Решение от 20.08.2020 по делу № 2а-1331/2020 от 26.05.2020

Дело № 2а-1331/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 августа 2020 года г. Ростов-на-Дону

Железнодорожный районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Новиковой И.В.,

при секретаре судебного заседания Гавриковой Н.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 24 по Ростовской области к Курбатовой О.В. о взыскании недоимки по имущественным налогам и пене,

установил:

в обоснование административного иска к Курбатовой О.В. о взыскании недоимки по имущественным налогам и пене административный истец Межрайонная ИФНС России № 24 по Ростовской области указал на то, что на основании сведений, предоставленных регистрирующими органами за плательщиком Курбатовой О.В., ИНН , дата рождения: ДД.ММ.ГГГГ, место рождения: <адрес>, зарегистрированы следующие объекты налогообложения: земельные участки, объекты имущества.

В соответствии с п. 4.3 Положения о земельном налоге на территории г. Ростова-на-Дону, введенным решением Ростовской-на-Дону городской Думой № 38 от 23.08.2005 года, налогоплательщики - физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, уплачивают земельный налог 01 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Поскольку Курбатовой О.В. в установленный законом срок обязанность по уплате земельного налога не исполнена, налоговым органом в соответствии с положениями п. 3 ст.75 Налогового кодекса РФ начислена сумма пени, которая составила –25 378 рублей 02 копейки.

Положения п. 1 ст. 363, п. 1 ст. 397 НК РФ возлагают на налогоплательщика обязанность оплатить налог на имущество не позднее 01 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Обязанность по уплате налога на имущество в установленный срок не исполнена Курбатовой О.В., недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2017 год составила 1 404 рубля, в связи с чем, налоговым органом в соответствии с требованиями п. 3 ст. 75 Налогового кодекса РФ начислена сумма пени, которая составила –1 537 рублей 88 копеек.

В нарушение норм действующего законодательства, должник оплату в счет погашения указанных начислений не производил, в связи с чем, в адрес административного ответчика как налогоплательщика в соответствии со ст. 69 НК РФ направлены требования об уплате сумм налога и пени.

Однако данное требование не было исполнено налогоплательщиком в полном объеме, задолженность по налогу не была погашена, пеня налогоплательщиком не уплачивалась.

10.09.2019    года мировым судьёй судебного участка № 2 Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону вынесен судебный приказ № 2а-2-1697/2019 о взыскании с Курбатовой О.В. задолженности по обязательным платежам в размере 28 385 рублей 24 копейки.

По результатам рассмотрения поступивших от административного ответчика Курбатовой О.В. возражений, определением мирового судьи в Железнодорожном районе г. Ростова-на-Дону на судебном участке № 2 от 05.12.2019 года судебный приказ № 2а-2-1697/2019 от 10.09.2019 года отменен.

Однако, имеющаяся у административного ответчика недоимка по имущественным налогам и пене до настоящего времени Курбатовой О.В. не оплачена.

Ссылаясь на данные обстоятельства, а также на положения налогового законодательства, административный истец просит взыскать с Курбатовой О.В., ИНН , недоимку по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, в виде пени в размере 65 рублей 34 копеек; недоимку по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов за 2017 год в виде налога в размере 1 404 рубля и пени в размере 1 537 рублей 88 копеек; недоимку по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов в виде пени в размере 25 378 рублей 02 копейки, а всего на сумму 28 385 рублей 24 копейки.

Представитель административного истца, административный ответчик, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, с учетом положений ст. 165.1 ГК РФ, в судебное заседание не явились.

Дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц рассмотрено судом в порядке ст. 150 КАС РФ.

Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Положениями части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.

Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (статья 2 Налогового кодекса Российской Федерации). Таким образом, налоговые правоотношения это публичные правоотношения, а уплата налога является публичной и конституционной обязанностью каждого налогоплательщика.

В соответствии с пунктом 1 статьи 23, пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Согласно пункту 1 статьи 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Возникновение обязанности по уплате налога законодательство о налогах и сборах связывает с наличием у налогоплательщика объекта налогообложения (пункт 1 статьи 38 Налогового кодекса Российской Федерации). Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй названного Кодекса и с учетом положений этой статьи.

Согласно статье 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога возникает, изменяется при наличии оснований, установленных названным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.

В соответствии со ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В соответствии со ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

Согласно п. 1 ст. 363, п. 1 ст. 397 НК РФ уплата налога на имущество физического лица производится не позднее 01 декабря года, следующего за годом, за который исчислен налог.

На основании п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Согласно п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

В соответствии со ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

В данном деле судом установлено, что по представленным в налоговый орган сведениям регистрирующих органов за административным ответчиком Курбатовой О.В. зарегистрированы следующие объекты налогообложения:

- земельный участок, площадью 548 кв. м, с кадастровым номером: , расположенный по адресу: <адрес> право собственности зарегистрировано с ДД.ММ.ГГГГ;

- квартира, площадью 58 кв. м, с кадастровым номером: , расположенная по адресу: <адрес> право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10, 37).

Исходя из величины налоговой базы объекта налогообложения и соответствующих налоговых ставок, установленных действующим законодательством, периода владения административным ответчиком объектами налогообложения, налоговым органом произведен расчет налога на имущество физических лиц за 2017 год в размере 1 404 рубля.

Во исполнение положений налогового законодательства в адрес административного ответчика налоговым органом направлены налоговые уведомления № 7610207 от 24.06.2018 г. и № 35967627 от 17.08.2017 г. (л.д. 11, 12-13), в которых административному ответчику предоставлен срок для уплаты указанных в уведомлениях налогов.

Поскольку обязанность по своевременной оплате налогов административным ответчиком не была исполнена в полном объёме, в адрес административного ответчика налоговым органом направлены требования об уплате налогов и пени № 9948 от 28.01.2019 г. с расчетом недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 1 404 рубля и пени в размере 19 рублей 79 копеек, по сроку уплаты налога до 11.03.2019 г., и требование № 32964 от 19.05.2019 г., с расчетом недоимки по налогу на имущество физических и земельному налогу, а также пени, по сроку уплаты налога до 02.07.2019 г. (л.д. 14, 20).

В соответствии с п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

В связи с тем, что в указанный в требовании срок административный ответчик не уплатил в полном объёме недоимку по налогам и пене, по заявлению налогового органа мировым судьёй 10.09.2019 г. вынесен судебный приказ № 2а-2-1697/2019 о взыскании с административного ответчика Курбатовой О.В. недоимки по обязательным платежам в размере 28 385 рублей 24 копеек.

По результатам рассмотрения возражений представителя административного ответчика определением мирового судьи в Железнодорожном судебном районе г. Ростова-на-Дону на судебном участке № 2 от 05.12.2019 г. судебный приказ № 2а-2-1697/2019 г. от 10.09.2019 г. отменен (л.д. 7-8).

В силу ст. 62 КАС РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований.

Представителем административного ответчика Курбатовой О.В. в материалы дела представлен чек ордер от 20.08.2020 года на сумму 1 500 рублей, в подтверждение факта оплаты взыскиваемой в данном деле недоимки по налогу на имущество физических лиц в размере 1 404 рубля и пени в размере 96 копеек.

Принимая во внимание, что в процессе судебного разбирательства по данному делу административный ответчик Курбатова О.В. оплатила взыскиваемую в данном деле недоимку по налогу на имущество физических лиц в размере 1 404 рубля и пени в размере 96 копеек, суд не находит предусмотренных законом оснований для взыскания с административного ответчика указанных обязательных платежей в судебном порядке.

Разрешая требования административного истца о взыскании с Курбатовой О.В. недоимки по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, в виде пени в размере 65 рублей 34 копеек; недоимки по налогу на имущество физических лиц, в виде пени в размере 1 537 рублей 88 копеек; недоимки по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов в виде пени в размере 25 378 рублей 02 копейки, суд исходит из следующего.

Согласно положениям ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.

Из изложенных норм права следует, что пени подлежат уплате налогоплательщиком в случае возникновения у него недоимки по налогу. При этом основанием для прекращения начисления пеней является уплата налога.

Таким образом, при проверке соблюдения налоговым органом сроков направления требования об уплате пеней надлежит учитывать положения пункта 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08 февраля 2007 года N 381-О-П, обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Согласно пункту 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Таким образом, поскольку исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога, то пени по истечении пресекательного срока взыскания задолженности по налогу не подлежат начислению и не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, поэтому в случае утраты налоговым органом возможности принудительного взыскания суммы недоимки по налогу, на которую начислены пени, пени с налогоплательщика не могут быть взысканы.

В силу пп. 2 и 5 ч. 1, ч. 2 ст. 287 КАС Российской Федерации по административному делу о взыскании обязательных платежей и санкций на административного истца возлагается обязанность представить доказательства, подтверждающие размер денежной суммы, составляющей платеж либо санкцию, и ее расчет.

Между тем, в данном деле административным истцом не представлены доказательства, свидетельствующие об образовании недоимки, из которой исчислена предъявленная ко взысканию в данном деле пеня, размер указанной задолженности, не обоснованы суммы недоимки, принятые для данного расчета пени.

В приобщенном к материалам дела требовании № 32964 от 19.05.2019 года размер недоимки по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, от которого исчислена взыскиваемая в данном деле с административного ответчика пеня в размере 65 рублей 34 копеек, не указан, из требования № 32964 от 19.05.2019 года следует, что пеня по налогу на имущество в размере 1 518 рублей 09 копеек, исчислена из суммы недоимки в размере 16 431 рубль, сумма пени по земельному налогу в размере 25 378 рублей исчислена из суммы недоимки в размере 153 765 рублей, однако, указанные в перечисленных выше требованиях суммы недоимки ко взысканию в данном деле налоговым органом не предъявлены.

Кроме этого, доказательства принудительного взыскания с административного ответчика недоимки по указанным в административном исковом заявлении налогам, из которых исчислена взыскиваемая налоговым органом в данном деле пеня, либо их добровольной оплаты с нарушением установленного законом срока, административным истцом в дело не представлены.

По приведенным мотивам, суд приходит к выводу, что в данном случае из представленного в материалы дела расчета пени её обоснованность в размере взыскиваемой суммы не доказана, так как она начислена на недоимку, не являющуюся предметом требований. Сам по себе факт указания в требованиях налогового органа недоимки не является безусловным обстоятельством, свидетельствующим об обоснованности её начисления.

Вышеизложенные обстоятельства лишают как суд, так и налогоплательщика возможности проверить правильность исчисления налоговым органом пени и установить факт наличия либо отсутствия у административного ответчика Курбатовой О.В. задолженности по спорным налогам и периодам, а также наличие у административного истца права на взыскание в спорные периоды задолженности по налогам в установленные налоговым законодательством сроки.

Принимая во внимание, что из представленного в материалы дела расчета пени следует, что сумма пени, исчисленная из размера взыскиваемой в данном деле недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в 1 404 рубля составит 60 рублей 05 копеек, которая включена налоговым органом в требование № 9948 от 28.01.2019 в размере 19 рублей 79 копеек и в требование № 32964 от 19.05.2019 года в размере 40 рублей 26 копеек (л.д. 16), указанная недоимка оплачена административным ответчиком в процессе судебного разбирательства с учетом размера пени, исчисленной из суммы недоимки, суд приходит к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для удовлетворения требований административного истца.

По приведенным мотивам, суд приходит к выводу о недоказанности административным истцом предусмотренных положениями ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации оснований для взыскания с административного ответчика Курбатовой О.В. недоимки по указанным в административном иске имущественным налогам и пени.

По приведенным мотивам, поскольку в данном деле административный истец не доказал основание административного иска, необходимость в разрешении вопроса о соблюдении налоговым органом предусмотренного положениями ст. ст. 48, 286 КАС РФ срока на обращение в суд с административным иском о взыскании обязательных платежей и санкций, отсутствует.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ № 24 ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░-░░-░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 28.08.2020

2а-1331/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 24 по Ростовской области
Ответчики
Курбатова Ольга Владимировна
Суд
Железнодорожный районный суд г. Ростова-на-Дону
Судья
Новикова Илонна Викторовна
Дело на сайте суда
zheleznodorozhny.ros.sudrf.ru
26.05.2020Регистрация административного искового заявления
26.05.2020Передача материалов судье
29.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
29.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.06.2020Судебное заседание
06.08.2020Судебное заседание
20.08.2020Судебное заседание
28.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее