РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 августа 2021 года г. Тольятти
Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего судьи Мыльниковой Н.В.,
при секретаре Аракелян А.А.,
с участием помощника прокурора Комсомольского района г. Тольятти Баюшевой К.И., представителя административного истца ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области – Силакова И.В. по доверенности, административного ответчика Степанова Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №63RS0030-01-2021-003747-32 (производство №2а-1830/2021) по административному исковому заявлению ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области об установлении административного надзора в отношении Степанова Никиты Александровича,
УСТАНОВИЛ:
Начальник ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области обратился в суд с заявлением об установлении административного надзора в отношении Степанова Н.А. на срок 8 лет со следующим ограничениями: запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, либо пребывания поднадзорного лица в период с 22.00 до 06.00 часов, кроме случаев, связанных с работой; обязать явкой не реже 2-х раза в месяц в ОВД по месту жительства и пребывания для регистрации, запретить посещение заведений. Ссылаясь на то, что в ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области отбывает наказание Степанов Н.А. осужденный15.02.2019 года Промышленным районным судом г.Самары по ч.1 ст.158 УК РФ, ч. 3 ст.30, п. «а» ч.3 ст.158, п. «а» ч.3 ст.158, ст. 69 ч.3, ч.5 ст.74, ст.70 (ст.158 ч.1), ст. 69 ч.5 (ст.158 ч.2 п. «а» (2 эпизода), ч.2 ст.69, ч.5 ст.69 (ст.158 ч.1 (3 эпизода), ст.69 ч.2, ст.69 ч.5, ст.158 ч.1, ст.74 ч.1, ст.70 УК РФ к 3 годам 3 месяцам лишения свободы в ИК строгого режима. Конец срока отбывания наказания наступает 02.10.2021 года.За время отбывания наказания зарекомендовал себя удовлетворительно.
Административный истец – представитель ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области поддержал заявление начальника ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области об установлении административного надзора, просил его удовлетворить.
Помощник прокурора Комсомольского района г. Тольятти поддержал заявление начальника ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области об установлении административного надзора в отношении Степанова Н.А.
В судебном заседании административный ответчик Степанов Н.А. исковые требования не признал в полном объеме, указал, что отсутствуют основания для установления в отношении него административного надзора, поскольку он является лицом без гражданства.
Суд, выслушав участников процесса в режиме видеоконференц-связи, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
15.02.2019г. Степанов Н.А. осужден Промышленным районным судом г.Самары по ч.1 ст.158 УК РФ, ч. 3 ст.30, п. «а» ч.3 ст.158, п. «а» ч.3 ст.158 УК РФ, к 3 годам лишения свободы.
На основании ст.74 ч.5 УК РФ отменено условное осуждение по приговору мирового судьи судебного участка 339 Промышленного судебного района г.Самара от 01.06.2018г., с применением ст. 70 УК РФ к назначенному наказанию частично присоединено наказание по приговору мирового судьи от 01.06.2018г. и назначено наказание в виде 3 лет 1 месяца лишения свободы.
На основании ст.69 ч.5 УК РФ, путем частичного сложения наказания частично присоединено наказание по приговору Октябрьского районного суда г.Самары от 28.08.2018г. Окончательно назначено наказание в виде 3 лет 3 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в ИК строгого режима.
Преступление, за которое отбывает наказание Степанов Н.А. по приговору суда от 15.02.2019г. в том числе, относится к категории тяжких, совершено при опасном рецидиве.
В соответствии с частями 1, 3 ст. 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее – Федеральный закон № 64-ФЗ) административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего; двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации. Административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлении. В отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.04.2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» Административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за: совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи); совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений; совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, предусмотренного пунктом "л" части второй статьи 105, пунктом "е" части второй статьи 111, пунктом "з" части второй статьи 117, частью четвертой статьи 150 (в случае совершения преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы), статьями 205 - 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277 - 279, 282 - 282.3, 295, 317, 357, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации; совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи).
В силу ч. ч. 1, 2 ст. 4 названного Закона, в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Обязательным является установление судом административного ограничения в виде: 1) обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; 2) запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории; 3) запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона за совершеннолетним лицом, имеющим непогашенную и неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается на срок, определенный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом истекшего после отбытия наказания.
Административный надзор устанавливается в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, и лиц, указанных в частях 2 и 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения (п. 1 ч. 3 ст. 5 ФЗ).
В силу ст. 15 УК РФ преступление по приговору от 15.02.2019г. за совершение которого Степанов Н.А. отбывает наказание в виде лишения свободы, относится к категории тяжких преступлений, в действиях Степанова Н.А. установлен опасный рецидив преступлений.
Согласно ст. 86 УК РФ в редакции времени совершения преступления, срок погашения судимости для тяжкого преступления составляет 8 лет.
