Решение по делу № 33а-6639/2019 от 30.05.2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья Ярушина А.А.

Дело № 33-6639

Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе

председательствующего судьи Кустовой И.Ю.,

судей Поповой Н.В., Никитиной Т.А.,

при секретаре Емельяновой А.С.,

рассмотрев 08 июля 2019 года в открытом судебном заседании г. Перми дело по апелляционной жалобе администрации Суксунского муниципального района Пермского края на решение Суксунского районного суда Пермского края от 09 апреля 2019 года, которым постановлено:

Признать действия Администрации, изложенные в письме комитета имущественных отношений администрации Суксунского муниципального района Пермского края от 20 ноября 2018 года № ** незаконными, нарушающими права, свободы и законные интересы Колчанова Ивана Александровича.

Признать незаконным распоряжение комитета имущественных отношений администрации Суксунского муниципального района Пермского края № ** от 20 ноября 2018 года «О предварительном согласовании предоставления земельного участка главе крестьянского (фермерского) хозяйства Дементьеву С.Н.».

Обязать администрацию Суксунского муниципального района Пермского края в лице комитета имущественных отношений устранить допущенные нарушения путем повторного рассмотрения заявления Колчанова Ивана Александровича о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, сроком на 20 лет, общей площадью 2500 кв.м, кадастровый номер **, разрешенное использование – личное подсобное хозяйство, категория земель-земли населенных пунктов, местоположение: ****, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с администрации Суксунского муниципального района Пермского края в пользу Колчанова И.А. государственную пошлину в сумме 300 рублей.

Заслушав доклад судьи Поповой Н.В., объяснения представителя административного истца, изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Колчанов И.А. обратился в суд с административным иском к администрации Суксунского муниципального района Пермского края о признании незаконными действий по отклонению заявления на участие в аукционе, признании незаконным и подлежащим отмене распоряжения комитета имущественных отношений администрации Суксунского муниципального района Пермского края № 421 от 20.11.2018 «О предварительном согласовании предоставления земельного участка главе крестьянского (фермерского) хозяйства Дементьеву С.Н.», возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца путем проведения нового аукциона на право заключения договора аренды земельного участка.

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе администрация Суксунского муниципального района Пермского края просит решение суда отменить в связи с неправильным применением норм материального права. Указывает, что истец Колчанов И.А. не является главой или членом КФХ и не планирует создавать КФХ в будущем, следовательно, не имеет право на получение спорного земельного участка в особом порядке, и проведение торгов не требуется. У Колчанова И.А. отсутствует заинтересованность в использовании земельных участков по целевому назначению. Колчановым И.А. подано несколько заявлений о предоставлении земельных участков и о намерении участвовать в аукционе на территории Суксунского муниципального района, при этом каких-либо документов свидетельствующих о ведении им фермерского хозяйства не представлено. При установлении способа подачи документов учитывалась вероятность подачи заявлений лицами незаинтересованными в приобретении земельных участков и ведения фермерского хозяйства, что могло привести к дополнительным расходам по формированию земельного участка и проведения аукциона как такового. В случае, если на аренду земельного участка сельскохозяйственного назначения одновременно претендуют специальный субъект, отвечающий требованиям Закона № 74-ФЗ и обычный субъект предпринимательской деятельности, то право аренды необходимо передать специальному субъекту без торгов, аналогичная позиция высказана в определении ВАС РФ от 18.07.2011 № ВАС-6.

Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к отмене решения суда не усматривает.

Из материалов дела следует, что глава КФХ Дементьев С.Н. обратился в комитет имущественных отношений администрации Суксунского муниципального района с заявлением от 09.10.2018 о предварительном согласовании предоставления земельного участка на праве аренды общей площадью 2500 кв.м, разрешенное использование - личное подсобное хозяйство, категория земель - земли населенных пунктов, месторасположение: ****

К данному заявлению приложены лист записи ЕГРИП от 06.04.2017 в отношении крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого является Дементьев С.Н., сведения из ЕГРИП в отношении крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого является Дементьев С.Н. по состоянию на 08.10.2018.

Комитетом имущественных отношений администрации Суксунского муниципального района (далее комитет) в районной газете «Новая жизнь» от 18.10.2018 № 62(12727) опубликовано уведомление, согласно которому комитет на основании п.п. 1 п. 1 ст. 39.18. Земельного Кодекса РФ извещает крестьянские (фермерские) хозяйства о предоставлении в аренду сроком на 20 лет земельного участка общей площадью 2500 кв.м, территориальная зона-Ж2 (зона застройки малоэтажными жилыми домами), разрешенное использование - личное подсобное хозяйство, категория земель - земли населенных пунктов, месторасположение: ****, кадастровый номер **. Крестьянские (фермерские) хозяйства, заинтересованные в предоставлении земельного участка для вышеуказанных целей, вправе подать заявления о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка с 18.10.2018 по 16.11.2019.

Колчанов И.А. обратился в комитет с заявлением от 15.11.2018 о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, указанного в уведомлении и опубликованного в районной газете «Новая жизнь» от 18.10.2018 № 62 (12727).

Письмом комитета от 16.11.2018 Колчанов И.А. уведомлен о необходимости предоставления документов, подтверждающих его статус главы КФХ либо члена КФХ, до 17 час. 00мин. 16.11.2018 по местному времени.

Согласно справке, полученной в общедоступном режиме на официальной сайте ФНС России в сети «Интернет», по сведениям ЕГРИП по состоянию на 16.11.2018, указанное в запросе № ** физическое лицо с ИНН ** не является индивидуальным предпринимателем.

Письмом комитета от 20.11.2018 № 1045 заявление Колчанова И.А. о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка общей площадью 2500 кв.м, разрешенное использование - личное подсобное хозяйство, категория земель - земли населенных пунктов, месторасположение: ****, отклонено по причине непредставления документов, подтверждающих регистрацию в качестве КФХ или члена КФХ.

Разрешая спор, суд руководствовался положениями ст. 39.18 Земельного кодекса РФ и пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований.

При этом суд исходил из того, что независимо от статуса лица, обратившегося с заявлением о предварительном согласовании земельного участка (глава крестьянского (фермерского) хозяйства либо гражданин), органом местного самоуправления не может быть ограничен круг лиц, имеющих право подавать заявления о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка.

Поскольку основанием отклонения заявления Колчанова И.А. послужило непредставление документов о наличии у него статуса главы КФХ либо его члена, то оспариваемые ответ ответчика от 20.11.2018 № 1045, и как следствие, распоряжение от 20.11.2018 № 421, противоречат закону.

Оснований не согласиться с указанным выводом судебная коллегия не усматривает.

Довод жалобы о том, что в соответствии со ст. 39.18 ЗК РФ предоставление земельных участков осуществляется гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам, а не одновременно гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам, основан на ошибочном толковании закона.

Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности регламентированы ст. 39.18 Земельного кодекса РФ.

В соответствии с ч. 4 статьи 39.18 Земельного кодекса РФ граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.

Из буквального толкования указанной нормы следует, что Земельный кодекс РФ не только не ограничивает, но и прямо предусматривает право граждан на участие в аукционах на право заключения договоров аренды земельных участков для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.

Кроме этого, согласно п. 9 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ аукцион является открытым по составу участников, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 10 настоящей статьи.

Пунктом 10 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ установлено, что участниками аукциона, проводимого в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 39.18 настоящего Кодекса, могут являться только граждане или в случае предоставления земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности - граждане и крестьянские (фермерские) хозяйства.

Из указанных положений в их совокупности следует, что лицами, которые заинтересованы в получении земельного участка в собственность или в аренду для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, являются граждане и крестьянские (фермерские) хозяйства.

Довод жалобы о том, что Колчанов И.А. не является главой или членом КФХ и не планирует создавать КФХ в будущем, следовательно, не имеет право на получение спорного земельного участка в особом порядке, также несостоятелен.

Из материалов дела следует, что основанием отклонения заявления истца о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, послужило не представление документов о наличии у Колчанова И.А. статуса главы КФХ либо его члена, что не соответствует указанным нормам.

Законом не установлен перечень дополнительных документов, которые должны представить граждане и крестьянские (фермерские) хозяйства для участия в аукционе, равно как, и не установлены обязательные критерии, на основании которых уполномоченный орган вправе определять наличие либо отсутствие заинтересованности вышеуказанных категорий на участие в аукционе на приобретение прав на земельный участок.

Уведомление Комитета имущественных отношений Администрации Суксунского муниципального района о предоставлении земельного участка в рамках п.п. 1 п. 1 ст.39.18 Земельного кодекса РФ также не содержит требований о предоставлении каких-либо пояснений о цели предоставления земельного участка, равно как и документов, подтверждающих, что граждане, подавшие заявление, совершают конкретные действия по созданию крестьянского (фермерского) хозяйства.

Доводы жалобы в части необоснованного признания судом незаконным распоряжение Комитета имущественных отношений Администрации Суксунского муниципального района № 421 от 20.11.2018 «О предварительном согласовании предоставления земельного участка главе крестьянского (фермерского) хозяйства Дементьеву С.Н.», являются несостоятельными.

Из оспариваемого распоряжения следует, что административным ответчиком предварительно согласовано предоставление земельного участка главе крестьянского (фермерского) хозяйства Дементьеву С.Н. на основании его заявления и в соответствии с положениями п.п. 2 п. 5 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ.

Согласно п.п. 2 п. 5 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ, если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган принимает решение о предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", и направляет указанное решение заявителю.

Поскольку при принятии оспариваемого распоряжения административный ответчик исходил из отсутствия иных заявок о намерении участвовать в аукционе, учитывая незаконность отклонения заявки Колчанова И.А. о намерении участвовать в аукционе, оспариваемое распоряжение № 421 от 20.11.2018 не может быть признано законным.

Доводы апелляционной жалобы были предметом судебного разбирательства, получили надлежащую правовую оценку, изменение которой судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст. 309 КАС Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Суксунского районного суда Пермского края от 09 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Суксунского муниципального района Пермского края - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33а-6639/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
КОЛЧАНОВ ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ
Ответчики
Комитет имущественных отношений администрации Суксунского муниципального района
Другие
Дементьев Сергей Николаевич
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Попова Надежда Васильевна
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
29.01.2020Судебное заседание
29.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.01.2020Передано в экспедицию
27.08.2020Судебное заседание
27.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.08.2020Передано в экспедицию
08.07.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее