Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1383/2022 (2-9022/2021;) ~ М-8534/2021 от 09.12.2021

Дело № 2-1383/2022(21) УИД 66RS0004-01-2021-013698-97

Мотивированное решение изготовлено 05.04.2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Екатеринбург «29» марта 2022 года

Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Блиновой Ю.А.

при секретаре Трофименко А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Воробьева Сергея Александровича к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным в части, возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

первоначально истец Воробьев С.А. предъявил к ответчику Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Екатеринбурга Свердловской области (далее по тексту – УПФР в Ленинском районе г. Екатеринбурга) иск о признании незаконным в части решения от 18.08.2021 об отказе в установлении пенсии в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»; возложении обязанности включить в стаж дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по указанному основанию в календарном исчислении следующие периоды работы: с <//> по <//> в должности медицинского брата выездной бригады скорой медицинской помощи в Муниципальном учреждении «Скорая медицинская помощь»; с <//> по <//> в должности врача – хирурга приемного отделения хирургии, с <//> в должности врача – хирурга 3 поликлинического отделения в Муниципальном учреждении «Центральная городская клиническая больница г. Екатеринбурга», признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости на дату <//> и назначении пенсии с <//>.

В обоснование иска указано, что <//> истец Воробьев С.А. обратился к ответчику УПФР в Ленинском районе г. Екатеринбурга с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением от <//> в досрочном назначении страховой пенсии по старости было отказано, поскольку к зачету был принят специальный страховой стаж истца продолжительностью 30 лет 00 месяцев 29 дней, но право на установление пенсии возникает с <//>. При этом, не включены периоды, в отношении которых истцом заявлены исковые требования. По мнению истца, необходимый 30-летний стаж у него имелся на дату <//>.

Определением суда от <//> произведена замена ответчика УПФР в Ленинском районе г. Екатеринбурга Свердловской области на его правопреемника Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области (ОПФР по Свердловской области).

В судебном заседании истец Воробьев С.А. иск поддержал в полном объеме по изложенным в нем доводам и основаниям.

Представитель ответчика Ляпустина А.Н., действующая по доверенности от <//>, в судебном заседании иск не признала по доводам представленного письменного отзыва, в котором полностью поддержала основания отказа истцу в назначении досрочной страховой пенсии по старости, приведенные в оспариваемом решении от <//> .

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные письменные доказательства, суд находит иск Воробьева С.А. подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии устанавливаются вступившим в силу с <//> Федеральным законом № 400-ФЗ от <//> «О страховых пенсиях».

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции, действовавшей до принятия Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Новая редакция данной нормы закона предусматривает, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) с учетом переходных положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону.

Согласно пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам, в том числе и лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии в силу пункта 2 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 утверждены Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.

Пунктом «н» данного Постановления предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно;

Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно;

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01.01.1992.

Из приведенных норм права следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при наличии одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и в соответствующих учреждениях.

В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31.03.2011 № 258н утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, согласно которому подтверждению подлежат периоды следующих работ: осуществление лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах, сельской местности и поселках городского типа (пункт 20).

Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются:

до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами;

после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (пункт 3 Порядка).

В случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 4 Порядка).

В силу пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 к 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Судом установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами, что Воробьев С. А., <//> года рождения, страховое свидетельство , дата регистрации в системе обязательного пенсионного страхования <//>, обратился <//> в УПФР в <адрес> г. Екатеринбурга с заявлением о назначении страховой пенсии по старости досрочно в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях».

Решением от <//> в установлении пенсии ему было отказано, поскольку не наступил срок, предусмотренный в соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий».

В данном решении указано, что специальный трудовой стаж Воробьева С.А., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» составляет 30 лет 00 месяцев 03 дня, страховой стаж – 24 года 02 месяца 29 дней, ИПК – 119,045 (требуемый для установления страховой пенсии ИПК в 2021 годы – 21,0). В соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» право на установлении пенсии у Воробьева С.А. возникнет с <//>. Воробьеву С.А. рекомендовано обратиться с заявлением об установлении досрочной страховой пенсии за месяц до возникновения права, то есть с <//> по <//>.

В специальный стаж истца не были включены периоды работы, в отношении которых истцом заявлены исковые требования в настоящем иске.

Удовлетворяя требования иска в части, суд исходит из следующего.

При рассмотрении вопроса о правомерности исключения из стажа работы истца периода с <//> по <//> в должности медицинского брата выездной бригады скорой медицинской помощи в Муниципальном учреждении «Скорая медицинская помощь» по причине того, что наименование организации не предусмотрено Списком от <//> и Правилами от <//> , в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета за указанные периоды отсутствует код выслуги, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

В пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений.

Согласно правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.03.2004 № 81-О право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не связывается законодателем с организационно-правовой формой и наименованием организации, в которой осуществляется лечебная деятельность. Решающее значение имеет вопрос о тождественности должностей и учреждений здравоохранения, с учетом работы в которых досрочно назначается пенсия и которые предусмотрены Постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29.10.2002, и аналогичных должностей и учреждений (организаций), имевших ранее иные наименования, а также тождественность выполняемой работником лечебной и иной работы по охране здоровья населения, дающей право на пенсию.

С учетом изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.06.2004 года №11-П, правовой позиции по смыслу статей 8 (ч.2), 19 (ч.1 и 2), 35 (ч.1), 37 (ч.1 и 3), 39 (ч.1 и 2) и 55 (ч.3) Конституции Российской Федерации, форма собственности как таковая не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях здравоохранения в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям. То обстоятельство, в чьем ведении находятся эти учреждения, и кому принадлежит закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу, само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности их работников и не свидетельствует о существовании таких различий.

В Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 22.04.2010 года №520-О-О, №906-О-О от 23.06.2009 года, №1183-О-О от 23.09.2010 года отмечено, что устанавливая в Федеральном законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

В соответствии со справкой о переименованиях ГБУЗ СО «Станция скорой медицинской помощи им. В.Ф. Капиноса город Екатеринбург» от <//> станция скорой и неотложной помощи была переименована в Муниципальное учреждение «Скорая медицинская помощь» с <//>, затем переименовано в Муниципальное учреждение «Станция скорой медицинской помощи» с <//>. В дальнейшем указанное учреждение переименовывалось в Муниципальное учреждение «Станция скорой медицинской помощи им В.Ф. Капиноса» с <//>.

Согласно Уставу Муниципального учреждения «Скорая медицинская помощь» (в редакции от <//>, в редакции <//>) указанное учреждение является самостоятельным учреждением здравоохранения, предназначенным для оказания медицинской помощи населению г. Екатеринбурга (п.1.1). Основная цель деятельности учреждения (п.2.1.)- охрана здоровья населения и обеспечение конституционных прав граждан на медицинскую помощь, в связи с чем Муниципальное учреждение «Скорая медицинская помощь» осуществляет следующие задачи: обеспечение комплексных мероприятий, направленных на снижение заболеваемости, инвалидизации населения; осуществление квалифицированной медицинской и профилактической помощи населению города и др.

Аналогичные положения о статусе, целях и задачах деятельности содержат Устав Муниципального учреждения «Станция скорой медицинской помощи им. В.Ф.Капиноса» и Муниципального казенного учреждения «Станция скорой медицинской помощи им. В.Ф. Капиноса» (наименование с <//>).

Муниципальному учреждению «Станция скорой медицинской помощи» неоднократно <//>, <//> и <//> выдавалась лицензия на осуществление медицинской деятельности.

Таким образом, учитывая, что до и после переименования в Муниципальное учреждение «Скорая медицинская помощь» работа в станции скорой медицинской помощи независимо от формы учреждения подлежит безусловному включению в специальный медицинский стаж лица в соответствии с ранее действующими и действующим в настоящее время Списками, изменение функций учреждения в связи с его переименованием не произошло, суд считает установленным, что Муниципальное учреждение «Скорая медицинская помощь» является лечебно-профилактическим учреждением, работа в котором давала право на пенсию за выслугу лет в соответствии со Списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 и Списком утвержденным Постановлением Правительства от 29.10.2002 № 781. Неверное наименование структурного подразделения, которое в последующем было приведено в соответствие (выездные бригады скорой медицинской помощи), не может ухудшать положение истца при определении льготного стажа.

Таким образом, трудовая деятельность истца в период с <//> по <//> в должности медицинского брата выездной бригады скорой медицинской помощи в Муниципальном учреждении «Скорая медицинская помощь» относится к лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения и сопряжена с повышенными психофизиологическими нагрузками, ее выполнение сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов.

Кроме того, в ходе рассмотрения настоящего дела судом ГБУЗ СО «Станция скорой медицинской помощи им. В.Ф. Капиноса город Екатеринбург» откорректировало сведения индивидуального (персонифицированного) учета и период работы истца с <//> по <//> сдан с кодом льготной выслуги.

При таких обстоятельствах суд полагает, что период с <//> по <//> (08 месяцев 13 дней) подлежит включению в специальный страховой стаж работы, дающий истцу право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, а решение УПФР в <адрес> г. Екатеринбурга от <//> в части исключения этого периода из специального страхового стажа следует признать незаконным.

При рассмотрении вопроса о правомерности исключения из стажа работы истца периода с <//> по <//> в должности врача – хирурга приемного отделения хирургии, с <//> в должности врача – хирурга 3 поликлинического отделения в Муниципальном учреждении «Центральная городская клиническая больница г. Екатеринбурга» по причине не подтверждения работы в должности врача-интерна, врача ординатора в учреждениях здравоохранения, предусмотренных Списком и Списком , работа в ГБОУ ВПО «Уральская государственная медицинская академия» (ранее -Уральский государственный медицинский институт) не является учреждением здравоохранения, так как это образовательное учреждение, кроме того, этот период не подтверждается сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что в период с <//> по <//> Воробьев С.А. проходил интернатуру в Уральской государственной медицинской академии на кафедре хирургических болезней по специальности «хирургии».

В период с <//> по <//> он проходил подготовку в клинической ординатуре при Уральском государственном ордена Трудового К. З. медицинском институте.

Согласно данным трудовой книжки Воробьева С.А. в указанный период времени с <//> по <//> значится трудовая деятельность в Уральской государственной медицинской академии.

Также по совместительству Воробьев С.А. с <//> по <//> работал в должности врача-хирурга приемного отделения хирургического корпуса в Муниципальном учреждении «Центральная городская клиническая больница № <адрес>».

Согласно архивной справке № В-25/566 от <//>, выданной ГКУ СО «Ведомственный архив» Воробьев С.А. работал в Муниципальном учреждении «Центральная городская клиническая больница » в должности врача-хирурга приемного отделения хирургии по совместительству с <//> по <//>, в должности врача-хирурга 3 поликлинического отделения по совместительству с <//> по 01.11.19999, в должности врача-хирурга 3 приемного отделения хирургии по совместительству с <//> по <//>. В период с <//> по <//> Воробьев С.А. работал в режиме менее 1 ставки рабочего времени, предусмотренном трудовым законодательством для должности врача-хирурга приемного отделения хирургии, поликлинического отделения, что подтверждается лицевыми счетами за 1999 – 2001 годы. Сведения даны на основании приказов по личному составу, лицевых счетов за указанный период, личных карточек Воробьева С.А.

В оспариваемом истцом решении пенсионного органа содержатся сведения о том, что по запросу ГБОУ ВПО «Уральская государственная медицинская академия» представило справку от <//>, в которой указано, что сведения о заработной плате Воробьева С.А. за период прохождения интернатуры и клинической ординатуры не могут быть предоставлены в связи с чем, что лицевые счета на проходивших интернатуру и ординатуру не заводились, отчисления в ПФР не производились. Таким образом, имеющимися в распоряжении управления документами не подтверждена работа Воробьева С.А. в должности врача-интерна, врача-ординатора в учреждении здравоохранения, предусмотренных списком , а также Списком , ГБОУ ВПО «Уральская государственная медицинская академия» не является учреждением здравоохранения, так как это образовательное учреждение.

Таким образом, спорный период с <//> по <//> помимо выполнения по совместительству обязанностей по должности врача – хирурга включает в себя частично период прохождения интернатуры (с <//> по <//>) и клинической ординатуры (с <//> по <//>).

Согласно пунктам 9 и 16 Порядка прохождения интернатуры выпускников лечебных и педагогических факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения от 20.01.1982 № 44, заработная плата врачам-интернам в течение всего периода прохождения интернатуры выплачивается за счет базовых лечебных учреждений, в которых они проходят специализацию в размере, установленном действующим законодательством для врачей соответствующих специальности и стажа. Во время прохождения интернатуры при осуществлении функций врача молодые специалисты обладают правами и несут ответственность за свои действия наравне с врачами, работающими на самостоятельной работе. На врачей-интернов полностью распространяются правила внутреннего трудового распорядка, права и льготы, установленные для медицинских работников данного лечебно-профилактического учреждения. В отношении продолжительности рабочего дня к интернам применяются правила, установленные действующим законодательством для врачей соответствующей специальности.

Согласно статье 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487-1 врачи в период их обучения в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения имеют право на работу в этих учреждениях под контролем медицинского персонала, несущего ответственность за их профессиональную подготовку.

Таким образом, период прохождения интернатуры отдельными категориями врачей-специалистов, может быть засчитан им в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии документального подтверждения выполнения врачом-интерном функциональных обязанностей по должности врача-специалиста в лечебном учреждении.

В судебном заседании истец представил журналы для записи гнойных операций хирургии за период с <//> по <//>, которые велись в Муниципальном учреждении «Центральная городская клиническая больница № <адрес>» и содержат сведения о выполнении истцом хирургических операций в качестве оперирующего хирурга <//>, <//>, <//>, <//>, <//>, <//>, <//>, <//>, <//>, <//>, <//>, <//>, <//>, <//>, <//>, <//>, <//>.

Между тем, данные журналы не могут быть приняты в качестве документального подтверждения выполнения истцом в период прохождения интернатуры и в перерыве до прохождения подготовки в клинической ординатуре (с <//> по <//>) функциональных обязанностей по должности врача-специалиста в лечебном учреждении, поскольку самим работодателем весь период работы истца с <//> по <//> в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета указан работодателем без кода льготной выслуги как хирургической деятельности, включен в общий трудовой стаж.

Согласно положению о клинической ординатуре, утвержденному Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 17.02.1993 № 23 (действовавшему на момент обучения истца) клиническая ординатура - часть многоуровневой структуры высшего медицинского образования в Российской Федерации, форма непрерывного профессионального образования врачей в медицинских высших учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях, на медицинских факультетах университетов, в институтах усовершенствования врачей, проводимого с целью подготовки или переподготовки специалистов отрасли, а также повышения квалификации (пункт 1). Обучение в клинической ординатуре осуществляется с отрывом от основного места работы. Продолжительность обучения 2 года. Вопрос об увеличении срока обучения в клинической ординатуре до 5 лет по представлению ученого совета учреждения, осуществляющего подготовку клинических ординаторов, решается Министерством здравоохранения Российской Федерации в каждом конкретном случае в зависимости от специальности подготовки. Начало занятий - 1 сентября (пункт 6). Врачам, обучающимся в клинической ординатуре, выплачивается стипендия за счет обучающего учреждения в размере, установленном соответствующими нормативными документами, или в размере, установленном организацией (учреждением), направившей их на обучение на договорной основе. Лицам, обучающимся в клинической ординатуре, ежегодно предоставляются каникулы продолжительностью, равной продолжительности отпуска практических врачей соответствующей специальности; по окончании обучения в клинической ординатуре - отпуск продолжительностью, равной продолжительности отпуска практических врачей соответствующей специальности, оплачиваемый учебным (научным) учреждением, осуществляющим подготовку клинических ординаторов (поступавшим на обучение на договорной основе) - направляющей организацией (учреждением) (пункт 16).

Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2007 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 01.08.2007, период обучения в клинической ординатуре не подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности.

При таком положении в удовлетворении требований иска о возложении на ответчика обязанности включить в стаж дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в календарном исчислении период работы с 01.02.1999 по 01.11.1999 следует отказать.

В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (часть 1).

Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона. Если указанное заявление пересылается по почте либо представляется в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации, либо подается через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем, днем обращения за страховой пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, либо дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг (часть 2).

С заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости истец обратился в пенсионный орган <//>, и на указанную дату им выработана необходимая продолжительность стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии. С учетом периода работы, подлежащего включению в специальный страховой стаж на основании данного решения суда (08 месяцев 13 дней), специальный страховой стаж истца составил 30 лет, 08 месяцев 16 дней. Соответственно, стаж на соответствующих видах работ 30 лет приобретен на дату <//>.

Кроме того, в силу части 1.1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», введённой Федеральным законом от 03.10.2018 № 350-ФЗ, страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.

Указанным приложением предусмотрено увеличение срока назначения страховой пенсии на 24 месяца со дня возникновения права на страховую пенсию по старости, если такое право возникло в 2020 году.

В соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

Таким образом, лицам из числа медицинских работников, у которых право на пенсию возникло в 2020 году, досрочная страховая пенсия может быть назначена через 18 месяцев.

Из системного толкования перечисленных выше положений, следует, что момент назначения досрочной пенсии по старости законодатель связывает с двумя обстоятельствами, а именно с заявительным порядком назначения пенсии и наличием у гражданина права на ее получение. Если хотя бы одно из указанных условий не было соблюдено, то оснований для назначения досрочной страховой пенсии по старости не имеется.

Юридически значимыми обстоятельствами, подлежащими доказыванию при разрешении вопроса о праве истца на досрочное назначение страховой пенсии по старости, являются: дата возникновения у истца права на страховую пенсию по старости, а также дата истечения срока отложения права на назначение пенсии.

Поскольку специальный страховой стаж, необходимый для досрочного назначения истцу страховой пенсии по старости истцом Воробьевым С.А. выработан <//>, право на назначение пенсии у него возникает с <//>.

С учетом изложенного, рассматривая спор в пределах заявленных требований, оснований для удовлетворения исковых требований о признании за истцом права на назначение досрочной страховой пенсии по старости на дату <//> и назначении пенсии с <//>, суд не усматривает.

Иных требований и по иным основаниям на рассмотрение и разрешение суда не заявлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 196 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

исковые требования Воробьева С. А. – удовлетворить частично:

признать решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> г. Екатеринбурга <адрес> от <//> – незаконным в части исключения из специального страхового стажа Воробьева С. А., дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период работы с <//> по <//>;

обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> включить в специальный страховой стаж Воробьева С. А. период работы с <//> по <//> в должности медицинского брата выездной бригады скорой медицинской помощи в Муниципальном учреждении «Скорая медицинская помощь».

В удовлетворении остальной части иска – отказать.

Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, подачей апелляционной жалобы в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга.

Судья (подпись) Копия верна. Судья Ю.А. Блинова

Секретарь:

2-1383/2022 (2-9022/2021;) ~ М-8534/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Воробьев Сергей Александрович
Ответчики
ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в Ленинском районе г. Екатеринбурга
Суд
Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области
Судья
Блинова Юлия Алексеевна (Шперлинг)
Дело на сайте суда
leninskyeka--svd.sudrf.ru
09.12.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.12.2021Передача материалов судье
14.12.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.02.2022Судебное заседание
15.03.2022Судебное заседание
29.03.2022Судебное заседание
05.04.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее