УИД 36RS0020-01-2021-000721-33
Дело № 2-430/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Лиски
Воронежская область 03 июня 2021 года
Лискинский районный суд Воронежской области
в составе: председательствующего судьи Ладыкиной Л.А.,
при секретаре судебного заседания Бедной И.В.,
с участием представителя истца Тимофеева В.В. на основании ч. 6 ст. 53 ГПК РФ Михайлова О.В.,
представителя ответчика Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное) по доверенности Калининой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Тимофеева Виктора Васильевича к Государственному Учреждению-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное) о включении периодов учебы и службы в общий трудовой стаж, перерасчете размера страховой пенсии и взыскании невыплаченной части страховой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Тимофеев В.В. обратился в суд с административным иском к Государственному Учреждению-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное) о признании незаконным решения о выплате страховой пенсии и перерасчете размера страховой пенсии, в котором просил признать незаконным и отменить решение Государственного Учреждения-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное) от 14.01.2021 № о назначении ему страховой пенсии в размере 14 412,48 руб., обязать административного ответчика произвести перерасчет размера пенсии с 15.11.2020 и взыскать с административного ответчика в пользу административного истца невыплаченную часть страховой пенсии за период с 15.11.2020 до принятия решения по административному иску (л.д.5-8).
Определением Лискинского районного суда Воронежской области от 19.03.2021 на основании ст. 16.1 КАС РФ административное исковое заявление Тимофеева В.В. было принято к производству суда, в порядке подготовки дела к судебному разбирательству суд перешел к рассмотрению его в порядке искового производства (л.д.1-2).
11.05.2021, 17.05.2021 истец Тимофеев В.В. обратился в Лискинский районный суд Воронежской области с уточненным исковым заявлением к Государственному Учреждению-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное), в котором просит включить в его общий трудовой стаж следующие периоды его трудовой и иной деятельности: с 01.09.1982 по 20.07.1984 – учеба в Георгиу-Дежском техническом училище № 6 по профессии слесарь-сантехник; с 01.09.1987 по 27.09.1989 – учеба в Львовском пожарно-техническом училище МВД СССР по специальности «организация и техника противопожарной защиты»; с 01.01.1991 по 01.06.1994 – служба в должности инспектора, старшего инспектора инспекции госпожнадзора Славгородского РОВД, а также произвести перерасчет назначенной ему пенсии в учетом включенных периодов в соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 15.11.2020 и взыскать с ответчика в пользу истца невыплаченную часть страховой пенсии за период с 15.11.2020 до вынесения решения суда (л.д.80-82).
В судебное заседание истец Тимофеев В.В., надлежащим образом извещенный о дне и времени слушания дела, не явился, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, с участием его представителя (л.д.100).
Представитель истца Тимофеева В.В. на основании ч. 6 ст. 53 ГПК РФ Михайлов О.В. в судебном заседании поддержал заявленными исковые требования в их уточненном виде, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное) по доверенности Калинина И.Ю. в судебном заседании полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению, поддержала представленное письменное возражение по существу иска (л.д.83-86), согласно которому не подлежат зачету в стаж периоды прохождения военной службы, а так же другой приравненной к ней службы (после распада СССР): с 01.01.1991 по 30.05.1994 период службы истца в Славгородском РОВД, поскольку учитывая во взаимосвязи нормы Соглашения от 13 марта 1992 г. и нормы Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", касающиеся определения общего трудового стажа, и приоритет норм Соглашения от 13 марта 1992 г. по отношению к нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 г., в целях оценки пенсионных прав граждан, прибывших из государств-участников Содружества Независимых Государств, в общий страховой стаж могут включаться наравне с периодами военной службы в Российской Федерации только периоды прохождения военной службы в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств бывшего СССР. Пенсионным органом представлен расчет варианта пенсии Тимофеева В.В., где размер пенсии исчислен в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" без учета периодов учебы с 01.09.1982 по 20.07.1984 в Георгиу-Дежском техническом училище №6, с 01.09.1987 по 27.09.1989 в Львовском пожарно-техническом училище МВД СССР и составляет <данные изъяты> руб. В случае расчета пенсии в соответствии с пунктом 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" страхового стажа с учетом учебы истца размер страховой пенсии истца составит <данные изъяты> руб. Возможности соединения формул для определения расчетного размера трудовой пенсии, указанных в пунктах 3 и 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, имеющего место в расчете истца, действующее пенсионное законодательство не предусматривает. Соответственно, при осуществлении оценки пенсионных прав лица в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ включение в общий трудовой стаж периодов, не перечисленных в данном пункте (в частности, периодов учебы), невозможно и противоречит закону.
Выслушав доводы представителя истца, представителя ответчика, изучив письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Реализация прав граждан Российской Федерации на страховые пенсии осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", с момента вступления в силу которого (с 1 января 2015 года) Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" в части, не противоречащей ему (части 1 и 3 статьи 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с введением в действие настоящего Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
Действовавшим до 1 января 2015 года Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и вступившим в силу с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" размер трудовой пенсии по старости, по инвалидности поставлен в зависимость от продолжительности общего трудового стажа и среднемесячного заработка гражданина до 1 января 2002 года и суммы страховых взносов, начисленных и уплаченных работодателем за него в Пенсионный фонд Российской Федерации за все работы, начиная с 1 января 2002 года.
При установлении пенсии во внимание принимаются два вида стажа:
- при определении права на страховую пенсию - страховой стаж по состоянию на дату назначения пенсии;
- при определении размера пенсии - общий трудовой стаж по состоянию на 1 января 2002 года.
В общий трудовой стаж для исчисления размера трудовой пенсии засчитываются периоды трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, то есть по 31 декабря 2001 года включительно. После указанной даты во внимание принимается не трудовой стаж как таковой, а суммы произведенных страховых взносов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях" расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
Расчетный размер трудовой пенсии по пунктам 3 и 4 статьи 30 приведенного закона исчисляется по соответствующим формулам, которые отличны друг от друга.
В целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях" под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются:
периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму за пределами территории Российской Федерации), члена колхоза или другой кооперативной организации; периоды иной работы, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал обязательному пенсионному страхованию; периоды работы (службы) в военизированной охране, органах специальной связи или в горноспасательной части независимо от ее характера; периоды индивидуальной трудовой деятельности, в том числе в сельском хозяйстве;
периоды творческой деятельности членов творческих союзов - писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей, а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих творческих союзов;
служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны;
периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания;
период пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела;
периоды получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства.
Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 30 указанного Закона в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются, в том числе, периоды подготовки к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования (в средних специальных и высших учебных заведениях), пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре.
Кроме этого, в данной норме закона указано, что исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением, в том числе, периодов службы в воинских частях, штабах и учреждениях, входящих в состав действующей армии, в партизанских отрядах и соединениях в период боевых действий, а также времени нахождения на излечении в лечебных учреждениях вследствие военной травмы, периодов военной службы в зоне отчуждения, определяемой в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", которые включаются в общий трудовой стаж в тройном размере.
Также, исходя из пункта 4 статьи 30 Закона, исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за рядом исключений, указанных в данном пункте ст. 30, в том числе периодов военной службы по призыву, которые включаются в общий трудовой стаж в двойном размере.
Из изложенного следует, что, согласно статье 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях" расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица: в порядке, установленном пунктом 3 статьи 30 указанного Закона - за общий трудовой стаж, в который не включается период учебы в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования (в средних специальных и высших учебных заведениях) либо в порядке, установленном пунктом 4 статьи 30 указанного Закона - за общий трудовой стаж, в который включаются данные периоды.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Тимофеев В.В. является получателем пенсии по старости с 15.11.2020 года. Пенсия назначена на основании решения Государственного Учреждения-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное) от 14.01.2021 № в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с применением норм Федерального закона «О страховых пенсиях» с 15.11.2020 бессрочно в размере <данные изъяты> коп. Распоряжением Государственного Учреждения-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное) от 14.01.2021 № № был произведен перерасчет пенсии по старости с 01.01.2021 и её размер составил <данные изъяты> (л.д.95,96).
Из материалов гражданского дела и пенсионного дела истца Тимофеева В.В. следует, что продолжительность общего трудового стажа истца, рассчитанного в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", на 1 января 2002 года составила 10 лет 7 месяцев 5 дней (л.д.87, 92-94, 101-110), при этом данный стаж рассчитан без учета периодов учебы с 01.09.1982 по 20.07.1984 в Георгиу-дежском техническом училище № 6, с 01.09.1987 по 27.09.1989 в Львовском пожарно-техническом училище МВД СССР, которые подтверждены истцом соответствующими аттестатом и дипломом (л.д.34,35).
Ответчиком представлен расчет пенсии истца Тимофеева В.В., исчисленный в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" согласно которому размер страховой пенсии истца составлял на дату её назначения (15.11.2020) 13 672,81 руб. (л.д. 64-65).
При определении расчетного размера страховой пенсии Тимофеева В.В. по пункту 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", когда продолжительность общего трудового стажа на 01.01.2002 определялась с учетом периодов учебы с 01.09.1982 по 20.07.1984, с 01.09.1987 по 27.09.1989 и службы в армии в двойном размере и составила 16 лет 7 месяцев 9 дней, размер страховой пенсии на 15.11.2020 составил <данные изъяты> копеек (л.д.87, 92-94).
Таким образом, определение расчетного размера страховой пенсии Тимофеева В.В. по пункту 3 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" - вариант наиболее выгодный для истца.
Возможности соединения формул для определения расчетного размера трудовой пенсии, указанных в пунктах 3 и 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, действующее пенсионное законодательство не предусматривает.
Учитывая изложенное, при осуществлении оценки пенсионных прав Тимофеева В.В. в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ включение в общий трудовой стаж периодов, не перечисленных в данном пункте (в частности, периодов его учебы с 01.09.1982 по 20.07.1984 в Георгиу-дежском техническом училище № 6, с 01.09.1987 по 27.09.1989 в Львовском пожарно-техническом училище МВД СССР), невозможно и противоречит закону, следовательно исковые требования Тимофеева В.В. в этой части удовлетворению не подлежат.
Относительно заявленных исковых требований Тимофеева В.В. о включении в общий трудовой стаж при расчете его в соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периода с 01.01.1991 по 01.06.1994 – службы в должности инспектора, старшего инспектора инспекции госпожнадзора Славгородского РОВД, суд приходит к следующему.
Согласно трудовой книжке Тимофеева В.В. № с 08.09.1987 по 30.05.1994 он проходил службу в органах внутренних дел Республики Беларусь (л.д.27).
Согласно справке Учреждения «Могилевское областное управление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь» от 06.08.2019 № 45/09-18/50 Тимофеев В.В. проходил службу: с 08.11.1989 по 20.03.1990 в должности инспектора инспекции госпожнадзора ОВД Краснопольского райисполкома, с 20.03.1990 по 31.07.1991 в должностях инспектора, старшего инспектора, начальника инспекции госпожнадзора Славгородского РОВД, с 11.11.1991 по 30.05.1994 в должности старшего инспектора инспекции госпожнадзора Славгородского РОВД (л.д.39).
Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные названным Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации к числу таких договоров относится Соглашение о гарантиях прав граждан государств- участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения.
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Данный документ пописан государствами – участниками СНГ, в том числе Российской Федерацией и Республикой Беларусь.
В силу пункта 2 статьи 6 названного выше Соглашения от 13 марта 1992 г. для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения, то есть до 13.03.1992.
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 названного Федерального закона, засчитываются периоды прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Статьей 4 Закона от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" установлено, что пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).
Однако в силу статьи 1 указанного Закона, его действие распространяется на лиц, указанных в статье 4 данного Закона, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в других государствах, и семьи этих лиц - при условии, что договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом СССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Вышеназванное Соглашение не регламентирует порядок наделения военнослужащих и членов их семей социальными правами и гарантиями.
Исковые требования Тимофеева В.В. связано с назначением страховой пенсии, а не пенсии за выслугу лет, предусмотренной указанным выше Законом и Соглашением о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 г.
В соответствии с нормой пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" под общим трудовым стажем в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г., в которую включаются согласно пн. 3 служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе и периоды, когда эти органы именовались по- другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны.
Таким образом, во взаимосвязи нормы Соглашения от 13 марта 1992 г. и нормы Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", касающиеся определения общего трудового стажа, и принимая во внимание приоритет норм Соглашения от 13 марта 1992 г. по отношению к нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 г., в целях оценки пенсионных прав граждан, прибывших из государств- участников Содружества Независимых Государств, в общий страховой стаж могут включаться наравне с периодами военной службы в Российской Федерации периоды прохождения военной службы в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств бывшего СССР, что в отношении истца не установлено.
Аналогичные положения предусмотрены в Законе Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. № 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Согласно статье 90 Закона РФ от 20 ноября 1990 года N 340-1 служба в составе Вооруженных Сил Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формирований, Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, Вооруженных Сил бывшего СССР, в органах внутренних дел, органах внешней разведки, органах контрразведки Российской Федерации, министерствах и ведомствах Российской Федерации, в которых законом предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также органах государственной безопасности и внутренних дел бывшего СССР (в том числе в период, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской и Великой Отечественной войн включаются в общий трудовой стаж наравне с работой, перечисленной в статье 89 Закона.
Из вышеприведенных норм права следует, что период службы в вооруженных силах государств - участников Содружества Независимых Государств, а соответственно и приравненной к ним службы в органах внутренних дел, уголовно-исполнительной системы этих государств, при установлении страховой пенсии по старости в Российской Федерации в страховой и общий трудовой стаж не засчитываются.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что, руководствуясь пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г., имеются законные основания для включения в общий трудовой стаж истца Тимофеева В.В. периода его службы в должностях инспектора, старшего инспектора, начальника инспекции госпожнадзора Славгородского РОВД Республики Беларусь с 01.01.1991 по 13.03.1992, как стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения, то есть до 13.03.1992. Оснований для удовлетворения исковых требований о включении в общий трудовой стаж периода службы после этой даты с 14.03.1992 по 30.05.1994 не имеется.
С учетом установленных обстоятельств, суд полагает необходимым обязать Государственное Учреждение-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное) произвести перерасчет пенсии Тимофеева В.В. с 15.11.2020 с учетом увеличения общего трудового стажа на период с 01.01.1991 по 13.03.1992 и выплатить ему недополученную часть страховой пенсии.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковое заявление Тимофеева Виктора Васильевича к Государственному Учреждению-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное) о включении периодов учебы и службы в общий трудовой стаж, перерасчете размера страховой пенсии и взыскании невыплаченной части страховой пенсии, удовлетворить частично.
Обязать Государственное Учреждение-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное) включить в общий трудовой стаж Тимофеева Виктора Васильевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца с. <адрес>. <адрес>, для определения расчетного размера страховой пенсии Тимофеева Виктора Васильевича по пункту 3 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» период службы в должностях инспектора, старшего инспектора, начальника инспекции госпожнадзора Славгородского РОВД Республики Беларусь с 01.01.1991 по 13.03.1992, произвести перерасчет размера страховой пенсии Тимофеева Виктора Васильевича с 15.11.2020 и выплатить недополученную часть страховой пенсии.
В остальной части заявленных исковых требований отказать.
Копию решения направить сторонам не позднее пяти дней после составления решения суда.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через Лискинский районный суд Воронежской области в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.
Судья Л.А. Ладыкина
Решение суда в окончательной форме изготовлено 08.06.2021.
