Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-782/2018 ~ М-568/2018 от 04.04.2018

Дело № 2-782/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Ессентуки «24» мая 2018 года

Ессентукский городской суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Казанчева В.Т.,

при секретаре Попове К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Ессентуки в защиту интересов Российской Федерации к Обществу с ограниченной ответственностью «Жилье-Сервис» о признании бездействия незаконным, возложении обязанностей,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Ессентуки Ставропольского края обратился в суд с иском в защиту интересов РФ к ООО «Жилье-Сервис» о признании незаконным бездействия Общества с ограниченной ответственностью «Жилье-Сервис», выразившегося в непринятии мер по предупреждению коррупции, предусмотренные ст. 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273 - ФЗ «О противодействии коррупции», возложении обязанность разработать и принять меры по предупреждению коррупции, предусмотренные ст. 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273 - ФЗ «О противодействии коррупции».

В обосновании указанных требований указано следующее.

Прокуратурой города в соответствии с полномочиями, предоставленными ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», на основании Приказа Генпрокуратуры России от 29.08.2014 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции» в период с 23.10.2017 г. по 30.03.2018 г. проведена проверка исполнения организациями г. Ессентуки Ставропольского края законодательства о противодействии коррупции. Проверкой установлено, что, комплекс мер, предусмотренных ст. 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Закон № 273-ФЗ) в Обществе с ограниченной ответственностью «Жилье-Сервис», отсутствует. В частности, отсутствуют какие-либо локальные нормативно правовые акты, регламентирующие деятельность общества, иные организационно-распорядительные меры, направленные на предупреждение проявлений коррупции, не назначено должностное лицо, ответственное за профилактику коррупционных и иных правонарушений, не разработаны стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации, не принят кодекс этики и служебного поведения работников, сотрудничество с правоохранительными органами не осуществляется, положение по урегулированию конфликта интересов в обществе не разработано и не принято; отсутствует локальный нормативный акт предусматривающий ответственность за составление неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Федеральным законом № 273 - ФЗ устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

В соответствии со ст. 1 Закона № 273 - ФЗ, противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на принципах признания, обеспечения и защита основных прав и свобод человека и гражданина, законности, комплексного использования политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер, приоритетное применение мер по предупреждению коррупции. Общие нормы, устанавливающие ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения, закреплены в ст. 14 Закона № 273 - ФЗ.

В соответствии с указанной статьей, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающие условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В п. 1 ст. 48 части первой ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, юридические лица должны иметь самостоятельный баланс и (или) смету.

Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, следует, что Общество с ограниченной ответственностью «Жилье-Сервис» является юридическим лицом, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности.

В силу ст. 13.3 Закона № 273 - ФЗ организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать: 1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; 4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; предотвращение и урегулирование конфликта интересов; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

В соответствии с со ст. 13.3 Закона № 273 - ФЗ и п. 25 Указа Президента, для использования в организациях вне зависимости от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств, 08 ноября 2013 года Министерством труда и социальной политики Российской Федерации разработаны Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и • противодействию коррупции. Целью Методических рекомендаций является формирование единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств.

Задачами методических рекомендаций являются: информирование организаций о нормативно-правовом обеспечении работы по противодействию коррупции и ответственности за совершение коррупционных правонарушений; определение основных принципов противодействия коррупции в организациях; методическое обеспечение разработки и реализации мер, направленных на профилактику и противодействие коррупции в организации.

При этом, Методические рекомендации, в первую очередь, рассчитаны для применения в организациях, в отношении которых законодательством Российской Федерации не установлены специальные требования в сфере противодействия коррупции (то есть в организациях, которые не являются федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными корпорациями (компаниями), государственными внебюджетными фондами, иными организациями, созданными Российской Федерацией на основании федеральных законов, а также организациями, созданными для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами).

Также необходимо учитывать, что антикоррупционная политика организации представляет собой комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и конкретных мероприятий, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности данной организации. Сведения о реализуемой в организации антикоррупционной политике рекомендуется закрепить в едином документе с одноименным названием - «Антикоррупционная политика (наименование организации)». Антикоррупционную политику и другие документы организации, регулирующие вопросы предупреждения и противодействия коррупции, рекомендуется принимать в форме локальных нормативных актов, что позволит обеспечить обязательность их выполнения всеми работниками организации.

Проверкой установлено, что комплекс мер, предусмотренных ст. 13.3 Закона № 273 - ФЗ, в ООО «Жилье-Сервис», отсутствует.

В частности, отсутствуют какие-либо локальные нормативно правовые акты, регламентирующие деятельность общества, иные организационно-распорядительные меры, направленные на предупреждение проявлений коррупции, не назначено должностное лицо, ответственное за профилактику и иных правонарушений, не разработаны стандарты направленные на обеспечение добросовестной работы организации, кодекс этики и служебного поведения работников, сотрудничество с правоохранительными органами не осуществляется, положение по урегулированию конфликта интересов в обществе не разработано и не принято; отсутствует локальный нормативный акт предусматривающий ответственность за составление неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

По данному факту прокуратурой города *** вносилось представление в адрес Общества, однако согласно полученного *** объяснения директора ООО «Жилье-Сервис» Гайдара Ю.П., меры по разработке мероприятий по противодействию коррупции до настоящего времени не разработаны и не приняты.

Таким образом, из вышеизложенного следует, что в нарушение требований ст. 13.3 Закона № 273 - ФЗ в ООО «Жилье-Сервис» до настоящего времени не разработаны и не приняты меры по предупреждению коррупции, в результате чего цель - создание эффективной системы противодействия коррупции в организации, не достигается, а задачи по обеспечению правовых и организационных мер, направленных на противодействие коррупции не исполняются. Отсутствие в организации системы вышеприведенных мер свидетельствует о несоблюдении обществом российского антикоррупционного законодательства.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с частью шестой статьи 5 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.

Разработка и принятие комплекса мер, направленных на противодействие коррупции в организации позволит исключить возможность проявления коррупционных факторов при осуществлении уставной деятельности и выполнении обязательств по государственным и муниципальным контрактам. Бездействие ответчика делает невозможным исполнение требований федерального закона и нарушает интересы Российской Федерации, делает недостижимыми задачи и неисполнимыми функции государства в сфере борьбы с коррупцией, это препятствует формированию единого подхода к обеспечению работы по профилактики и противодействую коррупции, может привести к коррупционным проявлениям, нарушить интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц. Просят суд иск удовлетворить.

В судебном заседании помощник прокурора г. Ессентуки Дмитриева О.А. доводы, изложенные в иске поддержала, просила суд иск удовлетворить.

Представитель ответчика ООО «Жилье-Сервис» Гайдара Ю.П. в судебном заседании исковые требования прокурора признала.

Заслушав мнение сторон, оценив представленные доказательства с учетом требований закона об относимости, допустимости и достоверности, а также их значимости для правильного разрешения заявленных требований, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Право на обращение прокурора в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, закреплено также и в специальном законодательном акте п.3 ст.35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации». (с изменениями и дополнениями)

Таким образом, обращение прокурора с настоящим заявление в суд соответствует требованиям закона.

На основании ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ст.55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов. Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда.

Федеральным законом № 273 - ФЗ устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

В соответствии со ст. 1 Закона № 273 - ФЗ противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на принципах признания, обеспечения и защита основных прав и свобод человека и гражданина, законности, комплексного использования политических, организационных, информационно - пропагандистских, социально - экономических, правовых, специальных и иных мер, приоритетное применение мер по предупреждению коррупции. Общие нормы, устанавливающие ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения, закреплены в ст. 14 Закона № 273 - ФЗ.

В соответствии с указанной статьей, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающие условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В ч.1 ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, юридические лица должны иметь самостоятельный баланс и (или) смету.

Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, следует, что Общество с ограниченной ответственностью «Жилье-Сервис» является юридическим лицом, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности.

В силу ст. 13.3 Закона № 273 - ФЗ организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать: 1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; 4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; предотвращение и урегулирование конфликта интересов; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой города в соответствии с полномочиями, предоставленными ст. 22 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», на основании Приказа Генпрокуратуры России от 29 августа 2014 года № 454 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции» в период с 23 октября 2017 года по 30 марта 2018 года проведена проверка исполнения организациями г. Ессентуки Ставропольского края законодательства о противодействии коррупции.

Проверкой установлено, что, комплекс мер, предусмотренных ст. 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Закон № 273-ФЗ) в Обществе с ограниченной ответственностью «Жилье-Сервис», отсутствует. В частности, отсутствуют какие-либо локальные нормативно правовые акты, регламентирующие деятельность общества, иные организационно-распорядительные меры, направленные на предупреждение проявлений коррупции, не назначено должностное лицо, ответственное за профилактику коррупционных и иных правонарушений, не разработаны стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации, не принят кодекс этики и служебного поведения работников, сотрудничество с правоохранительными органами не осуществляется, положение по урегулированию конфликта интересов в обществе не разработано и не принято; отсутствует локальный нормативный акт предусматривающий ответственность за составление неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

В соответствии с со ст. 13.3 Закона № 273 - ФЗ и п. 25 Указа Президента, для использования в организациях вне зависимости от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств, 08 ноября 2013 года Министерством труда и социальной политики Российской Федерации разработаны Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и • противодействию коррупции. Целью Методических рекомендаций является формирование единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств.

Задачами методических рекомендаций являются: информирование организаций о нормативно-правовом обеспечении работы по противодействию коррупции и ответственности за совершение коррупционных правонарушений; определение основных принципов противодействия коррупции в организациях; методическое обеспечение разработки и реализации мер, направленных на профилактику и противодействие коррупции в организации.

При этом, методические рекомендации, в первую очередь, рассчитаны для применения в организациях, в отношении которых законодательством Российской Федерации не установлены специальные требования в сфере противодействия коррупции (то есть в организациях, которые не являются федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными корпорациями (компаниями), государственными внебюджетными фондами, иными организациями, созданными Российской Федерацией на основании федеральных законов, а также организациями, созданными для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами).

Необходимо учитывать, что антикоррупционная политика организации представляет собой комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и конкретных мероприятий, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности данной организации. Сведения о реализуемой в организации антикоррупционной политике рекомендуется закрепить в едином документе с одноименным названием - «Антикоррупционная политика (наименование организации)».

Антикоррупционную политику и другие документы организации, регулирующие вопросы предупреждения и противодействия коррупции, рекомендуется принимать в форме локальных нормативных актов, что позволит обеспечить обязательность их выполнения всеми работниками организации.

Проверкой установлено, что комплекс мер, предусмотренных ст. 13.3 Закона № 273 - ФЗ, в ООО «Жилье-Сервис», отсутствует.

В частности, отсутствуют какие-либо локальные нормативно правовые акты, регламентирующие деятельность общества, иные организационно-распорядительные меры, направленные на предупреждение проявлений коррупции, не назначено должностное лицо, ответственное за профилактику и иных правонарушений, не разработаны стандарты направленные на обеспечение добросовестной работы организации, кодекс этики и служебного поведения работников, сотрудничество с правоохранительными органами не осуществляется, положение по урегулированию конфликта интересов в обществе не разработано и не принято; отсутствует локальный нормативный акт предусматривающий ответственность за составление неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

По данному факту прокуратурой города 25 октября 2017 года вносилось представление в адрес Общества, при этом согласно полученного 30 марта 2017 года объяснения директора ООО «Жилье-Сервис» Гайдара Ю.П., меры по разработке мероприятий по противодействию коррупции до настоящего времени не разработаны и не приняты.

Как указано выше, в нарушение требований ст. 13.3 Закона № 273 - ФЗ в ООО «Жилье-Сервис» до настоящего времени не разработаны и не приняты меры по предупреждению коррупции, в результате чего цель - создание эффективной системы противодействия коррупции в организации, не достигается, а задачи по обеспечению правовых и организационных мер, направленных на противодействие коррупции не исполняются. Отсутствие в организации системы вышеприведенных мер свидетельствует о несоблюдении обществом российского антикоррупционного законодательства.

Учитывая вышеизложенное, исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Суд принимает признание иска ответчиком на основании положений ст. 173 ГПК РФ.

В силу требований ст.ст. 103 и 88 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета г.Ессентуки подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 руб.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 56, 194-198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора г. Ессентуки в защиту интересов Российской Федерации к Обществу с ограниченной ответственностью «Жилье-Сервис» о признании бездействия незаконным, возложении обязанностей - удовлетворить.

Признать бездействие Общества с ограниченной ответственностью «Жилье-Сервис», выразившееся в непринятии мер по предупреждению коррупции, предусмотренные ст. 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273 - ФЗ «О противодействии коррупции» - незаконным.

Возложить на Общества с ограниченной ответственностью «Жилье-Сервис» обязанность разработать и принять меры по предупреждению коррупции, предусмотренные ст. 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273 - ФЗ «О противодействии коррупции».

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Жилье-Сервис» в доход бюджета города Ессентуки государственную пошлину в сумме 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Ессентукский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме.

Судья: В.Т. Казанчев

Мотивированное решение суда изготовлено «29» мая 2018 года.

2-782/2018 ~ М-568/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор г. Ессентуки
Ответчики
ООО "Жилье-Сервис"
Суд
Ессентукский городской суд Ставропольского края
Судья
Казанчев Василий Тимофеевич
Дело на странице суда
essentuksky--stv.sudrf.ru
04.04.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.04.2018Передача материалов судье
09.04.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.04.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.04.2018Подготовка дела (собеседование)
27.04.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.05.2018Судебное заседание
29.05.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.07.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее