Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-106/2014 ~ М-1/2014 от 09.01.2014

Дело № 2-106/2014

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пос.Ола                                5 февраля 2014 года

    Ольский районный суд Магаданской области

в составе: председательствующего судьи Ярославцевой Е.Н.,

при секретаре Соколовой Л.Ю.,

с участием помощника прокурора Ольского района Довгань Я.Ф.,

представителя заинтересованного лица - Собрания представителей муниципального образования «Ольский район» Заварухиной Ю.А., действующей на основании доверенности от 24.01.2014 года,

представителя заинтересованного лица - Управления образования муниципального образования «Ольский район» Ершовой С.И., действующей на основании доверенности № 264 от 12.02.2013 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ольского районного суда гражданское дело по заявлению прокурора Ольского района Магаданской области к органу местного самоуправления - Собранию представителей муниципального образования «Ольский район» о признании решения Собрания представителей муниципального образования «Ольский район» от 06.05.2013г. № 129-РН «О реализации отдельных государственных полномочий Магаданской области, переданных органам местного самоуправления муниципального образования «Ольский район» недействующим и неподлежащим применению,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Ольского района обратился в суд с заявлением о признании решения Собрания представителей муниципального образования «Ольский район» от 06.05.2013г. № 129-РН «О реализации отдельных государственных полномочий Магаданской области, переданных органам местного самоуправления муниципального образования «Ольский район» недействующим и неподлежащим применению, указав в обоснование заявленных требований следующее. Оспариваемым Решением установлено, что реализация отдельных государственных полномочий Магаданской области, переданных органам местного самоуправления муниципального образования «Ольский район», осуществляется органами местного самоуправления - Управлением образования муниципального образования «Ольский район» и Комитетом по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Ольский район». Полагая, что данное Решение не соответствует требованиям ст.ст.7, 19, 34, 35 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», просил признать не действующим и не подлежащим применению вышеуказанное Решение.

Определением от 13.01.2014г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Ольский район», а также Управление образования муниципального образования «Ольский район».

В судебном заседании участвующий в деле прокурор настаивал на заявленных требованиях, обосновав доводами, изложенными в заявлении. Просил признать недействующим и неподлежащим применению решение Собрания представителей муниципального образования «Ольский район» от 06.05.2013г. № 129-РН «О реализации отдельных государственных полномочий Магаданской области, переданных органам местного самоуправления муниципального образования «Ольский район»», со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель заинтересованного лица - Собрания представителей муниципального образования «Ольский район» Заварухина Ю.А. в судебном заседании с требованиями прокурора не согласилась, пояснив следующее. В муниципальном образовании «Ольский район» помимо представительного органа, главы муниципального образования, местной администрации и контрольно-счетного органа образованы в соответствии с действующим законодательством дополнительно два органа местного самоуправления района, обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, а именно Управление образования и Комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Ольский район». Органы местного самоуправления осуществляют отдельные государственные полномочия в случае наделения их данными полномочиями федеральным или региональным законодательством.

Полагает, что в силу определения именно в Уставе муниципального образования полномочий, вопросов организации и деятельности органов местного самоуправления, а также отсутствия на законодательном уровне запрета на принятие решений представительным органом по вопросам реализации переданных государственных полномочий, именно муниципалитет имеет право на муниципальном уровне определять наименование органа местного самоуправления, осуществляющего переданные федеральным либо региональным законодательством отдельные государственные полномочия, в том числе государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан.

Считает, что данное Решение соответствует действующему законодательству, а именно Федеральному закону от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Уставу муниципального образования «Ольский район».

Представитель заинтересованного лица - Управления образования муниципального образования «Ольский район» Ершова С.И. с требованиями прокурора не согласилась по основаниям, изложенным представителем Собрания представителей муниципального образования «Ольский район». Пояснила, что признание решения Собрания представителей муниципального образования «Ольский район» от 06.05.2013 года недействующим и неподлежащим применению повлечет значительные последствия для их деятельности.

Представитель заинтересованного лица - Комитета по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Ольский район», извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. Представили отзыв на заявление прокурора Ольского района, согласно которому за период действия обжалуемого решения у Комитета по управлению муниципальным имуществом и Управления образования муниципального образования «Ольский район» сложилась стабильная практика по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений, отмена которой повлечет нарушение порядка реализации обязанности государства по поддержке указанной категории граждан, нарушение прав данной категории граждан. Просили рассмотреть дело по заявлению прокурора Ольского района в отсутствие представителя КУМИ МО «Ольский район».

В связи с чем, суд, учитывая мнение лиц, участвующих в деле, руководствуясь ч.5 ст.167, ч.2 ст.252 ГПК РФ, пришел к выводу о рассмотрении дела в отсутствие представителя заинтересованного лица - КУМИ МО «Ольский район».

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч.1 ст. 251 ГПК РФ, полномочий, предоставленных Федеральным законом от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе оспорить в суде нормативный правовой акт в порядке, предусмотренном гл.24 ГПК РФ.

В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Согласно п.п. 9, 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Согласно ч.4 ст.7 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В силу ст.ст.1, 2 Закона Магаданской области от 22.06.2007г. № 875-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Магаданской области по обеспечению отдельных категорий граждан жилыми помещениями» органы местного самоуправления муниципального образования «Ольский район» наделены государственными полномочиями Магаданской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, а также по заключению договоров найма специализированного жилого помещения на новый пятилетний срок (по решению органа опеки и попечительства по месту жительства) и договоров социального найма с указанными лицами в отношении тех же жилых помещений при соблюдении условий, установленных федеральным и областным законодательством.

Судом установлено и следует из материалов дела, что 06.05.2013г. Собранием представителей муниципального образования «Ольский район» принято Решение № 129-РН «О реализации отдельных государственных полномочий Магаданской области, переданных органам местного самоуправления муниципального образования «Ольский район» (далее Решение от 06.05.2013г.), которое опубликовано в издании «Рассвет Севера», № 24, от 14.06.2013г.

Вышеуказанным Решением установлено, что реализация отдельных государственных полномочий Магаданской области, переданных органам местного самоуправления муниципального образования «Ольский район» (далее - государственные полномочия), осуществляется следующими органами местного самоуправления:

1.1. Управлением образования муниципального образования «Ольский район» - в отношении государственных полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству над несовершеннолетними.

В целях реализации указанных государственных полномочий Магаданской области, Управление образования муниципального образования «Ольский район» наделяется статусом органа опеки и попечительства.

1.2. Управлением образования муниципального образования «Ольский район» - в отношении государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, а также по заключению договоров найма специализированного жилого помещения на новый пятилетний срок (по решению органа опеки и попечительства по месту жительства) и договоров социального найма с указанными лицами в отношении тех же жилых помещений при соблюдении условий, установленных федеральным и областным законодательством (в части формирования списков детей сирот по месту жительства в пределах муниципального образования «Ольский район», организации работы по установлению факта невозможности проживания детей-сирот в ранее занимаемых жилых площадях; организации работы по выявлению обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам содействия в преодолении трудовой жизненной ситуации).

1.3. Комитетом по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Ольский район» - в отношении государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями граждан, указанных в подпункте 1.2 настоящего Решения (в части осуществления формирования специализированного жилищного фонда муниципального образования «Ольский район» путем приобретения в собственность муниципального образования «Ольский район» жилых помещений на первичном или вторичном рынке у физических и юридических лиц, с использованием безналичной формы оплаты, в пределах лимитов доведенных бюджетных обязательств; предоставления жилых помещений указанным категориям граждан по договорам социального найма).

В соответствии с ч.1 ст.34 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно ч.1 ст.19 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации (ч.3 ст.19 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ).

В соответствии с ч.1 ст.37 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, наделяется уставом муниципального образования местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования).

Таким образом, осуществление отдельных государственных полномочий, в случае их передачи органам местного самоуправления федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации, отнесено к компетенции администрации муниципального образования.

При этом Закон Магаданской области от 17.12.2007 года № 942-ОЗ, наделяя органы местного самоуправления городского округа и муниципальных районов государственными полномочиями Магаданской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, установленными Законом Магаданской области «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Магаданской области», не предусматривает возможность наделения данными полномочиями иных органов местного самоуправления.

Вопреки доводам представителей заинтересованных лиц, не содержит таких положений Закон Магаданской области от 22.06.2007г. № 875-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Магаданской области по обеспечению отдельных категорий граждан жилыми помещениями», а также Постановление администрации Магаданской области от 11.02.2013г. № 99-па «Об отдельных мерах по реализации положений статьи 2 Закона Магаданской области «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Магаданской области».

Полномочия органов опеки и попечительства над несовершеннолетними лицами в Магаданской области закреплены ст.4 Закона Магаданской области от 14.12.2010г. № 1342-ОЗ «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Магаданской области».

Данные полномочия не отнесены к вопросам местного значения, предусмотренным ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ.

Приведенные положения федерального законодательства и законодательства Магаданской области не учтены представительным органом муниципального образования «Ольский район» при вынесении Решения № 129-РН и наделении Управления образования и Комитета по управлению муниципальным имуществом полномочиями по реализации отдельных государственных полномочий Магаданской области.

Доводы Собрания представителей муниципального образования «Ольский район» об отсутствии запрета на принятие решений представительным органом по вопросам реализации отдельных государственных полномочий признаются несостоятельными, поскольку в соответствии со ст.35 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ, ст.ст.28, 29 Устава муниципального образования «Ольский район», вопросы реализации отдельных государственных полномочий Магаданской области, переданных органам местного самоуправления муниципального образования «Ольский район», не относятся к компетенции Собрания представителей муниципального образования «Ольский район».

Таким образом, Решение Собрания представителей муниципального образования «Ольский район» от 06.05.2013г. № 129-РН противоречит требованиям Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ.

На основании изложенного, суд находит требования прокурора в указанной части подлежащими удовлетворению.

Разрешая вопрос о времени, с которого оспариваемый нормативный правовой акт подлежит признанию недействующим и не подлежащим применению, суд приходит к выводу о признании его недействующим со дня вступления решения в законную силу, поскольку нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования прокурора Ольского района Магаданской области удовлетворить.

    Признать недействующим и не подлежащим применению решение Собрания представителей муниципального образования «Ольский район» от 06.05.2013г. № 129-РН «О реализации отдельных государственных полномочий Магаданской области, переданных органам местного самоуправления муниципального образования «Ольский район», со дня вступления решения суда в законную силу.

         По вступлении решения в законную силу, направить выписку из решения для опубликования в газете «Рассвет Севера».

Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Ольский районный суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня, следующего за днем изготовления мотивированного решения.

Установить день изготовления мотивированного решения – 10 февраля 2014 года.

Судья                    подпись        Е.Н.Ярославцева

Копия верна: судья                        Е.Н.Ярославцева

2-106/2014 ~ М-1/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Ольского района
Другие
Собрание представителей МО "Ольский район"
Управление образования МО "Ольский район"
КУМИ муниципального образования "Ольский район"
Суд
Ольский районный суд Магаданской области
Судья
Е.Н. Ярославцева
Дело на сайте суда
olskiy--mag.sudrf.ru
09.01.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.01.2014Передача материалов судье
13.01.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.01.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.01.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.01.2014Судебное заседание
05.02.2014Судебное заседание
10.02.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.02.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.03.2014Дело оформлено
10.04.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее