Дело № 2-309/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 августа 2013 года с.Байкалово
Байкаловский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Лошкарёвой О.В.
с участием помощника прокурора Байкаловского района Свердловской области Губиной А.А.,
представителя ответчика ТОИОГВ СО Управления социальной политики по Байкаловскому району Папуловой Д.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
третьего лица Владимирова С.Е.,
при секретаре Язовских Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-309/2013 по исковому заявлению прокурора Байкаловского района Свердловской области в интересах Владимирова С.Е. к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, ГКУ СО «Фонд жилищного строительства», ТОИОГВ СО Управлению социальной политики по Байкаловскому району Свердловской области о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Байкаловского района Свердловской области обратился в суд с иском в интересах Владимирова С.Е. к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, ГКУ Свердловской области «Фонд жилищного строительства», ТОИОГВ СО Управлению социальной политики по Байкаловскому району Свердловской области о предоставлении жилого помещения.
Исковое заявление прокурора содержит требование о возложении обязанности на государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства» приобрести жилое помещение не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления администрации муниципального образования Краснополянское сельское поселение, Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области зачислить приобретенное помещение в специализированный жилой фонд Свердловской области, Министерству строительства и развития инфраструктуры распределить приобретенное жилое помещение Владимирову С.Е., государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства» подготовить договор найма специализированного жилого помещения, направить для подписания в Управление социальной политики по Байкаловскому району, Управлению социальной политики по Байкаловскому району обеспечить подписание Владимировым С.Е. договора найма специализированного жилого помещения и направить его в ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» в течение 5 рабочих дней.
В обоснование иска прокурор указал, что Владимиров С.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Ирбитского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ родители Владимирова Е.С. – ФИО3 и ФИО4 лишены родительских прав. Постановлением главы МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № за Владимировым С.Е. было закреплено жилое помещение, расположенное в <адрес>. Постановлением главы МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № постановление от ДД.ММ.ГГГГ № о закреплении жилья за Владимировым С.Е. было отменено. Постановлением главы МО Краснополянское сельское поселение от ДД.ММ.ГГГГ № Владимиров С.Е. принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и поставлен в очередь на внеочередное получение жилья. До настоящего времени Владимиров С.Е. не реализовал своего права на обеспечение жильем. Владимиров С.Е. состоит в очереди на получение жилого помещения с 2012 года, в настоящее время не находится на полном государственном обеспечении. В связи с тем, что Владимиров С.Е. фактически не имеет собственного жилого помещения, до настоящего времени не реализовал своего права на внеочередное получение жилья, то он обратился с заявлением в прокуратуру <адрес> о защите своих прав.
В судебном заседании участвующая в деле помощник прокурора <адрес> Губина А.А. заявленный иск поддержала, настаивала на его удовлетворении.
Лицо, в интересах которого прокурор <адрес> обратился с иском в суд Владимиров С.Е., в судебном заседании пояснил, что исковые требования прокурора поддерживает. Согласно свидетельства о рождении его мать ФИО3, отец – ФИО4, лишены родительских прав по решению Ирбитского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ. Мать ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ. Отец ФИО4 раньше жил в деревне за <адрес>, жив ли он, в настоящее время, он не знает. Когда родителей лишили родительских прав, ему было 12 лет. Некоторое время он жил у бабушки с дедушкой в <адрес>, затем переехал к опекунам и стал проживать с ними по адресу: <адрес>, где и зарегистрирован по настоящее время. На сегодняшний день он с опекунами общается. Он закончил школу, <данные изъяты> профессиональное училище, поступал в учебное заведение <адрес>, проживал в общежитии 1 месяц, но в связи с тяжелым материальным положением учиться не стал и приехал обратно в <адрес>. Состоял на учете в Центре занятости <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ работает в ЗАО «<данные изъяты>». С места работы жилье не предоставляли. В настоящее время проживает в <адрес> с девушкой, снимает квартиру. До настоящего времени жилое помещение не предоставлялось. Поддерживает требование прокурора.
Представитель ответчика ТОИОГВ СО Управления социальной политики по <адрес> Папулова Д.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что Управление социальной политики по <адрес> не может являться ответчиком по данному делу, так как в связи с Порядком предоставления жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП, Фонд в течение 10 рабочих дней от даты утверждения приказа Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, на основании доверенности Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области осуществляет подготовку договоров найма специализированных жилых помещений и направляет в управление социальной политики для подписания их детьми-сиротами, которым распределены жилые помещения. Подписанные экземпляры договоров найма специализированных жилых помещений возвращаются в Фонд в течение 5 рабочих дней от даты подписания их детьми-сиротами. Управление социальной политики по Байкаловскому району не отказывало Владимирову С.Е. в осуществлении действий по обеспечению подписания им договора найма специализированного жилого помещения, такой договор в Управление социальной политики из Фонда не поступал. Против требований прокурора Байкаловского района Свердловской области в интересах Владимирова С.Е. о предоставлении жилого помещения не возражает.
Представитель ответчика Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, о причинах неявки суду не сообщил, об отложении рассмотрения дела или о рассмотрении дела в отсутствие представителя не ходатайствовали, возражений против исковых требований истца и доказательств, обосновывающих возражений суду не предоставили.
Представитель ответчика Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области в судебное заседание не явился, о дне слушания извещены. В материалах дела имеется отзыв от ДД.ММ.ГГГГ, в котором содержится заявление о рассмотрение дела в отсутствие представителя Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области. Из отзыва следует, что представитель ответчика с иском не согласен, считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению. В отзыве (л.д. 41-44) указано, что требования прокурора Байкаловского района о зачислении жилого помещения, приобретенного для ребенка-сироты, в государственный специализированный фонд Свердловской области являются необоснованными. Главным распорядителем средств областного бюджета, за счет которых осуществляется обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, является Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, в соответствии с бюджетной росписью которого ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» размещает государственный заказ на приобретение (строительство, реконструкцию) жилых помещений для детей-сирот. К компетенции Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области, согласно установленному порядку, относятся функции по учету жилых помещений для детей-сирот. Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области в приобретении (строительстве) жилых помещений специализированного жилищного фонда Свердловской области детям-сиротам, а также в предоставлении таких жилых помещений лицам, относящимся к указанной категории и заключении с ними договоров найма жилого помещения специализированного жилого фонда Свердловской области, находящегося в оперативном управлении ГКУ СО «Фонд жилищного строительства», не участвует. Поскольку в соответствии с установленным порядком Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области не наделено полномочиями по совершению сделок, связанных с передачей жилых помещений, приобретенных для детей-сирот, или изданию правовых актов, которые порождают гражданские права и обязанности, необоснованным является привлечение Министерства к участию в деле в качестве ответчика и возложение на него обязанности по совершению действий, носящих учетный характер. Просят в удовлетворении исковых требований к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области отказать.
Представитель ответчика ГКУ Свердловской области «Фонд жилищного строительства» в судебное заседание не явился, о дне слушания извещены. В материалах дела имеется отзыв от ДД.ММ.ГГГГ, в котором содержится заявление о рассмотрение дела в отсутствие представителя ГКУ Свердловской области «Фонд жилищного строительства». Из отзыва следует, что представитель ответчика с иском не согласен, считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению. В отзыве (л.д. 63-64) указано, что правовые основания для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей установлены Жилищным кодексом РФ и ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Обеспечение детей-сирот по достижении ими возраста 18 лет и по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях осуществляется органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, путем однократного предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилищные права Владимирова С.Е. приобретенные до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Законом № 159-ФЗ, подлежат реализации в соответствии с новым правовым регулированием – на условиях однократного предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений в порядке очередности исходя из даты их принятия на учет. Согласно пунктам 3-4 Порядка приобретения (строительства) жилых помещений главным распорядителем детей-сирот является Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области. Получателем средств областного бюджета, направленных на строительство жилых помещений для детей-сирот, является Фонд. Руководствуясь пунктом 6 Порядка приобретения (строительства) жилых помещений Фонд размещает государственный заказ и заключает государственные контракты на приобретение (строительство, реконструкцию) жилых помещений для детей-сирот в пределах лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с бюджетной росписью Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области. Фонд в силу положений постановления Правительства Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП наделен лишь организационными полномочиями, связанными с предоставлением жилья указанной категории граждан, и не является надлежащим ответчиком по делу. Нарушения прав Владимирова С.Е. со стороны Фонда отсутствуют, он поставлен на учет для обеспечения жильем и согласно положениям действующего законодательства будет обеспечен жильем в порядке очередности. Исковые требования не подлежат удовлетворению.
Представитель третьего лица администрации муниципального образования Байкаловский муниципальный район, в судебное заседание не явился, в своем письменном ходатайстве выразил просьбу о рассмотрении дела в отсутствие представителя, не возражал против удовлетворения заявленных исковых требований.
Представитель третьего лица администрации муниципального образования Краснополянское сельское поселение, в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в своем письменном ходатайстве выразил просьбу о рассмотрении дела в отсутствие представителя, не возражал против удовлетворения заявленных исковых требований.
Суд, с учетом мнения прокурора, представителя ответчика Управления социальной политики по Байкаловскому району, третьего лица считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков ГКУ СО «Фонд жилищного строительства», Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области и представителей третьих лица администрации МО Байкаловский муниципальный район, администрации МО Краснополянское сельское поселение.
Заслушав прокурора, представителя ответчика Управления социальной политики по Байкаловскому району, третье лицо, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к следующим выводам.
В Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства (часть 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации).
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ в редакции от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам социального найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в общеобразовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно свидетельства о рождении серии VIII-АИ № следует, что Владимиров С.Е. родился ДД.ММ.ГГГГ, в графе мать записана ФИО3, в графе отец – ФИО4 (л.д.93).
Из свидетельства об установлении отцовства серии I-АИ № следует, что ФИО4 признан отцом ребенка ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения у ФИО3, о чем отделом ЗАГС <адрес> в книге регистрации актов об установлении отцовства произведена запись № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 92).
Решением Ирбитского районного суда <адрес> ФИО3 и ФИО4 лишены родительских прав в отношении несовершеннолетнего: Владимирова С.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 11-12).
Из свидетельства о смерти серии III-АИ № следует, что ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ, о чем отделом ЗАГС <адрес> составлена запись акта о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13).
Из постановления главы муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что ФИО2 назначена опекуном несовершеннолетнего Владимирова С.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.94).
Согласно постановления главы муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № за Владимировым С.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> (л.д.7).
Из постановления администрации Муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что Постановление Главы Муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О закреплении жилой площади за несовершеннолетним Владимировым С.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения отменено (л.д. 8).
То есть до достижения 18 лет, Владимиров С.Е. остался без попечения родителей.
Тот факт, что Владимиров С.Е. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, стороной ответчика не оспаривается.
Таким образом, Владимиров С.Е. относится к категории лиц, на которых распространяется действие Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ.
Согласно ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище, малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Реализация конституционного права граждан РФ на жилище обеспечивается путем предоставления жилых помещений.
Согласно ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, утвержден Порядок обеспечения в 2011-2015 гг. жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета.
Указанный порядок на день рассмотрения дела в суде является действующим.
В соответствии с данным Порядком главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями граждан указанной категории, является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Пунктами 4 и 8 указанного Порядка средства областного бюджета направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а так же по окончании службы в рядах вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений исполняющих наказание в виде лишения свободы. А жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования.
На основании Постановлений Правительства Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП, ДД.ММ.ГГГГ №-ПП, Указа Губернатора Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ №-УГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) Министерство строительства и архитектуры Свердловской области реорганизовано путем присоединения к нему Министерства транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области и переименовано в Министерство строительства, развития инфраструктуры и транспорта Свердловской области, в последующем Министерство строительства, развития инфраструктуры и транспорта Свердловской области переименовано в Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области.
Согласно Закона Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области» учету для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области подлежат в том числе дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, достигшие возраста 14 лет, и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, достигшие возраста 14 лет, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, для целей предоставления жилых помещений для детей-сирот. При этом осуществление учета указанной категории возложено на органы опеки и попечительства.
По ст. 2 Закона Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О предоставлении гражданам жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области» гражданам могут предоставляться жилые помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области, в том числе жилые помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а именно жилые дома и квартиры, входящие в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, находящиеся в оперативном управлении государственных учреждений Свердловской области.
Жилые помещения государственного жилищного фонда Свердловской области по ст. 3 Закона СО №-ОЗ предоставляются гражданам путем: 1) принятия решений о предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области гражданам, имеющим право на предоставление им таких жилых помещений; 2) заключения с гражданами, в отношении которых приняты решении о предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области, договоров социального найма, договоров найма специализированных жилых помещений или договоров безвозмездного пользования; 3) передачи гражданам, с которыми заключены договоры, указанные в подпункте 2 настоящего пункта, жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области.
Решения о предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей принимаются исполнительными органами государственной власти Свердловской области, определенными правительством Свердловской области. Порядок принятия решений о предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области устанавливается Правительством Свердловской области в соответствии с настоящим Законом (ст. 5 Закона №-ОЗ).
По ст. 6 Областного закона №-ОЗ, договоры найма специализированных жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с изменениями с ДД.ММ.ГГГГ заключаются органами государственной власти Свердловской области или государственными учреждениями Свердловской области, указанными в решениях о предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области. Государственные учреждения Свердловской области, которые вправе заключать договоры найма специализированных жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяются Правительством Свердловской области.
В силу постановления Правительства Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП «Об определении уполномоченных исполнительных органов государственной власти Свердловской области по приобретению, предоставлению и учету жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» уполномоченными исполнительными органами государственной власти Свердловской области по приобретению жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области; по принятию решений о предоставлении и заключении договоров найма жилых помещений, находящихся в оперативном управлении государственного казенного учреждения Свердловской области «Фонд жилищного строительства»; по содержанию жилых помещений является Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области. Приобретение и содержание жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется за счет средств областного бюджета, выделяемых государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства» в установленном порядке.
Согласно постановления главы муниципального образования Краснополянское сельское поселение от ДД.ММ.ГГГГ №, Владимиров С.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения принят на учет и занесен в список очередности в общую очередь в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Занесен в список очередности на внеочередное получение жилья, как дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, как нуждающийся в улучшении жилищных условий с предоставлением жилого помещения (л.д. 9).
Из справки администрации МО Краснополянское сельское поселение от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что Владимиров С.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения зарегистрирован по адресу: <адрес>, имеет следующий состав семьи: тетя – ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, опекаемая – ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, опекаемая ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Жилое помещение находится в собственности ФИО8 (л.д. 47).
Из сообщения отдела УФМС России Свердловской области в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что по данным адресно-справочных учетов отдела по адресу: <адрес> зарегистрированы: ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 70).
Справкой СОГУП «Областной Центр недвижимости» филиала «Восточное бюро технической инвентаризации и регистрации недвижимости» от ДД.ММ.ГГГГ № указывается, что по данным технического учета квартира №, расположенная по адресу: <адрес> принадлежит ФИО5 на основании Договора передачи квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 75).
Из справки администрации МО Байкаловское сельское поселение от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что Владимиров С.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения в администрацию МО Байкаловское сельское поселение за период с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях не обращался, на учете нуждающихся в жилых помещениях не состоял, жилое помещение по договору социального найма не предоставлялось (л.д. 95).
Согласно справки ЗАО «Мелиострой» от ДД.ММ.ГГГГ № Владимиров С.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения работает в ЗАО «<данные изъяты>» в качестве рабочего с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. За этот период работы жилая площадь ему не предоставлялась (л.д. 96).
Из справки администрации МО Краснополянское сельское поселение от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что Владимирову С.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения на территории Краснополянского сельского поселения жилое помещение не предоставлялось, своим правом на внеочередное получение жилья как дети-сироты и дети оставшиеся без попечения родителей, не воспользовался по настоящее время и какой-либо формы государственной поддержки не оказывалось (л.д. 97).
Из справки отдела СОГУП «Областной государственный Центр технической инвентаризации и регистрации недвижимости» Свердловской области «Байкаловское Бюро технической инвентаризации и регистрации недвижимости» от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что за Владимировым С.Е. жилого помещения по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не зарегистрировано (л.д. 66).
Согласно уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о правах Владимирова С.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения на объекты недвижимого имущества отсутствуют (л.д. 67).
Из уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним данные о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества – квартира по адресу: <адрес>, отсутствуют (л.д. 68).
Согласно справки администрации МО Байкаловский муниципальный район от ДД.ММ.ГГГГ № Владимирову С.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеющему статус оставшегося без попечения родителей, жилое помещение на территории муниципального образования Байкаловский муниципальный район не предоставлялось (л.д. 99).
Из копии аттестата о среднем (полном) общем образовании серии <адрес>3 следует, что Владимиров С.Е. в ДД.ММ.ГГГГ окончил МОУ «<данные изъяты> средняя общеобразовательная школа» и получил среднее (полное) общее образование (л.д. 90-91).
Из свидетельства об уровне квалификации серии 66 СКА № следует, что ДД.ММ.ГГГГ Владимиров С.Е. закончил государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования Свердловской области «Байкаловское профессиональное училище», присвоена квалификация – «повар 3 разряда» (л.д. 88-89).
Доказательства по делу подтверждают право на однократное получение благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда, как лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей по договору найма специализированного жилого помещения.
Учитывая, что в вышеприведенных законах норма предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения не определена, суд считает, что предоставление жилого помещения должно осуществляться по норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма. Норма предоставления – это минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма (часть 2 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Норма предоставления, по общему правилу, устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Для граждан, категории которых определены федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъекта Российской Федерации, норма предоставления может устанавливаться соответствующими нормативными правовыми актами (часть 3 статьи 49, часть 3 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации). Поэтому для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, может применяться норма предоставления, установленная законами субъектов РФ для предоставления жилых помещений по договорам социального найма, но не ниже нормы предоставления, установленной в соответствующем муниципальном образовании.
С учетом того, что Владимиров С.Е. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жилье за ним не закреплено, принят на учет, состоит на учете в настоящее время, жильем по достижению 18 лет и по окончании срока пребывания в образовательном учреждении не обеспечен, постоянно проживает на территории Байкаловского района, жилого помещения на праве собственности, по договору социального найма не имеет, он имеет право на предоставление жилья по заявленному основанию.
При таких обстоятельствах, требования о предоставлении жилого помещения обоснованы, подлежат удовлетворению. Однако в связи с принятием постановления Правительства СО от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП требования прокурора подлежат частичному удовлетворению.
С учетом изменения в законодательстве, суд считает необходимым возложить на Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области обязанность по приобретению за счет средств областного бюджета жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области в пределах муниципального образования Краснополянское сельское поселение, не ниже установленных социальных норм, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям для Владимирова С.Е., по предоставлению жилого помещения Владимирову С.Е., по заключению с ним договора найма специализированного жилого помещения.
Иск прокурора Байкаловского района Свердловской области в интересах Владимирова С.Е. к ответчикам – Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, ТОИОГВ СО Управление социальной политики по Байкаловскому району о предоставлении жилого помещения является необоснованным.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть представлено гражданам, имеющим право на его предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения субъективного права – права на получение жилого помещения.
Руководствуясь ст. ст. 12, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ :
Исковые требования прокурора Байкаловского района Свердловской области - удовлетворить частично.
Обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области приобрести для Владимиров С.Е. за счет средств областного бюджета, жилое помещение в пределах муниципального образования Краснополянское сельское поселение Байкаловского района Свердловской области, не ниже установленных социальных норм, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям с последующей передачей приобретенного жилья в оперативное управление ГКУ СО «Фонд жилищного строительства», предоставить его Владимирову С.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по договору найма специализированного жилого помещения.
В удовлетворении остальной части исковых требований прокурора Байкаловского района Свердловской области – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Байкаловский районный суд в течение месяца.
Судья О.В.Лошкарёва