Судья Захаровой Е.А. Дело 33-24607 /21
Уникальный идентификатор дела
50RS0015-01-2021-001343-22
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 августа 2021 года г. Красногорск
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда председательствующего судьи Цуркан Л.С.,
судей Рыбкина М.В., Игнатьева Д.Б.,
при секретаре судебного заседания Болоновой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области на решение Истринского городского суда Московской области от 07 апреля 2021 года по делу по иску С.А,А, к Истринскому управлению социальной защиты населения, Министерству социального развития Московской области о признании права, обязании совершить действия,
заслушав доклад судьи Цуркан Л.С.,
объяснения представителя истца, представителя ответчика,
УСТАНОВИЛА:
С.А,А, обратился в суд с иском к Истринскому управлению социальной защиты населения, Министерству социального развития Московской области, в котором просил признать за ним право на предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания в Московской области; обязать Истринское управление социальной защиты населения и Министерство социального развития Московской области в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения признать его нуждающимся в предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания; обязать Истринское управление социальной защиты населения и Министерство социального развития Московской области в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу предоставить ему место в государственном стационарном учреждении социального обслуживания Московской области в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об основах социального обслуживания граждан» от 28.12.2013 года№442-ФЗ.
В обоснование заявленных требований истец указал, что ответом № 21.34ТГ-100/05 от 22.03.2019 г. управления социальной защиты населения по г.о. Истра Московской области ему было отказано в предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания по причине отсутствия постоянной регистрации на территории Истринского района Московской области. Данный отказ решением суда от 30.09.2019 года был признан незаконным, апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам от 13.01.2020 г, данное решение оставлено без изменения.
Имея на руках указанное решение, в котором, в том числе, установлен факт его проживания на территории Истринского района Московской области он 09.09.2020 года подал заявление в Истринское управление социальной защиты населения о предоставлении социальных услуг.
Ответом Министерства социального развития от 25.09.2020 года в стационарном обслуживании ему отказано в связи с отсутствием постоянного места жительства на территории Истринского района Московской области.
Представитель Истринского управления социальной защиты населения и Министерства социального развития Московской области исковые требования не признал.
Решением Истринского городского суда Московской области от 07.04.2021 г. исковые требования С.А,А, удовлетворены.
Суд постановил: Признать за С.А,А, право на предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания в Московской области;
Обязать Истринское управление социальной защиты населения, Министерство социального развития Московской области признать С.А,А, нуждающимся в предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания;
Обязать Истринское управление социальной защиты населения, Министерство социального развития Московской области предоставить С.А,А, место в государственном стационарном учреждении социального обслуживания.
Не согласившись с решением суда, Министерство социального развития Московской области в апелляционной жалобе просит его отменить, как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика в заседании судебной коллегии доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель истицы просил решение суда оставить без изменения.
Судебная коллегия, проверив материалы дела по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав объяснения явившихся лиц, приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, управлением социальной защиты населения по г.о. Истра 22.03.2019 г. Синицкому А.А. было отказано в предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания по причине отсутствия постоянной регистрации на территории Истринского района Московской области.
Данный отказ решением Истринского городского суда от 30.09.2019 г. был признан незаконным, апелляционная инстанция оставила указанное решение суда в силе.
На основании судебных постановлений, в которых в том числе, установлен факт проживания на территории Истринского района Московской области, С.А,А, 09.09.2020 г. подал заявление в Истринское управление социальной защиты населения о предоставлении социальных услуг.
Ответом Министерства социального развития от 25.09.2020 года в стационарном обслуживании отказано в связи с отсутствием постоянного места жительства на территории Московской области.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался положениями ст. 27 Конституции Российской Федерации, ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 г. N 713 "Об утверждении правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию", Федерального закона от 28.12.2013 г. N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан Российской Федерации», исходил из того, что решение ответчика нарушает право истца на получение социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, поскольку при рассмотрении дела нашло свое подтверждение фактическое проживание истца в Московской области.
Соглашаясь с выводом суда первой инстанции, судебная коллегия исходит из следующего.
Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (далее Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ) определены основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации.
Согласно положениям части 1 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существуют следующие обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности, в том числе полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности; наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе; отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона N 442-ФЗ социальное обслуживание основывается на соблюдении прав человека и уважении достоинства личности, носит гуманный характер и не допускает унижения чести и достоинства человека.
В силу положений части 2 статьи 4 Федерального закона N 442-ФЗ социальное обслуживание осуществляется на следующих принципах:
1) равный, свободный доступ граждан к социальному обслуживанию вне зависимости от их пола, расы, возраста, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям;
2) адресность предоставления социальных услуг;
3) приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг, достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании, достаточность финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг;
4) сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде;
5) добровольность.
В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" в Московской области принят Закон Московской области от 04.12.2014 N 162/2014-ОЗ "О некоторых вопросах организации социального обслуживания в Московской области".
Пунктом 2 статьи 1 Закона Московской области от 04.12.2014 N 162/2014-ОЗ (в редакции на дату обращений истца, до внесения изменений Законом Московской области от 06.11.2019 N 226/2019-ОЗ) предусматривалось, что действие настоящего Закона распространяется на граждан Российской Федерации, на иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Московской области, беженцев (далее - граждане), а также на юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание граждан.
В соответствии со ст. 20 ГК РФ, ст. 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированными в решениях (Постановления от 4 апреля 1996 года N 9-П и от 2 февраля 1998 года N 4-П, Определения от 13 июля 2000 года N 185-О и от 5 октября 2000 года N 199-О), сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; при отсутствии регистрации место жительства гражданина может устанавливаться судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов.
Судом установлено, что С.А,А, является инвалидом первой группы, что подтверждается справкой об инвалидности МСЭ-2015 г. №1741737(л.д. 14).
Из справки о состоянии здоровья от 01.03.2019 г. С.А,А, нуждается в постоянном постороннем уходе, не способен к самостоятельному передвижению, не способен обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания (л.д. 15).
Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания, истец С.А,А, зарегистрирован на территории городского округа Истра с 21 февраля 2019 года по 21 февраля 2024 год. (л.д. 17)
В этой связи доводы апелляционной жалобы ответчика об отсутствии у истца на момент обращения в предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания по причине отсутствия постоянной регистрации на территории Истринского района Московской области являются несостоятельными и основанием к отмене решения суда не являются, поскольку противоречат положениям приведенных выше нормативных правовых актов регионального и федерального уровня, а также правовой позиции Конституционного Суда РФ по данному вопросу.
Вместе с тем, судом первой инстанции при принятии решения не учтено, что Истринское управление социальной защиты населения юридическим лицом не является, в силу п. 2 ст. 55 ГК РФ не может выступать в суде ответчиком и на него судебным решением не может быть возложена какая- либо обязанность.
Тем не менее, обязанность совершить определенные действия судебным решением от 7.04.2021 г. возложена на Истринское управление социальной защиты населения, что делает данное судебное решение не исполнимым.
В соответствии с п.1 Положения о Министерстве социального развития Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 04.08.2015г. № 642/29, Министерство социального развития Московской области является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сферах социальной защиты, труда, охраны труда и занятости населения Московской области, проводящим государственную политику, координирующим деятельность в указанных сферах иных центральных и территориальных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области и государственных учреждений Московской области, образованных для реализации отдельных функций государственного управления Московской областью.
Из указанного следует, что надлежащим ответчиком по делу является Министерство социального развития Московской области, а не его территориальное структурное подразделение – Истринское управление социальной защиты населения, которое не может самостоятельно выступать в суде в качестве ответчика. Согласно п.21 названного Положения руководители территориальных структурных подразделений действуют на основании доверенности и утвержденных должностных регламентов в соответствии с Положением о территориальном структурном подразделении Министерства социального развития Московской области; несут ответственность за целевое использование бюджетных средств, переданных в их распоряжение.
В связи с допущенным судом первой инстанции нарушением норм процессуального права, решение суда первой инстанции согласно ст.330 ГПК РФ подлежит отмене с принятием нового решения.
Руководствуясь ст.ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Истринского городского суда Московской области от 07 апреля 2021 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Признать за С.А,А, право на предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания в Московской области;
Обязать Министерство социального развития Московской области признать С.А,А, нуждающимся в предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания;
Обязать Министерство социального развития Московской области предоставить С.А,А, место в государственном стационарном учреждении социального обслуживания.
В удовлетворении исковых требований к Истринскому управлению социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области о признании права на предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания в Московской области, признании нуждающимся в предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, возложении обязанности по предоставлению места в государственном стационарном учреждении социального обслуживания отказать.
Апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области удовлетворить.
Председательствующий
Судьи
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 31.08.2021 года