Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 марта 2011г. г.Смоленск
Ленинский районный суд г. Смоленска
В составе:
Председательствующего (судьи): Кудряшова А.В.
При секретаре: Барашковой В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Александрова А.Н. к Департаменту имущественных и земельных отношений <данные изъяты> области о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства,
у с т а н о в и л :
Александров А.Н. обратился в суд с указанным выше иском к Департаменту имущественных и земельных отношений <данные изъяты> области, указав, что в соответствии с Законом Смоленской области от 10.06.03 года №23-з, как инвалид, имеет право на однократное получение в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства и с этой целью в октябре 2010г. обратился с соответствующим заявлением к ответчику, в котором поставил вопрос о предоставлении участка земли напротив домов №№<данные изъяты> по ул.<данные изъяты> г.<данные изъяты>, однако в этом ему было необоснованного отказано ввиду того, что последний расположен в границах территории объектов культурного наследия федерального значения «Руины Борисоглебского монастыря: церковь Бориса и Глеба, галерея, трапезная, ограда», «Культурный слой города», что, по мнению истца, не соответствует действительности.
Александров А.Н. и его представитель Александров В.А. в судебном заседании поддержали заявленные исковые требования в полном объеме.
Представитель Департамента имущественных и земельных отношений <данные изъяты> области Герасименко В.А. иск не признал. Не оспаривая того обстоятельства, что испрашиваемый истцом земельный участок не входит в границы территории объекта культурного наследия «Руины Борисоглебского монастыря: церковь Бориса и Глеба, галерея, трапезная, ограда», указал на его частичное расположение в пределах территории объекта археологического наследия «Культурный слой города», что исключает возможность удовлетворения иска.
Представитель третьего лица - Департамента <данные изъяты> области по культуре Демьянов Н.Д., возражая против удовлетворения иска, поддержал доводы представителя ответчика.
Третьи лица - Администрация г.<данные изъяты>, СОГУК «Центр по охране и использованию памятников истории и культуры г.<данные изъяты>», надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд не направили, возражений на иск не представили.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно п.2 ст.28 ЗК РФ предоставление земельных участков в собственность граждан бесплатно может осуществляться, в частности, в случаях, предусмотренных законами субъекта РФ.
Законом Смоленской области от 10.06.03 года №23-з «О предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно» предусмотрено бесплатное предоставление инвалидам, проживающим на территории Смоленской области, для индивидуального жилищного строительства земельных участков, находящихся в государственной собственности Смоленской области, муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (п.1 ч.1 ст.1 Закона).
По правилам ст.99 ЗК РФ земли объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия, относятся к землям историко-культурного назначения и используются строго в соответствии с их целевым назначением. Изменение целевого назначения этих земель и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются.
По делу установлено, что проживающий на территории <данные изъяты> области Александров А.Н., являясь инвалидом первой группы, ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением и необходимыми документами в Департамент имущественных и земельных отношений <данные изъяты> области о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства напротив домов №№<данные изъяты> по ул.<данные изъяты> г.<данные изъяты> в соответствии с представленной схемой места его расположения (л.д.8-10, 12, 37-38).
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в удовлетворении его просьбы со ссылкой на то, что испрашиваемый им земельный участок расположен в границах территории объектов культурного наследия федерального значения «Руины Борисоглебского монастыря: церковь Бориса и Глеба, галерея, трапезная, ограда», «Культурный слой города», включенных Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 декабря 1974г. №624 в список памятников культуры, подлежащих охране как памятники государственного значения, отнесен к землям, ограниченным в обороте, а потому не подлежит передаче в частную собственность (л.д.11, 26, 39, 42).
Вместе с тем, как следует из письменных отношений Управления архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ на момент обращения Александрова к ответчику с упомянутым выше заявлением названный земельный участок был расположен в территориальной зоне Ж1 - жилая зона (Усадебная застройка и застройка блокированными домами с приквартирными участками), в которой согласно градостроительному регламенту земельного участка разрешалось ведение индивидуального жилищного строительства, и в составе соответствующей территории не был изъят в соответствии с решением органа местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного оборота (л.д.18-23, 35, 49).
В ходе исследования в судебном заседании картографической документации, включая Генеральный план города <данные изъяты>, представители Департамента имущественных и земельных отношений <данные изъяты> области и Департамента <данные изъяты> области по культуре согласились с тем, что испрашиваемый истцом участок земли не входит в границы территории объекта культурного наследия «Руины Борисоглебского монастыря: церковь Бориса и Глеба, галерея, трапезная, ограда» (признав, тем самым, недостоверность представленных СОГУК «Центр по охране и использованию памятников истории и культуры» картографических материалов - л.д.70-71), однако отметили, что он частично располагается в пределах территории объекта археологического наследия «Культурный слой города» (л.д.40-41, 52-57, 65-69, 77-78). На эти же обстоятельства указано в письменном отношении Управления архитектуры и градостроительства Администрации г.<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.58).
В силу п.4 ст.28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию участков; резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Кроме того, не допускается и отказ в предоставлении в собственность участков, ограниченных в обороте, если федеральным законом разрешено их предоставлять в собственность.
Из имеющихся в деле письменных доказательств следует, что на момент обращения истца (в октябре 2010г.) к ответчику с указанным выше заявлением предполагаемый им к предоставлению земельный участок был свободен от прав третьих лиц и объективных препятствий для его формирования не имелось, как не имелось и предусмотренных п.4 ст.28 ЗК РФ ограничений, позволяющих отказать ему в предоставлении участка земли в испрашиваемом месте.
Ранее своим правом на реализацию льгот, установленных Законом Смоленской области от 10.06.03г. №23-з, Александров не воспользовался.
С учетом изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований и возлагает на ответчика обязанность по бесплатному предоставлению Александрову в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельного участка площадью 1800,0 кв.м. напротив домов №№<данные изъяты> по ул.<данные изъяты> г.<данные изъяты> с проведением за счет истца работ по формированию данного земельного участка.
При этом, то обстоятельство, что испрашиваемый Александровым земельный участок частично располагается в пределах территории объекта археологического наследия «Культурный слой города» на права истца в отношении возможности представления этого участка не влияет.
Федеральный закон от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» не запрещает нахождение земельных участков, занятых объектами археологического наследия, в собственности граждан. Сами объекты археологического наследия могут находиться только в государственной собственности, но, как указано в п.2 ст.35, п.2 ст.49 данного Закона, объект археологического наследия и земельный участок, в пределах которого он располагается, находятся в гражданском обороте раздельно, а осуществление на территории памятника культурного наследия хозяйственной деятельности возможно, если эта деятельность не нарушает целостности памятника и не создает угрозы его повреждения, разрушения или уничтожения.
Доказательства того, что памятник археологии «Культурный слой» и испрашиваемый истцом земельный участок, расположенный в соответствующей части в пределах территории указанного памятника археологии, представляют собой единый объект, при котором раздельное использование земельного участка для малоэтажного индивидуального жилищного строительства и расположенного в его составе объекта археологического наследия невозможно, в материалах дела отсутствуют. При этом в судебном заседании Александров согласился с доводами представителя Департамента <данные изъяты> области по культуре о том, что в целях обеспечения сохранности культурного слоя производство любых земляных работ на испрашиваемом им участке должно производиться по согласованию с государственными органами охраны культурного наследия.
Кроме того, судом принимается во внимание и то, что земельный участок, о предоставлении которого просит истец, расположен в пределах территории объекта археологического наследия «Культурный слой города» только частично; представленная им схема расположения участка носит предварительный характер и может быть уточнена (скорректирована) при формировании участка в рамках исполнения решения суда.
То обстоятельство, что после отказа Департаментом имущественных и земельных отношений <данные изъяты> области в предоставлении истцу спорного земельного участка решением Смоленского городского Совета от 09.11.2010г. №193 в Правила землепользования и застройки г.Смоленска, утв. решением Смоленского городского Совета от 28.02.2007г. были внесены изменения, согласно которым испрашиваемый Александровым земельный участок располагается в территориальной зоне Р2 - зона парков, скверов, набережных, ботанического сада (л.д.24, 28-29, 59), безусловным основанием для признания заявленных исковых требований не подлежащими удовлетворению служить не может.
Принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, включая право на получение в частную собственность земли (ч.1 ст.36 Конституции РФ), предполагают, по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость нормотворческой политики в данной сфере, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, т.е. в неизменности приобретенных прав и действенности их государственной защиты.
Как уже отмечалось, на момент обращения Александрова с заявлением о представлении в собственность земельного участка испрашиваемый им участок земли находился в территориальной зоне Ж1, предусматривающей возможность использования земли для индивидуального жилищного строительства. Однако упомянутым решением представительного органа местного самоуправления соответствующая территориальная зона изменена на Р2, которая не предполагает использования земельных участков в этих целях. Таким образом, неправомерный отказ ответчика в предоставлении истцу земельного участка с учетом внесенных в Правила землепользования и застройки г.<данные изъяты> изменений фактически лишает его права на реализацию гарантированных законом прав, что, очевидно, не отвечает упомянутым выше конституционным принципам.
В этом случае, придание обратной силы названным изменениям (распространение их действия на спорные правоотношения, возникшие до даты опубликования упомянутого решения), ухудшающим положение Александрова и означающее, по существу, отмену для него права на получение в собственность земельного участка в конкретном месте, приобретенного в соответствии с ранее действовавшими Правилами землепользования и застройки г.<данные изъяты> и реализуемого в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации. В этом смысле, изменение территориальной зоны, в которой расположен испрашиваемой истцом земельный участок, при установлении судом вины ответчика в нарушении его прав, допущенном до внесения изменений в указанные Правила, не должно препятствовать восстановлению этих прав в рамках судебного разбирательства.
Иных убедительных и неоспоримых доказательств невозможности предоставления Александрову земельного участка для индивидуального жилищного строительства именно испрашиваемого размера и именно в указанном им месте, ответчиком суду не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать Департамент имущественных и земельных отношений <данные изъяты> области в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предоставить Александрова А.Н. в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельный участок площадью 1800,0 кв.м. напротив домов №№<данные изъяты> по ул.<данные изъяты> г.<данные изъяты> с проведением за счет Александрова А.Н. работ по формированию данного земельного участка.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение 10 дней.
Председательствующий А.В.Кудряшов