Костина О.В. Дело № 33 –3547/ 2020 (№ 2-747/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 июня 2020 года г. Ханты-Мансийск
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего Ивановой И.Е.,
судей: Гавриленко Е.В., Данилова А.В.
при секретаре Чайка Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению (ФИО)4 к акционерному обществу «Ипотечное агентство Югры» о признании незаконным решения об исключении из Единого списка граждан из числа коренных малочисленных народов, подавших до 31 декабря 2013 года заявление на получение мер государственной поддержки, восстановлении в Едином списке граждан из числа коренных малочисленных народов,
по апелляционной жалобе (ФИО)4 на решение Ханты-Мансийского районного суда от 03 марта 2020 года, которым постановлено:
«Исковые требования (ФИО)4 к акционерному обществу «Ипотечное агентство Югры» о признании незаконным решения об исключении из Единого списка граждан из числа коренных малочисленных народов, подавших до 31 декабря 2013 года заявление на получение мер государственной поддержки, восстановлении в Едином списке граждан из числа коренных малочисленных народов, оставить без удовлетворения».
Заслушав доклад судьи Данилова А.В., судебная коллегия
установила:
(ФИО)2 обратился в суд с иском к акционерному обществу «Ипотечное агентство Югры» о признании незаконным решения об исключении из Единого списка граждан из числа коренных малочисленных народов, подавших до 31 декабря 2013 года заявление на получение мер государственной поддержки, восстановлении в Едином списке граждан из числа коренных малочисленных народов. В обоснование заявленных требований указал, что 07.12.2019 года ответчик принял решение об исключении его из Единого списка участников мероприятия «Предоставление субсидии на приобретение или строительство жилых помещений гражданам из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, подавшим до 31.12.2013 года заявление на получение мер государственной поддержки» государственной программы «Развитие жилищной сферы», утвержденной Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 05.10.2018 года № 346-п. В качестве основания исключения из списка ответчик указал на утрату оснований, дающих право на получение субсидии, а именно, в связи с отсутствием нуждаемости в улучшении жилищных условий. Истец с решением ответчика не согласен, считает, что и на дату принятия решения, и в настоящее время является нуждающимся в улучшении жилищных условий. На основании изложенного, просил суд признать незаконным решение об исключении из Единого списка граждан из числа коренных малочисленных народов, подавших до 31.12.2013 года заявление на получение мер государственной поддержки, обязать ответчика восстановить истца в Едином списке граждан из числа коренных малочисленных народов, подавших до 31 декабря 2013 года заявления на получение мер государственной поддержки.
Истец (ФИО)2, его представитель Чепелкина О.В. в судебном заседании исковые требования поддержали, дали пояснения согласно доводам иска.
Представитель ответчика АО «Ипотечное агентство Югры» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. В представленном возражении ответчик указал на необоснованность исковых требований.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе (ФИО)2 просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. В обосновании доводов апелляционной жалобы указывает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушены нормы материального и процессуального права, что привело к принятию неправильного решения. Полагает, суд необоснованно пришел к выводу об отсутствии нуждаемости, ссылаясь на обеспеченность семьи (ФИО)2 в период с 27.01.2011 года (дата регистрации брака) по (дата) года (дата рождения третьего ребенка) общей площадью жилого помещения, которая составила 13,07 кв.м на человека, что превышает установленную Законом ХМАО №103-оз норму жилой площади. Считает, что решение ответчика об исключении его из Единого списка участников мероприятия «Предоставление субсидии на приобретение и строительство жилых помещений гражданам из числа коренных малочисленных народов в ХМАО-Югре, подавшим до 31 декабря 2013 года заявления на получение мер государственной поддержки» государственной программы ХМАО-Югры «Развитие жилищной сферы», утвержденной Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 05.10.2018 года № 346-п, является незаконным, поскольку (ФИО)2, как на дату принятия решения, так и в настоящее время является нуждающимся в улучшении жилищных условии, поскольку не имеет права пользования жилым помещением, предоставленным по договору социального найма его супруге до брака с ним. Исходя из площади жилого помещения, наймодатель не может дать согласие на включение (ФИО)2 в договор социального найма жилого помещения.
Возражения на апелляционную жалобу не поступили.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, в связи с чем, на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения, по доводам апелляционной жалобы (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 15.11.2010 года решением ОАО «Ипотечное агентство Югры» (номер) истец (ФИО)2 поставлен на учет для предоставления субсидии по подпрограмме «Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» целевой программы ХМАО-Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2005-2015 годы», утвержденной Законом ХМАО-Югры от 11.11.2005 года N 103-оз.
С 27.01.2011 года (ФИО)2 состоит в зарегистрированном браке с (ФИО)11 (Пастуховой) Е.В., имеют совместных детей (ФИО)1, (дата) года рождения, (ФИО)2, (дата) года рождения, (ФИО)3, (дата) года рождения.
19.11.2010 года между Департаментом муниципальной собственности администрации города Ханты-Мансийска и (ФИО)11 (Пастуховой) Е.В. заключен договор социального найма жилого помещения. Согласно условиям договора, с учетом дополнительного соглашения (номер) от 04.08.2017 года, нанимателю и членам его семьи передано в бессрочное пользование изолированное жилое помещение – (адрес), находящееся в муниципальной собственности, общей площадью 52,3 кв.м по адресу: (адрес). На момент заключения договора наниматель фактически проживает в жилом помещении, совместно с нанимателем в жилое помещение вселены члены семьи: (ФИО)3 – дочь, (ФИО)2 – дочь, (ФИО)1 – сын.
Несовершеннолетние (ФИО)3, (ФИО)2 и (ФИО)1 зарегистрированы по месту жительства по адресу: (адрес), что подтверждается свидетельствами о регистрации по месту жительству (номер), (номер) от (дата) и (номер) от (дата).
Таким образом, обеспеченность семьи (ФИО)2 в период с 27.01.2011 года (дата регистрации брака) по (дата) года (до даты рождения третьего ребенка) общей площадью жилого помещения составила 13,07 кв.м на человека, что превышает установленную Законом ХМАО №103-оз норму жилой площади.
07.12.2019 года АО «Ипотечное агентство Югры» принято решение об исключении (ФИО)2 из Единого списка участников мероприятия «Предоставление субсидии на приобретение или строительство жилых помещений гражданам из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, подавшим до 31.12.2013 года заявления на получение мер государственной поддержки» государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие жилищной сферы», утвержденной Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 05.10.2018 года № 346-п по основаниям, предусмотренным пп. 2 п. 5 Порядка предоставления субсидии на приобретение или строительство жилых помещений гражданам из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, подавшим до 31 декабря 2013 года заявления на получение мер государственной поддержки.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что решение об исключении истца из единого списка граждан из числа коренных малочисленных народов, подавших до 31.12.2013 года заявление на получение мер государственной поддержки, является законным, суд не нашел оснований для удовлетворения заявленных требований.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда, считает его правильным, соответствующим требованиям закона и представленным доказательствам.
Государственная поддержка граждан-участников подпрограммы 3 «Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре «программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2005-2015 годы» осуществляется на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в соответствии с Законом № 103-оз и Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02.05.2006 года № 95-п «О Порядке реализации и финансирования подпрограммы «Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре».
В соответствии с п.3 ст.13 Закона ХМАО-Югры № 103-оз от 11.11.2005 года участниками подпрограммы 3 являются граждане, отнесенные в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2000 года №255 «О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации» к коренным малочисленным народам в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, проживающие на территории автономного округа и нуждающиеся в улучшении жилищных условий, а также члены их семьи.
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 5 октября 2018 г. № 346-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие жилищной сферы» (далее - Постановление № 346-п) утвержден Порядок предоставления субсидии на приобретение или строительство жилых помещений гражданам из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, подавшим до 31 декабря 2013 года заявления на получение мер государственной поддержки (Приложение 16, далее - Приложение 16, Порядок 346-п).
Порядок 346-п устанавливает правила и условия предоставления субсидии за счет средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также - автономный округ) на приобретение или строительство жилых помещений в собственность гражданам, отнесенным в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 года N 255 «О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации» к коренным малочисленным народам в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, постоянно проживающим на территории автономного округа и нуждающимся в улучшении жилищных условий, подавшим до 31 декабря 2013 года заявления на получение мер государственной поддержки, а также членам их семей.
В соответствии с п. 4 Приложения 16, в случае если в составе сведений о гражданине и (или) членах его семьи произошли изменения, гражданин обязан уведомить уполномоченную организацию об изменении обстоятельств, которые могут повлиять на получение государственной поддержки, не позднее 30 календарных дней с даты изменения обстоятельств.
Документы, свидетельствующие об изменениях, связанных с жилищными условиями, получением гражданами субсидии из средств бюджета автономного округа, направленных на улучшение жилищных условий, в соответствии с нормативными правовыми актами автономного округа, если они не представлены заявителем и членами его семьи по собственной инициативе, запрашиваются уполномоченной организацией в порядке межведомственного взаимодействия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пп. 2 п. 5 Порядка 346-п граждане исключаются из списка участников мероприятия в случае утраты оснований, дающих право на получение субсидии в соответствии с Порядком (за исключением утраты нуждаемости в связи с приобретением жилых помещений в целях получения субсидии в соответствии с Порядком).
В соответствии с п. 3 названного Порядка к нуждающимся в улучшении жилищных условий в целях предоставления субсидии относятся: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; не являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 12 квадратных метров; являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 12 квадратных метров; проживающие в жилых помещениях, признанных в установленном законодательством порядке непригодными для проживания; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющие иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности.
В целях определения нуждаемости членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма признаются проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя, иные близкие родственники (родные братья и сестры, родные дедушки, бабушки, внуки). Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов своей семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
Как следует из материалов дела, департаментом строительства ХМАО-Югры при проверке представленных документов установлен факт отсутствия нуждаемости истца в улучшении жилищных условий в целях предоставлении субсидии на приобретение или строительство жилых помещений гражданам из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, подавшим до 31.12.2013 года заявления на получение мер государственной поддержки (письмо от 14.11.2019 года № 3127).
Так, обеспеченность семьи (ФИО)2 в период с 27.01.2011 года (дата регистрации брака) по (дата) (до даты рождения третьего ребенка) общей площадью жилого помещения составляла 13,07 кв.м на человека (52,3 кв.м. : 4 чел.).
Таким образом, в указанный период у истца произошла утрата нуждаемости в улучшении жилищных условий, что явилось основанием для его исключения из единого списка граждан из числа коренных малочисленных народов, подавших до 31.12.2013 года заявления на получение мер государственной поддержки.
При указанных обстоятельствах истец обоснованно исключен из единого списка в связи с утратой нуждаемости в улучшении жилищных условий, судом правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств и иного применения норм материального права суд апелляционной инстанции не усматривает.
Судебная коллегия также обращает внимание, что рождение третьего ребенка в 2016 году не может служить основанием для сохранения истца в списке очередности на получение государственной поддержки под прежним регистрационным номером.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения.
Руководствуясь статьей 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ханты-Мансийского районного суда от 03 марта 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу (ФИО)4 – без удовлетворения.
Председательствующий Иванова И.Е.
Судьи: Гавриленко Е.В.
Данилов А.В.