Из материалов дела следует, что за время отбывания наказания в местах лишения свободы осужденный Степанов Н.А. 3 раза допускал нарушение установленного порядка отбывания наказания, 2 взыскания являются действующими. Имеет 9 поощрений от администрации ИУ. Состоит на обычных условиях отбывания наказания. Принимает участие в общественной жизни отряда и колонии. НА проводимую с ним работу воспитательного характера реагирует удовлетворительно, должные выводы для себя делает не всегда. Внешне опрятен, соблюдает правила личной гигиены, спальное место содержит в чистоте и порядке. Принимает участие в благоустройстве территории ИУ. В общении с сотрудниками администрации проявляет вежливость, корректность. Распоряжения и указания представителей администрации исполняет добросовестно и в срок. Посещает лекции, общие собрания осужденных культурно-массовые и спортивные мероприятия не всегда, отношение к религии положительное. В коллективе осужденных отношения строит на взаимоуважении. Отношение к учебе удовлетворительное, имеет среднее специальное образование. В настоящее время на объектах ИУ не трудоустроен, но к труду относится удовлетворительно.
Из пояснений административного ответчика установлено, что до осуждения, он проживал с родителями по адресу: ....
В материалы дела также представлено распоряжение МИНЮСТ РФ о нежелательности пребывания в РФ иностранного гражданина Степанова Н.А.
В соответствии с разъяснениями изложенными в п.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", административный надзор может быть применен к иностранным гражданам или лицам без гражданства при условии их проживания (пребывания) на территории Российской Федерации на законных основаниях, а также в случае принятия в отношении их решения о реадмиссии, если они не были помещены на основании решения суда в специальное учреждение.
Принимая во внимание, что доказательств того, что Степанов Н.А. проживал (пребывал) в РФ не на законных основаниях, в материалы дела суду не представлены, также в отношении осужденного не вынесено судебное решение о помещении лица в специальное учреждение, оснований для отказа административному истцу в установлении административного надзора не имеется.
Кроме того, в случае принятия в отношении осужденного указанных судебных актов, стороны не лишены возможности обратиться в суд с заявлением о пересмотре решения суда по вновь открывшимся обстоятельствам.
Учитывая, наличие у административного ответчика неснятой и непогашенной судимости за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве, в отношении него следует установить административный надзор до погашения судимости на срок 8 лет, за вычетом срока истекшего после отбытия наказания.
С учетом характеристики Степанова Н.А., суд приходит к выводу, что для контроля за поведением осужденного после освобождения последнему, необходимо установить следующие ограничения: обязанность явок в ОВД для регистрации 1 раз в месяц, что будет способствовать лучшей социальной адаптации осужденного.
Принимая во внимание, что Степанов Н.А. ранее судим за умышленные преступления, однако должных выводов для себя не сделал, вновь совершив преступление. Указанные обстоятельства свидетельствуют о склонности административного ответчика к совершению преступлений и, соответственно, о возможности совершения им новых преступлений при отсутствии контроля за его поведением, в связи с чем, необходимо установить в отношении Степанова Н.А. административное ограничение в виде запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, либо пребывания поднадзорного лица в период с 22.00 часов до 06.00 часов, что позволит осуществлять за ним контроль с целью профилактики совершения им новых преступлений и правонарушений, вместе с тем будет способствовать его социальной адаптации.
Учитывая, что Степанов Н.А. не имеет постоянного места жительства и регистрации, поскольку является лицом без гражданства в отношении осужденного необходимо установить ограничение в виде запрета выезда за установленные судом пределы территории Самарской области.
Оснований для возложения на осужденного иных ограничений не имеется.
Установление административного надзора и возложение в связи с этим на Степанова Н.А. указанных ограничений, по убеждению суда, будет способствовать предупреждению совершения осужденным преступлений и других правонарушений, и оказанию на него индивидуального профилактического воздействия, в целях защиты государственных и общественных интересов, вместе с тем будут способствовать социальной адаптации осужденного после освобождения.
Примененные административные ограничения соответствуют данным о личности Степанова Н.А., не являются чрезмерными, и отвечают целям административного надзора, также будут носить профилактический характер.
В то же время, административный ответчик в течение всего срока административного надзора не лишен возможности обратиться в суд с заявлением о частичной отмене административных ограничений при наличии оснований, предусмотренных ч. 3 ст. 4 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы», а в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 9 указанного Федерального закона, – с заявлением о досрочном прекращении административного надзора.
В соответствии со ч.3 ст.5 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы», срок административного надзора исчисляется в отношении: лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, и лиц, указанных в частях 2 и 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения;
На основании изложенного, руководствуясь Федеральным законом РФ от 06.04.2011г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление начальника Федерального казенного учреждения исправительная колония № 16 УФСИН России по Самарской области – удовлетворить частично.
Установить в отношении Степанова Н.А. , ... года рождения, административный надзор сроком на 8 лет, за вычетом срока истекшего после отбытия наказания, со следующими ограничениями:
- запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, либо пребывания поднадзорного лица в период с 22.00 до 06.00 часов кроме случаев связанных с работой;
- обязать явкой 1 раз в месяц в ОВД по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
- запретить выезд за установленные пределы территории Самарской области.
Срок административного надзора необходимо исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания иди фактического нарождения, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Разъяснить осужденному, что неприбытие без уважительных причин лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному им месту жительства в определенный судом срок, а равно самовольное оставление данным лицом места жительства или пребывания, совершенные в целях уклонения от административного надзора, влечет уголовную ответственность по ст.314.1 УК РФ.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области в течение десяти дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 23.08.2021 г.
Судья Н.В. Мыльникова