63RS0039-01-2021-008038-68
2а-553/2022 (2а-5248/2021)
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
16 марта 2022 года г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Ивановой А.И., при секретаре Ахметовой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-553/2022 по административному исковому заявлению Паац Ксении Валериановны о признании незаконным распоряжения первого заместителя Главы городского округа Самара Василенко В.А.,
установил:
Паац К.В. обратилась в суд с административным иском о признании незаконным распоряжения первого заместителя Главы городского округа Самара Василенко В.А. № 3697 от 12.11.2021. Данным распоряжением отменено распоряжение первого заместителя Главы городского округа Самара от 03.11.2020 № 3474 «О признании гражданина малоимущим, принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма», и административный истец, с составом семьи 2 человека, в том числе, дочь Архипова Е. Н., снята с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договору социального найма. Истец полагает распоряжение незаконным, поскольку она на законных основаниях в установленном порядке признана малоимущей и принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договору социального найма. Оспариваемое распоряжение не содержит предусмотренных ч.1 ст.56 ЖК РФ оснований снятия с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда. Протест прокуратуры города Самары от 26.10.2021 года, на который ссылается административный ответчик в оспариваемом распоряжении, самостоятельным основанием для снятия с учета не является. Издаваемый органом местного самоуправления ненормативный правовой акт, затрагивающий права и законные интересы граждан и юридических лиц, должен быть мотивирован, содержать ссылки на законы. Реализация органами местного самоуправления названного полномочия не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов. Орган местного самоуправления должен доказать, что отмененный им ненормативный акт не соответствовал нормам действующего законодательства, а отменяющий акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону, быть мотивированным, то есть содержать указания на соответствующие нормы закона и (или) подзаконные нормативные акты, а также не нарушать законных прав и интересов граждан и организаций, произвольно ограничивая их субъективные права. Ссылаясь на изложенное, просит отменить распоряжение административного ответчика № 3697 от 12.11.2021.
К участию в деле в качестве административного соответчика привлечена Администрация г.о.Самара, в качестве заинтересованных лиц привлечены Департамент управления имуществом г.о. Самара, прокуратура Самарской области и прокуратура г. Самары (л.д. 2, 34-35).
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Ермакова М.С. требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель Администрации г.о. Самара и Департамента управления имуществом г.о. Самара по доверенностям Фадеева Е.А. возражала против удовлетворения требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д.41-44).
Представитель прокуратуры г. Самары Ларичева Н.В. полагала административный иск не подлежащим удовлетворению по доводам, изложенным в письменном отзыве, указыв, что истец была принята на учет нуждающихся в жилых помещениях с нарушением административного регламента, в отсутствие документов, необходимых для признания малоимущей и нуждающейся, в связи с чем правомерно снята с учета оспариваемым распоряжением.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела следует, что распоряжением первого заместителя главы г.о. Самара от 03.11.2020 года №3474 Паац К.В. признана малоимущей и принята на учёт в качестве нуждающейся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, с составом семьи 2 человека, в том числе дочь Архипова Е. Н. (л.д. 76).
По информации Департамента управления имуществом г.о.Самара по состоянию на 01.01.2021 год семья Паац К.В. в списке граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма жилого помещения, по г.о. Самара значилась под №12780 (л.д. 187).
В 2021 году прокуратурой г. Самары проведена проверка исполнения требований жилищного законодательства, в ходе которой выявлен факт признания Паац К.В. малоимущей и принятия на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда в отсутствие предусмотренных законом оснований. По результатам проверки в адрес Главы г.о. Самара прокурором города внесен протест от 22.10.2021 с требованием отменить распоряжение первого заместителя главы г.о. Самара от 03.11.2020 года №3474 (л.д. 27-28).
Протест рассмотрен Главой г.о. Самара и признан обоснованным (л.д. 66).
На основании данного протеста принято оспариваемое распоряжение первого заместителя Главы городского округа Самара Василенко В.А. № 3697 от 12.11.2021 об отмене распоряжения первого заместителя Главы городского округа Самара от 03.11.2020 № 3474 «О признании гражданина малоимущим, принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма» и снятии Паац К.В. с составом семьи 2 человека, в том числе дочь Архипова Е.Н., с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договору социального найма, состоящих на учете с 03.11.2020, очередной номер № 12775 (л.д. 25-26).
В соответствии с ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
В соответствии с ч. 3, ч. 4 ст. 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе.
Распоряжением Департамента управления имуществом городского округа Самара от 07.06.2013 № 421 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма".
Согласно п. 2.2 Административного регламента прием заявления и документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, а также выдача заявителю результата предоставления муниципальной услуги осуществляются Департаментом управления имуществом г.о.Самара, а также МФЦ, осуществляющим участие в предоставлении муниципальной услуги в соответствии с заключенным между Департаментом и МФЦ соглашением о взаимодействии.
Согласно п. 3.3.3 Административного регламента специалист Департамента или специалист МФЦ, осуществляющий прием документов, устанавливает предмет обращения заявителя и осуществляет проверку комплектности документов на соответствие требованиям действующего законодательства и настоящего административного регламента.
При проверке комплектности документов специалист Департамента или специалист МФЦ, осуществляющий прием документов, удостоверяется, что: документы в установленных законодательством случаях нотариально удостоверены, скреплены печатями, имеют подписи должностных лиц; тексты заявления, документов написаны разборчиво; фамилии, имена, отчества (последнее - при наличии) физических лиц, адрес их места жительства написаны полностью; в документах нет подчисток, приписок, зачеркнутых слов и иных неоговоренных исправлений; документы не написаны карандашом; документы не имеют серьезных повреждений, наличие которых не позволяет однозначно истолковать их содержание.
Согласно п. 3.3.4 Административного регламента специалист Департамента или специалист МФЦ, осуществляющий прием документов, проверяет копии документов на их соответствие оригиналам, после чего в установленных законом случаях совершает на них надпись об их соответствии подлинным экземплярам, заверяет своей подписью с указанием фамилии и инициалов.
В соответствии с п. 3.3.7 Административного регламента при приеме заявления и приложенных к нему документов специалист, осуществляющий прием, оформляет расписку о приеме документов, в которой указываются: дата регистрации документов; фамилия, имя, отчество заявителя, адрес его регистрации; опись принятых документов с указанием их наименования, количества экземпляров каждого из принятых документов, количества листов в каждом экземпляре документа; должность, фамилия, имя, отчество специалиста Департамента или специалиста МФЦ, принявшего документы, и его подпись; специалист Департамента или специалист МФЦ, осуществляющий прием документов, передает заявителю оригинал расписки, копию расписки приобщает к заявлению и приложенным к нему документам.
Из учетного дела Паац К.В. (л.д. 75-122) следует, что в нарушение п.3.3.4 Административного регламента на заявлении Паац К.В. о принятии на учет для предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма от 12.10.2020 года отсутствует отметка уполномоченного лица, осуществляющего прием документов, о соответствии представленных документов оригиналам, также отсутствует подпись ответственного лица с указанием фамилии и инициалов.
В нарушение п.3.3.7 Административного регламента в учетном деле отсутствует расписка ответственного специалиста о приеме документов с указанием даты регистрации, фамилии, имени, отчества заявителя, адреса его регистрации, описи принятых документов с указанием их наименования, количества экземпляров каждого из принятых документов, количества листов в каждом экземпляре документов.
Кроме этого, в учетном деле имеется справка Управления МВД России по городу Самаре (Регистрационно-экзаменационный отдел Государственной инспекции безопасности дорожного движения), выданная по месту требования, без даты и сведений о лице, подписавшем указанный документ, что указывает на ее недостоверность.
Сведения о наличии (отсутствии) в собственности заявителя и членов его семьи автотранспорта Департаментом в порядке межведомственного взаимодействия не запрашивались.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении административного регламента предоставления муниципальной услуги и принятии заявителя на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, в отсутствие документов, необходимых для принятия на учет.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет.
Согласно части 1 статьи 48 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Таким образом, орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им ненормативный правовой акт в случае выявления его противоречия закону.
Учитывая, что решение о принятии Паац К.В. на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, принято с нарушением административного регламента, в отсутствие полного комплекта документов, необходимых для признания малоимущей и нуждающейся, а также без истребования недостающих сведений в порядке межведомственного взаимодействия, суд приходит к выводу, что у административного ответчика имелись основания для отмены в порядке самоконтроля решения о признании истца малоимущим и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, и снятия с соответствующего учета.
Доводы административного истца о том, что ее вины в нарушении административного регламента не имеется, и что она имеет право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не свидетельствуют о незаконности оспариваемого распоряжения, поскольку оно принято в порядке самоконтроля на выявленные факты нарушения. Истец не лишена права вновь подать заявление о принятии на учет для предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма в установленном порядке.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа власти незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Таких оснований при рассмотрении дела не установлено, оспариваемое распоряжение первого заместителя Главы городского округа Самара Василенко В.А. № 3697 от 12.11.2021 об отмене распоряжения от 03.11.2020 № 3474 принято в пределах компетенции административного ответчика в соответствии с действующим законодательством и само по себе права административного истца не нарушает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Паац Ксении Валериановны о признании незаконным распоряжения первого заместителя Главы городского округа Самара Василенко В.А. № 3697 от 12.11.2021 – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья (подпись) А.И. Иванова
Копия верна: судья
Мотивированное решение изготовлено 23.03.2022.