Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2-180/2019 ~ М-176/2019 от 28.06.2019

Дело № 2-180/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 августа 2019 года                                                        с. Усть-Большерецк Камчатского края

Усть-Большерецкий районный суд Камчатского края в составе председательствующего судьи Валеева М.Р., при секретаре Махмадиевой З.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Соболевского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образовательному казенному учреждению «Крутогоровская средняя школа» о возложении обязанности,

установил:

прокурор Соболевского района обратился в суд с указанным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному образовательному казенному учреждению (далее по тексту – МОКУ «Крутогоровская средняя школа», Учреждение), ссылаясь на то, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки соблюдения Учреждением требований антитеррористического законодательства выявлены нарушения, а именно, МОКУ «Крутогоровская средняя школа» не обеспечена охраной сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны. Просит суд обязать МОКУ «Крутогоровская средняя школа» в срок до 1 марта 2020 года обеспечить охрану объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Истец прокурор Соболевского района о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представителя в суд не направил, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял.

Ответчик МОКУ «Крутогоровская средняя школа» о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, представителя в суд не направили, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Третьи лица администрация Соболевского муниципального района, управление образования и молодежной политики администрации Соболевского муниципального района о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, представителя в суд не направили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли.

В письменных возражениях ответчика и третьего лица - администрации Соболевского муниципального района указано, что прокурором решение о проведении проверки в отношении Учреждения до ответчика не доводилось, основания для ее проведения неизвестны. Судом необоснованно привлечена к участию в деле в качестве третьего лица администрация Соболевского муниципального района. Меры по профилактике и предупреждению терроризма руководством детского сада предпринимаются, однако возможности осуществить меры по обеспечению Учреждения частными охранными организациями не имеется. Ссылаясь на нормы действующего законодательства, указывают, что в МОКУ «Крутогоровская средняя школа» не имеется специализированного помещения для хранения специальных средств, оружия. На органы внутренних дел невозможно возлагать обязанность по организации обязательной охраны комнат хранения оружия. На территории Соболевского района отсутствуют организации, имеющие лицензию на осуществление охранной деятельности. Учитывая отделённость п. Крутогоровский, заключение договора с охранными организациями из г. Петропавловска-Камчатского заведомо неисполнимо. Также указывают, что Учреждение не является объектом с массовым пребыванием людей. В исковом заявлении не указано какие именно действия должен выполнить ответчик для обеспечения Учреждения частными охранными предприятиями. Отмечают, что прокуратура района ранее обращалась в суд по аналогичным доводам, производство по делу было прекращено, в связи с чем оснований для повторного рассмотрения исковых требований не имеется.

В соответствии со 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся участников процесса.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

В силу ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее по тексту - Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации") прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Статьей 2 Конституции Российской Федерации закреплено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии со ст. 3 "Конвенции о правах ребенка" во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства - участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора. Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.

В силу п. 5 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (далее по тексту - Федерального закона "О противодействии терроризму") основными принципами противодействия терроризму в Российской Федерации являются, в том числе обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритет мер предупреждения терроризма, системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, приоритет мер предупреждения терроризма.

В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона "О противодействии терроризму" антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.

Согласно п. 2 ч. 6, ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В силу п. 8 ч. 1 ст. 41 указанного Федерального закона охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Согласно п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона "О противодействии терроризму" Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

Постановлением Правительства РФ от 07.10.2017 N 1235 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее по тексту – Требования)

В силу п. 5 Требований, в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом потенциальной опасности и степени угрозы совершения террористического акта на объектах (территориях), значимости объектов (территорий) для инфраструктуры и жизнеобеспечения и возможных последствий совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий).

В соответствии с п. 15 Требований, в отношении каждого объекта (территории) в соответствии с актом его обследования и категорирования должностным лицом, осуществляющим непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории), с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов, а также прогнозного объема расходов на выполнение соответствующих мероприятий и источников финансирования определяется перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории). Срок завершения указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ не должен превышать 12 месяцев со дня утверждения акта обследования и категорирования объекта (территории).

Согласно п. 17 Требований, антитеррористическая защищенность объектов (территорий) независимо от их категории опасности обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных, в том числе на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление потенциальных нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения.

В соответствии с подп. "а" п. 23 Требований, в отношении объектов (территорий) второй категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктами 22 настоящих Требований, обеспечивается охрана объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Как установлено в судебном заседании, МОКУ «Крутогоровская средняя школа», расположенному в п. Крутогоровский Соболевского района Камчатского края, ул. Сахалинская, д. 34, в соответствии с Актом обследования на категорирование объекта № 1 от 16 февраля 2018 года, присвоена 2 категория опасности (л.д. 32-35).

Из сообщения и.о. директора МОКУ «Крутогоровская средняя школа» от 6 июня 2019 года в адрес прокуратуры Соболевского района следует, что охрана Учреждения сотрудниками частных охранных организаций не обеспечивается (л.д. 9-10).

Доказательств, подтверждающих, что в МОКУ «Крутогоровская средняя школа», организована охрана сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, не представлено. Не оспаривался данный факт и в письменных возражениях ответчика.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что Учреждению присвоена 2 категория опасности, учитывая приведенные положения действующего законодательства, исковые требования прокурора Соболевского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц МОКУ «Крутогоровская средняя школа» являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Статус юридического лица подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ, адрес Учреждения: Камчатский край, Соболевский район, п. Крутогоровский, ул. Сахалинская, д. 34.

Доводы ответчика и третьего лица о том, что основания проведения проверки в отношении Учреждения не известны, до ответчика не доводилось решение о проведении проверки, являются необоснованными. Как следует из представленных истцом документов, 27 мая 2019 года прокурором вынесено решение о проведении проверки Учреждения и в этот же день в адрес ответчика прокурором направлено требование №72-09-2019, в котором указано о проведении прокуратурой проверки исполнения требований законодательства по обеспечению безопасности учащихся в образовательных организациях и необходимости представления соответствующих сведений. На данное требование ответчиком 6 июня 2019 года направлено информационное письмо, в котором указано, что охрана Учреждения сотрудниками частных организаций не осуществляется. Следовательно, МОКУ «Крутогоровская средняя школа» было уведомлено о проведении проверки.

Вместе с тем, проверка обстоятельств соблюдения или несоблюдения процедуры проведения должностным лицом прокуратуры района проверки, не являются предметом судебного разбирательства по гражданскому делу. В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Ссылка ответчика и третьего лица на то, что в исковом заявлении не указано каким образом необходимо исполнить решение, не свидетельствует о незаконности требований истца, поскольку определение способов обеспечения Учреждением охраны объектов сотрудниками частных охранных предприятий или подразделениями ведомственной охраны, является компетенцией образовательной организации.

Доводы о том, что ранее прокурор обращался в суд с аналогичными требованиями производство по делу было прекращено, а поэтому оснований для повторного рассмотрения таких требований не имеется, является несостоятельным. Как следует из определения Камчатского краевого суда от 25 августа 2016 года производство по иску прокурора Соболевского района к Учреждению прекращено. Между тем, обращение прокурора района с аналогичными требованиями вызвано изменением оснований, установленных Постановлением Правительства РФ от 07.10.2017 N 1235 и отнесением с 16 февраля 2018 года МОКУ «Крутогоровская средняя школа» ко 2 категории опасности.

Ссылки в возражениях на то, что в виду удаленности п. Крутоговорский и отсутствия в Соболевском районе организаций, имеющих лицензию на осуществление охранной деятельности, выполнить мероприятия по обеспечению соответствующей охраной Учреждения затруднительно; на отсутствие оружейной комнаты в Учреждении, не являются основанием для освобождения ответчика от выполнения возложенных на него федеральными законами обязанностей по противодействию терроризму, в данном случае иск прокурора направлен на пресечение действий, создающих угрозу нарушения прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в частности несовершеннолетних, при этом выполнение работы по охране объектов (территорий) возможно сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, расположенных и за пределами Соболевского района. Законодатель не связывает реализацию полномочий соответствующих Учреждений по обеспечению антитеррористической безопасности с указанными обстоятельствами.

Вместе с тем, при отсутствии возможности исполнить решение в установленный судом срок, данный вопрос может быть разрешен в порядке статьи 203 ГПК РФ.

Учредителями МОКУ «Крутогоровская средняя школа» являются администрация Соболевского муниципального района, управление образования и молодежной политики администрации Соболевского муниципального района. Поскольку принятие судом решения может повлиять на права или обязанности указанных юридических лиц, так как в силу ст. 123.21 ГК РФ при недостаточности денежных средств или имущества у Учреждения по обязательствам последнего может нести субсидиарную ответственность собственник, указанные юридические лица привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц.

Иные доводы ответчика и третьего лица о необоснованности исковых требований отношения к предмету судебного разбирательства не имеют, направлены на уклонение от соблюдения требований антитеррористического законодательства, и поэтому признаются необоснованными.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Разрешая вопрос о сроке, который необходимо предоставить ответчику для осуществления соответствующих мероприятий по исполнению решения суда, суд учитывает всю полноту действий, которые предстоит произвести ответчику в указанных целях, и считает разумным и достаточным установить срок исполнения решения до 1 марта 2020 года.

В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождается прокурор по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Поскольку исковое заявление прокурора удовлетворено, с ответчика МОКУ «Крутогоровская средняя школа» надлежит взыскать в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

иск прокурора Соболевского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образовательному казенному учреждению «Крутогоровская средняя школа» о возложении обязанности – удовлетворить.

Обязать муниципальное образовательное казенное учреждение «Крутогоровская средняя школа» в срок до 1 марта 2020 года обеспечить охрану объекта (территории) по адресу: Камчатский край, Соболевский район, п. Крутогоровский, ул. Сахалинская д. 34, сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Взыскать с муниципального образовательного казенного учреждения «Крутогоровская средняя школа» государственную пошлину в доход Соболевского муниципального района в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Усть-Большерецкий районный суд Камчатского края в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий                                                                                               М.Р. Валеев

В окончательной форме решение изготовлено 27 августа 2019 года.

2-180/2019 ~ М-176/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Соболевского района Камчатского края
Ответчики
Муниципальное образовательное казенное учреждение «Крутогоровская средняя школа
Другие
Прокурор Усть-Большерецкого района
Управление образования и молодежной политики Администрации Соболевского муниципального района Камчатского края
Администрация Соболевского муниципального района Камчатского края
Суд
Усть-Большерецкий районный суд Камчатского края
Судья
Валеев Марсель Рафаэльевич
Дело на странице суда
ust-bolsherecky--kam.sudrf.ru
28.06.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.07.2019Передача материалов судье
02.07.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.07.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.07.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.08.2019Судебное заседание
22.08.2019Судебное заседание
27.08.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.09.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.11.2020Дело оформлено
23.12.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее