Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 сентября 2018 года г.Тула
Советский районный суд г.Тулы в составе:
председательствующего Бездетновой А.С.
при секретаре Болошенко С.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2429/2018 по иску Еремеевой Аллы Юрьевны к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда РФ в городе Туле Тульской области о признании права на назначение досрочной страховой пенсии,
у с т а н о в и л :
Еремеева А.Ю. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда РФ в городе Туле Тульской области о признании права на назначение досрочной страховой пенсии.
В обоснование заявленных требований сослалась на то, что 19.10.2016 г. она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии как медицинскому работнику, полагая, что к моменту обращения она имела требуемый 30-летний стаж лечебной деятельности.
Однако решением ГУ- УПФ РФ в г.Туле Тульской области от 08.02.2017 г. №584 ответчик отказал ей в назначении такой пенсии в связи с отсутствием у нее требуемого 30-летнего специального стажа работы в качестве медицинского работника. При этом к зачету в специальный стаж не принят период ее работы с ДД.ММ.ГГГГ г. в должности <данные изъяты> поскольку наименование учреждения «Медицинское объединение» не предусмотрено разделом «Наименования учреждений» Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781, с ДД.ММ.ГГГГ г. в должности <данные изъяты> в период с ДД.ММ.ГГГГ г., так как в специальный стаж засчитываются только периоды работы, а также не включены в специальный стаж, как не предусмотренные Правилами от 11.07.2002 г. № 516, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ г.
С решением ответчика не согласна. Просила признать за ней право на досрочное назначение страховой пенсии, обязать ответчика включить в специальный стаж периоды ее работы с ДД.ММ.ГГГГ г. в должности <данные изъяты> - в календарном исчислении, периоды с ДД.ММ.ГГГГ г. в должности <данные изъяты> - в льготном исчислении как 1 год 6 месяцев за 1 год работы, период с ДД.ММ.ГГГГ г. в должности <данные изъяты> в период с ДД.ММ.ГГГГ г. – в календарном исчислении, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ г., обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию с даты обращения, то есть с 19.10.2016 г.
В судебное заседание истец Еремеева А.Ю. не явилась, в письменном заявлении просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, исковые требования поддержала, просила удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в г. Туле Тульской области по доверенности Зотова Д.И. заявленные истицей требования не признала, просила в иске отказать, в связи с отсутствием у Еремеевой А.Ю. требуемого 30-летнего специального стажа для назначения пенсии на льготных основаниях. Указала, что правомерно к зачету в специальный стаж не принят период ее работы с ДД.ММ.ГГГГ г. в должности <данные изъяты> поскольку наименование учреждения «Медицинское объединение» не предусмотрено разделом «Наименования учреждений» Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781, с ДД.ММ.ГГГГ г. в должности <данные изъяты> в период с ДД.ММ.ГГГГ г., так как в специальный стаж засчитываются только периоды работы, а также не включены в специальный стаж, как не предусмотренные Правилами от 11.07.2002 г. № 516, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ г. Оснований для льготного исчисления периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ г. в должности <данные изъяты> - в льготном исчислении как 1 год 6 месяцев за 1 год работы не имеется, так как в указанные периоды истец не работала в структурных подразделениях, поименованных в Перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, являющемся Приложением к Постановлению Правительства РФ от 29.10.2001 г. № 781. На основании изложенного, просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы гражданского и пенсионного дел, суд приходит к следующему.
Решением Управления Пенсионного фонда РФ г. Тулы от 08.02.2017 г. №584 в назначении Еремеевой А.Ю. досрочной страховой пенсии отказано, в связи с отсутствием у нее требуемого 30-летнего специального стажа работы в качестве медицинского работника.
При этом к зачету в специальный стаж не приняты: период работы с ДД.ММ.ГГГГ. в должности <данные изъяты> поскольку наименование учреждения «Медицинское объединение» не предусмотрено разделом «Наименования учреждений» Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781, с ДД.ММ.ГГГГ г. в должности <данные изъяты> в период с ДД.ММ.ГГГГ г., так как в специальный стаж засчитываются только периоды работы, а также не включены в специальный стаж, как не предусмотренные Правилами от 11.07.2002 г. № 516, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ г.
Между тем, со всеми указанными выводами согласиться нельзя в силу следующего.
Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
На основании ст.ст. 45, 46 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
С 01.01.2015 г. пенсионное обеспечение граждан РФ осуществляется на основании Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», применяемого с 01.01.2015 г. в части, не противоречащей Федеральному закону от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ предусматривал право граждан отдельных категорий на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28).
В частности, согласно п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400 «О страховых пенсиях» содержатся аналогичные положения о сохранении права на досрочную страховую пенсию.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", при досрочном назначении страховой пенсии по старости истцу, осуществлявшей лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения следует применять за периоды с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно - Список профессий и должностей, утвержденный Постановлением от 06.09.1991 г. N 464, за периоды с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно - Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, в отношении последующих периодов - список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно правовой позиции, сформированной в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, в наименовании должностей указана должность «врачи-специалисты всех наименований», в наименовании учреждений указаны «больницы всех наименований», в том числе «детские больницы», «центры, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения».
Единой номенклатурой государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 07.10.2005 г. № 627 (с последующими изменениями и дополнениями), в разделе «Лечебно-профилактические учреждения» предусмотрены наименования учреждений: «Больницы», в том числе областная, «Центры», в том числе реабилитации.
Из трудовой книжки Еремеевой А.Ю. и льготно-уточняющей справки № № от ДД.ММ.ГГГГ г., выданной <данные изъяты> усматривается, что с ДД.ММ.ГГГГ г. истец работала в должности <данные изъяты> (по 31.12.2000 г.), в <данные изъяты> (с 01.01.2001 г. по 06.11.2001 г.) в <данные изъяты>
Периоды работы истца с ДД.ММ.ГГГГ г. в должности <данные изъяты> включены в подсчет специального стажа истицы ответчиком в календарном исчислении.
Период с ДД.ММ.ГГГГ г. не включен ответчиком в специальный стаж истицы, так как по сведениям справки № 135-к от 14.09.2016 г. в данный период учреждение, в котором работала истец в должности <данные изъяты> в реанимационной лаборатории, именовалась как <данные изъяты>
Вместе с тем, по сведениям <данные изъяты> Детская областная больница была открыта на основании приказа № 255 от 25.06.1959 г. Тульского областного отдела здравоохранения.
Приказом Тульского областного отдела здравоохранения от 16.03.1990 года № 22 для обеспечения проведения полного комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий по восстановительному лечению детей с целью снижения их заболеваемости и для улучшения медицинского обслуживания рабочих промышленных предприятий в 1990 году на баланс областной детской больницы принято загородное хозяйство, расположенное в Ясной Поляне. При Областной детской больнице организован реабилитационно-оздоровительный комплекс «Мать и дитя».
В соответствии с приказом № 12 от 21.02.1992г. Тульского областного отдела здравоохранения на базе Детской областной больницы создано медицинское объединение «Областная детская больница».
Приказом комитета по медицине № 39 от 15.09.1993г. медицинское объединение «Областная детская больница» переименовано в Областную детскую больницу.
Согласно Уставу № 1492 от 28.08.1997 г. Областная детская больница переименована в Государственное учреждение здравоохранения «Областная детская больница».
На основании приказа Департамента здравоохранения администрации Тульской области от 12.03.2002г. № 35-Л государственное учреждение здравоохранения «Областная детская больница» переименовано в государственное учреждение здравоохранения Тульской области «Областная детская больница».
В соответствии с Уставом, утвержденным приказом Департамента здравоохранения Тульской области от 08.06.2004г. № 73 государственное учреждение здравоохранения Тульской области «Областная детская больница» переименовано в государственное учреждение здравоохранения «Тульская детская областная больница».
Согласно справке № 2552 от 11.11.2011 г. ГУЗ «Тульская детская областная больница» до объединения, во время объединения и после отсоединения Яснополянского реабилитационного центра «Мать и дитя», Областная детская больница выполняла лечебно-профилактические функции учреждения здравоохранения, а указанный реабилитационный центр выполнял функции реабилитационно-оздоровительного учреждения.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что медицинское объединение «Областная детская больница с момента создания являлось учреждением здравоохранения и осуществляло лечебную деятельность по охране здоровья населения.
Ранее действовавшей Единой номенклатурой государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения РФ от 03.06.2003 г. № 229 (с последующими изменениями и дополнениями), в разделе «Лечебно-профилактические учреждения» предусматривались «Детские областные больницы». В таком учреждении (Областная детская больница) и работала истица с ДД.ММ.ГГГГ г. она в должности <данные изъяты>
Таким образом, в ходе рассмотрения дела судом установлено, что, несмотря на переименования, реорганизации и преобразования указанного учреждения здравоохранения, его функции в части оказания медицинской помощи больным оставались прежними.
В связи с изложенным, спорный период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ г. подлежит включению в ее специальный стаж.
Вместе с тем, суд не может согласиться с доводами истца о необходимости исчисления стажа ее работы с ДД.ММ.ГГГГ г. в должности <данные изъяты> в льготном исчислении как 1 год 6 месяцев за 1 год работы.
Так, в соответствии с подпунктом «б» пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по Перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев.
Как следует из Перечня структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, льготное исчисление трудового стажа не предусмотрено для должностей фельдшеров-лаборантов.
Действовавшим в спорные периоды работы истицы Списком профессий и должностей, утвержденный Постановлением от 06.09.1991 г. N 464 был предусмотрен льготный порядок исчисления специального медицинского стажа для должностей врачей и среднего медицинского персонала отделений хирургического профиля стационаров и отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии, анестезиологии-реанимации.
Должность фельдшера-лаборанта в соответствии в соответствии с Номенклатурой врачебных должностей в учреждениях здравоохранения, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения СССР от 04.05.1970 г. N 280 (действовавшей до 01.11.1999 г.), отнесена к должностям среднего медицинского персонала.
Однако, из представленных <данные изъяты> штатных расписаний за спорные периоды работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ г. следует, что в составе больницы имелось реанимационное отделение, включающее должности заведующего и врачей анестезиологов-реаниматологов, и средний медицинский персонал (старшая медсестра, палатные медсестры, медсестры-анестезисты, операционные медсестры), среди которого должность фельдшера-лаборанта предусмотрена не была, а также отдельно выделенные отделения «клиническая лаборатория» и «лаборатория реанимации», включающие в числе должностей работников среднего медицинского персонала должности фельдшера-лаборанта.
При этом суд отмечает, что льготное исчисление стажа - год работы как год и 6 месяцев связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером деятельности в определенных условиях; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности структурных подразделениях лечебных учреждений.
При организации отделений реанимации и интенсивной терапии в 1975 году Минздрав СССР приказом от 29.12.1975 г. № 1188 определил, что основной задачей отделения является: осуществление комплекса мероприятий по реанимации и интенсивной терапии лицам с расстройствами функции жизненно важных органов до стабилизации их деятельности, поступающим из отделений больницы и доставленных скорой медицинской помощью.
В соответствии с этой задачей в отделение реанимации и интенсивной терапии подлежат госпитализации больные острыми расстройствами гемодинамики различной этиологии (острая сердечно-сосудистая недостаточность, травматический шок, гиповолемический шок, кардиогенный шок и др.), с острыми расстройствами дыхания, другими острыми расстройствами функций жизненно-важных органов и систем (центральной нервной системы, нареихиматозных органов и др.), острыми нарушениями обменных процессов и др., больные в восстановительном периоде после агонии и клинической смерти, после оперативных вмешательств, повлекших за собой нарушения функций жизненно важных органов или при реальной угрозе их развития, тяжелые отравления (при невозможности госпитализации в соответствующие центры).
Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 01.12.2003 г. N 80 "Об установлении тождества отдельных наименований структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений здравоохранения" содержит официальные названия структурных подразделений ЛПУ - это: отделения (группы, палаты) "анестезиологии - реанимации"; отделения (группы, палаты) "реанимации и интенсивной терапии".
Доказательств того, что отделение «реанимационная лаборатория», в котором работала истица в спорные периоды, осуществляло вышеназванные функции, и выполняемая истицей работа в должности фельдшера-лаборанта была связана с осуществлением этих функций как постоянная деятельность, суду не представлено, и в ходе рассмотрения дела не добыто.
В этой связи отсутствуют основания для исчисления стажа работы истицы в период с ДД.ММ.ГГГГ г. в льготном порядке как 1 год 6 месяцев за 1 год работы.
Вместе с тем, суд находит подлежащим удовлетворению требование истца о включении в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ., по следующим основаниям.
В ходе рассмотрения дела установлено, что в указанные периоды истец работала в должности <данные изъяты>
Направление истицы работодателем на курсы повышения квалификации в периоды с ДД.ММ.ГГГГ г. подтверждается справками №134-к от 14.09.2016 г., выданной <данные изъяты> № 272 от 08.11.2016 г., выданной <данные изъяты> № 12840 от 09.11.2016 г., выданной <данные изъяты>
В соответствии со ст. 69 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" повышение квалификации для медицинского работника является обязательным требованием и имеет целью выявить соответствие профессиональных знаний и их профессиональных навыков занимаемой должности. В силу п. 2 ч. 1 ст. 72 указанного Федерального закона медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации. Медицинская организация обязана обеспечивать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации медицинских работников в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации (пп. 8 п. 1 ст. 79 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ).
Необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. В случаях предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работником определенных видов деятельности (ч. ч. 1, 4 ст. 196 Трудового кодекса Российской Федерации).
Статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Согласно ст. 167 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются, сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных с командировкой.
Исходя из приведенных норм, периоды нахождения на курсах повышения квалификации, несмотря на их отсутствие в Списках и Перечнях, утвержденных Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 N 464, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066, от 11.07.2012 N 156, являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, за которую работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем они подлежат включению в специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости.
Поскольку период нахождения на курсах повышения квалификации приравнивается к работе, во время исполнения которой работник направлялся на указанные курсы, то исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность. Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 14.12.2012 по делу N 15-КГ2-2.
Право лица на назначение досрочной трудовой пенсии на льготных условиях не может быть поставлено в зависимость от периодического прохождения им как работником на основании должностной инструкции обучения на курсах повышения квалификации, которое является для него обязательным условием дальнейшей медицинской деятельности, исключение данных периодов (которые фактически носят вынужденный характер) из специального стажа приведет к ущемлению прав работника в сфере пенсионного обеспечения. В этой связи периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в связи с лечебной деятельностью.
При таких обстоятельствах, требование истца о включении в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ. подлежит удовлетворению.
Давая оценку выводам ответчика о не включении в подсчет специального стажа истицы периода ее работы с ДД.ММ.ГГГГ. в должности <данные изъяты> а также впоследствии – <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ г. в этом же полку, суд соглашается с этими выводами.
Так, в соответствии со Списком от 29.10.2002 г. № 781, в числе наименований должностей указаны должности медицинских сестер, в числе наименований учреждений «медицинские пункты».
В пункте 6 названных Правил, в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 26 мая 2009 г. N 449, предусмотрено, что в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном данными Правилами, работа в должностях, указанных в списке:
в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).
В приведенном пункте 6 Правил речь идет о медицинских пунктах, которые являются структурными подразделениями организаций, относящихся к воинским частям.
Вместе с тем, в соответствии с разъяснениями, данными в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", согласно которым, рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.
Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (пункт 3 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации) (аналогичное правило предусмотрено в пункте 3 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в том числе подтверждения осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах, сельской местности и поселках городского типа.
Пунктом 4 названного порядка определено, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить - период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что при рассмотрении судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии, характер работы, включаемой в льготном исчислении в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, подтверждается на основании документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в установленном порядке.
Однако в материалах дела отсутствуют какие-либо документы, выданные в установленном порядке работодателем истца Еремеевой А.Ю. – воинской частью № подтверждающие, что она в спорные периоды, работая <данные изъяты>, имела право на применение льготного порядка исчисления стажа указанной работы для досрочного назначения страховой пенсии по старости.
Имеющимися в материалах пенсионного дела № № данными индивидуального персонифицированного учета не подтверждается льготный характер работы Еремеевой А.Ю. в спорный период.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Аналогичное правило предусмотрено п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516.
Как следует из представленных доказательств и установлено судом, с 01.02.2003 г. по 15.06.2003 г. истец проходила военную службу в войсковой части 6570 в должности медсестры.
В спорный период страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации за Еремееву А.Ю. не уплачивались, что следует из данных ее персонифицированного учета в ПФР, а также согласно ст. 245 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты налога (в том числе страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации) освобождаются федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные, в том числе, в области внутренних дел, миграции, исполнения наказаний.
В соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", утв. Постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991 г. N 464, который можно применить к периодам до 01.11.1999 г., в выслугу лет работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений включалась служба по специальности в составе Вооруженных Сил СССР и правоохранительных органов.
С 01.11.1999 г. действует Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утв. Постановлением Правительством Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 и утвержденные этим же Постановлением Правила, которые не содержат указания на то, что в выслугу лет работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений включалась служба по специальности в составе Вооруженных Сил СССР и правоохранительных органов, напротив, в документах говорится только о работе, выполняемой в течение полного рабочего дня на должностях и в учреждениях, предусмотренных Списком.
Далее, в силу ст. 11 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действующего на момент обращения истца за назначением пенсии, период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" засчитывается в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 10 Федерального закона. Указанный период засчитывается в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в ст. 10 Федерального закона.
Таким образом, федеральный законодатель, определяя порядок сохранения пенсионных прав в случае оставления службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет (пенсии по государственному пенсионному обеспечению), установил правило о включении периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы, именно в страховой стаж при соблюдении условия о предшествовании или следовании за ними периодов работы указанных в ст. 10 настоящего Федерального закона; включение указанной службы в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, федеральным законодательством не предусмотрено.
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом РФ в Определении от 17.10.2006 N 380-О, Определении от 23.09.2010 N 1152-О, решение законодателя не включать периоды прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы с вредными условиями труда, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ним службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа.
При таких обстоятельствах отсутствуют основания для удовлетворения заявленных истцом требований о включении в подсчет ее специального стажа периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ г. в должности <данные изъяты>, а также впоследствии – <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ. в этом же полку.
В соответствии с положениями ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» трудовая (страховая) пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Поскольку с учетом периодов работы истца, принятых в зачет ответчиком и вышеприведенных периодов в соответствующем исчислении, которые нашли свое подтверждение в судебном заседании, на момент обращения Еремеевой А.Ю. в ГУ- Управление пенсионного фонда РФ в г.Туле Тульской области у нее не имелся требуемый 30-летний стаж, однако такой стаж у истца имеется на 02.09.2018 г. с учетом продолжения ею медицинской работы в должности <данные изъяты> в <данные изъяты> страховая пенсия ей должна быть назначена с даты наступления права на пенсию, то есть с 02.09.2018 г.
На основании изложенного и руководствуясь положениями ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
исковые требования Еремеевой Аллы Юрьевны к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда РФ в городе Туле о признании права на назначение досрочной страховой пенсии удовлетворить частично.
Признать за Еремеевой Аллой Юрьевной право на назначение досрочной страховой пенсии с 02.09.2018 г.
Обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда РФ в г.Туле Тульской области включить в специальный стаж Еремеевой Аллы Юрьевны в календарном исчислении периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ г. в должности <данные изъяты> нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ
Обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда РФ в г.Туле Тульской области назначить Еремеевой Алле Юрьевне досрочную страховую пенсию с 02.09.2018 г.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тульский областной суд г. Тулы через Советский районный суд г. Тулы в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий А.С. Бездетнова