Судебный акт #1 (Решение) по делу № 21-85/2021 от 22.04.2021

№ 21-85/2021

РЕШЕНИЕ

13 мая 2021 года г. Горно-Алтайск

Судья Верховного Суда Республики Алтай Антух Б.Е., рассмотрев жалобу директора ООО «ГОЛД-СК» Назарова Б.Г. на постановление главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Республике Алтай, государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Алтайскому краю, Кемеровской области и Республике Алтай от 03 декабря 2020 года и решение судьи Турочакского районного суда Республики Алтай от 03 марта 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ в отношении общества с ограниченной ответственностью «ГОЛД-СК»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Республике Алтай, государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Алтайскому краю, Кемеровской области и Республике Алтай Смехновой С.Н. от 3 декабря 2020 года юридическое лицо – общество с ограниченной ответственностью «ГОЛД-СК» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Решением судьи Турочакского районного суда Республики Алтай от 03 марта 2021 года указанное постановление должностного лица изменено, административное наказание заменено на предупреждение, в остальной части постановление оставлено без изменения.

Директор ООО «ГОЛД-СК» Назаров Б.Г. обратился в Верховный Суд Республики Алтай с жалобой, в которой просит указанные постановление должностного лица и решение судьи отменить, производство по делу прекратить. Жалоба мотивирована тем, что в отношении ООО «ГОЛД-СК», относящегося к субъектам малого предпринимательства незаконно проведена внеплановая выездная проверка. Поручение Заместителя Председателя Правительства РФ В.В. Абрамченко от 18 августа 2020 года , которое было положено в основу проведенной внеплановой проверки, не содержит сведений о проведении выездной внеплановой проверки в отношении конкретного лица – ООО «ГОЛД-СК», представленное приложение является приложением к распоряжению Росприроднадзора от 25 августа 2020 года , который не уполномочен организовывать внеплановые выездные проверки на основании Постановления Правительства №438 от 03 апреля 2020 года.

ООО «ГОЛД-СК», будучи извещенное о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание представителя не направило, при таких обстоятельствах, с учетом положений ч.2 ст.25.1 КоАП РФ, считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие его представителя.

Проверив доводы жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к следующим выводам.

В силу статьи 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

В соответствии с п. 1 ст. 73 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Необходимость данной подготовки связана, в частности, с возложенной на данных субъектов обязанностью по осуществлению производственного экологического контроля.

Исходя из смысла ст. 73 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" требование о наличии у руководителей организаций и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, является безальтернативным условием и распространяется как на руководителей организации так и на ее соответствующих специалистов, не подменяя указанных лиц друг другом.

В соответствии с частью 1 статьи 67 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля (ч.2 ст.67 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Согласно ч.7 ст.67 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны представлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и в сроки, которые определены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Как усматривается из материалов дела, основным видом деятельности ООО «ГОЛД-СК» является добыча руд и песков драгоценных металлов (золота, серебра и металлов платиновой группы).

ООО «ГОЛД-СК» поставлен на государственный учет объект по добыче руд и песков драгоценных металлов (золота), расположенный по адресу: <адрес>, код объекта , II категория негативного воздействия, значительный риск.

На основании приказа руководителя Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора от 10 сентября 2020 года «О проведении внеплановой выездной проверки юридического лица» в период с 16.09.2020 года по 13.10.2020 года, на предприятии 30.09.2020 года Управлением проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО «ГОЛД-СК», по результатам которой выявлены нарушения требований ч.1 ст.73, ч.ч.1,2,7 ст.67 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", выразившиеся в том, что директор Общества и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, не имеют подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, отсутствует Программа производственного экологического контроля, не представлен отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и в сроки, которые определены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Результаты проверки отражены в Акте от 13 октября 2020 года. По факту выявленного нарушения в отношении ООО «ГОЛД-СК» 18 ноября 2020 года составлен протокол об административном правонарушении и 03 декабря 2020 года вынесено постановление о привлечении ООО «ГОЛД-СК» к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ.

Действия общества, выразившиеся в нарушении требований в области обращения с отходами квалифицированы по ст. 8.1 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами.

При этом каких-либо объективных данных, свидетельствующих об отсутствии у ООО «ГОЛД-СК» возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, а равно принятие всех мер, направленных на предупреждение совершения административного правонарушения, материалы дела не содержат.

Доводы жалобы о том, что результаты проверки не могут являться доказательствами нарушения Обществом требований лицензионных требований при осуществлении недропользования, поскольку внеплановая проверка в отношении Общества как субъекта малого и среднего предпринимательства назначена и проведена с нарушением установленных законом требований и не соответствует положениям пп. «в» п. 1 Постановления Правительства РФ от 03 апреля 2020 года № 438, подлежат отклонению.

Порядок организации и проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля регламентирован Федеральным законом от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона № 294-ФЗ предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

Основанием для проведения внеплановой проверки в силу п. 3 ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ является приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03 апреля 2020 года № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», на положения которого в обоснование своих доводов ссылается заявитель, в 2020 году в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со ст. 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, а также в отношении некоммерческих организаций, среднесписочная численность работников которых за 2019 год не превышает 200 человек, за исключением политических партий и некоммерческих организаций, включенных в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, проводятся только, в том числе: в) внеплановые проверки, проводимые на основании поручения Президента Российской Федерации, поручения Правительства Российской Федерации с указанием конкретного юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя, требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям (п. 1 Постановления № 438).

Из материалов дела следует, что Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Абрамченко В.В. от 18 августа 2020 года , поручено провести внеплановые выездные проверки, проведение которых необходимо в 2020 году в отношении недропользователей, согласно прилагаемому перечню.

Согласно приложению N1 к распоряжению, ООО «ГОЛД-СК» включено в перечень юридических лиц, подлежащих проверке (пункт 73).

Во исполнение указанного поручения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования руководителям территориальных органов Росприроднадзора 25.08.2020 направлено поручение об организации и проведении проверок территориальными органами Росприроднадзора.

Из вышеизложенного следует, что настоящая проверка проводилась на основании приказа Южно-Сибирского межрегионального Управления Росприроднадзора от 10 сентября 2020 года изданного на основании поручения ЗаместителяПредседателяПравительстваРФ В.В.Абрамченко от18.08.2020 , в соответствии с Распоряжением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 25.08.2020

Соответственно не имеется оснований считать, что административным органом допущены нарушения положений постановления Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2020 года № 438, влекущие недействительность результатов проверки.

При вышеизложенных обстоятельствах полагаю, что порядок организации и проведения проверки, установленный Федеральным законом № 294-ФЗ административным органом соблюден.

В целом доводы жалобы сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки нижестоящей судебной инстанцией, они не опровергают наличие в действиях ООО «ГОЛД-СК» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность судебного постановления.

Несогласие заявителя с данной судебной оценкой обстоятельств дела и представленных в материалы дела доказательств, не свидетельствует об ошибочности сделанных по делу выводов и незаконности вынесенного судебного постановления.

Порядок и срок давности привлечения ООО «ГОЛД-СК» к административной ответственности не нарушены, административное наказание назначено с учетом установленных по делу обстоятельств, в пределах санкции ст. 8.1 КоАП РФ.

Таким образом нарушений норм материального и процессуального права, позволяющих рассматривать состоявшееся по делу акты как незаконные и необоснованные, не установлено, в связи с чем, оснований для их отмены или изменения, в том числе по доводам жалобы, не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Республике Алтай, государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Алтайскому краю, Кемеровской области и Республике Алтай от 03 декабря 2020 года и решение судьи Турочакского районного суда Республики Алтай от 03 марта 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ в отношении общества с ограниченной ответственностью «ГОЛД-СК» оставить без изменения, жалобу директора ООО «ГОЛД-СК» Назарова Б.Г. – без удовлетворения.

Судья Верховного Суда

Республики Алтай Б.Е. Антух

21-85/2021

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
ООО "ГОЛД-СК"
Суд
Верховный Суд Республики Алтай
Судья
Антух Борис Евстафьевич
Статьи

ст.8.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
vs--ralt.sudrf.ru
23.04.2021Материалы переданы в производство судье
13.05.2021Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее