РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 сентября 2013 года г. Махачкала
Советский районный суд г. Махачкалы, в составе:
председательствующего - судьи Гюльмагомедова М.Т.,
при секретаре - Серафонтовой Р.М.,
с участием представителя истца по доверенности - Мирзабекова Ф.А.,
представителя Министерства финансов РФ - Джабиева Р.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алимагомедовой А.Х. к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по <адрес> о взыскании компенсации за поврежденный дом в результате стихийного бедствия,
установил:
Алимагомедова А.Х. обратилась в суд с иском к Министерству финансов по <адрес>, Правительству <адрес>, Главному Управлению МЧС России <адрес> к МО «<адрес>», к ГО МЧС по <адрес> <адрес> и к Министерству финансов РФ в лице УФК по <адрес> о взыскании компенсации за утраченное жилье в размере <данные изъяты> рублей, единовременной материальной помощи на семью в размере <данные изъяты> рублей, материальной помощи в связи с утратой имущества в размере <данные изъяты> рублей, а всего <данные изъяты> (семь миллионов восемьсот пятьдесят семь тысяч семьсот) рублей, причиненного в результате стихийного бедствия (ливневых дождей), произошедшего 2-ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> <адрес> <адрес>, указывая, что в результате сильных ливневых дождей, прошедших в <адрес> <адрес> <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ, приведших впоследствии к оползню, ее дому, расположенному по адресу: <адрес>, <адрес>, причинен ущерб, объем разрушений составляет 70%. После обращений истца и других жителей <адрес>, имуществу которых также был причинен ущерб, было принято решение о создании комиссии при А МО «<адрес>» по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности. После принятия данного решения, исполнительные органы с выездом на место жительства подтвердили факт повреждений жилых домов. Комиссией были исследованы поврежденные дома и составлены соответствующие Акты. Однако, каких-либо своевременных действий по выплатам компенсаций не произвели, истец и другие пострадавшие семьи не получили единовременную материальную помощь. Истец продолжает проживать в аварийном доме, собственных средств на приобретение или строительство нового дома у нее не имеется. Таким образом, ущерб возмещен только жителям <адрес> <адрес>. По обращениям жителей населенных пунктов <адрес> Правительством <адрес> решения принято не было. Полагает, что указанными действиями нарушено ее конституционное право на жилище, поскольку, при отсутствии достаточных средств на уровне субъекта, данный вопрос должен был быть разрешен на уровне Правительства РФ, чего сделано не было.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Мирзабеков Ф.А., уточнил исковые требования, просил исключить из числа ответчиков Правительство <адрес> Министерство финансов <адрес>, Главное Управление МЧС России по <адрес> МО «<адрес>», ГО МЧС по <адрес> <адрес> и взыскать указанную сумму ущерба с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны РФ.
Представитель Министерства финансов Российской Федерации по доверенности Джабиев Р.Б. иск не признал и пояснил, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 750 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" (вместе с "Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций последствий стихийных бедствий"), федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете и бюджетах субъектов Российской Федерации для ликвидации чрезвычайных ситуаций, не позднее одного месяца с даты возникновения чрезвычайной ситуации могут обращаться в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации. При обращении должны быть указаны данные о количестве людей, погибших или получивших ущерб (вред), причиненный их здоровью, размере материального ущерба и об объемах направленных на ликвидацию чрезвычайной ситуации, расходов соответствующих бюджетов, а также расходов страховых фондов и других источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации. По поручению Председателя Правительства Российской Федерации или одного из заместителей Председателя Правительства Российской Федерации Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями рассматривает в 3-месячный срок с даты подписания этого поручения вопрос о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации для рассмотрения вопроса о выделении им бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации представляют в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий не позднее одного месяца с даты подписания поручения, документы, обосновывающие размер запрашиваемых бюджетных ассигнований, в том числе при необходимости заключение Министерства регионального развития РФ (или его территориального органа) по объектам (зданиям и сооружениям), имеющим повреждения основных несущих конструкций. Перечень и правила оформления обосновывающих документов устанавливаются совместным актом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства финансов РФ. По результатам совместного с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями рассмотрения обосновывающих документов Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий вносит в Правительство Российской Федерации соответствующие предложения. В случае непредставления обосновывающих документов в установленный срок вопрос о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации не рассматривается и по представлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий контроль за исполнением поручения прекращается в порядке, установленном Регламентом Правительства РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 260. Основанием для выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации является решение Правительства Российской Федерации, в котором указываются общая сумма выделяемых бюджетных ассигнований и их распределение по проводимым мероприятиям. При выделении бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение неотложных аварийно- восстановительных работ на объектах, в решении Правительства Российской Федерации указывается распределение бюджетных ассигнований по объектам. Распоряжением Правительства РФ уже были выделены необходимые средства Правительству РД с целью ликвидации последствий указанного стихийного бедствия, что лишний раз подтверждает отсутствие вины федеральных органов исполнительной власти. В Постановлении Правительства РФ N 750 от ДД.ММ.ГГГГ четко указано, что Министерство финансов РФ осуществляет перечисление средств из резервного фонда для пострадавших не позднее месяца со дня принятия Правительством РФ соответствующего решения. Министерство Финансов РФ все денежные средства, выделенные согласно указанным распоряжениям Правительства РФ перечислило на счета А городов и районов для дальнейшего распределения их на блокированные счета пострадавших по спискам, утвержденным ранее. Следовательно, вины Министерства финансов РФ в неполучении истцом денежных средств нет, в связи с чем, просит отказать в удовлетворении иска.
Выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, суд признает иск подлежащим удовлетворению частично, по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, а органы государственной власти и органы местного самоуправления должны создать условия для осуществления права на жилище, которое предоставляется малоимущим, нуждающимся в жилище, бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными нормами.
В соответствии со статьей 1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. При этом законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющегося причинителем вреда.
Федеральный закон № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» является специальным законом, устанавливающим порядок возмещения вреда, не связанного с виновными действиями конкретных лиц, а причиненного обстоятельствами, не зависящими от воли людей. При этом обязанность возмещения такого вреда государство берет на себя. Предметом судебного разбирательства в этом случае является не вред, причиненный действиями (бездействием) государственных органов, а возможность реализации гражданином его законного права.
В силу ст. 7 указанного Закона ликвидация чрезвычайных ситуаций, к которой в соответствии со ст. 1 того же закона относится также стихийное или иное бедствие, осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности сил и средств, привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.
Согласно ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с ГК РФ или другими законами, причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 ГК России эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Судом установлено, что истец Алимагомедова А. Х. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> <адрес>, в котором она в период стихийного бедствия проживала с семьей в составе из 17 человек. Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными в суде доказательствами: техническим паспортом, справками А <адрес> <адрес> <адрес>, актом исследования дома, справкой о составе семьи.
Согласно ответу на запрос ГУ «<адрес> Республиканский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» от ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> <адрес> <адрес> наблюдались ливневые осадки, за указанный период выпало 270% месячной нормы осадков. В результате чего дому истца был причине ущерб.
После обращений собственников поврежденных домов была создана комиссия при А МО «<адрес>» по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности, которой был обследован жилой дом, принадлежащий истцу, и ДД.ММ.ГГГГ был составлен «Акт обследования жилого дома частного сектора, поврежденного (разрушенного) в результате обильных осадков ДД.ММ.ГГГГ На территории <адрес> <адрес> <адрес> <адрес>», утвержденный Начальником ГО ЧС <адрес> <адрес> и Главой Администрации <адрес> <адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Согласно указанному Акту, здание жилого дома принадлежащего Алимагомедовой А.Х. затоплено на высоту 1 м., обрушены наружные и внутренние стены, объем разрушений составляет 70%; в оставшейся части дома наружные и внутренние стены выпучены, из стен выпали оконные блоки; стены комнат внизу разрушены (раскисли); сквозные трещины (до 1,5 см.) по внутренним стенам и в углах стен, углах проемов окон и дверей; повреждены перекрытия; имеются повреждения, влияющие на несущую способность всего здания. Восстановление не возможно. Комиссией сделан вывод, что дом не пригоден для дальнейшего проживания.
Аналогичные выводы содержатся в Акте № визуального обследования объекта, пострадавшего в результате очень сильных дождей, прошедших с ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> <адрес> <адрес> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, составленного инженером филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» <адрес>. Объектом обследования по данному акту является жилой дом, принадлежащий Алимагомедовой А.Х.
Согласно техническому паспорту и Выписки из хозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> прилегающий к нему земельный участок, принадлежит Алимагомедовой Афиет Х.
Приведенными доказательствами подтверждается причинение ущерба имуществу Алимагомедовой А. Х. в результате указанного стихийного бедствия.
Пунктом 1 статьи 18 ФЗ РФ № ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, природного и техногенного характера» установлено, что граждане РФ имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, а так же на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Указанный закон является специальной нормой, устанавливающим порядок возмещения вреда, не связанного с виновными действиями конкретных лиц, а причиненными обстоятельствами, не зависящими от воли людей. При этом обязанность возмещения такого вреда государство берет на себя. Предметом судебного разбирательства в данном случае является не вред, причиненный действиями (бездействием) государственных органов, а возможность реализации гражданином его законного права. В связи с тем, что вышеуказанный федеральный Закон специально регулирует отношения, связанные с защитой населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, к которым относятся отношения, связанные с возмещением ущерба, доказывать наличие вины Министерства финансов РФ как ответчика суд не считает необходимым.
Однако согласно сообщению ГКУ РД «Центр ГО и ЧС» от ДД.ММ.ГГГГ в период функционирования оперативного штаба от А МО «<адрес>» информация о затоплении территории <адрес> не поступала, режим функционирования «чрезвычайная ситуация» не вводился, в связи с чем, А МО «<адрес>» в Правительство <адрес> представлены документы по ущербу, причиненному только жителям <адрес>.
В судебном заседании установлено, что по вине органов государственной власти и должностных лиц, на которых лежала эта обязанность, в <адрес> А <адрес> не вводилась чрезвычайная ситуация и в связи с чем, потерпевшая Алимагомедова А.Х. не включена в список жителей <адрес>, на которых были запрошены денежные средства из резервного фонда Правительства Российской Федерации, за счет которого выделяются средства на возмещение ущерба, причиненного в результате стихийного бедствия, и ее обращения оставлены без удовлетворения.
Действующее законодательство не ставит необходимость возмещения ущерба в зависимость от своевременности оформления и представления в уполномоченные государственные органы документов. Право на возмещение вреда не может быть ограниченно установленным государственными органами механизмами выделения средств.
Между тем, ФЗ РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, природного и техногенного характера» не определяет сроки, в течение которого гражданин должен обратиться с соответствующим заявлением о возмещении ущерба.
В соответствии со ст. 81 Бюджетного кодекса РФ, резервный фонд Правительства РФ относится к расходной части бюджета РФ.
Согласно ч.1 ст. 102 БК РФ, долговые обязательства РФ полностью и без условий обеспечиваются всем находящимся в собственности РФ имуществом, составляющим соответствующую казну и исполняются за счет средств соответствующего бюджета.
Принимая во внимание то, что согласно ст.ст. 24, 25 названного Федерального закона резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и финансовое обеспечение установленных этим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера, а также чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, является расходным обязательством Российской Федерации, при сложившихся обстоятельствах финансовое обеспечение ликвидации последствий чрезвычайной ситуации - ливневых дождей необходимо отнести к расходным обязательствам Российской Федерации.
Следовательно, взыскание должно производиться с Министерства финансов РФ за счет средств казны Российской Федерации.
В силу приведенных норм законодательства Алимагомедова А.Х. имеет право на возмещение ущерба, причиненного вследствие стихийного бедствия - ливневых дождей, прошедших в мае 2010 года.
При обстоятельствах, когда установлено, что обращение Алимагомедовой А.Х. незаконно оставлено без надлежащего реагирования, когда другим лицам, которым ущерб причинен при тех же обстоятельствах, что и Алимагомедовой А.Х., возмещение ущерба производилось за счет федеральных средств, нельзя согласиться с такими основаниями для отказа в возмещении ущерба, поскольку Алимагомедова А.Х. лишена возможности иным путем защитить свои права.
Согласно ст. 15 Гражданского Кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
Согласно п.1 ст.1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, и прав, регулируемых законом, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию жилыми помещениями, если иное не вытекает из ЖК РФ, другого федерального закона или существа соответствующих отношений на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
В соответствии со ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: используют бюджетные средства и иные запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений; в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
Таким образом, суд приходит к выводу, что домовладению истца в результате стихийного бедствия был причинен ущерб, в результате которого дом стал не пригодным для проживания, однако документы в Правительство <адрес> органами местного самоуправления для возмещения причиненного ущерба представлены не были, что привело к нарушению прав истца, в связи с чем, суд приходит к выводу, что исковые требования Алимагомедовой А.Х. обоснованны и подлежат удовлетворению.
Согласно справкам А сельского поселения «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ выданным на основании записей похозяйственной книги № и справки А от ДД.ММ.ГГГГ №, а также паспортов и свидетельств о рождении, суд приходит к выводу, что на момент имевшего место ДД.ММ.ГГГГ стихийного гидрометеорологического явления в домовладении Алимагомедовой А. Х., зарегистрированы и проживали сама истица и следующий состав семьи из 17 человек: Алимагомедов Д.С. – ДД.ММ.ГГГГ Алимагомедова Н.С. – ДД.ММ.ГГГГ; Эждарова М.Э. – ДД.ММ.ГГГГ; Алимагомедов Ф.С. – ДД.ММ.ГГГГ; Алимагомедова Н.Т. – ДД.ММ.ГГГГ рождения; Алимагомедов Р.Ф. – ДД.ММ.ГГГГ; Алимагомедова А.Ф. – ДД.ММ.ГГГГ; Алимагомедова Д.Ф. –ДД.ММ.ГГГГ; Алимагомедов Я.С. – ДД.ММ.ГГГГ; Алимагомедова Т. И. – ДД.ММ.ГГГГ; Алимагомедова Р.Я. – ДД.ММ.ГГГГ; Алимагомедов С.Я. – ДД.ММ.ГГГГ; Алимагомедов Д.С. – ДД.ММ.ГГГГ; З.М. – ДД.ММ.ГГГГ; Алимагомедова А.Д. – ДД.ММ.ГГГГ; Алимагомедова Э.Д. – ДД.ММ.ГГГГ).
В целях оказании помощи в приобретении жилья гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий ДД.ММ.ГГГГ Правительством РФ вынесено Постановление № «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий».
Пунктом 2 вышеуказанного Постановления предусмотрено, что государственные жилищные сертификаты выдаются из расчета предоставления гражданам жилой площади по социальной норме, в размере 33 кв. метра для одиноких граждан, 42 кв. метров на семью из 2-х человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи при составе семьи 3 и более человека.
Согласно Приказа Министерства регионального развития РФ, Федерального агентства по строительству и ЖКХ от ДД.ММ.ГГГГ №/ГС «О средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилых помещений по субъектам РФ на ДД.ММ.ГГГГ», утверждена средняя рыночная стоимость 1-го квадратного метра общей площади жилых помещений по <адрес>, в размере <данные изъяты>.
Следовательно, при нормативе площади равной 18 кв. метров на одного человека и стоимости 1 кв. метра – <данные изъяты>, исходя из состава семьи в количестве 17 человек, сумма возмещения ущерба истцу составляет – <данные изъяты> рублей.
В удовлетворении иска в части взыскания единовременной материальной помощи на семью в размере <данные изъяты> рублей и материальной помощи в связи с утратой имущества в размере <данные изъяты> необходимо отказать в связи с тем, что истцом не было представлено доказательств отсутствия указанных выплат в его пользу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление Алимагомедовой А.Х. к Министерству финансов Российской Федерации удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Алимагомедовой А.Х. ущерб, причиненный повреждением жилого дома в результате стихийного бедствия, в размере <данные изъяты>) рублей.
В удовлетворении иска в части взыскания единовременной материальной помощи на семью в размере 20000 рублей и материальной помощи в связи с утратой имущества в <данные изъяты> рублей отказать
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РД в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья М.Т. Гюльмагомедов
Отпечатано в совещательной комнате.