Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-36903/2017 от 30.11.2017

Судья Иоффе Н.Е. №33а-36903/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда

в составе: председательствующего судьи Чиченевой Н.А.,

судей Найденовой Л.А., Редченко Е.В.,.,

при секретаре Капуста А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 04 декабря 2017 года апелляционную жалобу Бахметьевой Т. А. на решение Клинского городского суда Московской области от 21 ноября 2017 года по административному делу по административному иску Филиппова А. И. к Территориальной избирательной комиссии Клинского района Московской области, Бахметьевой Т. А. о признании незаконным и отмене решения Территориальной избирательной комиссии о регистрации Бахметьевой Т. А. кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Клин по одномандатному избирательному округу №11,

заслушав доклад судьи Найденовой Л.А.,

объяснения Бахметьевой Т.А., ее представителя - Котова А.Н., представителя Филиппова А.И. – Змеевой Н.Н., представителя ТИК Клинского района Московской области – Зиберева С.А.,

заключение прокурора Корнилова П.С.,

установила:

решением Территориальной избирательной комиссии (далее - ТИК) Клинского района Московской области от 02 октября 2017 года №2/29 назначены выборы депутатов Совета депутатов городского округа Клин первого созыва на 17 декабря 2017 года.

Решением ТИК Клинского района Московской области от 10 ноября 2017 года №23/41 зарегистрирована кандидатом в депутаты по одномандатному избирательному округу №11 Бахметьева Т.А., выдвинутая избирательным объединением «Региональное отделение в Московской области Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ РОСТА».

Зарегистрированный по тому же одномандатному избирательному округу кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Клин Филиппов А.И., выдвинутый избирательным объединением «Клинское районное отделение МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО ОТДЕЛЕНИЯ политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», обратился в Клинский городской суд Московской области с административным иском об отмене решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, просил признать незаконным и отменить решение ТИК Клинского района Московской области от 10 ноября 2017 года №23/41 «О регистрации кандидата Бахметьевой Татьяны Александровны, выдвинутой избирательным объединением «Региональное отделение в Московской области Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ РОСТА» по одномандатному избирательному округу №11.

В обоснование заявленных требований ссылался на то, что оспариваемое решение принято с нарушениями избирательного законодательства, каждое из которых является самостоятельным основанием для отказа в регистрации кандидата, а именно:

- в заявлении о согласии баллотироваться кандидата Бахметьевой Т.А. отсутствует однозначное обязательство в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата;

- имеются нарушения в оформлении сведений о размере и об источниках доходов, а также об имуществе, принадлежащем кандидату Бахметьевой Т.А. на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах, представленных в избирательную комиссию;

- Бахметьевой Т.А. представлено недостаточное количество подписей избирателей для регистрации кандидата.

Административный истец указывал, что незаконная регистрация Бахметьевой Т.А. кандидатом на выборах нарушает права кандидата Филиппова А.И. быть избранным на данных выборах при соблюдении принципа равенства избирательных прав и равенства статусов зарегистрированных кандидатов.

Решением Клинского городского суда Московской области от 21 ноября 2017 года административный иск Филиппова А.И. удовлетворен.

Суд признал незаконным и отменил решение ТИК Клинского района Московской области от 10 ноября 2017 года №23/41 о регистрации кандидата Бахметьевой Т.А., выдвинутой избирательным объединением «Региональное отделение в Московской области Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ РОСТА» кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Клин по одномандатному избирательному округу №11.

Не согласившись с выводами суда первой инстанции Бахметьева Т.А. подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Клинского городского суда Московской области от 21 ноября 2017 года как незаконное и необоснованное.

В судебном заседании апелляционной инстанции Бахметьева Т.А. и ее представитель Котов А.В. поддержали доводы апелляционной жалобы.

Представитель административного истца Филиппова А.И. - Змеева Н.Н. просила в удовлетворении апелляционной жалобы отказать. Административным истцом представлены письменные возражения на апелляционную жалобу.

Представитель административного ответчика – ТИК Клинского района - Зиберев С.А. полагал решение суда законным и обоснованным, в удовлетворении апелляционной жалобы просил отказать.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, заслушав заключение прокурора Корнилова П.С., полагавшего решение суда подлежащим отмене, обсудив доводы апелляционной жалобы судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

С административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу (часть 10 статьи 239 КАС РФ).

Согласно Конституции Российской Федерации свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа (статья 3 часть 3); граждане Российской Федерации участвуют в управлении делами как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 32 части 1 и 2); названные права в Российской Федерации как демократическом правовом государстве признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права на основе конституционных принципов равенства всех перед законом и судом, равноправия (статья 1 часть 1, статья 2, статья 17 часть 1, статья 19 части 1 и 2).

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определяются Федеральным законом Российской Федерации от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №67-ФЗ), который имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом (п.1, п. 2, п. 3 Федерального закона №67-ФЗ).

Гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов в Московской области, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов в Московской области установлены Законом Московской области от 04 июня 2013 года №46/2013-ОЗ «О муниципальных выборах в Московской области».

В соответствии с пунктом 1 статьи 75 Федерального закона N 67-ФЗ решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.

В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными законами, суд может отменить решение соответствующей комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об итогах голосования, о результатах выборов, референдума или иное решение комиссии (п. 5 статьи 75 Федерального закона №67-ФЗ).

Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

Положениями статей 33, 34, 37 и 38 Федерального закона N 67-ФЗ урегулирован порядок выдвижения и регистрации кандидатов, в том числе сбора подписей в поддержку выдвижения кандидата и представления избирательных документов для регистрации кандидата.

Согласно пункту 1 статьи 33 Федерального закона №67-ФЗ о выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке.

Соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности (пункт 2 статьи 33).

Вместе с заявлением в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к настоящему федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом (пункт 3 статьи 33).

В силу пункта 1 статьи 35.1 Федерального закона №67-ФЗ - поддержка выдвижения кандидата, списка кандидатов избирателями, наличие которой определяется по результатам выборов, указанным в настоящей статье, либо подтверждается необходимым числом подписей избирателей, является необходимым условием регистрации кандидата, списка кандидатов на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований.

Согласно пунктам 1, 1.2, 8 статьи 37 Федерального закона №67-ФЗ в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется законом.

Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, выдвинутых по единому избирательному округу, списков кандидатов, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, а для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, - 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не может составлять менее 10 подписей, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом, и случаев, предусмотренных пунктами 1.1 и 1.2 настоящей статьи.

Пунктом 11 статьи 37 Федерального закона №67-ФЗ установлено, что избиратель, участник референдума ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 настоящего Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя.

Пунктом 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ установлено, что основаниями отказа в регистрации кандидата являются, в том числе:

в.1) наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона;

д) недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.

Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов административного дела Бахметьевой Т.А. в избирательную комиссию представлены в том числе заявление о согласии баллотироваться от 14 октября 2017 года, сведения о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах по состоянию на 01 октября 2017 года.

Исследовав в судебном заседании указанные документы суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о несостоятельности доводов административного истца о том, что в заявлении о согласии баллотироваться отсутствует обязательство в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата, а также о том, что представленные сведения о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах не соответствуют установленной федеральным законом форме.

Суд первой инстанции считал установленным, что содержащееся в заявлении о согласии баллотироваться обязательство в пятидневный срок со дня извещения ее об избрании предоставить в избирательную комиссию копию приказа (иного документа) об освобождении ее от обязанностей, несовместимых со статусом депутата, либо копии документов, удостоверяющих подачу в установленный срок заявления об освобождении от указанных обязанностей, однозначно указывает на то, что Бахметьевой Т.А. подано письменное заявление с обязательством в случае ее избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата.

Проверив довод административного истца о допущенных Бахметьевой Т.А. нарушениях при оформлении сведений о размере и об источниках доходов, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах, - суд первой инстанции установил, что указанные сведения представлены по установленной федеральным законом форме, содержат собственноручную подпись Бахметьевой Т.А. В связи с отсутствием у кандидата Бахметьевой Т.А. недвижимого имущества, транспортных средств, иного имущества, в том числе акций, ценных бумаг, в соответствующих графах проставлен прочерк. Суд правомерно исходил из того, что проставленные прочерки не свидетельствуют о допущенном Бахметьевой Т.А. нарушении закона, поскольку прочерк свидетельствует об отсутствии названного имущества.

С учетом установленных обстоятельств суд первой инстанции доводы административного истца в части отсутствия в заявлении о согласии баллотироваться обязательства в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата, а также доводы о несоответствии сведений о доходах и имуществе установленной законом форме, - считал необоснованными и не влекущими признание регистрации незаконной.

Судебная коллегия находит указанные выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, которым судом дана оценка по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Доводы административного истца о том, что Бахметьевой Т.А. представлено недостаточное количество достоверных и действительных подписей, суд первой инстанции признал обоснованными, вследствие чего пришел к выводу о наличии оснований для отказа в регистрации кандидата Бахметьевой Т.А. на основании подпункта «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ.

