№2-1095/2016
Решение
Именем Российской Федерации
14 апреля 2016 года г. Саратов
Заводской районный суд г. Саратова в составе:
председательствующего судьи Московских Н.Г.,
при секретаре Михайловой Я.В.,
с участием истца Грязнова Н.Т.,
представителя ответчика Храмова В.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Грязнова Н. Т. к жилищно-строительному кооперативу «Лидер» о признании незаконными начисления за жилищно-коммунальные услуги и перерасчета платы за коммунальную услугу горячее водоснабжение,
установил:
Грязнов Н.Т. обратился в суд с исковым заявлением к жилищно-строительному кооперативу «Лидер» (далее по тексту ЖСК «Лидер»), в котором просил признать незаконным начисление платы за восстановительный ремонт лифта в октябре 2015 года в сумме <данные изъяты> признать незаконным начисление платы за содержание жилья в размере <данные изъяты> за 1 кв.м, за февраль, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь 2013 года в сумме <данные изъяты>. Обязать ЖСК «Лидер» произвести перерасчёт начисления платы за коммунальную услугу горячее водоснабжение за период с <Дата> по <Дата> включительно. Взыскать с ЖСК «Лидер» оплату государственной пошлины в размере <данные изъяты>
В обоснование исковых требований истец указал, что он является плательщиком за жилищно-коммунальные услуги, которые оказывает ЖСК «Лидер» под управлением, которого находится дом. Квартира <№>, в которой истец проживает, является совместной долевой собственностью Грязнова Н.Т. и Грязновой Т.В. <адрес> помещения <адрес> составляет 63,2 кв.м.
Начисления платы за восстановительный ремонт лифта в октябре 2015 года в сумме <данные изъяты>, а также начисление платы за содержание жилья в размере <данные изъяты> за 1 кв.м, за февраль, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь 2013 года, что в итоге составляет сумму в размере <данные изъяты> (9р.50к.-6р.50к. х 63.2 кв.м, х 8 мес.=<данные изъяты> которые являются незаконными по следующим основаниям:
В отношении начисления платы за восстановительный ремонт лифта. В ч.1 ст. 36 ЖК указан состав общего имущества в том числе и лифт, которым владеют собственники помещений в многоквартирном доме. Исходя из смысла ч.1 ст. 39, ч.1 ст. 158, п.4.1 ч.4 ст.44 ЖК истец, как собственник помещения обязан оплачивать расходы на содержание общего имущества путем внесения платы за содержание жилого помещения, платы за капитальный ремонт, а также платы за текущий ремонт, если собственниками помещений принято решение о проведении текущего ремонта общедомового имущества, а такое решение было принято на общем собрании членов ЖСК «Лидер» от <Дата> оформленное протоколом <№>, но данным решением не определено, какие виды работ будут оплачиваться за счёт средств на текущий ремонт общедомового имущества.
Размер платы за содержание жилья до <Дата> составлял <данные изъяты> за 1кв. м. согласно приложенным к исковому заявлению документам.
На общем собрании членов ЖСК «Лидер» от <Дата> оформленное протоколом <№> председателем правления Быковым Н.Г. была предложена смета на ремонт подвала (замена лежаков) в сумме <данные изъяты>, ремонт подъездов (<данные изъяты> за 1 подъезд), увеличение отчислений на хозрасходы-9,5 руб. с 1кв.м., повышение окладов обслуживающему персоналу. Общим собранием было принято решение: Смету не утверждать, отчисления на хозрасходы не увеличивать, оклады не повышать: решение по этому вопросу принять путём заочного голосования.
При проведении общего собрания членов ЖСК «Лидер» от <Дата> оформленное протоколом <№> от ревизионной комиссии поступило предложение ещё раз проголосовать и утвердить смету расходов на 2013 год, предложенную ревизионной комиссией в феврале 2013 года. Было принято решение: утвердить вышеприведённую смету расходов на 2013 год, предложенную ревизионной комиссией в феврале 2013 года. Следовательно, начислять плату за содержание жилья в размере <данные изъяты>. за 1 кв.м. ЖСК имел право только с <Дата>.
В виду того, что порядок установления факта оказания услуги ненадлежащего качества, даты начала и ее окончания, а также порядок перерасчета начислений за коммунальную услугу в связи с оказанием услуги ненадлежащего качества установлен п.98,101,105,107,108,109, 110, 111,112, 150 и п.5 приложения <№> Постановления Правительства Российской Федерации от <Дата> <№> «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов, (далее постановление). Поэтому истец неоднократно обращался в устной и письменной форме, а также посредством почтовых отправлений к председателю правления Быкову Н.Г. с просьбой присутствовать при составлении акта о том, что в его квартиру в ночное и утреннее время вместо горячей подается холодная вода с августа 2012 года. Но председатель правления либо отказывался принимать его заявления, либо не отвечал на них. Поэтому истцом в присутствии двух свидетелей <Дата> и <Дата> были составлены акты, о том, что в его квартиру в ночное время подаётся горячая вода температура, которой составляет 30 градусов. Также по его заявлению от <Дата> государственной жилищной инспекцией по <адрес>, <Дата>, была проведена проверка температурного режима горячего водоснабжения подаваемого в его квартиру, которая подтвердила факт нарушения температурного режима горячей воды подаваемой в квартиру истца.
