судья: Кононова Ю.С. |
дело № 33а-5388/2019 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Симферополь 11 июля 2019 г.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе
председательствующего Хожаиновой О.В.,
судей Терентьевой Н.А., Шидаковой О.А.,
при секретаре Оплачко А.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Бубенёва Валерия Егоровича к начальнику Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым, Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым, заинтересованное лицо: Администрация города Ялта Республики Крым, о признании незаконным действий, возложении обязанности совершить определённые действия,
по апелляционной жалобе Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 24 декабря 2018 г., которым заявленные требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Хожаиновой О.В., объяснения административного истца Бубенёва В.Е., его представителя Голуб Г.А., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым
установила:
Бубенёв В.Е. обратился в Ялтинский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением к административным ответчикам, в котором просил признать незаконными действия Департамента имущественных и земельных отношений администрации г. Ялты Республики Крым по отказу и оставлению без рассмотрения по существу заявления Бубенёва В.Е. о заключении в порядке завершения оформления прав аренды земельного участка по адресу: <адрес>; возложить на Департамент имущественных и земельных отношений администрации г.Ялты Республики Крым принять заявление Бубенева В.Е. и в порядке завершения оформления прав на аренду земельного участка по адресу: <адрес>, заключить договор аренды.
Требования мотивированы тем, что 16 апреля 2018 г. Бубенёв В.Е. обратился в Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым с заявлением о заключении с ним договора аренды земельного участка, на основании решений Ялтинского городского совета от 27 октября 2004 г., 1 ноября 2005 г. и 19 февраля 2014 г. Между тем, 1 июля 2018 г. ему был дан ответ, в котором указано, что рассмотрение вопросов, связанных с переоформлением прав на земельные участки, приостановлено в связи с введением моратория Распоряжением Главы Республики Крым от 12 апреля 2017 г. № 180-рг. Бубенёв В.Е. 31 сентября 2018 г. повторно обратился в Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым с заявлением, который, по результатам рассмотрения заявления, направил ответ об отказе в заключении договора аренды земельного участка. Данный ответ мотивирован предоставлением недействующих решений органа местного самоуправления от 27 октября 2004 г. № 215 и от 1 ноября 2005 г. № 542. Административный истец считает, что данные действия со стороны Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым незаконны и нарушают его права.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 24 декабря 2018 г. административный иск Бубенёва В.Е. удовлетворён частично: признаны незаконными действия Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым, выраженные в письме № 03-17/965 об отказе в совершении действий по формированию земельного участка, переданного в аренду Бубенёву В.Е. на основании решений Ялтинского городского совета № 215 от 27 октября 2004 г., № 542 от 1 ноября 2005 г. и № 151 от 19 февраля 2014 г.; на Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым возложена обязанность в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда совершить необходимые действия по постановке на кадастровый учёт земельного участка, переданного в аренду Бубенёву В.Е. на основании решений Ялтинского городского совета № 215 от 27 октября 2004 г., № 542 от 01 ноября 2005 г. и № 151 от 19 февраля 2014 г. В остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с постановленным решением, Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым подал апелляционную жалобу, в которой просил отменить состоявшийся по делу судебный акт, постановить новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объёме.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что решение постановлено с нарушением норм материального права, при несоответствии выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела. Судом первой инстанции не принято во внимание, что обжалуемые действия административного ответчика являются законными, поскольку Бубенёвым В.Е. при обращении с заявлением о заключении договора аренды земельного участка были представлены недействующие решения органа местного самоуправления.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Бубенёв В.Е., его представитель Голуб Г.А. с доводами апелляционной жалобы не согласились, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции начальник Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым, представитель Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым, представитель Администрации города Ялта Республики Крым не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще, о причинах неявки суд не известили, ходатайств об отложении рассмотрения дела суду не предоставили.
Судебная коллегия, с учётом положений части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещённых лиц, участвующих в деле, по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих регламентировано главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что решением Ялтинского городского совета АР Крым от 27 октября 2004 г. № 215 утверждён проект землеустройства по отводу земельного участка Бубенёву В.Е. для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений по адресу: <адрес> (пункт 1), Бубенёву В.Е. передан в аренду земельный участок площадью 0,0206 га (кадастровый №), для строительства и обслуживания жилого дома (пункт 5).
Решением Ялтинского городского совета АР Крым от 1 ноября 2005 г. № 542 в вышеуказанный пункт решения были внесены изменения в части изложения пункта 5 в новой редакции, согласно которой Бубенёву В.Е. передан в аренду сроком на 49 лет земельный участок № 2, площадью 0,0206 га (кадастровый №) из земель Ялтинского городского совета «Иных предприятий, учреждений, организаций» (строка 3.17, шифр 58 формы 6-зем.), в том числе по угодьям: «застроенные земли, используемые в коммерческих целях (гр 34, 42 формы 6-зем. (код по УКЦИЗ – 1.8 «Для индивидуального жилищного, гаражного и дачного строительства») для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) по адресу: <адрес>, на землях Ялтинского городского совета.
Решением Ялтинского городского совета АР Крым от 19 февраля 2014 г. № 151 в решение от 1 ноября 2005 г. № 542 внесены изменения в части уточнения ограничений и состава угодий земельного участка, переданного Бубенёву В.Е. в аренду, а именно из земель Ялтинского городского совета «Участки для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебные участки)» (строка 2.4, шифр 22) по угодьям : 0,0206 га – «застроенные земли», в том числе «под жилой одно- и двухэтажной застройкой» (графы34, 35) для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок участок) по адресу: <адрес>, на землях Ялтинского городского совета; соблюдения требования ограничения – соблюдения красных линий на земельном участке, площадью 0,0206 га.
23 апреля 2018 г. Бубенёв В.Е. обратился в Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым с заявлением (вх. 03-17/325), в котором указал, что решением органа местного самоуправления от 27 октября 2004 г. в редакции решения от 19 февраля 2014 г. ему в долгосрочную аренду сроком на 49 лет передан земельный участок, площадью 0,0206 га, для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) по адресу: <адрес>, что согласно постановлению Совета министров Республики Крым от 11 августа 2014 г. № 264 подтверждает наличие у него ранее возникшего права на объект недвижимости. Вместе с тем, кадастровый номер земельному участку не присвоен. Поскольку собственником земельного участка является Администрация города Ялта Республики Крым, Бубенёв В.Е. просил подать в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым заявление о постановке на государственный кадастровый учёт ранее учтённого земельного участка, указанного выше.
15 мая 2018 г. по результатам рассмотрения данного заявления Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым направил административному истцу ответ № 03-18/325, в котором указал, что все действия, связанные с завершением оформления прав на земельные участки приостановлены до истечения срока действия моратория, установленного распоряжением Главы Республики Крым от 12 апреля 2017 года № 180-рг, в связи с чем, Бубенёву В.Е. рекомендовано обратиться в Департамент после 1 июня 2018 г.
3 сентября 2018 г. Бубенёв В.Е. направил в Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым повторное заявление (вх. 03-17/965), в котором указал аналогичные обстоятельства, изложенные в заявлении от 23 апреля 2018 г. вх. № 03-17/325, и просил, с целью последующего обращения в Администрацию города Ялта Республики Крым о предоставлении ему земельного участка в долгосрочную аренду, подать заявление в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о постановке земельного участка на государственный кадастровый учёт как ранее учтённого.
В письме от 10 сентября 2018 г. № 03-17/965 Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым, со ссылками на положения статей 39.1, 39.6, 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации, Закон Республики Крым от 15 января 2015 г. № 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений», Постановление Совета министров Республики Крым от 2 сентября 2014 г. № 313 «Об утверждении Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым», указал Бубенёву В.Е. о том, что решения Ялтинского городского совета от 27 октября 2004 г. № 215, от 1 ноября 2005 г. № 542 являются недействующими.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришёл к выводу о незаконности оспариваемых административным истцом действий Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым, поскольку заявление Бубенёва В.Е. от 31 августа 2018 г., полученное административным ответчиком 5 сентября 2018г., о постановке на кадастровый учёт земельного участка не было рассмотрено, Департаментом имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым по существу в установленные законом сроки, каких-либо действий по постановке на кадастровый учёт переданного административному истцу в аренду земельного участка не предпринято. При этом, суд первой инстанции исходил из того, что Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым является лицом, уполномоченным на обращение в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учёта земельного участка, на приобретение которого в аренду претендует Бубенёв В.Е. на основании решений Ялтинского городского совета, вынесенных до 18 марта 2014 г.
С указанными выводами судебная коллегия соглашается в силу следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 10, пунктом 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) установлено, что особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, а также отношений в сфере кадастрового учёта недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере, до 1 января 2019 года.
Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учёта недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым установлены Законом Республики Крым от 31 июля 2014 г. № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений, далее - Закон № 38-ЗРК), Законом Республики Крым от 15 января 2015 г. № 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений, далее Закон № 66-ЗРК).
Согласно части 9 статьи 3 Закона № 38-ЗРК право аренды земельного участка, право залога земельного участка, право пользования чужим земельным участком (сервитут), возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона, соответствуют праву аренды, залога и сервитуту, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 8 Закона № 38-ЗРК перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, устанавливается нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.
