УИД 28RS0009-01-2019-000093-49
Дело №2-88/2019г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 июня 2019 года с.Ивановка
Ивановский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Конфедератовой В.Г.,
при секретаре Мартель О.Б.,
с участием представителя истца Амурского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях – Смолина А.Б.,
представителя ответчика ФКУ КП – 4 УФСИН России по Амурской области – Клюева С.С.,
представителя ответчиков УФСИН России по Амурской области и ФСИН России – Арчакова А.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Амурского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ФКУ КП – 4 УФСИН России по Амурской области, УФСИН России по Амурской области, ФСИН России о возложении обязанности по оборудованию помещения для проведения краткосрочных свиданий,
у с т а но в и л:
Амурский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Ивановский районный суд с указанным исковым заявлением к ФКУ КП-4 УФСИН России по Амурской области, УФСИН России по Амурской области, ФСИН России, в обоснование указав, что Амурской прокуратурой но надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях 19.12.2018 проведена проверка исполнения в ФКУ КП-4 УФСИН России по Амурской области уголовно-исполнительного законодательства, в ходе которой установлено, что администрацией учреждения нарушаются требования действующего законодательства в части предоставления осужденным краткосрочных свиданий с родственниками и иными лицами, соответствующее помещение для проведения указанных свиданий в ФКУ КП-4 УФСИН России по Амурской области отсутствует. Проверкой установлено, что наполняемость учреждения составляет 100 человек, на момент проверки (19.12.2018) в учреждении содержалось 88 осужденных. Администрацией учреждения не исполняются требования уголовно-исполнительного законодательства при предоставлении осужденным краткосрочных свиданий. Установлено, что в нарушение требований закона краткосрочные свидания осужденных с родственниками и иными лицами проходят в столовой учреждения, при этом одновременно в одном помещении может проводиться от 3 до 5 свиданий, что приводит к невозможности обеспечить эффективный надзор за их проведением со стороны сотрудников учреждения, соответствующее помещение в исправительном учреждении отсутствует. Данное обстоятельство создает предпосылки к совершению осужденными нарушений установленного порядка отбывания наказания (распорядка дня), а также проникновению в учреждение запрещенных предметов. По результатам ранее проведенной проверки прокуратурой 25.10.2018 № начальнику ФКУ КП-4 УФСИН России по Амурской области внесено представление об устранении указанных нарушений уголовно-исполнительного законодательства. Вместе с тем, в ходе проведенной 19.12.2018 проверки устранения ранее выявленных нарушений закона, установлено, что администрацией ФКУ КП-4 УФСИН России по Амурской области, меры по обеспечению возможности предоставления осужденным краткосрочных свиданий, а также соблюдения их прав в указанной части не принято. В связи с чем, администрация ФКУ КП-4 УФСИН России по Амурской области не выполняет возложенные на нее обязанности, определенные ст.13 Закона РФ от 21.07.1993 №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», что влечет неисполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации в части соблюдения прав осужденных к лишению свободы на предоставления краткосрочных свиданий. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, является ФСИН России. В соответствии с под.«б» п.7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2014 №1314, ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций. В связи с тем, что ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на неё функций, то ФСИН России, в силу полномочий, предоставленных ст.158 Бюджетного кодекса РФ, осуществляет финансовое обеспечение деятельности территориальных органов уголовно-исполнительной системы и учреждений, исполняющих уголовные наказания, в том числе УФСИН России по Амурской области. На основании п.5 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2014 №1314, ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия, учреждения и организации, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы. В силу пунктов 1 и 4 Положения о УФСИН России по Амурской области, утвержденного приказом ФСИН России от 11.06.2015 №518, УФСИН России по Амурской области является территориальным органом ФСИН России, участником бюджетного процесса - распорядителем (получателем) бюджетных средств. Согласно Уставу ФКУ КП-4 УФСИН России по Амурской области, функции и полномочия учредителя данного учреждения осуществляет ФСИН (п.1.2). УФСИН России по Амурской области доводит бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств до получателя - ФКУ КП-4 УФСИН России по Амурской области (п.4.3). Источниками финансирования деятельности ФКУ КП-4 являются средства федерального бюджета, иные поступления, разрешенные законодательством Российской Федерации (п.5.8). Таким образом, на территории Амурской области функции главного распорядителя денежных средств, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее полномочий, осуществляет УФСИН России по Амурской области. При недостаточности у КП-4 денежных средств ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и УФСИН России по Амурской области (п.5.12 Устава). Таким образом, ФСИН России и УФСИН России по Амурской области, являясь главными распорядителями бюджетных средств, обязаны для исполнения возложенных на них, а также на ФКУ КП-4 УФСИН России по Амурской области государством обязанностей решать вопросы увеличения или уменьшения объемов финансирования, его распределения и перераспределения между учреждениями и органами УИС с учетом имеющихся потребностей, выделения на те или иные нужды дополнительного финансирования, использования для удовлетворения отдельных нужд финансирования их внебюджетных источников. На основании изложенного, ссылаясь на положения ст.35 Федерального закона РФ от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», ст.45 ГПК РФ, ст.12 ГК РФ, ч.ч.1, 2 ст.89, ч.1 ст.129 УИК РФ, п.п.69, 70 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста РФ от 16.12.2016 №295, ст.13 Закона РФ от 21.07.1993 №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», первоначально просил: обязать администрацию ФКУ КП-4 УФСИН России по Амурской области обеспечить реализацию осужденными учреждения права на проведение краткосрочных свиданий, обеспечив возможность их проведения в специальных кабинках, оснащенных предметами мебели, в соответствии с требованиями подпункта 11 п.XII приложения №2 к приказу ФСИН России от 27.07.2006 №512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы»; обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Амурской области, Федеральную службу исполнения наказаний России обеспечить финансирование мероприятий по обеспечению реализации осужденными учреждения права на проведение краткосрочных свиданий.
С учетом принятых определениями Ивановского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ уточнений исковых требований рассмотрению судом подлежат требования истца: обязать администрацию ФКУ КП-4 УФСИН России по Амурской области в срок до 01.05.2020 года обеспечить реализацию осужденными учреждения права на проведение краткосрочных свиданий путем выделения комнаты для проведения указанных свиданий, где предусмотреть не менее 2-х кабин для проведения краткосрочных свиданий с учетом наполняемости исправительного учреждения. Обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Амурской области, Федеральную службу исполнения наказаний России обеспечить финансирование мероприятий по выделению комнаты для проведения указанных свиданий и установке не менее 2-х кабин для проведения краткосрочных свиданий.
В письменных возражениях на иск от 07.02.2019 года (исх.№) ответчик ФКУ КП-4 УФСИН России по Амурской области в лице заместителя начальника Клюева С.С. указывает на несогласие с заявленными требованиями, просит в их удовлетворении отказать в полном объёме. Указывает, что согласно п.2 ст.89 УИК РФ краткосрочные свидания предоставляются с родственниками или иными лицами в присутствии представителя администрации исправительного учреждения. В связи с тем, что в ФКУ КП-4 УФСИН России по Амурской области отсутствует комнаты длительных и краткосрочных свиданий и место для их размещения, администрацией ФКУ КП-4 в части соблюдения прав осужденных к лишению свободы на предоставление краткосрочных свиданий были приняты следующие меры: ежегодно в учреждении издается приказ «Об определении мест проведения длительных и краткосрочных свиданий осужденным ФКУ КП-4», в котором определено место проведения свиданий, режимные требования, предъявляемые к лицам, прибывшим на свидание, в соответствии со ст.82 УИК РФ, время проведения свиданий; ведется журнал учета краткосрочных и длительных свиданий осужденных ФКУ КП-4; с лиц, прибывших на свидание, берется заявление об ответственности за передачу либо попытку передачи лицам, содержащимся в ФКУ КП-4, предметов, веществ или продуктов питания, приобретение, хранение или использование которых запрещено законом, доведение Приложения №1 правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста РФ от 16.12.2016 №295, доводится устная информация о режимных требованиях и о том, что в учреждении ведется видеосъемка, как стационарными видеокамерами, так и переносными видеорегистраторами носимыми сотрудниками; на имя начальника учреждения осужденные пишут заявления о предоставлении им свиданий; в помещении, где проходит краткосрочное свидание согласно п.2 ст.89 УИК РФ находится сотрудник дежурной смены, осуществляющий надзор за осужденными (представитель администрации); в помещении, где проходит краткосрочное свидание, согласно п.1 ст.83 УИК РФ используется видеокамера, оператор видеоконтроля ведет наблюдение за осужденными и лицами, прибывшими на свидание; по завершению свиданий в помещении проводиться уборка. Согласно п.3 приложения 6 к приказу ФСИН России от 27.07.2006 №512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» порядок обеспечения мебелью, инвентарем, оборудованием и предметами хозяйственного обихода (имуществом) учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы осуществляется исходя из норм обеспечения, штатной численности и наличия помещений. Администрацией ФКУ КП-4 принимаются все меры для соблюдения прав осужденных к лишению свободы на предоставление краткосрочных и длительных свиданий, а также других интересов осужденных, в связи с чем в 2016 году за собственные средства было построено двухэтажное здание на территории ФКУ КП-4, в котором предусмотрены помещения для проведения краткосрочных и длительных свиданий. В связи с отсутствием финансирования, ФКУ КП-4 не может закончить строительство данного здания и ввести его в эксплуатацию.
В письменных возражениях на иск представителя соответчиков ФСИН России, УФСИН России по Амурской области Арчакова А.К. (от 06.02.2019г. исх.№28/ТО/13-14) указывается, что истцом не представлено доказательств нарушения прав и охраняемых законом интересов лиц, в защиту которых он выступает. Основания искового заявления не содержат указания на обращения в органы прокуратуры осужденных либо их родственников с заявления о нарушении администрацией ответчика их прав по вопросу предоставления краткосрочных свиданий. Отмечает, что все затраты, в том числе материальные (если используются покупные материалы, оборудование и инструменты), производятся за счет целевых статей и видов расходов федерального бюджета. Финансовое обеспечение социально-экономических гарантий сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы осуществляется исключительно за счёт средств федерального бюджета. ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций. Таким образом, при рассмотрении вопроса установления срока для исполнения обязанности по оборудованию помещения для проведения краткосрочных свиданий и финансирования данных мероприятий со стороны соответчиков, необходимо учитывать сложность федерального бюджетного финансирования, длительность процедуры государственных закупок, предусмотренных соответствующим законодательством РФ. При указанных обстоятельствах, учитывая заявленные предмет и основания исковых требований органов прокуратуры, просит в удовлетворении данного иска отказать в полном объёме.
В ходе судебного заседания представитель Амурского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях – Смолин Александр Богданович, действующий на основании прав по должности, на удовлетворении исковых требований, с учетом их уточнений, настаивал по доводам, изложенным в исковом заявлении и заявлениях об утонении исковых требований.
Представитель ответчика ФКУ КП-4 УФСИН России по Амурской области – Клюев Сергей Станиславович, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признал, поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях на иск, просил в удовлетворении исковых требований отказать в полном объёме.
Представитель соответчиков УФСИН России по Амурской области и ФСИН России – Арчаков Алексей Константинович, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, поддержал изложенные в письменных возражениях по иск доводы, просил отказать в удовлетворении исковых требований в полном объёме.
Суд, заслушав пояснения представителей сторон по делу, изучив материалы дела, доводы, изложенные в исковом заявлении, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. В связи со вступлением в Совет Европы и ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод Российская Федерация приняла на себя обязательства по созданию гуманных условий для отбывания наказания осужденным лицам.
Как указано в Своде принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию и заключению в какой бы то ни было форме, принятого 09.12.1988 года Резолюцией 43/173 на сессии Генеральной Ассамблеи ООН, задержанному или находящемуся в заключении лицу предоставляется, в частности, право на посещение членами семьи и переписку с ними, а также соответствующая возможность сноситься с внешним миром согласно разумным условиям и ограничениям, содержащимся в законе и в установленных в соответствии с законом правилах.
Комитетом министров Совета Европы 11 января 2006 года принята Рекомендация N Rec (2006), где закреплено, что заключенным разрешается максимально часто общаться по почте, по телефону или с помощью иных средств общения со своими семьями, другими лицами и представителями внешних организаций, разрешается также посещение заключенных указанными лицами. Посещения должны быть организованы таким образом, чтобы дать заключенным возможность максимально естественно поддерживать и укреплять семейные отношения.
Согласно ч.2 ст.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.
Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний (ч.1 ст.10 УИК РФ).
В силу ст.13 Федерального закона от 21.07.1993г. №5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (далее - Закон №5473-1) учреждения, исполняющие наказания, в числе прочего, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, исполнять уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
Согласно ч.2 ст.38 Закона №5473-1 непосредственный контроль за деятельностью учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов осуществляют федеральный орган уголовно-исполнительной системы и территориальные органы уголовно-исполнительной системы.
В соответствии с Положением о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004г. №1314, одна из основных задач ФСИН России - обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей (пп.3 п.3). Задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов (пп.6 п.3).
В силу ст.89 УИК РФ осужденным к лишению свободы предоставляются краткосрочные свидания продолжительностью четыре часа и длительные свидания продолжительностью трое суток на территории исправительного учреждения (ч.1). Краткосрочные свидания предоставляются с родственниками или иными лицами в присутствии представителя администрации исправительного учреждения (ч.2).
В исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации (ч.3 ст.82УИК РФ)
В соответствии со ст.89 УИК РФ и пунктами 69 - 70 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений (утв. Приказом Минюста России от 16.12.2016г. №295) осужденным предоставляются краткосрочные свидания продолжительностью четыре часа и длительные свидания продолжительностью трое суток на территории ИУ. Краткосрочные свидания предоставляются с родственниками или иными лицами в присутствии администрации исправительного учреждения.
Согласно статье 99 УИК РФ осужденным к отбыванию наказания в виде лишения свободы гарантируются установленные законодательством Российской Федерации и ведомственными нормативно-правовыми актами нормы материально-бытового обеспечения.
Нормы материально-бытового обеспечения осужденных, обеспечение необходимыми коммунально-бытовыми зданиями и помещениями, мебелью, инвентарем, предметами обихода определены: приказом Минюста России от 02.06.2003 №130-дсп "Об утверждении инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста России (СП-17-02 Минюста России)" (далее - Инструкция) и приказом ФСИН России от 27.07.2006г. №512 "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы" (далее - Приказ №512).
Согласно пункту 1.1 Инструкции, нормы настоящей Инструкции должны соблюдаться при разработке проектов на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение зданий, помещений и сооружений исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы, за исключением тюрем.
Пунктом 2 Приказа №512 предусмотрено, что начальники территориальных органов и учреждений ФСИН обязаны привести фактическую оснащенность мебелью, инвентарем, оборудованием и предметами хозяйственного обихода (имуществом) помещений исправительной колонии в соответствие с табельной положенностью за счет федерального бюджета и внебюджетных источников финансирования.
Как следует из Выписки из Единого государственного реестра юридических лиц №ЮЭ9965-19-12850029 от 07.02.2019г. Федеральное казенное учреждение «Колония–поселение №4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Амурской области» (сокращенное наименование – ФКУ КП-4 УФСИН России по Амурской области) имеет статус действующего юридического лица.
Уставом ФКУ КП-4 УФСИН России по Амурской области предусмотрено, что ФКУ КП-4 УФСИН России по Амурской области является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, осуществляет деятельность по управлению и эксплуатации исправительного учреждения, а также по оказанию реабилитационной помощи осужденным, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и несет связанные с этой деятельностью обязанности (п.1.1). Учредителем Учреждения является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя осуществляет ФСИН, собственником имущества учреждения является Российская Федерация в лице ФСИН (п.1.2). Исправительная колония, в том числе, осуществляет материально-бытовое обеспечение осужденных (п.2.5.2).
Согласно справке врио.начальника ФКУ КП-4 УФСИН России по Амурской области ФИО6 (№ от 18.03.2019г.) фактически среднесписочная численность спецконтингента ФКУ КП-4 УФСИН России по Амурской области в 2016 году составляла – 75 человек, в 2017 году – 85 человек, в 2018 году – 97 человек. Среднесписочная численность за 3 года (2016, 2017, 2018) составила 86 человек.
Как следует из пояснений представителей ответчиков, лимит наполнения ФКУ КП - 4 составляет 100 человек (30 женщин, 70 мужчин), в настоящее время содержится 80-90 осужденных.
В результате проверки, проведенной Амурской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, 25.10.2018 года на имя начальника ФКУ КП-4 УФСИН России по Амурской области ФИО7 вынесено представление об устранении нарушений уголовно-исполнительного наказания. В ходе проведенной проверки было установлено, что в нарушение требований закона краткосрочные свидания осужденным предоставляются в столовой учреждения. При этом администрация КП-4 контроль за проведением свидания не осуществляет. В учреждении отсутствуют специально оборудованные помещения для проведения краткосрочных свиданий под контролем сотрудников администрации.
Помощником Амурского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Смолиным А.Б. был составлен акт от 19.12.2018 года о результатах мероприятий по проведенной проверке, в ходе которой было установлено, что в учреждении отсутствует специально оборудованные помещения для проведения краткосрочных свиданий под контролем сотрудников администрации. В нарушение требований закона краткосрочные свидания осужденным предоставляются в столовой учреждения, при этом одновременно в одном помещении может проводиться от 3 до 5 свиданий, что приводит к невозможности обеспечить эффективный надзор за их проведением со стороны сотрудников учреждения. Данное обстоятельство создает предпосылки к совершению осужденными нарушений установленного порядка отбывания наказания (распорядка дня), а также проникновению в учреждение запрещенных предметов.
Судом установлено и не оспаривалось представителями ответчиков, что в ФКУ КП-4 УФСИН России по Амурской области отсутствует специально оборудованная отдельная комната для проведения краткосрочных свиданий.
Из пояснений представителя ФКУ КП-4 УФСИН России по Амурской области Клюева С.С. следует и подтверждается предоставленными им доказательствами, что в настоящее время в учреждении идет строительство нового здания, в котором планируется оборудование комнат для длительных свиданий и комнаты для краткосрочных свиданий, однако до настоящего времени строительство здания не окончено в виду отсутствия у учреждения денежных средств. В настоящее время право на краткосрочные свидания реализуется осужденными, отбывающими наказание в ФКУ КП-4 УФСИН России по Амурской области путем проведения краткосрочный свиданий в помещении столовой, при этом ежегодно в учреждении издается приказ «Об определении мест проведения длительных и краткосрочных свиданий осужденным ФКУ КП-4», в котором определено место проведения свиданий (для краткосрочных свиданий используется помещение обеденного зала – столовая общежития на территории ФКУ КП-4), режимные требования, предъявляемые к лицам, прибывшим на свидание в соответствии со ст.82 УИК РФ, время проведения свиданий (в 2018 году было предусмотрено время с 10-00 час. до 12-00 час. и с 13-00 час. до 17-00 час., а в 2019 году - с 13-00 час. до 18-00 час.); ведется журнал учета краткосрочных и длительных свиданий осужденных ФКУ КП-4; с лиц, прибывших на свидание, берется заявление об ответственности за передачу либо попытку передачи лицам, содержащимся в ФКУ КП-4 предметов, веществ или продуктов питания, приобретение, хранение или использование которых запрещено законом, доведение Приложения №1 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста РФ от 16.12.2016 №295, доводится устная информация о режимных требованиях и о том, что в учреждении ведется видеосъемка, как стационарными видеокамерами, так и переносными видеорегистраторами, носимыми сотрудниками; на имя начальника учреждения осужденные пишут заявления о предоставлении им свиданий; в помещении, где проходит краткосрочное свидание согласно п.2 ст.89 УИК РФ находится сотрудник дежурной смены, осуществляющий надзор за осужденными (представитель администрации); в помещении, где проходит краткосрочное свидание согласно п.1 ст.83 УИК РФ используется видеокамера, оператор видеоконтроля ведет наблюдение за осужденными и лицами, прибывшими на свидание; по завершению свиданий в помещении проводиться уборка.
Вместе с тем, суд находит данные действия администрации колонии – поселения по предоставлению краткосрочных свиданий несоответствующими требованиям норм закона, что влечет неисполнение законодательства в части соблюдения прав осужденных к лишению свободы на предоставление краткосрочных свиданий.
Приказом министерства юстиции Российской Федерации от 02.06.2003г. №130-дсп утверждена Инструкция по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно – исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации.
Согласно п.3.1 Инструкции, её нормы учитывают специфические особенности проектирования и строительства ИУ и СУ, обусловленные требованиями исполнения наказаний в виде лишения свободы и связанные с режимом и условиями отбывания наказания, процессом исправления, перевоспитания осужденных, организацией охраны и надзора за осужденными, обеспечением безопасности жизнедеятельности обслуживающего персонала.
Разделом 14 Инструкции определены требования к расположению и оборудованию основных помещений исправительного учреждения.
Пунктом 14.19 Инструкции установлено, что планировочные решения административного здания с КПП должны обеспечивать проход лиц, прибывших на свидание с осужденными только в помещения для проведения краткосрочных и длительных свиданий и исключать возможность прохода в иные помещения здания, за исключением помещения для приема посетителей.
Пункт 14.20 Инструкции предусматривает, что для проведения свиданий осужденных с родственниками и иными лицами оборудуются соответствующие помещения. Как правило, они располагаются в блоке помещений 1-го типа (п.8.2 Инструкции) административного здания с КПП.
Согласно п.8.2 Инструкции, к помещениям 1-го типа следует относить: проходной коридор; шлюз для пропуска автотранспорта; комнаты краткосрочных и длительных свиданий с подсобными и вспомогательными помещениями; комнату (кабину) для ведения телефонных переговоров; комнату обыска и т.д.
Как предусмотрено пунктом 6.36 Инструкции, в К-П на территориях, предназначенных для проживания осужденных, следует размещать здания (блоки помещений, помещения) жилого, культурно – бытового, культового, служебного назначения и сооружения: - на территории с жилыми помещениями для осужденных одиноких – в том числе и блок помещений для проведения свиданий.
Из пункта 14.23 Инструкции следует, что в комнате для проведения краткосрочных свиданий в ИУ, за исключением колоний – поселений и ЛИУ, устанавливаются столы, разделенные между собой пространством шириной 120 см по длине комнаты, и соответствующее количество стульев. От крышки стола до пола столы следует перегораживать сплошной деревянной перегородкой.
В комнате для проведения краткосрочных свиданий в ЛИУ для туберкулезных больных, ЛПУ для инфекционных (туберкулезных) больных, ИК особого режима для осужденных ПЛС устанавливаются кабины размерами 1,0х0,8, оборудованные переговорными устройствами.
В КП следует предусматривать комнату для проведения краткосрочных свиданий со свободным размещением мебели. Комната младшего инспектора в этом случае не предусматривается.
Согласно п.14.24 Инструкции блок помещений комнат свиданий оборудуется запасным эвакуационным выходом с противоположной стороны от основного. Его дверь снаружи закрывается на замок и блокируется охранной сигнализацией с выводом в помещение оператора ПУТСО.
Помещения для проведения краткосрочных и длительных свиданий в административном здании с КПП следует располагать на первом, втором этаже здания (п. 14.25 Инструкции).
В соответствии с требованиями подпункта 11 п.XII Приложения №2 к приказу ФСИН России от 27.07.2006 №512"Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы", в комнате для проведения краткосрочных свиданий предусмотрено наличие: типовые кабины – 2-3 кабины на 100 человек, стул полумягкий – 1шт. на кабину, табурет – 1шт. на кабину, стол рабочий – 1шт., часы настенные – 1шт., тумбочка – 1шт., прибор для воды – 1 комп., занавески с карнизом – 1 на окно.
Таким образом, из совокупного анализа положений подпункта 11 п.XII Приложения №2 к приказу ФСИН России от 27.07.2006 №512 и Инструкции следует, что в колонии – поселении предусмотрено наличие комнаты для проведения краткосрочных свиданий со свободным размещением мебели.
При этом, комната для краткосрочных свиданий должна быть расположена на первом или втором этаже здания; проход лиц, прибывших на свидание с осужденными, должен быть только в помещения для проведения свиданий и исключать возможность прохода в иные помещения здания, за исключением помещения для приема посетителей; а также в случае расположения комнаты для краткосрочных свиданий в блоке помещений комнат свиданий, данный блок помещений подлежит оборудованию запасным эвакуационным выходом с противоположной стороны от основного.
Суд находит, что в настоящее время существующий в ФКУ КП-4 порядок проведения краткосрочных свиданий в помещении столовой (обеденного зала) общежития на территории ФКУ КП-4 не соответствует требованиям законодательства, данное помещение не является специализированным помещением для проведения краткосрочных свиданий, проход в него, согласно пояснениям представителя колонии, производится по коридору общежития, в котором проживают осужденные, что, несмотря на сопровождение в помещение столовой лиц, прибывших на свидание, сотрудником колонии, не исключает возможность контакта лиц, прибывших на свидание, с лицами, отбывающими наказание в колонии, либо возможность прохода данных лиц в иные помещения здания общежития.
Наличие специализированной комнаты для краткосрочных свиданий обеспечит полноценную реализацию осужденными своего права, предусмотренного ст.89 УИК РФ.
При этом, суд приходит к выводу, что согласно положениям Инструкции, оборудование комнаты для краткосрочных свиданий кабинами предусмотрено только в ЛИУ для туберкулезных больных, в ЛПУ для инфекционных (туберкулезных) больных и ИК особого режима для осужденных ПЛС. Поскольку ФКУ КП-4 УФСИН России по Амурской области является колонией – поселением, то комната для краткосрочных свиданий не подлежит оборудованию кабинами. Следовательно, требование истца – Амурского прокурора по надзору за соблюдением законов в ИУ в части обязания администрации ФКУ КП-4 УФСИН России по Амурской области установить в комнате для краткосрочных свиданий не менее 2-х кабин для проведения краткосрочных свиданий, является необоснованным и удовлетворению не подлежит.
При таких обстоятельствах, суд находит, что неисполнение уголовно-исполнительного законодательства в части требований к организации проведения краткосрочных свиданий на территории ФКУ КП-4 УФСИН России по Амурской области имеет место, что влечет за собой нарушение прав и законных интересов осужденных к лишению свободы на предоставление им краткосрочных свиданий. Указанные нарушения подлежат устранению путем возложения на ФКУ КП-4 УФСИН России по Амурской области обязанности обеспечить реализацию осужденными учреждения права на проведение краткосрочных свиданий, путем выделения комнаты для краткосрочных свиданий со свободным размещением в ней мебели.
При этом, довод стороны ответчика об отсутствии жалоб со стороны осужденных либо их родственников на нарушение их прав при предоставлении краткосрочных свиданий в сложившемся порядке не имеет правового значения и не может учитываться при разрешении настоящего иска. Статья 13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993г. №5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" закрепляет обязанность исправительных учреждений обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
Таким образом, требования истца – Амурского прокурора по надзору за соблюдением законов в ИУ подлежат удовлетворению в части обязания ФКУ КП-4 УФСИН России по Амурской области обеспечить реализацию осужденными учреждения права на проведение краткосрочных свиданий путем выделения комнаты краткосрочный свиданий.
В силу ч.1 ст.206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом указанной нормы права, суд полагает необходимым установить в решении срок для исполнения ФКУ КП-4 УФСИН России по Амурской области обязанности обеспечить реализацию осужденными учреждения права на проведение краткосрочных свиданий путем выделения комнаты краткосрочный свиданий – до 31 декабря 2020 года, полагая данный срок, в отличие от заявленного истцом срока (до 01.05.2020 года), более разумным сроком для исполнения судебного решения, с учетом характер и объем предстоящих действий, а также сложности федерального бюджетного финансирования, длительности процедуры государственных закупок, предусмотренных соответствующим законодательством Российской Федерации.
Рассматривая требования Амурского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, заявленные к УФСИН России по Амурской области и ФСИН России об обязании обеспечить необходимое финансирование мероприятий по обеспечению реализации осужденными права на проведение краткосрочный свиданий, суд приходит к следующему.
Согласно разделу I Устава, ФКУ КП-4 УФСИН России по Амурской области является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы. Учредителем учреждения является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России). Полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного учреждению на праве оперативного управления, осуществляет ФСИН России в соответствии с законодательством Российской Федерации. Учреждение находится в ведении ФСИН России. Учреждение по своей организационно-правовой форме является федеральным казенным учреждением и имеет статус исправительного учреждения.
В силу ст.9 Закона РФ от 21.07.1993 №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы является расходным обязательством Российской Федерации.
В разделе IV Устава ФКУ КП-4 УФСИН России по Амурской области отражено, что управление учреждением осуществляют ФСИН России, УФСИН России по Амурской области и руководство учреждения (начальник, его заместитель) (п.4.1). ФСИН России в отношении учреждения осуществляет, в том числе контроль за деятельностью учреждения и за использованием закрепленного за ним имущества, и другие полномочия, предусмотренные законодательством РФ и иными нормативно – правовыми актами (п.4.2). УФСИН России по Амурской области в отношении учреждения осуществляет: доведение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств…(п.4.3). Источниками финансирования деятельности Учреждения являются средства федерального бюджета, иные поступления, разрешенные законодательством Российской Федерации (п.5.8).
В соответствии с п.4 ст.123.22 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Согласно п.5.12 Устава, при недостаточности у учреждения денежных средств ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и УФСИН России по Амурской области в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ предусмотрены полномочия главного распорядителя бюджетных средств. В частности, главный распорядитель бюджетных средств: обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств; ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований; осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств; вносит предложения по формированию и изменению сводной бюджетной росписи; определяет порядок утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями; формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания; обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении; формирует бюджетную отчетность главного распорядителя бюджетных средств; осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
Исходя из положений ст.5 Закона РФ от 21.07.1993г. №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», уголовно-исполнительная система включает в себя: учреждения, исполняющие наказания; территориальные органы уголовно-исполнительной системы; федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных (далее - федеральный орган уголовно-исполнительной системы).
Согласно ст.7 указанного Закона, территориальные органы уголовно-исполнительной системы создаются федеральным органом уголовно-исполнительной системы на территориях субъектов Российской Федерации. Территориальные органы уголовно-исполнительной системы осуществляют руководство подведомственными им учреждениями уголовно-исполнительной системы, а также специальными подразделениями уголовно-исполнительной системы по конвоированию. Они являются юридическими лицами и в порядке, предусмотренном статьей 11 настоящего Закона, владеют, распоряжаются и пользуются закрепленным за ними имуществом.
В соответствии с пп.6 п.7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2014г. №1314, ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
В связи с тем, что ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, то ФСИН России, в силу полномочий, предоставленных ст.158 Бюджетного кодекса РФ, осуществляет финансовое обеспечение деятельности территориальных органов уголовно-исполнительной системы и учреждений, исполняющих уголовные наказания, в том числе УФСИН России по Амурской области.
В силу п.5 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2014 №1314, ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия, учреждения и организации, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы.
Согласно п.1 и п.4 Положения об Управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Амурской области, утвержденного приказом ФСИН России от 11.06.2015г. №518, УФСИН России по Амурской области является территориальным органом ФСИН России, участником бюджетного процесса - распорядителем (получателем) бюджетных средств.
Таким образом, на территории Амурской области функции главного распорядителя денежных средств, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее полномочий, осуществляет УФСИН России по Амурской области.
При этом, возложение на ФКУ КП-4 УФСИН России по Амурской области обязанности по надлежащему исполнению уголовно-исполнительного законодательства не должно ставиться в зависимость от наличия или отсутствия у учреждения денежных средств. Отсутствие финансирования не может служить основанием к нарушению предусмотренного нормами действующего законодательства права осужденных на достойные материально-бытовые условия при проведении краткосрочных свиданий.
Следовательно, ФСИН России и УФСИН России по Амурской области, являясь главными распорядителями бюджетных средств, обязаны для исполнения возложенных на них, а также на ФКУ КП-4 УФСИН России по Амурской области государством обязанностей решать вопросы увеличения или уменьшения объемов финансирования, его распределения и перераспределения между учреждениями и органами УИС с учетом имеющихся потребностей, выделения на те или иные нужды дополнительного финансирования, использования для удовлетворения отдельных нужд финансирования их внебюджетных источников.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении требования Амурского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к УФСИН России по Амурской области и ФСИН России об обязании их обеспечить финансирование мероприятий по выделению комнаты для краткосрочных свиданий.
Суд находит несостоятельными доводы представителя ответчиков ФСИН России и УФСИН России по Амурской области Арчакова А.К. о необоснованности обращения Амурского прокурора по надзору за соблюдением законов в ИУ с настоящим иском в суд.
В силу ч.1 ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с п.4 ст.27, п.3 ст.35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств, когда нарушение приобрело особое общественное значение.
Из искового заявления следует, что прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц.
Под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
Списочный состав осужденных, отбывающих наказание в колонии - поселении, постоянно меняется путем освобождения одних осужденных и прибытия в учреждение других осужденных.
При этом, как уже указывалось судом, довод стороны ответчика об отсутствии жалоб со стороны осужденных либо их родственников на нарушение их прав при предоставлении краткосрочных свиданий в сложившемся в ФКУ КП-4 порядке, является несостоятельным.
При таких обстоятельствах, иск в рамках данного гражданского дела обоснованно заявлен Амурским прокурором по надзору за соблюдением законов в ИУ на основании ст.45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, в связи с выявленными нарушениями законодательства, влекущими нарушение прав осужденных, отбывающих наказание в данном уголовно - исполнительном учреждении.
Таким образом, оценив представленные суду сторонами по делу доказательства в их совокупности, установив имеющие значения для дела обстоятельства, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению путём возложения обязанностей: на ФКУ КП-4 УФСИН России по Амурской области – в срок до 31 декабря 2020 года обеспечить реализацию осужденными учреждения права на проведение краткосрочных свиданий, путем выделения комнаты для краткосрочных свиданий, а на УФСИН России по Амурской области и ФСИН России – обеспечить финансирование мероприятий по выделению комнаты для проведения краткосрочных свиданий.
Поскольку судом установлено отсутствие предусмотренных законодательством оснований по оборудованию в ФКУ КП-4 УФСИН России по Амурской области комнаты для краткосрочных свиданий кабинами, то в удовлетворении исковых требований в части возложения на ФКУ КП-4 УФСИН России по Амурской области обязанности по установке в комнате для краткосрочных свиданий не менее 2-х кабин для проведения краткосрочных свиданий и возложения на УФСИН России по Амурской области и ФСИН России обязанности финансирования данных мероприятий, следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 – 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковое заявление Амурского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях - удовлетворить частично.
Обязать администрацию Федерального казенного учреждения «Колония – поселение №4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Амурской области» в срок до 31 декабря 2020 года обеспечить реализацию осужденными учреждения права на проведение краткосрочных свиданий, путем выделения комнаты для краткосрочных свиданий.
Обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Амурской области, Федеральную службу исполнения наказаний России обеспечить финансирование мероприятий по выделению комнаты для проведения краткосрочных свиданий.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Ивановский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья
Ивановского районного суда В.Г. Конфедератова