Дело № 5-7/2013
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
о назначении административного наказания
«07» мая 2013 года город Новосиль.
Судья Новосильского районного суда Орловской области Авдонина И. Н., с участием:
представителя административного органа – Департамента здравоохранения и социального развития Орловской области в лице главного специалиста отдела лицензирования отдельных видов деятельности Чурсиной Л. В., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ;
должностного лица, привлекаемого к административной ответственности - главного врача БУЗ Орловской области «Новосильская ЦРБ» Колгановой Т. В., действующей на основании приказа Управления здравоохранения администрации Орловской области № от ДД.ММ.ГГГГ;
рассмотрев в открытом судебном заседании материал об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ, в отношении:
должностного лица – главного врача бюджетного учреждения здравоохранения Орловской области «Новосильская центральная районная больница» Колгановой Татьяны Владимировны, <данные изъяты>
установил:
на основании приказа Департамента здравоохранения и социального развития Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ №, во исполнение утверждённого прокуратурой Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ № плана проведения плановых проверок Департаментом здравоохранения и социального развития Орловской области (далее по тексту – Департамент) на 2013 год, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, комиссией отдела лицензирования отдельных видов деятельности Департамента проведена плановая выездная проверка соблюдения лицензионных требований при осуществлении деятельности по обороту наркотических средств и психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений бюджетного учреждения здравоохранения Орловской области «Новосильская центральная районная больница» (далее по тексту – БУЗ «Новосильская ЦРБ»).
В результате проверки выявлено, что в нарушение пункта 18 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее Закон № 99-ФЗ), пункт 30 Положения о лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 года № 1085, в <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, в период времени с января по февраль 2013 года осуществлялось хранение наркотических средств – <данные изъяты> и <данные изъяты>, включённых в Список II Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.1998 года № 681, без обязательной лицензии, то есть осуществлялась деятельность, не связанная с извлечением прибыли, без обязательной лицензии.
Представитель административного органа - Департамента здравоохранения и социального развития Орловской области Чурсина Л. В. в судебном заседании обстоятельства и доводы, изложенные в протоколе об административном правонарушении, поддержала. Суду пояснила, что оборот наркотических средств и психотропных веществ в БУЗ «Новосильская ЦРБ» осуществляется должным образом, согласно действующему законодательству и регламентируется внутренними нормативными актами ЦРБ. Однако, в ходе проверки в помещении <данные изъяты>, в сейфе, не имеющем соответствующих документов, подтверждающих класс устойчивости к взлому, хранились наркотические средства – <данные изъяты> и <данные изъяты>. <данные изъяты> находились не в <данные изъяты>, а в <данные изъяты>. Кроме того, помещение <данные изъяты> не внесено в лицензию на разрешение деятельности по обороту наркотических средств, наряду с двумя другими помещениями ЦРБ, где разрешен оборот наркотических средств.
Должностное лицо – главный врач БУЗ «Новосильская ЦРБ» Колганова Т. В. в судебном заседании не оспаривала отсутствие соответствующей документации на сейф, находящийся в помещении <данные изъяты> БУЗ «Новосильская ЦРБ», подтверждающий класс устойчивости к взлому, и не оспаривала отсутствие в лицензии на осуществление деятельности по обороту наркотических средств и психотропных веществ БУЗ «Новосильская ЦРБ» помещения подразделения скорой помощи учреждения. Отмечая при этом, что оборот наркотических средств и психотропных веществ действительно осуществляется подразделением <данные изъяты>, ответственными на то лицами, что чётко регламентируется внутренней документацией, которую представила в судебном заседании. Также пояснила суду, что предпринимаются соответствующие меры на приобретение сейфа в помещение <данные изъяты>, соответствующего класса устойчивости к взлому и меры к внесению дополнений в лицензию БУЗ «Новосильская ЦРБ» на осуществление деятельности по обороту наркотических средств и психотропных веществ в виде внесения в лицензию помещения <данные изъяты> – <данные изъяты>.
Выслушав представителя административного органа Чурсину Л. В., главного врача БУЗ «Новосильская ЦРБ» Колганову Т. В., исследовав материалы об административном правонарушении и представленные документы, прихожу к следующему.
Статья 19.20 КоАП РФ направлена на защиту граждан при осуществлении некоторых видов деятельности, связанных в основном с охраной здоровья граждан и охраной окружающей среды, с охраной культурных ценностей, осуществлением образовательной деятельности, и предусматривает ответственность граждан, юридических лиц и должностных лиц, за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без обязательной лицензии.
Пунктом 18 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 года № 99-ФЗ (далее Закон № 99-ФЗ), регламентирующей перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии, установлено, что лицензированию подлежит в том числе и деятельность по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивирование наркосодержащих растений.
В силу пункта 8 статьи 3 Закона № 99-ФЗ местом осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию, является объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные. Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата.
Правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности, устанавливаются положениями Федерального закона от 08.01.1998 года № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (далее Закон № 3-ФЗ).
