Дело № 12-52/2020
Р Е Ш Е Н И Е
18 мая 2020 года г. Нытва
Судья Нытвенского районного суда Пермского края Спиридонов Е.В., рассмотрев в судебном заседании при ведении протокола судебного заседания секретарем Баландиной Р.А. жалобу Ашихмина Владислава Юрьевича на постановление заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Пермскому краю – главного государственного ветеринарного инспектора от 24 сентября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л :
постановлением заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Пермскому краю – главного государственного ветеринарного инспектора от 24.09.2019 № АА 09-752-19 должностное лицо (генеральный директор) ООО «Маслозавод Нытвенский» Ашихмин В.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десяти тысяч) рублей.
Из постановления следует, что по результатам проведенной с 09.07.2019 по 02.08.2019 на основании приказа руководителя Управления Россельхознадзора по Пермскому краю № СЭД-01-15-708 от 28.06.2019 внеплановой выездной проверки в отношении ООО «Маслозавод Нытвенский» (г. Нытва, ул. Комарова, 37) установлены следующие нарушение Ашихминым В.Ю. требований технических регламентов:
- 10.07.2019 в 14:30 в складском помещении производственного цеха № 1 открывающиеся внешние окна не оборудованы защитными сетками; оборудование в цехе № 1 (упаковщик желтого цвета) имеет признаки коррозии, ржавчины, облупившейся краски, что не позволяет проводить должную мойку, очищение, дезинфекцию производственного оборудования; отходы в соответствии с категорией помещены в не промаркированные, не закрываемые емкости – нарушение подпункта 4 пункта 5 статьи 14, подпункта 2 пункта 1 статьи 15, пункта 3 статьи 16 Технического регламента Таможенного Союза «О безопасности пищевой продукции» ТР ТС 021/2011, утвержденного Решением Комиссии Таможенного Союза 09.12.2011 № 880,
- 02.08.2019 в 10:30 на предприятии отсутствует контроль входящего сырья по применяемым лекарственным препаратам для ветеринарного применения, что выразилось в том, что 10 из 30 поставщиков молокосырья предоставили списки лекарственных препаратов для ветеринарного применения – нарушение пункта 1 статьи 7 Технического регламента Таможенного Союза «О безопасности пищевой продукции» ТР ТС 021/2011; пунктов 12, 13 Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к проверкам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому контролю (надзору), утвержденных Решением комиссии Таможенного Союза 28.05.2010 № 299.
В жалобе Ашихмин В.Ю. просит об отмене постановления, прекращении производства по делу. В обоснование жалобы указывает на отсутствие состава административного правонарушения, поскольку материалы дела не содержат доказательств, что выпущенная ООО «Маслозавод Нытвенский» продукция является небезопасной, а также на отсутствие у органа Россельхознадзора полномочий на привлечение его к административной ответственности.
Ашихмин В.Ю., извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился. Его защитник Храмченкова В.Г., действующая на основании доверенности, доводы жалобы поддержала, дополнительно пояснив, что все выявленные при проверке нарушения, несмотря на несогласие с ними, были устранены.
Представитель Управления Россельхознадзора по Пермскому краю Хасимова А.Ш., действующая на основании доверенности, просила отказать в удовлетворении жалобы.
Заслушав защитника, представителя административного органа, изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Отношения в области обеспечения качества пищевых продуктов и их безопасности для здоровья человека регулируются Федеральным законом от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов».
Пунктом 1 статьи 20 названного Федерального закона предусмотрено, что при реализации пищевых продуктов, материалов и изделий граждане (в том числе индивидуальные предприниматели) и юридические лица обязаны соблюдать требования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ предназначенные для реализации пищевые продукты должны удовлетворять физиологические потребности человека в необходимых веществах и энергии, соответствовать обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, к допустимому содержанию химических (в том числе радиоактивных), биологических веществ и их соединений, микроорганизмов и других биологических организмов, представляющих опасность для здоровья нынешнего и будущих поколений.
Согласно пункту 5 статьи 15 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарно-эпидемиологические требования.
Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 880 утвержден Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» (далее - ТР ТС 021/2011), пунктом 2 части 1 статьи 1 которого установлены требования безопасности (включая санитарно-эпидемиологические, гигиенические и ветеринарные) к объектам технического регулирования.
В силу части 1 статьи 3 ТР ТС 021/2011 объектами технического регулирования являются: пищевая продукция (пункт 1); связанные с требованиями к пищевой продукции процессы производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации (пункт 2).
Как следует из пункта 1 статьи 5 ТР ТС 021/2011, пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при ее соответствии настоящему техническому регламенту, а также иным техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.
Согласно пункту 1 статьи 7 ТР ТС 021/2011 пищевая продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасной.
Статьей 14 ТР ТС 021/2011 установлены требования к организации производственных помещений, в которых осуществляется процесс производства (изготовления) пищевой продукции.
Так, в соответствии с подпунктом 4 пункта 5 статьи 14 ТР ТС 021/2011 части производственных помещений, в которых осуществляется производство (изготовление) пищевой продукции, должны соответствовать следующим требованиям: открывающиеся внешние окна (фрамуги) должны быть оборудованы легко снимаемыми для очищения защитными сетками от насекомых.
Статья 15 ТР ТС 021/2011 устанавливает требования к использованию технологического оборудования и инвентаря в процессе производства (изготовления) пищевой продукции.
Так, в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 15 ТР ТС 021/2011 в процессе производства (изготовления) пищевой продукции должны использоваться технологическое оборудование и инвентарь, контактирующие с пищевой продукцией, которые дают возможность производить их мойку и (или) очищение и дезинфекцию.
Статьей 16 ТР ТС 021/2011 установлены требования к условиям хранения и удаления отходов производства (изготовления) пищевой продукции.
Так, в соответствии пунктом 3 статьи 16 ТР ТС 021/2011 отходы в соответствии с категорией должны быть раздельно помещены в промаркированные, находящиеся в исправном состоянии и используемые исключительно для сбора и хранения таких отходов и мусора, закрываемые емкости.
Решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 № 299 «О применении санитарных мер в таможенном союзе» утверждены Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), устанавливающие гигиенические показатели и нормативы безопасности подконтрольной продукции (товаров), включенной в Единый перечень продукции (товаров), подлежащей государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Евразийского экономического союза.
Согласно пункту 12 названных Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований, для продовольственного сырья животного происхождения обязательна информация об использовании (или отсутствии такового) пестицидов для борьбы с эктопаразитами или заболеваниями животных и птицы, для обработки животноводческих и птицеводческих помещений, прудовых хозяйств и водоемов для воспроизводства рыбы, пчелиных семейств с указанием наименования пестицидов, а также ветеринарных препаратов, применяемых для целей откорма, лечения и профилактики заболеваний скота, птицы, рыб прудовой и садкового содержания и пчелиных семей с указанием наименования ветеринарных препаратов.
Ввоз и оборот продовольственного сырья растительного и животного происхождения, не имеющего информации о применении (или отсутствии такового) пестицидов и/или ветеринарных препаратов при его производстве, не допускается (пункт 13 Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований).
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, в соответствии с Поручением Правительства РФ от 03.04.2019 № АГ-П11-2558 в период с 09.07.2019 по 02.08.2019 отношении ООО «Маслозавод Нытвенский» проведена внеплановая выездная проверка с целью надзора за соблюдением требований законодательства Таможенного Союза, законодательства Российской Федерации в области ветеринарии.
В ходе проверки установлено, что ООО «Маслозавод Нытвенский», генеральным директором которого является Ашихмин В.Ю., осуществляет деятельность по производству молочных продуктов с нарушением требований пункта 1 статьи 7, подпункта 4 пункта 5 статьи 14, подпункта 2 пункта 1 статьи 15, пункта 3 статьи 16 Технического регламента Таможенного Союза «О безопасности пищевой продукции» ТР ТС 021/2011, а также пунктов 12, 13 Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к проверкам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому контролю (надзору), утвержденных Решением комиссии Таможенного Союза 28.05.2010 № 299.
Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в деле доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 29.08.2019; актом проверки № 09-19-23 от 02.08.2019 и фототаблицей к нему; предписанием об устранении нарушений технических регламентов от 02.08.2019; списком юридических лиц-поставщиков молочного сырья для ООО «Маслозавод Нытвенский»; информацией поставщиков молочного сырья о лекарственных препаратах для ветеринарного применения.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ должностное лицо административного пришло к обоснованному выводу о доказанности события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ и виновности генерального директора ООО «Маслозавод Нытвенский» Ашихмина В.Ю. в его совершении.
Доводы жалобы о том, что к возражениям на акт проверки Ашихминым В.Ю. надзорному органу была предоставлена информация в виде копий документов от каждого поставщика молочного сырья о применении (либо неприменении) ветеринарных препаратов, не свидетельствуют об отсутствии в действиях Ашихмина В.Ю. состава вмененного административного правонарушения.
Так, возражения на акт проверки были поданы Ашихминым В.Ю. 12.08.2019 (л.д. 32-39), то есть после окончания проверки ООО «Маслозавод Нытвенский». Административное правонарушение в указанной части выявлено 02.08.2019, на указанное время Ашихминым В.Ю. надзорному органу была представлена информация только от десяти из тридцати поставщиков молочного сырья об использовании ими лекарственных препаратов для ветеринарного применения, информация от остальных поставщиков отсутствовала, в связи с чем вывод должностного лица Управления Россельхознадзора по Пермскому краю о нарушении Ашихминым В.Ю. пунктов 12, 13 Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к проверкам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому контролю (надзору), утвержденных Решением комиссии Таможенного Союза 28.05.2010 № 299, является правильным.
Доводы жалобы о несогласии с нарушениями ТР ТС 021/2011, выявленными в цехе № 1, являются несостоятельными в силу следующего.
Складское помещение производственного цеха № 1, как следует из пояснения защитника, является помещением для хранения упаковочного материала. Отсутствие на открывающихся внешних окнах данного помещения защитных сеток от насекомых является нарушением подпункта 4 пункта 5 статьи 14 ТР ТС 021/2011, поскольку упаковочный материал предназначен для упаковки готовой пищевой продукции, следовательно, использование защитных сеток необходимо для предотвращения попадания насекомых в изготавливаемую ООО «Маслозавод Нытвенский» продукцию.
Ссылка защитника на отсутствие в обжалуемом постановлении указания на конкретное наименование оборудования, установленного в цехе № 1, которое имеет признаки коррозии, ржавчины, облупившейся краски, не свидетельствует об отсутствии в производственном помещении такого оборудования. Таким оборудованием является упаковщик желтого цвета, как следует из постановления и фототаблицы к акту проверки.
Согласно пункта 2 статьи 16 ТР ТС 021/2011 отходы, образующиеся в процессе производства (изготовления) пищевой продукции, делятся на категории:
а) отходы, состоящие из животных тканей;
б) отходы жизнедеятельности продуктивных животных;
в) иные отходы (твердые отходы, мусор).
Как следует из пояснений защитника, в процессе деятельности ООО «Маслозавод Нытвенский» образуются отходы, поименованный в подпункте «в» пункта 2 статьи 16 ТР ТС 021/2011. Следовательно, указанные отходы в силу пункта 3 статьи 16 ТР ТС 021/2011 должны быть помещены в промаркированные и закрываемые емкости. Указанное требование Ашихминым В.Ю. не было соблюдено, что следует из фототаблицы. Фотографии, доказывающие обратное, были представлены Ашихминым В.Ю. надзорному органу к возражениям 12.08.2019, в то время как административное правонарушение в указанной части выявлено 10.07.2019. Таким образом, вывод должностного лица Управления Россельхознадзора по Пермскому краю о нарушении Ашихминым В.Ю. пункта 3 статьи 16 ТР ТС 021/2011 является правильным.
Довод защитника об устранении выявленных в ходе проверки нарушений ТР ТС 021/2011 не влечет отмену постановления, так как не свидетельствует об отсутствии в действиях Ашихмина В.Ю. административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ. Данное обстоятельство может учитываться при назначении административного наказания.
Вина Ашихмина В.Ю. в совершении вмененного административного правонарушения установлена и выражается в неисполнении им своих служебных обязанностей как генеральным директором ООО «Маслозавод Нытвенский» по соблюдению требований технических регламентов в области безопасности пищевой продукции, что соответствует положениям статьи 2.4 КоАП РФ.
Не может быть признан состоятельным довод жалобы о вынесении обжалуемого постановления неуполномоченным должностным лицом.
В соответствии с частью 1 статьи 23.14 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 14.43 настоящего Кодекса, рассматривают органы, осуществляющие федеральный государственный ветеринарный надзор.
Как следует из пункта 2 части 2 статьи 23.14 КоАП РФ, рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, в пределах своих полномочий вправе главные государственные ветеринарные инспектора Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, их заместители.
В соответствии с пунктом 5.1.1 Положения о Федеральной службе
по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 327, Россельхознадзор осуществляет федеральный государственный ветеринарный надзор, включающий в том числе ветеринарный контроль в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации и (или) местах полного таможенного оформления, государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов, полномочия по осуществлению которого возложены Правительством Российской Федерации на Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору, требований безопасности кормовых добавок и кормов, изготовленных с использованием генно-инженерно-модифицированных организмов, а также государственный надзор в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами в пределах своей компетенции.
Таким образом, обжалуемое Ашихминым В.Ю. постановление вынесено заместителем руководителя Управления Россельхознадзора по Пермскому краю – главным государственным ветеринарным инспектором в пределах его компетенции.
Наказание Ашихмину В.Ю. назначено в пределах санкции части 1 статьи 14.43 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, фактических обстоятельств дела, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ.
Постановление о привлечении Ашихмина В.Ю. вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, для данной категории дел.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л :
постановление заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Пермскому краю – главного государственного ветеринарного инспектора от 24.09.2019 № АА 09-752-19 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Ашихмина Владислава Юрьевича оставить без изменения, его жалобу – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Нытвенский районный суд Пермского края в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Е.В. Спиридонов