Согласно п.5 приложения <№> к постановлению в отношении горячего водоснабжения записано: За каждый час подачи воды, температура которой в точке водоразбора ниже 40с. суммарно в течение расчётного периода оплата потреблённой воды производится по тарифу за холодную воду, а ночное время согласно п.5 приложения <№> считается с 0.00. до 5.00 часов т.е. 5 часов в сутки. Поэтому исходя из положения п. 5 приложения <№> сумма перерасчёта за г.в.с. составляет сумму в размере <данные изъяты>.
В судебном заседании истец Грязнов Н.Т. поддержал уточненные исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика ЖСК «Лидер» Храмов В.К. возражал против удовлетворения исковых требований в полном объеме.
Третье лицо Грязнова Т.В. в судебное заседание не явилась, извещалась надлежащим образом.
Суд, выслушав истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса.
В силу ч. 4 ст. 158 ЖК РФ если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
В силу положений ч. 8 ст. 156 ЖК РФ размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива.
Материалами дела установлено, что Грязнову Н.Т. на праве общей долевой собственности принадлежит <адрес>, расположенная по адресу: г. Саратов, 4-й <адрес>. Управление многоквартирным домом осуществляет жилищно-строительный кооператив «Лидер».
Согласно уставу ЖСК «Лидер» высшим органом управления ЖСК является общее собрание собственников членов ЖСК (п.12.1).
В судебном заседании установлено, что в квитанциях по оплате коммунальных услуг, содержание и ремонт жилья в октябре 2015 года начислена плата за восстановительный ремонт лифта в размере <данные изъяты>.
Кроме того, установлено, что в квитанциях по оплате коммунальных услуг, содержание и ремонт жилья начислялась плата за содержание жилья в размере <данные изъяты> за 1 кв.м, в феврале, апреле, мае, июне, июле, августе, сентябре, октябре 2013 года в сумме <данные изъяты>
В обоснование законности начисления указанного истцом тарифа представитель ответчика ссылается на решения общего собрания членов ЖСК «Лидер» от <Дата>.
Вместе с тем, из содержания протокола общего собрания членов ЖСК «Лидер» от <Дата> следует, что члены ТСЖ «Лидер» приняли решения не утверждать смету расходов на 2013 года и не увеличивать тариф до <данные изъяты> с 1 кв.м.
Следует отметить, что постановлением мирового судьи судебного участка №<адрес> г. Саратова председатель правления ЖСК «Лидер» Быков Н.Г. был привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Из содержания указанного постановления следует, что в нарушении решения общего собрания ЖСК от <Дата> <№> председателем ЖСК производились начисления платы за услугу содержание жилья в размере <данные изъяты> за 1 кв.м. в период с <Дата> по <Дата>.
В обоснование законности начисления в октябре 2015 года платы за восстановительный ремонт лифта в размере <данные изъяты>, представителем ответчика решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома об утверждении дополнительных услуг по восстановительному ремонту лифта не представлено.
Принимая во внимание, что решения собственниками жилых помещений об указанной истцом дополнительной услуге по содержанию многоквартирного дома и тарифах на такие услуги не были приняты, суд, приходит к выводу об обоснованности заявленных требований о признании незаконными действий ответчика по начислению платы за восстановительный ремонт лифта в октябре 2015 года в сумме <данные изъяты>, по начислению платы за содержание жилья в размере <данные изъяты> за 1 кв.м, за февраль, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь 2013 года в сумме <данные изъяты>.
Разрешая требование о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчёт начисления платы за коммунальную услугу горячее водоснабжение за период с <Дата> по <Дата> включительно, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что истец неоднократно, начиная с августа 2012 года обращался к ответчику с заявлением о некачественно услуге горячего водоснабжение. Указанные обращения оставлены ответчиком без удовлетворения.
Согласно ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу положений, закрепленных в ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации Правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с п. п. 9, 13, 14 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила) условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме с управляющей организацией. При этом управляющая организация не вправе отказаться от включения в заключаемый с ней договор управления многоквартирным домом условий о предоставлении коммунальных услуг того вида, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства многоквартирного дома, а равно не вправе отказать в предоставлении таких коммунальных услуг. Предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров. Управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Подпунктом "а" пункта 31 указанных Правил предусмотрено, что исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, названными Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Таким образом, управляющая организация является надлежащим ответчиком по искам потребителей, связанным с нарушением их прав на предоставление качественных коммунальных услуг.