Согласно статье 1 Закона № 3-ФЗ деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и внесённых в Список I прекурсоров, и (или) культивирование наркосодержащих растений для использования в научных, учебных целях и в экспертной деятельности, может осуществлять юридическое лицо, в состав руководителей которого входит специалист, имеющий соответствующую профессиональную подготовку. Персональную ответственность за осуществление контроля за исполнением положений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, несёт руководитель юридического лица.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 2 Закона № 3-ФЗ наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, подлежащие контролю в Российской Федерации, включаются в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации (далее - Перечень), и в зависимости от применяемых государством мер контроля вносятся в список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (далее - Список II).
Порядок лицензирования деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, устанавливает Положение о лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих, утверждённое постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 года № 1085 (ред. от 04.09.2012 года) (далее – Положение).
Согласно Положению лицензированию подлежит деятельность по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, внесенных в списки I - III и таблицу I списка IV перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.1998 года № 681.
Хранение наркотических средств и психотропных веществ, внесённых в список II Перечня входит в перечень (пункт 30) работ и услуг, составляющих деятельность по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений (приложение к Положению).
Подпунктом о) пункта 5 Положения предусмотрено соблюдение лицензиатом, использующим наркотические средства и психотропные вещества, внесенные в списки II и III перечня, в медицинских целях, требований статьи 31 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах".
В силу пункта 8 Положения при намерении осуществлять деятельность по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений по адресу, не указанному в лицензии, в заявлении о переоформлении лицензии лицензиат указывает этот адрес, а также представляет:
а) сведения, содержащие новый адрес осуществления деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений;
б) копии документов, которые подтверждают наличие у соискателя лицензии на праве собственности или на ином законном основании соответствующих установленным требованиям и необходимых для осуществления деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений оборудования, помещений и земельных участков, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае если такие права зарегистрированы в указанном реестре - сведения об этих помещениях и земельных участках);
в) сведения о наличии заключения органа по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, предусмотренного абзацем 3 пункта 3 статьи 10 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах";
г) сведения о сертификате специалиста, подтверждающем соответствующую профессиональную подготовку руководителя подразделения юридического лица, расположенного по новому адресу, при осуществлении оборота наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки I - III перечня, прекурсоров, внесённых в список I перечня, и культивирования наркосодержащих растений.
В силу пункта 5 Устава БУЗ «Новосильская ЦРБ», утверждённого приказом Департамента здравоохранения и социального развития Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ №, указанное бюджетное учреждение является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания государственных услуг и (или) исполнения государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти Орловской области.
Одним из видов основной деятельности БУЗ «Новосильская ЦРБ» является оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (подпункт 3) пункт 12 Раздел II Устава).
Пунктами <данные изъяты> Правил хранения наркотических средств и психотропных веществ, утверждённых постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 года № 1148 «О порядке хранения наркотических средств и психотропных веществ» предусмотрено, что помещение <данные изъяты> следует относить к <данные изъяты> помещений учреждения здравоохранения, предназначенного для хранения суточного запаса наркотических средств и психотропных веществ, при этом в таких помещениях наркотические средства и психотропные вещества должны храниться в запирающихся насыпных или прикреплённых к полу (стене) сейфах не ниже 3-го класса устойчивости к взлому.
В судебном заседании установлено и подтверждено объяснениями представителя административного органа и лица, привлекаемого к административной ответственности, что на момент проведения проверки в помещении <данные изъяты> наркотические средства: <данные изъяты> и <данные изъяты> хранились в сейфе с хладоэлементом в фирменной упаковке, сертификата и иных документов, свидетельствующих о классе устойчивости к взлому, на сейф в БУЗ «Новосильская ЦРБ» не имеется. Помещение <данные изъяты>, расположенное в здании <данные изъяты> БУЗ «Новосильская ЦРБ» не внесено в лицензию на разрешение деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, наряду с двумя другими помещениями ЦРБ, где разрешён оборот наркотических средств.
Таким образом, перечисленные нарушения требований законодательства, регулирующего деятельность, связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, допущенные в БУЗ «Новосильская ЦРБ» и отражённые в протоколе об административном правонарушении в отношении должностного лица – главного врача учреждения Колгановой Т. В. имели место быть на момент проведения проверки и свидетельствуют о совершении должностным лицом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ - осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без обязательной лицензии.
Виновность должностного лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ, подтверждается исследованными в судебном заседании материалами, а именно:
- протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении главного врача БУЗ «Новосильская ЦРБ» Колгановой Т. В. (л.д. 3-8), подтверждающим наличие события и состава административного правонарушения, который в полной мере соответствует всем требованиям, предъявляемым к протоколу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 28.2 КоАП РФ;
- приказом Департамента здравоохранения и социального развития Орловской области № от ДД.ММ.ГГГГ и уведомлением главного врача о проведении плановой проверки (л.д. 9-17), послужившими основанием проведения проверки деятельности БУЗ «Новосильская ЦРБ» по обороту наркотических средств и психотропных веществ;
- актом проверки БУЗ «Новосильская ЦРБ» № от ДД.ММ.ГГГГ с указанием выявленных нарушений требований к обороту наркотических средств и психотропных веществ (л.д. 18-27);
- лицензией серии № от ДД.ММ.ГГГГ с соответствующими приложениями, дающей право БУЗ «Новосильской ЦРБ» осуществлять деятельность по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений, которая устанавливает разрешение на осуществление деятельности БУЗ «Новосильская ЦРБ» по обороту наркотических средств и психотропных веществ, внесённых в Список II Перечня по адресу: <адрес> (приложения №№1, 2) в двух помещениях - <данные изъяты> с соответствующим заключением на оба помещения УФСКН России по Орловской области (л.д. 28-32);
- приказом № БУЗ «Новосильская ЦРБ» от ДД.ММ.ГГГГ, регламентирующего деятельность учреждения по обороту наркотических средств и психотропных веществ в подразделениях БУЗ «Новосильская ЦРБ», в котором подразделение <данные изъяты> и работники <данные изъяты> не указаны (л.д. 33-38);
- приказом Управления здравоохранения Орловской областной администрации от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому Колганова Т. В. назначена на должность главного врача МУЗ «Новосильская ЦРБ» с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 39);
- инвентаризационными описями за февраль и январь 2013 года и сведениями в журналах регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ БУЗ «Новосильская ЦРБ», согласно которым подтверждается осуществление деятельности по обороту наркотических средств и психотропных веществ в подразделении <данные изъяты> БУЗ «Новосильская ЦРБ» (л.д. 40-53).
Перечисленные письменные документы, исследованные в судебном заседании в порядке пункта 5 статьи 29.7 КоАП РФ, отвечают всем требованиям частей 1 и 2 статьи 26.7 КоАП РФ - составлены уполномоченным на то лицом – должностным лицом Департамента здравоохранения и социального развития Орловской области; сведения, изложенные в них, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении и удостоверены должностным лицом, каких-либо сомнений в их достоверности у суда не имеется.
По этим основаниям в соответствии со статьёй 26.2 КоАП РФ суд признаёт указанные письменные документы доказательствами, подтверждающими наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ, и виновности должностного лица – главного врача БУЗ «Новосильская ЦРБ» в совершении данного правонарушения.
Нормативные документы, представленные главным врачом БУЗ «Новосильская ЦРБ» и исследованные в судебном заседании регламентируют внутреннюю деятельность учреждения по обороту наркотических средств и психотропных веществ, устанавливают порядок такого оборота и ответственных за это лиц, что не оспаривалось в судебном заседании представителем административного органа. Однако, представленная документация не подтверждает наличия в учреждении соответствующей документации на сейф, находящийся в помещении <данные изъяты>, в котором хранятся наркотические средства и наличие лицензии на осуществление деятельности по обороту наркотических средств и психотропных веществ в помещении подразделения <данные изъяты>.
В судебном заседании представитель административного органа просила суд не применять в отношении главного врача БУЗ «Новосильская ЦРБ» суровое наказание в виде штрафа или дисквалификации, считая их чрезмерно суровыми. Обратилась к суду с просьбой ограничиться предупреждением.
Санкция части 1 статьи 19.20 КоАП РФ предусматривает административную ответственность для должностных лиц в виде предупреждения или наложение административного штрафа от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трёх лет.
В соответствии с частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Установление соответствующего административного наказания и определение его размера в каждом конкретном случае должно основываться на принципах справедливости наказания, его соразмерности совершённому правонарушению.
Статьёй 3.4 КоАП РФ предусмотрено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность главного врача, не установлено.
Обстоятельств, свидетельствующих о наличие вреда, угрозы жизни и здоровью людей, а также имущественного ущерба не установлено.
Проанализировав установленные фактические обстоятельства дела в совокупности с представленными доказательствами, в их взаимосвязи с объяснениями представителя административного органа и главного врача БУЗ «Новосильская ЦРБ», назначая административное наказание должностному лицу – главному врачу БУЗ «Новосильская ЦРБ» исхожу из положений, установленных статьями 2.10, 3.1 и 4.1 КоАП РФ, учитывая характер совершённого административного правонарушения, имущественное положение должностного лица, отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, принятие должностным лицом мер к внесению изменений в лицензию, отсутствие наличия вреда, угрозы жизни и здоровью людей, а также имущественного ущерба.
Исходя из принципов справедливости наказания, его соразмерности совершённому правонарушению, прихожу к выводу, что наказания в виде штрафа либо дисквалификации будет являться в данном случае чрезмерно строгим наказанием для главного врача БУЗ «Новосильская ЦРБ».
На основании изложенного считаю возможным назначить минимальное наказание, предусмотренное санкцией части 1 статьи 19.20 КоАП РФ, в виде предупреждения, что обеспечит достижение цели административного наказания за совершение рассматриваемого административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 23.1, 29.10, 30.1 – 30.3 КоАП РФ, судья
постановил:
главного врача Бюджетного учреждения здравоохранения Орловской области «Новосильская центральная районная больница» Колганову Татьяну Владимировну признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ и назначить ей наказание в виде предупреждения.
Постановление может быть обжаловано в Орловский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
СУДЬЯ И. Н. Авдонина