№ 5-113/15, 15.09.2015
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
НОВОСИБИРСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
630024, <адрес> г.Новосибирск
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
об административном правонарушении
г.Новосибирск 5 октября 2015 года
Суд Новосибирского района Новосибирской области в составе
председательствующего судьи Тоута В.Е.,
при секретаре Бакиной О.В.,
с участием:
представителя Пачерских М. Е.;
председателя Матевосовой И. Б.;
прокурора Авазовой В.Б.,
рассмотрев материалы административного дела в отношении ..., расположенного по адресу: <адрес>, ..., председатель правления Матевосова И. Б., об административном правонарушении, предусмотренном 17.7 КоАП РФ умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении,
установил:
1 июля 2015 года в прокуратуру Новосибирского района Новосибирской области поступила жалоба члена общества ... М на незаконные действия правления ... отключивших его земельных участок от электрической сети путем отрезания одного провода и отрезания двух проводов в месте подключения. В своей жалобе М просит принять меры прокурорского реагирования на устранение препятствий в пользовании земельным участком в виде отключения электроэнергии вызванных нарушением правления ... законодательства Российской Федерации.
Прокуратурой Новосибирского района Новосибирской области по жалобе М была проведена проверка ... По результатам проверки в действиях ... были выявлены нарушения федерального законодательства, касающегося незаконного отключения от электроэнергии земельного участка члена ... М
В соответствии со статьей 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
В соответствии со статьей 1 Федерального Закона Российской Федерации от 15.04.1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) - некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социальнохозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (далее - садоводческое объединение). Имущество (в том числе земельные участки), предназначенное для обеспечения в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей (дороги, водонапорные башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и тому подобное) является имуществом общего пользования.
В соответствии со статьей 26 Федерального Закона Российской Федерации «Об электроэнергетике» от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ, за исключением случаев возникновения аварийных электроэнергетических режимов, отключения потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства, запрещаются.
Согласно пункта 6 Постановления Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг» собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
Кроме того, ст.38 ФЗ № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» установлен запрет на ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства.
Ограничение режима потребления электрической энергии вводится только в случаях, предусмотренных п.2 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии (утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. № 442), при наступлении любого из следующих обстоятельств:
а) соглашение сторон договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности));
б) нарушение своих обязательств потребителем, выразившееся в:
неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате
электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частъю процесса ххослаьки электрической энергии потребителям, в том числе обязательств по предварительной оплате в соответствии с установленными договором сроками платежа, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком в размере, соответствующем денежным обязательствам потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа, а для граждан-потребителей за 2 расчетных периода, либо к образованию задолженности потребителя перед энергосбытовой, энергоснабжающей организацией или производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке, в размере, установленном в договоре;
возникновении у потребителя услуг по передаче электрической энергии задолженности по оплате услуг по передаче электрической энергии, соответствующей одному периоду между установленными договором сроками платежа, а если потребителем является гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация, которая в соответствии с Основными положениями продает электрическую энергию сетевой организации для целей компенсации потерь электрической энергии) - в возникновении у него задолженности в указанном размере, рассчитанной за вычетом задолженности сетевой организации по оплате электрической энергии для компенсации потерь электрической энергии перед этим гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией);
выявлении факта осуществления потребителем безучетного потребления электрической энергии;
невыполнении потребителем условий договора, касающихся обеспечения функционирования устройств релейной защиты, противоаварийной и режимной автоматики, устройств компенсации реактивной мощности;
подключении потребителем к принадлежащим ему энергопринимающим устройствам электропотребляющего оборудования, повлекшем нарушение характеристик технологического присоединения, указанных в документах о технологическом присоединении;
в) удостоверение в установленном порядке неудовлетворительного состояния объектов электросетевого хозяйства, энергетических установок, энергопринимающих устройств потребителя, что создает угрозу жизни и здоровью людей и (или) угрозу возникновения технологических нарушений на указанных объектах, установках (устройствах), а также объектах электросетевого хозяйства сетевых организаций;
г) возникновение (угроза возникновения) аварийных электроэнергетических режимов;
д) приостановление или прекращение исполнения обязательств потребителя по договору о присоединении к торговой системе оптового рынка электрической энергии и мощности;
е) прекращение обязательств по снабжению электрической энергией (мощностью) и (или) оказанию услуг по передаче электрической энергии в отношении энергопринимающих устройств по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) и (или) договору оказания услуг по передаче электрической энергии (далее - прекращение обязательств сторон по договору), в том числе по причине смены собственника или владельца объектов электросетевого хозяйства, к которым технологически присоединены такие энергопринимающие устройства, если при этом в отношении таких энергопринимающих устройств не заключен и не вступил в силу новый договор, на основании которого осуществляется продажа электрической энергии (мощности) и (или) оказание услуг по передаче электрической энергии;
ж) выявление гарантирующим поставщиком в случае, указанном в пункте 47 Основных положений, факта ненадлежащего технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя к объектам электросетевого хозяйства;
з) необходимость проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации, к которым присоединены энергопринимающие устройства потребителя, либо необходимость проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций (иных владельцев объектов электросетевого хозяйства) в случае, если проведение таких работ невозможно без ограничения режима потребления;
и) поступление от потребителя заявления о введении в отношении него ограничения режима потребления в случае, если у потребителя отсутствует техническая возможности введения ограничения самостоятельно;
к) нарушение потребителем введенного ранее в отношении него ограничения режима потребления.
Из вышеприведенных норм материального права в их совокупности следует, что прекращать и ограничивать подачу электроэнергии вправе только энергоснабжающая организация (гарантирующий поставщик) и только в прямо предусмотренных законом случаях и порядке.
Садовое некоммерческое товарищество не является энергоснабжающей организаций по отношению к М, в связи с чем, не вправе препятствовать перетоку электрической энергии по его сетям к его земельному участку.
Кроме того, положениями ст.ст.21, 22, 23 ФЗ № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» определены объемы полномочий общего собрания, правления и председателя правления садоводческого товарищества, из которых не следует, что в компетенцию органов управления общества входят вопросы подключения к электроэнергии и прекращения подачи электроэнергии.
СНТ «Яблонька» в нарушение ст.ст.26, 28 ФЗ «Об электроэнергетике», а также п.6 «Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг», ввело ограничение режима потребления электрической энергии М, что не соответствует требованиям закона и нарушает права.
В силу части 2 ст.1 Федерального закона от 17 января 1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданин, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет, в том числе надзор за исполнением законов органами местного самоуправления.
Согласно ст.21 Закона о прокуратуре проверки исполнения законов проводятся на основании поступивших в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в ст.ст.9.1, 22, 27, 30, 33 Закона о прокуратуре подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
24.07.2015 года прокуратурой Новосибирского района Новосибирской области председателю правления ... внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства. В представлении прокурора указано, что нарушения Федерального Закона «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 года № 35-ФЗ, согласно которому сетевая организация или иной владелец объектов электрического хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены электропринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче энергии на указанные устройства или объекты. Согласно ст.304 ГК РФ установлено право собственника требовать устранения всяких нарушений его прав, хотя бы это нарушения и не были соединены с лишением владения. 24.04.2015 года председателю ... Матевосовй И.Б. внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства с требованием безотлагательно рассмотреть представление и письменно уведомить прокурора Новосибирского района Новосибирской области о результатах его рассмотрения в течение месяца с момента внесения представления, с предоставлением документов, подтверждающих факт устранения указанных нарушений, а также принять необходимые меры к устранению выявленных нарушений законодательства, причин и условий им способствовавших, и недопущению их впердь.
27 августа 2015 года в прокуратуру Новосибирского района Новосибирской области поступил ответ председателя правления ... Матевосовой И.Б. в котором указано, что М исключен из членов ... поскольку имеет задолженность по уплате обязательных взносов, в том числе и за электроэнергию, и указывает об этом упущении в прокурорском представлении.
15 сентября 2015 года прокурором Новосибирского района Новосибирской области вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ... по ст.17.7 КоАП РФ в связи с неисполнением в установленном законом порядке требований прокурора.
В судебном заседании председатель правления ... Матевосова И.Б. пояснила, что не согласна с административным правонарушением, поскольку правление действовало в интересах товарищества и им приходится платить за М. Они хотели выполнить указание прокурора, однако когда пришли на земельный участок М, электрическая сеть была подключена, как потом выяснялось, это сделали строители на участке. М не подключался к электросети.
Прокурор Авазова В.Б. просила признать юридическое лицо ... в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
Представитель Пачерских М.Е. в судебном заседании поддержала позицию прокурора.
Исследовав представленные доказательства, суд находит вину ... виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ, поскольку подтверждается совокупностью исследованных судом доказательств.
Согласно ч.1 ст.24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Обоснованность внесенного прокурором представления в ... об устранении допущенных вышеизложенных нарушений Федерального законодательства подтверждается жалобой М, протоколом собрания ... от 17 мая 2014 года об отключении электричества и подачи поливной воды должникам по взносам от двух лет. Протоколом собрания ... от 1 марта 2014 года в котором принято решение об отключении должникам по взносам за два и более лет электричество и подачу воды.
Основаниями для возбуждения дела об административном правонарушении по основаниям ст.17.7 КоАП РФ явилось сообщение от 27.08.2015 года прокурору Новосибирского района председателя правления ... Матевосовой И.Б., в котором последняя указала, что М исключен из членов ... в связи с имеющейся задолженностью по уплате обязательных взносов, в том числе и за электроэнергию. ... является собственником сооружения ВЛ 10 кВ с трансформаторной подстанцией и имеет договор с гарантирующим поставщиком ОАО «Новосибирскэнергосбыт» являясь при этом абонентом (потребителем). Коммерческий учет потребления электроэнергии СНТ производится по расчетному (коллективному) счетчику, установленному на подстанции. 29.07.2014 года участок М был отсоединен от сетей СНТ, и членом Товарищества он не является.
В своих объяснениях Матевосова И.Б. пояснила, что в ответе от 27.09.2015 года она все подробно указала. Когда они пришли на участок № 46 М подключать электроэнергию, последний уже подключился, до оговоренного времени подключения.
Сделав анализ ответа, пояснений Матевосовой И.Б. прокурору в ответ на прокурорское представление следует вывод, что правление ... в установленный законом срок не выполнило указания прокурора по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, что послужило основанием для возбуждения дела об административном правонарушении.
Пояснения Матевосовой И.Б. о том, что когда они пришли на участок М, чтобы подключить электроэнергию, обнаружили, что земельный участок уде подключен, не является обстоятельством исключающим производство по административному делу, поскольку Матевосова И.Б. выяснила, что подключение осуществили строители, но не М, и не стали осуществлять подключение, в том числе к электросчетчику, который у М не опломбирован. Таким образом, правление ... не выполнило требования прокурора указанные в его представлении, не подключила и не составило акт о не возможности подключении или возможности не подключения земельного участка М к перетоку электроэнергии.
Объектом рассматриваемого административного правонарушения выступают общественные отношения, связанные с осуществлением деятельности органами государственной власти. Круг лиц, за умышленное невыполнение требований которых может быть применено административное наказание отнесены прокурор, следователь, дознаватель, а также должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении. В силу положений действующего законодательства указанные лица признаются должностными лицами, наделенными властно-распорядительными полномочиями при осуществлении возложенной на них нормативными актами деятельности.
С объективной стороны рассматриваемое административное правонарушение заключается в нарушении (или невыполнении) законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, ведущего производство по делу об административном правонарушении, выраженном активным действием или бездействием.
В качестве субъекта административной ответственности выступают граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица и должностные лица.
В соответствии с ч.1 ст.6 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
В соответствии с ч.1 ст.24 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" представление об устранении нарушений закона вносится прокурором и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона.
В соответствии со ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Все письменные доказательства по делу оформлены с соблюдением требований действующего законодательства Российской Федерации. Основания не доверять им у суда не имеется.
Таким образом, 27.08.2015 года ..., расположенное в <адрес>, умышленно не выполнило требования прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, то есть совершило административное правонарушение, предусмотренное ст.17.7 КоАП РФ.
При определении вида и размера наказания, суд принимает во внимание характер совершенного Товариществом административного правонарушения, его общественную вредность, данные и конкретные обстоятельства правонарушения, в связи с чем, считает возможным назначить наказание в минимальных пределах санкции статьи.
На основании изложенного и руководствуясь ст.29.9., ст.29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
постановил:
Садовое некоммерческое товарищество ... юридический и фактический адрес: <адрес>, признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в Новосибирский областной суд Новосибирской области в течение 10 дней со дня получения копии постановления.
Судья
Реквизиты для оплаты штрафа:
УФК по Новосибирской области (Прокуратура Новосибирской области)
ИНН 5406010055
КПП 540601001
ОКТМО 50701000
БИК банка 045004001
Расчетный счет 40101810900000010001
КБК 41511690010016000140