Согласно подп. "д" п. 3 вышеуказанных Правил одним из условий предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме является качество предоставляемых коммунальных услуг, которое должно соответствовать требованиям, приведенным в приложении N 1 ("Требования к качеству коммунальных услуг") к названным Правилам, в пункте 5 которого указано, что температура горячей воды в точке водоразбора должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).
Как следует из содержания пунктов 1.1. и 1.2 СанПиН 2.1.4.2496-09 (утвержден постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20), указанные Санитарные правила устанавливают гигиенические требования к качеству воды и организации систем централизованного горячего водоснабжения, а также правила контроля качества воды, подаваемой системой централизованного горячего водоснабжения, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, и являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения.
Санитарно-эпидемиологическими правилами определены требования к качеству горячей воды, подаваемой потребителям при предоставлении коммунальной услуги по горячему водоснабжению по такому показателю, обеспечивающему ее безопасность, как температура, определяемая в местах водоразбора. Данный показатель характеризуется минимальным (не ниже 60С) и максимальным пределом (не выше 75С).
Таким образом, отклонение от указанных требований означает предоставление услуги ненадлежащего качества.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (п. 5.3.1), также предусмотрено, что качество воды, подаваемой в системы горячего водоснабжения жилого дома, должно отвечать требованиям ГОСТов. Температура воды, подаваемой к водоразборным точкам (кранам, смесителям) должна быть не менее 60С в открытых системах горячего водоснабжения.
Согласно п. 2.4 СанПиН "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" 2.1.4.2496-09, утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача РФ N 20 от 07.04.2009 года температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C.
Из п. 5 прил. 1 постановления Правительства РФ "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" N 354 от 06.05.2011 года следует, что на управляющую организацию возложена обязанность по обеспечению соответствия температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).
Как следует из материалов дела, отчетами о потреблении тепловой энергии и теплоносителя, начиная с января 2013 года и по 31 декабря 2015 года подтверждается, что температура воды, предоставляемой в рамках услуги по горячему водоснабжению (ГВС) постоянно была значительно ниже норматива. Сторонами в ходе рассмотрения дела не оспаривалось, что указанная температура воды зафиксирована коллективным прибором учета, находящимся в доме, в границах ответственности и балансовой принадлежности управляющей организации, а не на водоразборных точках (кранах, смесителях). Однако истец указывал, что вместо горячей воды ему постоянно предоставлялась холодная вода, он был вынужден сливать воду, чтобы добиться более высокой температуры, однако и после этого вода была только теплая. Эти обстоятельства ответчиком не опровергнуты.
Несмотря на то, что представитель ответчика ссылался на то, что пробы и замеры качества воды в установленном порядке не производились, доказательства предоставления истцу услуги по горячему водоснабжению надлежащего качества не были представлены.
С учетом изложенного, суд исходит из того, что в квартиру истца не могла поступать вода с более высокой температурой, чем температура, зафиксированная прибором учета на входе в дом. Следовательно, суд приходит к выводу о том, что истцу поставляла вода при несоблюдении требований к температуре горячей воды.
В соответствии с пунктом 98 Правил при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
В пункте 5 Приложения N 1 к Правилам установлено допустимое отклонение температуры горячей воды в точке водоразбора на 5?С ночью и 3?С днем. При отступлении от указанного допустимого отклонения предусмотрены следующие условия и порядок изменения размера платы за коммунальную услугу: за каждые 3°C отступления от допустимых отклонений температуры горячей воды размер платы за коммунальную услугу за расчетный период, в котором произошло указанное отступление, снижается на 0,1 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением N 2 к Правилам, за каждый час отступления от допустимых отклонений суммарно в течение расчетного периода с учетом положений раздела IX Правил. За каждый час подачи горячей воды, температура которой в точке разбора ниже 40°C, суммарно в течение расчетного периода оплата потребленной воды производится по тарифу за холодную воду.
Аналогичный порядок перерасчета при нарушении требований к температуре горячей воды был установлен в п. 5 Приложения N 1 и пункте 60 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, действовавших до 01.09.2012.
Как следует из содержания приведенных норм, действительно закон предусматривает начисление оплаты за услугу по горячему водоснабжению в пониженном размере при несоблюдении требований к температуре воды, но не полное освобождение от оплаты.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований истца о возложении обязанности на ответчика произвести перерасчёт начисления платы за коммунальную услугу горячее водоснабжение за период с <Дата> по <Дата> включительно.
В порядке ст. 98 ГПК РФ взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2015 ░░░░ ░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 9 <░░░░░░ ░░░░░░> ░░ 1 ░░.░. ░░ ░░░░░░░, ░░░░░░, ░░░, ░░░░, ░░░░, ░░░░░░, ░░░░░░░░, ░░░░░░░ 2013 ░░░░ ░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>
░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 01 ░░░░░░ 2013 ░░░░ ░░ 31 ░░░░░░░ 2015 ░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░