РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 ноября 2018 года г.о. Самара
Советский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Чемерисовой О.В.
при секретаре Черновой Е.О.
с участием старшего помощника прокурора Советского района г. Самары Гридневой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному исковому заявлению прокурора Советского района г. Самара к Есипову М.А. о прекращении права управления транспортным средством,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Советского района г.Самары, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Есипову М.А. о прекращении действия права на управление транспортными средствами.
В обосновании заявленных требований указал, что прокуратурой Советского района г.Самары проведена проверка соблюдения требований ФЗ №196-ФЗ от 10.12.1995г. «О безопасности дорожного движения» на предмет законности управления транспортными средствами Есиповым М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоящего на учете в Самарском областном наркологическом диспансере. В ходе проверки установлено, что у Есипова М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеется действующее водительское удостоверение на право управления транспортными средствами серии <данные изъяты>, выданное ДД.ММ.ГГГГ РЭО ГИБДД У МВД России по г. Самаре. Согласно сведениям <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ № Есипов М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на диспансерном наблюдении в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ с диагнозом <данные изъяты>», на учет поставлен на основании акта № от ДД.ММ.ГГГГ. На момент последнего посещения в ДД.ММ.ГГГГ наблюдаемая ремиссия 9 месяцев. В настоящее время Есипов М.А. имеет противопоказания к управлению автотранспортным средством. Считает, что установление у гражданина наличия прямого противопоказания к управлению транспортными средствами, свидетельствует о наличии непосредственной угрозы для безопасности дорожного движения, пресечение которой необходимо для реализации основных принципов Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движения. Управление транспортными средствами лицами, имеющими ограничения к водительской деятельности, создает реальную угрозу безопасности дорожного движения, может привести к дорожно-транспортным происшествиям, причинить вред жизни и здоровью граждан, имущественный ущерб неопределенному кругу лиц.
Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, истец просит суд прекратить право на управление транспортными средствами в отношении Есипова М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающего по адресу: <адрес>. Обязать ОГИБДД УМВД России по г.Самаре изъять у Есипова М.А. действующее водительское удостоверение <данные изъяты> выданное ДД.ММ.ГГГГ РЭО ГИБДД У МВД России по г. Самаре.
В судебном заседании помощник прокурора Советского района г.Самары Гриднева Н.В. административное исковое заявление поддержала, просила его удовлетворить по изложенным в нем основаниям, пояснила, что прокуратурой Советского района г. Самары была проведена проверка, в ходе которой было выявлено, что Есипов М.А. состоит на учете в наркологическом диспансере с ДД.ММ.ГГГГ с диагнозом <данные изъяты>. Согласно информации с наркологического диспансера от ДД.ММ.ГГГГ, Есипов М.А. имеет медицинские противопоказания к управлению транспортным средством. Поскольку он состоит на учете в наркологическом диспансере, не имеет стойкой ремиссии, он не может управлять транспортным средством, согласно законодательству и правилам дорожного движения.
Административный ответчик Есипов М.А. в судебном заседании административные исковые требования не признал в полном объеме, просил суд не лишать его права управлять транспортными средствами, поскольку он работает на автомобиле, пояснил, что не отрицает, что состоит на учете в наркологическом диспансере, на сегодняшний день с учета он не снят. Он узнал, что его снимут с учета только в <данные изъяты>. Заключения медиков о том, что у него есть стойкая ремиссия, у него нет. Доказательств того, что у него отсутствуют противопоказания к управлению транспортным средством, у него нет.
Представитель заинтересованного лица – Управления ГИБДД ГУ МВД России по Самарской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Представитель заинтересованного лица - ГБУЗ «Самарский областной наркологический диспансер» в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, причина неявки суду не известна.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в Вене 8 ноября 1968 года, установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами, и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
Статьей 55 Конституции Российской Федерации установлено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст. 39 КАС прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Прокуратурой Советского района г.Самары проведена проверка соблюдения требований Федерального закона №196-ФЗ от 10.12.1995 г. «О безопасности дорожного движения» на предмет законности управления гражданами транспортными средствами.
В соответствии со ст. 2 и ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" участником дорожного движения является лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения, в том числе, в качестве водителя транспортного средства. Одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения является соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Согласно ст. 24 ФЗ "О безопасности дорожного движения" права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров РФ. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения. Участники дорожного движения обязаны выполнять требования настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии с ч. 1 ст. 23 ФЗ "О безопасности дорожного движения" медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается, в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности. Периодичность обязательных медицинских освидетельствований, порядок их проведения, перечень медицинских противопоказаний, при которых гражданину Российской Федерации запрещается управлять транспортными средствами, а также порядок организации медицинской помощи пострадавшим в ДТП устанавливаются федеральным законом.
Обязательное медицинское освидетельствование проводится в медицинских организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, имеющих лицензию на медицинскую деятельность по оказанию соответствующих услуг (выполнению работ).
Обследование врачом-психиатром, врачом психиатром-наркологом осуществляется в специализированных медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения по месту жительства либо месту пребывания водителя транспортного средства (кандидата в водители транспортного средства).
По результатам обязательного медицинского освидетельствования медицинскими организациями выдается медицинское заключение о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.
Согласно ст. 23.1 медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством.
Перечни медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 №1604 утвержден перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, согласно которому психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (коды заболевания по МКБ-10: F10 - F16, F18, F19) являются противопоказанием к управлению транспортным средством до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением).
Пунктом 1 ст. 28 ФЗ "О безопасности дорожного движения" предусмотрены следующие основания прекращения действия права на управление транспортными средствами: истечение установленного срока действия водительского удостоверения; ухудшение здоровья водителя, препятствующее безопасному управлению транспортными средствами, подтвержденное медицинским заключением; лишение права на управление транспортными средствами. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения (п. 2 ст. 24 ФЗ "О безопасности дорожного движения").
Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 35 Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2014 №1097, российское национальное или международное водительское удостоверение считается недействительным и подлежит аннулированию, в том числе, в случае, если подтверждено наличие у водителя транспортного средства медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством.
Согласно п. 27 указанных Правил Российское национальное водительское удостоверение выдается на 10 лет, если иное не предусмотрено федеральными законами.
По сообщению РЭО ГИБДД УМВД России по г. Самаре, у Есипова М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеется действующее водительское удостоверение на право управления транспортными средствами серии <данные изъяты>, выданное ДД.ММ.ГГГГ РЭО ГИБДД У МВД России по г. Самаре.
Согласно сведениям ГБУЗ «Самарский областной наркологический диспансер», от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ Есипов М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на диспансерном наблюдением в Самарском областной наркологическом диспансере с ДД.ММ.ГГГГ с диагнозом <данные изъяты> на учет поставлен на основании акта № от ДД.ММ.ГГГГ. На момент последнего посещения в <данные изъяты> наблюдаема ремиссия 9 месяцев.
По информации ГБУЗ «Самарский областной наркологический диспансер» № от ДД.ММ.ГГГГ, в настоящее время Есипов М.А. имеет медицинское противопоказание к управлению транспортным средством.
Согласно п.2.7 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 20 от 21.01.2013 года, водителю запрещается управлять транспортным средством в болезненном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения.
Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.1993 г. N 377 определены медицинские психиатрические противопоказания для водителей транспортных средств.
Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным вышеуказанным Постановлением, установлено, что противопоказаниями к управлению транспортными средствами являются хронические и затяжные психические расстройства с тяжелым стойким или часто обостряющимися болезненными проявлениями (выражение формы пограничных психических расстройств рассматриваются в каждом случае индивидуально), а дополнительными противопоказаниями являются алкоголизм, наркомания, токсикомания.
Согласно Приказу Министерства здравоохранения СССР от 12 сентября 1988 года N 704 "О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией" диспансерному учету и динамическому наблюдению в амбулаторных наркологических учреждениях (подразделениях) подлежат все лица, которым установлены диагнозы: хронический алкоголизм, наркомания, токсикомания.
Диспансерное наблюдение может устанавливаться независимо от согласия лица, страдающего хроническим алкоголизмом, и предполагает наблюдение за психическим состоянием лица путем регулярных осмотров врачом-наркологом и оказание необходимой медицинской и социальной помощи. Решение о необходимости диспансерного наблюдения и его прекращении принимается комиссией врачей-психиатров, назначаемой администрацией медицинского учреждения, оказывающего помощь.
При решении вопросов, касающихся прекращения права управления транспортными средствами у лиц, имеющих водительское удостоверение и страдающих наркоманией, токсикоманией или алкоголизмом, необходимо выяснять наличие у данных лиц состояния ремиссии или стойкой ремиссии. Стойкая ремиссия - это выздоровление.
В соответствии с Приложением к Приказу Министерства здравоохранения СССР N 704 от 12.09.1988 г. "О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями", срок стойкой ремиссии устанавливается для больных хроническим алкоголизмом - 3 года, больных наркоманией и токсикоманией - 5 лет.
Согласно инструкции о порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском употреблении наркотических и других одурманивающих средств без клинических проявлений заболевания, утвержденной Приказом Минздрава СССР № 704 от 12.09.1988 « О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями», для больных наркоманией и токсикоманией установлен пятилетний срок диспансерного учета при условии выполнения больным всех назначений лечащего врача, соблюдения сроков явок в наркологическое учреждение не реже 1 раза в месяц, и наступления после лечения стойкой, объективно подтвержденной ремиссии.
Снятие с такого учета возможно при наличии стойкой ремиссии (выздоровления) и производится на основании заключения ВКК учреждения, в котором наблюдается больной.
Таким образом, необходимым условием для снятия с учета является наличие стойкой ремиссии.
Судом установлено, что на момент последнего посещения Есиповым М.А. ГБУЗ «Самарский областной наркологический диспансер» наблюдается ремиссия 9 месяцев. С динамического учета Есипов М.А. не снят.
Согласно информации ГБУЗ «Самарский областной наркологический диспансер» в настоящее время Есипов М.А. имеет медицинское противопоказание к управлению транспортным средством.
Таким образом, в настоящее время у Есипова М.А. подтверждено наличие медицинского противопоказания к управлению транспортным средством.
Ответчиком не представлено доказательств прохождения специального лечения после постановки на учет, наличия стойкой ремиссии, значительного улучшения состояния здоровья, что препятствует безопасному управлению им транспортными средствами, поскольку по медицинским показаниям при наличии диагноза «<данные изъяты> Соответствующее заключение врачей о данных обстоятельствах, административным ответчиком не представлено.
В соответствии со ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам.
Таким образом, судом установлено наличие прямого противопоказания к управлению транспортными средствами, что безусловно свидетельствует о наличии непосредственной угрозы для безопасности дорожного движения, пресечение которой необходимо для реализации основных принципов Федерального закона "О безопасности дорожного движения", и направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты из прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движения.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что управление транспортными средствами ответчиком, имеющим ограничения к водительской деятельности, создает реальную угрозу безопасности дорожного движения, может привести к дорожно-транспортным происшествиям, причинить вред жизни и здоровью граждан, а также имущественный ущерб неопределенному кругу лиц.
Продолжение действия права управления ответчиком транспортными средствами противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения, в связи с чем, подлежит прекращению действие права на управление транспортными средствами водительского удостоверения ответчика.
В виду наличия у административного ответчика заболевания, являющегося противопоказанием к управлению транспортными средствами, на Отдел ГИБДД Управления МВД России по Самарской области возлагается обязанность изъять у ответчика водительское удостоверение.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета (ч.1 ст. 114 КАС РФ).
Таким образом, с Есипова М.А. в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.
На основании изложенного, руководствуюсь ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Советского района г.Самара к Есипову М.А. о прекращении права управления транспортным средством- удовлетворить.
Прекратить действие права на управление транспортными средствами Есипова М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающего по адресу: <адрес>.
Обязать ОГИБДД У МВД России по г. Самаре изъять Есипова М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения – водительское удостоверение серии <данные изъяты> выданного ДД.ММ.ГГГГ со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Есипова М.А. в доход местного бюджета госпошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Советский районный суд г.Самара в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме
Решение суда в окончательной форме изготовлено 12.11.2018г.
Судья: О.В. Чемерисова