального органа ФССП России по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов», что подтверждается приказами УФССП России по Тюменской области №47 от 03.02.2018, №225 от 25.06.2018, №238/1 от 06.07.2018.
Доводы истца о нарушении срока рассмотрения комиссией обращения от 02.08.2018 не имеют правового значения, так как не влияют на принятие оспариваемого решения и сами по себе не нарушают права истца.
При этом, правовое положение государственного служащего с имеющимися в силу его статуса определенными запретами, между тем не препятствуют реализовать истцу свое право на труд в иных организациях, в отношении которых бывший государственный служащий не осуществлял функций по государственному управлению.
При таких обстоятельствах, с учетом вышеизложенного, оснований для удовлетворения иска не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Колмакова Антона Валерьевича к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Тюменской области от отмене решения Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Тюменской области от 27 июля 2018 года, от отмене решения Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Тюменской области от 15 августа 2018 года, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы, в суд принявший решение.
Судья Кармацкая Я.В.
Решение в окончательной форме составлено 15.10.2018.