УИД 36RS0020-01-2021-000721-33
Дело № 2-430/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Лиски
Воронежская область 03 июня 2021 года
Лискинский районный суд Воронежской области
в составе: председательствующего судьи Ладыкиной Л.А.,
при секретаре судебного заседания Бедной И.В.,
с участием представителя истца Тимофеева В.В. на основании ч. 6 ст. 53 ГПК РФ Михайлова О.В.,
представителя ответчика Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное) по доверенности Калининой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Тимофеева Виктора Васильевича к Государственному Учреждению-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное) о включении периодов учебы и службы в общий трудовой стаж, перерасчете размера страховой пенсии и взыскании невыплаченной части страховой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Тимофеев В.В. обратился в суд с административным иском к Государственному Учреждению-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное) о признании незаконным решения о выплате страховой пенсии и перерасчете размера страховой пенсии, в котором просил признать незаконным и отменить решение Государственного Учреждения-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное) от 14.01.2021 № о назначении ему страховой пенсии в размере 14 412,48 руб., обязать административного ответчика произвести перерасчет размера пенсии с 15.11.2020 и взыскать с административного ответчика в пользу административного истца невыплаченную часть страховой пенсии за период с 15.11.2020 до принятия решения по административному иску (л.д.5-8).
Определением Лискинского районного суда Воронежской области от 19.03.2021 на основании ст. 16.1 КАС РФ административное исковое заявление Тимофеева В.В. было принято к производству суда, в порядке подготовки дела к судебному разбирательству суд перешел к рассмотрению его в порядке искового производства (л.д.1-2).
11.05.2021, 17.05.2021 истец Тимофеев В.В. обратился в Лискинский районный суд Воронежской области с уточненным исковым заявлением к Государственному Учреждению-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное), в котором просит включить в его общий трудовой стаж следующие периоды его трудовой и иной деятельности: с 01.09.1982 по 20.07.1984 – учеба в Георгиу-Дежском техническом училище № 6 по профессии слесарь-сантехник; с 01.09.1987 по 27.09.1989 – учеба в Львовском пожарно-техническом училище МВД СССР по специальности «организация и техника противопожарной защиты»; с 01.01.1991 по 01.06.1994 – служба в должности инспектора, старшего инспектора инспекции госпожнадзора Славгородского РОВД, а также произвести перерасчет назначенной ему пенсии в учетом включенных периодов в соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 15.11.2020 и взыскать с ответчика в пользу истца невыплаченную часть страховой пенсии за период с 15.11.2020 до вынесения решения суда (л.д.80-82).
В судебное заседание истец Тимофеев В.В., надлежащим образом извещенный о дне и времени слушания дела, не явился, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, с участием его представителя (л.д.100).
Представитель истца Тимофеева В.В. на основании ч. 6 ст. 53 ГПК РФ Михайлов О.В. в судебном заседании поддержал заявленными исковые требования в их уточненном виде, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное) по доверенности Калинина И.Ю. в судебном заседании полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению, поддержала представленное письменное возражение по существу иска (л.д.83-86), согласно которому не подлежат зачету в стаж периоды прохождения военной службы, а так же другой приравненной к ней службы (после распада СССР): с 01.01.1991 по 30.05.1994 период службы истца в Славгородском РОВД, поскольку учитывая во взаимосвязи нормы Соглашения от 13 марта 1992 г. и нормы Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", касающиеся определения общего трудового стажа, и приоритет норм Соглашения от 13 марта 1992 г. по отношению к нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 г., в целях оценки пенсионных прав граждан, прибывших из государств-участников Содружества Независимых Государств, в общий страховой стаж могут включаться наравне с периодами военной службы в Российской Федерации только периоды прохождения военной службы в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств бывшего СССР. Пенсионным органом представлен расчет варианта пенсии Тимофеева В.В., где размер пенсии исчислен в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" без учета периодов учебы с 01.09.1982 по 20.07.1984 в Георгиу-Дежском техническом училище №6, с 01.09.1987 по 27.09.1989 в Львовском пожарно-техническом училище МВД СССР и составляет <данные изъяты> руб. В случае расчета пенсии в соответствии с пунктом 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" страхового стажа с учетом учебы истца размер страховой пенсии истца составит <данные изъяты> руб. Возможности соединения формул для определения расчетного размера трудовой пенсии, указанных в пунктах 3 и 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, имеющего место в расчете истца, действующее пенсионное законодательство не предусматривает. Соответственно, при осуществлении оценки пенсионных прав лица в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ включение в общий трудовой стаж периодов, не перечисленных в данном пункте (в частности, периодов учебы), невозможно и противоречит закону.
Выслушав доводы представителя истца, представителя ответчика, изучив письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Реализация прав граждан Российской Федерации на страховые пенсии осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", с момента вступления в силу которого (с 1 января 2015 года) Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" в части, не противоречащей ему (части 1 и 3 статьи 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с введением в действие настоящего Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
Действовавшим до 1 января 2015 года Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и вступившим в силу с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" размер трудовой пенсии по старости, по инвалидности поставлен в зависимость от продолжительности общего трудового стажа и среднемесячного заработка гражданина до 1 января 2002 года и суммы страховых взносов, начисленных и уплаченных работодателем за него в Пенсионный фонд Российской Федерации за все работы, начиная с 1 января 2002 года.
При установлении пенсии во внимание принимаются два вида стажа:
- при определении права на страховую пенсию - страховой стаж по состоянию на дату назначения пенсии;
- при определении размера пенсии - общий трудовой стаж по состоянию на 1 января 2002 года.
В общий трудовой стаж для исчисления размера трудовой пенсии засчитываются периоды трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, то есть по 31 декабря 2001 года включительно. После указанной даты во внимание принимается не трудовой стаж как таковой, а суммы произведенных страховых взносов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях" расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
Расчетный размер трудовой пенсии по пунктам 3 и 4 статьи 30 приведенного закона исчисляется по соответствующим формулам, которые отличны друг от друга.
В целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях" под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются:
периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму за пределами территории Российской Федерации), члена колхоза или другой кооперативной организации; периоды иной работы, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал обязательному пенсионному страхованию; периоды работы (службы) в военизированной охране, органах специальной связи или в горноспасательной части независимо от ее характера; периоды индивидуальной трудовой деятельности, в том числе в сельском хозяйстве;
периоды творческой деятельности членов творческих союзов - писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей, а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих творческих союзов;
служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны;
периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания;
период пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела;
периоды получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства.
Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 30 указанного Закона в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются, в том числе, периоды подготовки к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования (в средних специальных и высших учебных заведениях), пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре.
Кроме этого, в данной норме закона указано, что исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением, в том числе, периодов службы в воинских частях, штабах и учреждениях, входящих в состав действующей армии, в партизанских отрядах и соединениях в период боевых действий, а также времени нахождения на излечении в лечебных учреждениях вследствие военной травмы, периодов военной службы в зоне отчуждения, определяемой в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", которые включаются в общий трудовой стаж в тройном размере.
Также, исходя из пункта 4 статьи 30 Закона, исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за рядом исключений, указанных в данном пункте ст. 30, в том числе периодов военной службы по призыву, которые включаются в общий трудовой стаж в двойном размере.
Из изложенного следует, что, согласно статье 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях" расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица: в порядке, установленном пунктом 3 статьи 30 указанного Закона - за общий трудовой стаж, в который не включается период учебы в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования (в средних специальных и высших учебных заведениях) либо в порядке, установленном пунктом 4 статьи 30 указанного Закона - за общий трудовой стаж, в который включаются данные периоды.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Тимофеев В.В. является получателем пенсии по старости с 15.11.2020 года. Пенсия назначена на основании решения Государственного Учреждения-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное) от 14.01.2021 № в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с применением норм Федерального закона «О страховых пенсиях» с 15.11.2020 бессрочно в размере <данные изъяты> коп. Распоряжением Государственного Учреждения-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное) от 14.01.2021 № № был произведен перерасчет пенсии по старости с 01.01.2021 и её размер составил <данные изъяты> (л.д.95,96).
Из материалов гражданского дела и пенсионного дела истца Тимофеева В.В. следует, что продолжительность общего трудового стажа истца, рассчитанного в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", на 1 января 2002 года составила 10 лет 7 месяцев 5 дней (л.д.87, 92-94, 101-110), при этом данный стаж рассчитан без учета периодов учебы с 01.09.1982 по 20.07.1984 в Георгиу-дежском техническом училище № 6, с 01.09.1987 по 27.09.1989 в Львовском пожарно-техническом училище МВД СССР, которые подтверждены истцом соответствующими аттестатом и дипломом (л.д.34,35).
Ответчиком представлен расчет пенсии истца Тимофеева В.В., исчисленный в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" согласно которому размер страховой пенсии истца составлял на дату её назначения (15.11.2020) 13 672,81 руб. (л.д. 64-65).
При определении расчетного размера страховой пенсии Тимофеева В.В. по пункту 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", когда продолжительность общего трудового стажа на 01.01.2002 определялась с учетом периодов учебы с 01.09.1982 по 20.07.1984, с 01.09.1987 по 27.09.1989 и службы в армии в двойном размере и составила 16 лет 7 месяцев 9 дней, размер страховой пенсии на 15.11.2020 составил <данные изъяты> копеек (л.д.87, 92-94).
Таким образом, определение расчетного размера страховой пенсии Тимофеева В.В. по пункту 3 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" - вариант наиболее выгодный для истца.
Возможности соединения формул для определения расчетного размера трудовой пенсии, указанных в пунктах 3 и 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, действующее пенсионное законодательство не предусматривает.
Учитывая изложенное, при осуществлении оценки пенсионных прав Тимофеева В.В. в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ включение в общий трудовой стаж периодов, не перечисленных в данном пункте (в частности, периодов его учебы с 01.09.1982 по 20.07.1984 в Георгиу-дежском техническом училище № 6, с 01.09.1987 по 27.09.1989 в Львовском пожарно-техническом училище МВД СССР), невозможно и противоречит закону, следовательно исковые требования Тимофеева В.В. в этой части удовлетворению не подлежат.
Относительно заявленных исковых требований Тимофеева В.В. о включении в общий трудовой стаж при расчете его в соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периода с 01.01.1991 по 01.06.1994 – службы в должности инспектора, старшего инспектора инспекции госпожнадзора Славгородского РОВД, суд приходит к следующему.
Согласно трудовой книжке Тимофеева В.В. № с 08.09.1987 по 30.05.1994 он проходил службу в органах внутренних дел Республики Беларусь (л.д.27).
Согласно справке Учреждения «Могилевское областное управление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь» от 06.08.2019 № 45/09-18/50 Тимофеев В.В. проходил службу: с 08.11.1989 по 20.03.1990 в должности инспектора инспекции госпожнадзора ОВД Краснопольского райисполкома, с 20.03.1990 по 31.07.1991 в должностях инспектора, старшего инспектора, начальника инспекции госпожнадзора Славгородского РОВД, с 11.11.1991 по 30.05.1994 в должности старшего инспектора инспекции госпожнадзора Славгородского РОВД (л.д.39).
Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные названным Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации к числу таких договоров относится Соглашение о гарантиях прав граждан государств- участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения.
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Данный документ пописан государствами – участниками СНГ, в том числе Российской Федерацией и Республикой Беларусь.
В силу пункта 2 статьи 6 названного выше Соглашения от 13 марта 1992 г. для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения, то есть до 13.03.1992.
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 названного Федерального закона, засчитываются периоды прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Статьей 4 Закона от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" установлено, что пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).
Однако в силу статьи 1 указанного Закона, его действие распространяется на лиц, указанных в статье 4 данного Закона, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в других государствах, и семьи этих лиц - при условии, что договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом СССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Вышеназванное Соглашение не регламентирует порядок наделения военнослужащих и членов их семей социальными правами и гарантиями.
Исковые требования Тимофеева В.В. связано с назначением страховой пенсии, а не пенсии за выслугу лет, предусмотренной указанным выше Законом и Соглашением о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 г.
В соответствии с нормой пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" под общим трудовым стажем в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г., в которую включаются согласно пн. 3 служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе и периоды, когда эти органы именовались по- другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны.
Таким образом, во взаимосвязи нормы Соглашения от 13 марта 1992 г. и нормы Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", касающиеся определения общего трудового стажа, и принимая во внимание приоритет норм Соглашения от 13 марта 1992 г. по отношению к нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 г., в целях оценки пенсионных прав граждан, прибывших из государств- участников Содружества Независимых Государств, в общий страховой стаж могут включаться наравне с периодами военной службы в Российской Федерации периоды прохождения военной службы в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств бывшего СССР, что в отношении истца не установлено.
Аналогичные положения предусмотрены в Законе Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. № 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Согласно статье 90 Закона РФ от 20 ноября 1990 года N 340-1 служба в составе Вооруженных Сил Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формирований, Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, Вооруженных Сил бывшего СССР, в органах внутренних дел, органах внешней разведки, органах контрразведки Российской Федерации, министерствах и ведомствах Российской Федерации, в которых законом предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также органах государственной безопасности и внутренних дел бывшего СССР (в том числе в период, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской и Великой Отечественной войн включаются в общий трудовой стаж наравне с работой, перечисленной в статье 89 Закона.
Из вышеприведенных норм права следует, что период службы в вооруженных силах государств - участников Содружества Независимых Государств, а соответственно и приравненной к ним службы в органах внутренних дел, уголовно-исполнительной системы этих государств, при установлении страховой пенсии по старости в Российской Федерации в страховой и общий трудовой стаж не засчитываются.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что, руководствуясь пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г., имеются законные основания для включения в общий трудовой стаж истца Тимофеева В.В. периода его службы в должностях инспектора, старшего инспектора, начальника инспекции госпожнадзора Славгородского РОВД Республики Беларусь с 01.01.1991 по 13.03.1992, как стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения, то есть до 13.03.1992. Оснований для удовлетворения исковых требований о включении в общий трудовой стаж периода службы после этой даты с 14.03.1992 по 30.05.1994 не имеется.
С учетом установленных обстоятельств, суд полагает необходимым обязать Государственное Учреждение-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное) произвести перерасчет пенсии Тимофеева В.В. с 15.11.2020 с учетом увеличения общего трудового стажа на период с 01.01.1991 по 13.03.1992 и выплатить ему недополученную часть страховой пенсии.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковое заявление Тимофеева Виктора Васильевича к Государственному Учреждению-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное) о включении периодов учебы и службы в общий трудовой стаж, перерасчете размера страховой пенсии и взыскании невыплаченной части страховой пенсии, удовлетворить частично.
Обязать Государственное Учреждение-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное) включить в общий трудовой стаж Тимофеева Виктора Васильевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца с. <адрес>. <адрес>, для определения расчетного размера страховой пенсии Тимофеева Виктора Васильевича по пункту 3 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» период службы в должностях инспектора, старшего инспектора, начальника инспекции госпожнадзора Славгородского РОВД Республики Беларусь с 01.01.1991 по 13.03.1992, произвести перерасчет размера страховой пенсии Тимофеева Виктора Васильевича с 15.11.2020 и выплатить недополученную часть страховой пенсии.
В остальной части заявленных исковых требований отказать.
Копию решения направить сторонам не позднее пяти дней после составления решения суда.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через Лискинский районный суд Воронежской области в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.
Судья Л.А. Ладыкина
Решение суда в окончательной форме изготовлено 08.06.2021.