Таким нормативным правовым актом является постановление Совета министров Республики Крым от 11 августа 2014 г. № 264 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации» (далее Перечень).
Согласно подпункту 15 пункта 1 Перечня документами, подтверждающими наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимыми для государственной регистрации, являются изданные (выданные) в установленном порядке на территории Республики Крым до 16 марта 2014 года решение о передаче (предоставлении) земельного участка в собственность (пользование, в том числе аренду).
Согласно части 7 стати 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учёт недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершённого строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землёй, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определённой вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учёт).
В силу части 1 статьи 15 указанного Федерального закона при осуществлении государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учёт и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника земельного участка либо лица, которому земельный участок предоставлен для строительства на ином праве, - при государственном кадастровом учёте и государственной регистрации прав на созданные или создаваемые ими на таком земельном участке здание, сооружение, объект незавершённого строительства, единый недвижимый комплекс (пункт 1).
Постановлением Совета министров Республики Крым от 1 сентября 2014 № 301 утверждён Порядок включения в государственный кадастр недвижимости сведений и содержащих такие сведения документов об объектах недвижимости, расположенных на территории Республики Крым (далее Порядок).
Согласно пункту 4 Порядка источниками для включения в государственный кадастр недвижимости сведений и содержащих такие сведения документов о ранее учтённых объектах недвижимости являются составленные в соответствии с действовавшими до вступления в силу Федерального конституционного закона требованиями:
- документы, подтверждающие государственную регистрацию земельных участков, техническую инвентаризацию объектов технического учёта, государственную регистрацию прав на ранее учтённые объекты недвижимости, осуществлённые до вступления в силу Федерального конституционного закона (в том числе государственные акты, поземельные книги, технические паспорта объектов технического учёта, регистрационные дела), хранящиеся в архивах органа кадастрового учёта, организаций технической инвентаризации, а в случае передачи указанных архивов в ведение иных органов (организаций) - хранящиеся в архивах соответствующих органов (организаций) (далее - учётные документы);
- документы, устанавливающие или подтверждающие в соответствии с законодательством, действовавшим на территории Республики Крым до вступления в силу Федерального конституционного закона, права на ранее учтённые объекты недвижимости, перечень которых утверждается нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым в соответствии с частью 4 статьи 8 Закона об особенностях регулирования (далее - правоустанавливающие документы).
Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия, регулируются Федеральным законам от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (статья 1).
Согласно статьи 5 названного Федерального закона при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на: получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги (пункт 1); получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме (пункт 2).
В силу статьи 14 Федеральным законам от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги предусматривает: результат предоставления государственной или муниципальной услуги (пункт 3); исчерпывающий перечень оснований для отказа в приёме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги (пункт 7); исчерпывающий перечень оснований для приостановления предоставления государственной или муниципальной услуги или отказа в предоставлении государственной или муниципальной услуги (пункт 8).
Как уже указывалось, Бубенёв В.Е. дважды обращался в Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым с заявлениями (вх. № 03-17/325 от 23 апреля 2018 г. и вх. № 03-17/965 от 5 сентября 2018 г.) об обращении в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым заявлением о постановке на государственный кадастровый учёт ранее учтённого земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, поскольку собственником земельного участка является Администрация города Ялта Республики Крым.
При этом, как следует из материалов дела, заявления административного истца были приняты к рассмотрению Департаментом имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым, однако по существу рассмотрены не были.
Каких-либо оснований для отказа в приёме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, по основаниям их несоответствия к форме и перечню приложенных документов, административным ответчиком не приведено.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что не принятие Департаментом имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым мер к постановке на кадастровый учёт земельного участка препятствует административному истцу обратиться за предоставлением такого земельного участка в аренду, в порядке завершения оформления своих прав и оформить договор аренды земельного участка.
Также суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требования о признании незаконным отказа в заключении договора аренды и понуждении ответчика заключить такой договор ввиду их преждевременности, поскольку земельный участок в установленном порядке не сформирован, административный истец с соблюдением требований к содержанию и перечню документов, установленных пунктом 7 Постановления Совета Министров Республики Крым № 313 от 2 сентября 2014 г. к административному ответчику не обращался.
В связи с изложенным, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным по делу доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального и процессуального права.
По сути, доводы апелляционной жалобы о нарушении норм материального права направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств. Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм права у судебной коллегии не имеется, так как выводы суда первой инстанции мотивированы, полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, требованиям закона.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.
Ввиду изложенного, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 24 декабря 2018г. по административному делу № 2а-3519/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий О.В. Хожаинова
Судьи Н.А. Терентьева
О.А. Шидакова