Дело №2-1177/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 августа 2013 года г.Зея, Амурской области
Зейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Куприяновой С.Н.,
при секретаре Козловой Е.Н.,
с участием прокурора Олиферова М.В., заявителя Кремнева М.Ф., представителя заинтересованных лиц: избирательной комиссии муниципального образования г. Зеи, окружной избирательной комиссии избирательного округа №3 Ункуновой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Кремнева МФ об оспаривании решения окружной избирательной комиссии избирательного округа <Номер обезличен> об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Зейского городского Совета народных депутатов шестого созыва по избирательному округу <Номер обезличен>,
УСТАНОВИЛ:
Решением Зейского городского Совета народных депутатов Амурской области от <Дата обезличена> <Номер обезличен> на <Дата обезличена> назначены выборы депутатов Зейского городского Совета народных депутатов шестого созыва по трём пятимандатным избирательным округам в границах муниципального образования города Зеи.
Кремнев М.Ф. обратился в суд с заявлением о защите избирательных прав, указав, что, являясь кандидатом в депутаты Зейского городского Совета народных депутатов шестого созыва по избирательному округу <Номер обезличен> в порядке самовыдвижения, сдал в окружную избирательную комиссию избирательного округа <Номер обезличен> подписной лист, содержащий 14 подписей избирателей в поддержку его выдвижения.
По результатам случайной жеребьевки для проверки отобрано 10 подписей избирателей.
<Дата обезличена> рабочей группой составлен итоговый протокол, согласно которому из отобранных все 10 подписей избирателей признаны недействительными по мотиву отсутствия даты заверения подписного листа лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей и несоответствия формы подписных листов требованиям приложения <Номер обезличен> Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Данные обстоятельства послужили основанием для принятия окружной избирательной комиссией избирательного округа <Номер обезличен> решения от <Дата обезличена> <Номер обезличен> об отказе ему в регистрации кандидатом.
Полагая, что решение избирательной комиссии нарушает его право быть избранным депутатом Зейского городского Совета народных депутатов шестого созыва и является незаконным, заявитель Кремнев М.Ф. просит отменить решение окружной избирательной комиссии избирательного округа <Номер обезличен> <адрес> от <Дата обезличена> <Номер обезличен> комиссии об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Зейского городского Совета народных депутатов шестого созыва по избирательному округу <Номер обезличен>.
В судебном заседании заявитель Кремнев М.Ф. на удовлетворении заявленных требований настаивал, поддержав доводы, изложенные в заявлении, кроме того, суду пояснил, что в качестве оснований отказа в регистрации в качестве кандидата оспариваемом решении указано, что подписные листы, представленные им, не соответствуют требованиям приложения <Номер обезличен> Федерального закона от <Дата обезличена> №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в частности: на листе <Номер обезличен> не указана дата заверения подписного листа лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей, недействительны все подписи в подписных листах, подписные листы не сброшюрованы, не пронумерованы. Полагает оспариваемое решение об отказе ему в регистрации кандидатом является незаконным и необоснованным, поскольку сбор подписей в поддержку выдвижения его кандидатом в каждом подписном листе выполнял он сам, при этом он собственноручно заполнял подписные листы. При осуществлении сбора подписей он собственноручно заполнил строку заверения подписей и поставил дату <Дата обезличена>. Также он поставил указанную дату в последней строке листа. Считает, что отсутствие даты в строке сборщика не может служить основанием для признания недействительными всех подписей избирателей. Не согласен также с тем, что им нарушена форма подписного листа, поскольку в данном листе все избиратели высказались в его поддержку, собственноручно поставили дату и подпись, весь подписной лист заполнен им собственноручно, что определяется по написанию и почерку. Данные 10-го подписанта, не уместившиеся на 1 листе продолжаются на 2-ом листе, при этом нумерация подписей была сохранена. При подаче подписных листов в избирательную комиссию ни член комиссии ФИО4, ни председатель комиссии ФИО5 не сделали ему замечания по вышеуказанным нарушениям, которые он мог исправить за 3 дня до окончания срока их принятия. Считает, что форма не может быть главнее содержания, такой формализм приводит к тому, что избиратели, подавшие свою подпись в его поддержку, лишаются права избирать того, кого они считают нужным, тем самым, нарушается п.2 ст.32 Конституции Российской Федерации. Считает, что законом умаляются его права, в том числе право быть избранным депутатом Зейского городского Совета народных депутатов. Кроме того, считает, что в данном случае имеет место несовершенство закона, поскольку он в единственном лице являлся сборщиком подписей в свою поддержку и кандидатом, по его мнению, достаточно одой даты проставленной им на листе <Номер обезличен> подписного листа.
Представитель заинтересованных лиц: избирательной комиссии муниципального образования <адрес> и окружной избирательной комиссии избирательного округа <Номер обезличен> Ункунова Т.С. с заявленными требованиями не согласна, суду пояснила, что решение об отказе Кремневу М.Ф. в регистрации кандидатом было принято окружной избирательной комиссией избирательного округа <Номер обезличен>. В ходе проверки подписных листов, представленных Кремневым М.Ф., были признаны недействительными все 10 отобранных в результате случайной выборки подписей избирателей в связи с отсутствием даты заверения подписного листа <Номер обезличен> лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей и несоответствием формы подписных листов требованиям приложения <Номер обезличен> Федерального закона. Подписной лист был представлен на двух листах, при этом второй лист являлся продолжением первого, что не предусмотрено законом. Федеральным и областным законами допускается заполнение подписного листа на лицевой и оборотной сторонах. При этом оборотная сторона является продолжением лицевой стороны с единой нумерацией подписей, а заверительные записи вносятся на оборотной стороне подписного листа непосредственно после последней подписи избирателя. Кремневым М.Ф. данное требование закона выполнено не было. Кроме того, Кремневым М.Ф. не была поставлена дата заверения подписного листа, как лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей. Данные нарушения законодательства влекут признание всех подписей недействительными, а, следовательно, отказ в регистрации кандидата. В протоколах об итогах проверки подписных листов было указано, что все 10 отобранных подписей были признаны достоверными, поскольку, почерковедческая экспертиза по проверке подписей избирателей не проводилась, у комиссии вопросов по признанию подписей недостоверными не возникло, вместе с тем, все подписи были признаны недействительными. Просит в удовлетворении требований заявителю отказать.
Представитель Зейского городского Совета народных депутатов в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены судебной повесткой от <Дата обезличена>,
Заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении заявления отказать, исследовав представленные суду доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения заявления по следующим основаниям.
В силу ч.1 ст. 259 ГПК РФ кандидаты, считающие, что решениями избирательной комиссии нарушаются избирательные права вправе обратиться с заявлением в суд.
Правоотношения, по поводу которых возник спор, регулируются Федеральным законом от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) и Законом Амурской области от 26 июня 2009 г №222-ОЗ «О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в Амурской области» (далее – областной закон).
В соответствии с п.6 ст.76 Федерального закона, решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Согласно п. <данные изъяты> Устава города Зеи депутаты городского Совета избираются по мажоритарной избирательной системе по многомандатным избирательным округам.
Судом установлено, что решением Зейского городского Совета народных депутатов Амурской области <Номер обезличен> от <Дата обезличена> «О внесении изменений в решение от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «Об образовании (определении) избирательных округов, округа референдума на территории города Зеи» для проведения выборов депутатов Зейского городского Совета народных депутатов по мажоритарной избирательной системе были определены три пятимандатных избирательных округа в границах территории муниципального образования <адрес>.
Решением Зейского городского Совета народных депутатов Амурской области от <Дата обезличена> <Номер обезличен> на <Дата обезличена> назначены выборы депутатов Зейского городского Совета народных депутатов шестого созыва по трём пятимандатным избирательным округам в границах муниципального образования города Зеи.
Постановлением избирательной комиссии Амурской области от <Дата обезличена> <Номер обезличен> полномочия избирательной комиссии муниципального образования города Зея возложены на территориальную избирательную комиссию города Зеи срока полномочий ноябрь 2010-ноябрь 2015 гг.
На основании решения избирательной комиссии муниципального образования города Зеи от <Дата обезличена> <Номер обезличен> полномочия окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Зейсокого городского Совета народных депутатов шестого созыва возложены на избирательную комиссию муниципального образования города Зеи.
Регистрация кандидата, выдвинутого по многомандантному округу, осуществляется окружной избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 Федерального закона и ст.43 областного закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата (часть 1 статьи 38 Федерального закона, ст.43 областного закона).
В поддержку выдвижения кандидата в депутаты Зейсокого городского Совета народных депутатов шестого созыва, выдвинутого по многомандатному избирательному округу в порядке, установленном областным законом, необходимо собрать подписи избирателей в количестве 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, поделенного на число депутатских мандатов, но не менее 10 подписей (часть 2 статьи 40 областного закона).
В соответствии с пунктом 8 статьи 37 Федерального закона и части первой статьи 41 областного закона форма подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования должна быть оформлена согласно приложению 8 к настоящему Федеральному закону.
Пунктами 11 - 16 статьи 37 Федерального закона, частями 4 - 9 статьи 41 областного закона установлено, что избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Данные об избирателе, ставящем в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно.
Каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, и кандидатом.
При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения. Кандидат при заверении подписного листа собственноручно ставит свою подпись и дату ее внесения напротив своих фамилии, имени и отчества.
При сборе подписей в поддержку выдвижения кандидата допускается заполнение подписного листа на лицевой и оборотной сторонах. При этом оборотная сторона является продолжением лицевой стороны с единой нумерацией подписей, а заверительные записи вносятся на оборотной стороне подписного листа непосредственно после последней подписи избирателя.
После окончания сбора подписей кандидат подсчитывает общее число собранных подписей избирателей и составляет в двух экземплярах протокол об итогах сбора подписей по форме, установленной комиссией, организующей выборы. Каждый экземпляр протокола подписывается кандидатом.
Подписные листы представляются в комиссию в сброшюрованном и пронумерованном виде. Вместе с подписными листами в комиссию представляется протокол об итогах сбора подписей на бумажном носителе в двух экземплярах и в машиночитаемом виде.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-О, изготовление и оформление подписных листов в точном соответствии с положениями законодательства выступают гарантией необходимого информирования граждан о кандидате, препятствуют возможному сокрытию или искажению информации, направлены как на защиту прав и законных интересов избирателей при сборе подписей, так и на обеспечение равенства прав кандидатов. Несоблюдение этого правила ставит под сомнение наличие реальной, основанной на полной и достоверной информации, поддержки кандидата избирателями, а потому и действительность подписей в подписных листах.
Требование соблюдения законов, в том числе при изготовлении подписных листов, является одним из основополагающих конституционных принципов, обеспечивающих правопорядок и защиту прав граждан.
Согласно пункту 2 статьи 38 Федерального закона процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными, должна предусматриваться законом. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата количества подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).
Частями 1, 4 статьи 41 областного закона установлено, что соответствующая избирательная комиссия до регистрации кандидата проводит проверку соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата. Проверке подлежат 100 процентов от необходимого для регистрации количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, отобранных для проверки посредством случайной выборки (если количество подписей, содержащихся в подписных листах, представлено с превышением количества подписей, необходимого для регистрации).
Недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей (подпункт «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона, пункт 8 части 8 статьи 43 областного закона); все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям приложений <Номер обезличен>, 8 к Федеральному закону, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных законом (подпункт «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона, пункт 9 части 8 статьи 43 областного закона).
<Дата обезличена> Кремнев М.Ф. уведомил окружную избирательную комиссию избирательного округа <Номер обезличен> о согласии баллотироваться в депутаты Зейского городского Совета народных депутатов шестого созыва в порядке самовыдвижения.
<Дата обезличена> окружная избирательная комиссия избирательного округа <Номер обезличен> приняла от Кремнева М.Ф. подписные листы на 2 листах, содержащие 14 подписей избирателей, собранных в его поддержку.
<Дата обезличена> по результатам проведения процедуры случайной выборки для проверки подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата Кремнева М.Ф., отобрано 10 подписей избирателей.
В соответствии с итоговым протоколом проверки подписных листов с подписями избирателей от <Дата обезличена> недействительными признаны все 10 подписей избирателей в связи с отсутствием даты заверения подписного листа <Номер обезличен> лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей и несоответствием формы подписных листов требованиям приложения <Номер обезличен> Федерального закона, подписные листы не сброшюрованы, не пронумерованы.
Выявление 100% недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, послужило основанием для принятия окружной избирательной комиссией избирательного округа <Номер обезличен> решения от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «Об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Зейского городского Совета народных депутатов шестого созыва Кремнева МФ».
В судебном заседании были исследованы подписные листы, представленные Кремневым М.Ф. в окружную избирательную комиссию. Подписной лист оформлен на двух листах, при этом подписи избирателей перенесены не на оборотную сторону листа, являющуюся продолжением лицевой стороны с единой нумерацией подписей, как этого требует закон, а на второй лист, который не содержит сведений о кандидате, о выборах депутатов, о наименовании представительного органа муниципального образования, дате голосования. Таким образом, представленные Кремневым М.Ф. в окружную избирательную комиссию подписные листы не соответствуют форме, установленной приложением <Номер обезличен> Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».
При таких обстоятельствах, исходя из положений п. 8 ст. 37 и подп. «и» п. 6.4 ст. 38 указанного Федерального закона, все подписи избирателей, отобранные для проверки, являются недействительными.
Из числа представленных для регистрации Кремневым М.Ф. подписей действительных не имеется.
Согласно подпункту «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона, части 11, 12HYPERLINK "garantF1://7810531.2531" статьи 43 областного закона недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом, является основанием для отказа в регистрации кандидата.
При таких обстоятельствах, решение окружной избирательной комиссии избирательного округа <Номер обезличен> от <Дата обезличена> <Номер обезличен> об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Зейского городского Совета народных депутатов шестого созыва Кремнева М.Ф. является законным и обоснованным.
Доводы заявителя о том, что у него имелась возможность исправить недостатки в трехдневный срок, суд находит не состоятельными, поскольку внесение дополнительных сведений или изменений в подписные листы прямо запрещено законом.
Учитывая, что избирательная комиссия осуществляли свои действия в полном соответствии с федеральным и областным законодательством, заявление Кремнева М.Ф. о защите избирательных прав удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст.194-199, 259-261 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать Кремневу МФ в удовлетворении заявления об отмене решения окружной избирательной комиссии избирательного округа <Номер обезличен> от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «Об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Зейского городского Совета народных депутатов шестого созыва Кремнева МФ».
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд в апелляционном порядке в течение пяти дней со дня его составления в окончательной форме.
Председательствующий Куприянова С.Н.
Мотивированное решение составлено <Дата обезличена>.
Председательствующий Куприянова С.Н.