Решением ТИК Клинского района от 10 октября 2017 года №7/31 определено количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, в том числе по избирательному округу №11 максимальное количество представляемых подписей – 40, количество подписей, необходимое для регистрации – 36.

Судом установлено, что Бахметьевой Т.А. представлены в ТИК подписные листы, содержащие 40 подписей избирателей в поддержку ее выдвижения.

Рабочей группой избирательной комиссии, проверившей 100% представленных подписей избирателей, были выявлены пять недействительных подписей из сорока представленных, оставшихся 35 подписей недостаточно для регистрации. В итоговом протоколе проверки подписных листов содержится предложение рабочей группы отказать в регистрации кандидату Бахметьевой Т.А.

Из представленной суду таблицы сведений, содержащихся в подписных листах с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата Бахметьевой Т.А., содержатся результаты проверки на соответствие подписей. В том числе в отношении подписи 3 в листе 7 (избиратель Колпаков С.А.) указано, что внесенный адрес не соответствует адресу по АСР, кв.3 – нет.

Представлено письмо ОВМ ОМВД России по Клинскому району руководителю рабочей группы по проверке подписных листов, из содержания которого следует, что в адресно-справочной картотеке ОВМ ОМВД России по Клинскому району содержится информация о том, что Колпаков С.А. зарегистрирован по месту жительства по адресу: Московская область, Клинский район, дер. Борозда, д. 27/1 с 01 июля 2000 года.

08 ноября 2017 года Бахметьева Т.А. подала в ТИК Клинского района возражение на решение рабочей группы по проверке подписных листов, в котором указала на то, что данные рабочей группы в отношении записи в листе 7 подпись 3, где по адресу: Московская область, Клинский район, д. Борозда, дом 27/1 кв. 3 отсутствует квартира, не соответствуют действительности, предоставила ксерокопию страницы паспорта избирателя Колпакова С.А. Просила считать подпись действительной.

Из представленной копии страницы паспорта Колпакова С.А. усматривается, что на странице 5 стоят два штампа о регистрации по месту жительства: от 01 июля 2000 года с указанным адресом регистрации по месту жительства «Московская область, Клинский район, дер. Борозда, д. 27/1» и от 08 мая 2007 года с указанным адресом регистрации по месту жительства «Московская область, Клинский район, дер. Борозда, д. 27/1 кв. 3».

Возражения рассмотрены на заседании ТИК 10 ноября 2017 года, избирательной комиссией принято решение о регистрации Бахметьевой Т.А. в качестве кандидата.

Суд первой инстанции, признавая обоснованными доводы административного истца о недостаточном количестве представленных Бахметьевой Т.А. подписей, считал, что указанные обстоятельства в отношении места жительства избирателя должны были стать основанием для отказа в регистрации кандидата Бахметьевой Т.А. на основании подпункта «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ. Зарегистрировав Бахметьеву Т.А. кандидатом по одномандатному округу №11 ТИК Клинского района, по мнению суда первой инстанции, нарушила права зарегистрированного кандидата в депутаты по тому же избирательному округу Филиппова А.И. быть избранным на выборах при соблюдении принципа равенства избирательных прав и равенства статусов зарегистрированных кандидатов.

Судебная коллегия полагает, что в данном случае судом первой инстанции нарушены нормы материального права, поскольку указанные выводы суда первой инстанции не соответствуют положениям пункта 11 статьи 37 Федерального закона №67-ФЗ.

Из представленных доказательств следует, что адрес места жительства избирателя указан в соответствии с записью в проставленном в паспорте штампа. Кроме того, указанный в подписном листе адрес избирателя Колпакова С.А. не препятствует его однозначному восприятию с учетом места жительства избирателя: Московская область, Клинский район, дер. Борозда, дом 27/1.

Нарушение или неправильное применение норм материального права в силу пункта 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке.

Учитывая установленные обстоятельства судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции отменить, постановить по данному делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия

определила:

решение Клинского городского суда Московской области от 21 ноября 2017 года отменить. Постановить по делу новое решение, которым в удовлетворении административного иска отказать.

Председательствующий

Судьи

33а-36903/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Филиппов А.И.
Клинская городская прокуратура
Ответчики
Территориальная избирательная комиссия Клинского района МО
Другие
Бахметьева Т.А.
Суд
Московский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--mo.sudrf.ru
04.12.2017Судебное заседание
12.12.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.12.2017Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее