дело № 2- 1108/2017
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Енисейск 08 декабря 2017 г.
Енисейский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Ларионовой Н.М.
при секретаре Уфимцевой О.Я.
с участием представителя истца КГКУ «ЦЗН г. Енисейска» - Алимовой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Краевого государственного казенного учреждения «Центр занятости населения города Енисейска» к Бондареву ФИО7 о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Обратившись в суд с указанным иском, Краевое государственное казенное учреждение «Центр занятости населения города Енисейска» (далее – КГКУ «ЦЗН г. Енисейска») просит взыскать с Бондарева Е.А. денежные средства в размере
76440 рублей, предоставленные ему по договору «О предоставлении единовременной финансовой помощи» № 12 от 09 июня 2017 года за счёт средств краевого бюджета, для организации предпринимательской деятельности в виде «организация производства искусственного камня в г. Енисейске».
Требования мотивированы тем, что указанная финансовая помощь предоставлена ответчику в соответствии с «Порядком, условиями и размером предоставления единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства гражданам, признанным в установленном порядке безработными и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению краевых государственных учреждений службызанятости населения, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации, перечня расходов, на финансирование которых предоставляется единовременная финансовая помощь, порядка подтверждения получателем единовременной помощи исполнения условий ее предоставления и целевого использования средств единовременной финансовой помощи, порядка возврата средств единовременной финансовой помощи в случае нарушения условий, установленных при ее предоставлении», утвержденным Постановлением Правительства Красноярского края от 30.08.2012 г. № 429-п.
В соответствии с п. 2.1.4 договора № 12 от 09.06.2017 года «О предоставлении единовременной финансовой помощи», заключенного с Бондаревым Е.А., не позднее 90 календарных дней с момента перечисления единовременной финансовой помощи на лицевой счет гражданина, гражданину необходимо представить в Центр занятости населения копии документов, подтверждающих целевое расходование единовременной финансовой помощи (договор, кассовый чек и копия кассового чека, счет-фактура, платежное поручение, товарная (товарно-транспортная) накладная, акт приема-передачи выполненных работ (оказанных услуг), расписка о передаче денежных средств, квитанция к приходному кассовому ордеру и (или) квитанция-бланк строгой отчетности и товарный чек, договор аренды (купли-продажи), копия свидетельства о государственной регистрации права собственности, акт приема-передачи нежилого помещения, строительная смета, путевой лист, расчет стоимости перевозки).
Специалисты центра занятости неоднократно звонили ответчику, чтобы предупредить о том, что срок предоставления отчетных документов истекает ДД.ММ.ГГГГ, на что он уверенно отвечал, что документы буду предоставлены в срок. ДД.ММ.ГГГГ специалист снова звонил ответчику, но номер телефона был недоступен. ДД.ММ.ГГГГ специалисты центра занятости организовали посещение Бондарева Е.А. по адресу:
<адрес>, но встретиться с ответчиком не удалось, калитка была заперта, на стук никто не отвечал.
Заказным письмом ему было направлено уведомление «О возврате единовременной финансовой помощи», согласно которого ответчик должен добровольно вернуть финансовые средства в течение 30 календарных дней с момента получения уведомления, в противном случае они будут взысканы в судебном порядке. Однако ответчик отчетные документы не предоставил, денежные средства не возвратил.
В соответствии с п.п. «б» п.3.1 договора № 12 от 09.06.2017 года «О предоставлении единовременной финансовой помощи» гражданин обязуется возвратить сумму единовременной финансовой помощи в краевой бюджет в случае невыполнения обязанности по предоставлению документов, подтверждающих целевое использование единовременной финансовой помощи.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Алимова Т.В., заявленные требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
Ответчик Бондарев Е.А. вызывалась в суд по адресу: <адрес>, по которому он до настоящего времени сохраняет свою регистрацию по месту жительства, однако почтовое извещение, возвращено в адрес суда по причине истечения срока хранения.
Суд признает, что предусмотренные законом меры к извещению ответчика о слушании дела предприняты и признаёт ответчика надлежащим образом извещенным о рассмотрении дела, так как, сохраняя регистрацию по адресу: <адрес>,
<адрес>, Бондарев Е.А. обязан принимать меры к получению направляемой в его адрес почтовой корреспонденции.
В силу положений статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующих равенство всех перед судом, при возвращении почтовым отделением связи судебных повесток и извещений с отметкой "за истечением срока хранения", неявка лица в суд по указанным основаниям признается его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела.
С учетом изложенного, суд признаёт бездействие ответчика, уклонившегося от получения судебных извещений, как волеизъявление последнего, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве.
Выслушав представителя истца Алимову Т.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определены Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" от 19.04.1991 N 1032-1 (далее - Закон о занятости населения).
В соответствии со ст. 5 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость, которая, в частности, направлена на поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду.
В соответствии со ст. 7.1.1 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения относятся в том числе, содействие самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации.
Установление порядка, условий и размера предоставления единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в соответствии со ст. 3 Закона Красноярского края от 01.12.2011 г. N 13-6604"О содействии занятости населения в Красноярском крае", относится к полномочиям Правительства Красноярского края.
Постановлением Правительства Красноярского края от 30.08.2012 г. N 429, утвержден Порядок, условия, размер предоставления единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации, перечень расходов, на финансирование которых предоставляется единовременная финансовая помощь, условия ее предоставления и целевого использования средств единовременной финансовой помощи.
Предоставление единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также предоставление единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации осуществляется получателям центрами занятости населения за счет средств краевого бюджета в пределах доведенных до них главным распорядителем бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств (п.1.2). Получатель имеет право на получение единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации один раз в течение 5 лет. (п.1.3).
В соответствии с п. 2.1 Порядка единовременная финансовая помощь при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременная финансовая помощь на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации составляют единовременную финансовую помощь и предоставляются в следующих размерах:
единовременная финансовая помощь при государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства в размере 12-кратной максимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента, установленного законодательством Красноярского края; единовременная финансовая помощь на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации в размере государственной пошлины, установленной Налоговым кодексом Российской Федерации, и фактически понесенных расходов на подготовку учредительных документов и оплату нотариальных действий, но не свыше 7000 рублей.
Единовременная финансовая помощь предоставляется получателю на основании договора, заключаемого между центром занятости населения и получателем. Договор оформляется центром занятости населения в 2-х экземплярах, один из которых направляется получателю для рассмотрения. В случае отсутствия у получателя замечаний к тексту договора договор заключается в течение 10 дней со дня получения центром занятости населения положительного экспертного заключения по бизнес-плану.
В договор включается условие, устанавливающее обязанность получателя осуществлять предпринимательскую деятельность не менее 12 месяцев с момента государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства (п. 2.5).
Получатель, с которым заключен договор, в течение 30 дней со дня его подписания регистрируется в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства (п. 2.6). После регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства получатель представляет в центр занятости населения документы, подтверждающие произведенные расходы на оплату государственной пошлины, нотариальных действий и на подготовку учредительных документов (кассовый чек и копия кассового чека, договор, квитанция к приходному кассовому ордеру и (или) квитанция-бланк строгой отчетности и товарный чек) (п. 2.7).
Выписки из ЕГРИПа или выписки из ЕГРЮЛа, содержащие сведения о государственной регистрации предпринимательской деятельности, запрашиваются центром занятости населения в Федеральной налоговой службе либо предоставляются по желанию получателя. Если с даты внесения записи о государственной регистрации в ЕГРИП или ЕГРЮЛ не истекли 30 календарных дней, центр занятости населения не позднее 10 календарных дней издает приказ о выплате единовременной финансовой помощи с указанием размера единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства и размера единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации согласно подтверждающим документам.
Согласно п. 2.8 Порядка единовременная финансовая помощь перечисляется получателю на лицевой счет, открытый в кредитной организации Российской Федерации, при поступлении из Федеральной налоговой службы выписки из ЕГРИПа или выписки из ЕГРЮЛа, содержащей сведения о государственной регистрации предпринимательской деятельности или ее предоставлении получателем, на основании приказа центра занятости населения и не позднее 15 календарных дней с момента его принятия.
Подпунктом 5 пункта 4.1 Постановления Правительства Красноярского края установлено, что в случае фактического неосуществление предпринимательской деятельности без прекращения получателем деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, единовременная финансовая помощь подлежит возврату в краевой бюджет.
Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ между КГКУ "Центр занятости населения <адрес>" и Бондаревым Е.А. заключен договор о предоставлении единовременной финансовой помощи №, предметом которого является предоставление Бондареву Е.А. финансовой помощи при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации в размере 77240 руб.
По условиям договора Бондарев Е.А. принял на себя обязательство в течение 30 дней со дня заключения договора зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя по видам деятельности, которые соответствуют деятельности, указанной в представленном им бизнес-плане – ОКВЭД 23.61.1 – «Организация производства искусственного камня в г. Енисейске» и представить в Центр занятости населения выписку из ЕГРИП, а также документы, подтверждающие произведенные расходы на оплату государственной пошлины, нотариальных действий и на подготовку учредительных документов (кассовый чек и копия кассового чека, договор, квитанция к приходному кассовому ордеру и (или) квитанция-бланк строгой отчетности и товарный чек); осуществлять предпринимательскую деятельность не менее 12 месяцев с момента государственной регистрации по указанному виду деятельности; произвести целевое расходование средств единовременной финансовой помощи в соответствии с бизнес-планом на приобретение (изготовление, производство, сборку, установку) основных средств оборудования, мебели (в том числе офисной), инструментов, электро-вычислительной техники и иного оборудования для обработки информации, периферийных устройств, копировально-множительного оборудования, контрольно-кассовой техники, факса), приобретение сырья, расходных материалов, топлива, запасных частей;не позднее 90 календарных дней, с момента перечисления единовременной финансовой помощи на лицевой счет, представить в ЦЗН копии документов, подтверждающих целевое расходование единовременной финансовой помощи (договор, кассовый чек и копия кассового чека, счет фактура, платежное поручение, товарная (товарно-транспортная) накладная, акт приема-передачи выполненных работ, расписка о передаче денежных средств, квитанция к приходному кассовому ордеру и (или) квитанция-бланк строгой отчетности и товарный чек, договор аренды (купли-продажи), копия свидетельства о государственной регистрации права собственности, акт приема-передачи нежилого помещения, строительная смета, путевой лист, расчет стоимости перевозки) (пп. 2.1.1 - 2.1.4).
В свою очередь, Центр занятости населения обязался не позднее 10-ти календарных дней после предоставления Бондареву Е.А. в Центр занятости населения выписки из ЕГРИП издать приказ о выплате единовременной финансовой помощи, с указанием размера единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя, либо фермерского хозяйства и размера единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации согласно подтверждающим документам; не позднее 15-ти календарных дней с момента издания приказа о выплате единовременной финансовой помощи перечислить на лицевой счет Бондарева Е.А., единовременную финансовую помощь за счёт средств краевого бюджета, в размерах, указанных в приказе (пункты 2.2.1-2.2.2).
ДД.ММ.ГГГГ вр.и.о. директора КГКУ «ЦЗН г. Енисейска» Хапугиной ЖВ., был издан приказ №Ф21/1706 о предоставлении Бондареву Е.А. единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в размере 76440 руб. Одновременно с этим, также издан приказ
№Ф20/1706 от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении единовременной финансовой помощи на подготовку документов для советующей государственной регистрации в размере 800 рублей. С данными приказами Бондарев Е.А. был ознакомлен и согласен.
Во исполнение принятых на себя обязательств КГКУ «ЦЗН г. Енисейска» ДД.ММ.ГГГГ перечислило на лицевой счет Бондарева Е.В. денежные средства в общем размере 77240 рублей, их которых: 76440 руб. - в качестве единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и 800 рублей – как единовременная финансовая помощь на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации, что подтверждено копиями платежных поручений № и №.
Согласно п.п. "б" п. 3.1 договора Бондарев Е.А. обязуется возвратить сумму единовременной финансовой помощи в краевой бюджет в случае невыполнения обязанности по представлению документов, подтверждающих целевое использование единовременной финансовой помощи.
Исходя из положений ст. ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Из содержания выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей усматривается, что Бондарев Е.А. зарегистрирован в МИФНС России № 9 по Красноярскому краю качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ, основным видом его экономической деятельности является деятельность по производству готовых строительных изделий из бетона, цемента и искусственного камня по коду ОКВЭД – 23.61.1, в настоящее время имеет действующий статус.
Между тем, свои обязательства по предоставлению копий документов, указанных в п. 2.1.4 договора, подтверждающих целевое расходование полученной финансовой помощи в течение 90 календарных дней с момента перечисления единовременной финансовой помощи на его лицевой счет, Бондарев Е.А. до настоящего времени не исполнил, что подтвердила в судебном заседании представитель истца Алимова Т.В.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика заказным письмом было направлено уведомление о возврате единовременной финансовой помощи.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Таким образом, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд признаёт установленным факт того, что Бондарев Е.А. получив единовременную финансовую помощь для осуществления предпринимательской деятельности по производству готовых строительных изделий из бетона, цемента и искусственного камня в сумме 76440 руб., в нарушение условий договора не представил документы, подтверждающие целевое использование единовременной финансовой помощи.
При таких обстоятельствах, учитывая, что единовременная финансовая помощь предоставляется из краевого бюджета в целях реализации мероприятий, направленных на защиту граждан от безработицы, а Бондарев Е.А. в нарушение условий договора не представил документы, подтверждающие целевое использование единовременной финансовой помощи, суд приходит к выводу, что единовременная финансовая помощь, предоставленная Бондареву Е.А. в размере 76440 руб., подлежит возврату в бюджет Красноярского края.
Согласно пп.8 п.1 ст. 333.20 НК РФ в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины).
В силу пп.19 п.1 ст. 333.36 НК РФ государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиковосвобождены от уплаты государственной пошлины.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, с учетом положения ч. 1 ст. 103 ГПК РФ и ст. 333.19 НК РФ, с ответчика Бондарева Е.А. в доход бюджета муниципального образования г. Енисейска подлежит взысканию государственная пошлина размере 2493 руб. 20 коп. (76440 – 20000) х 3% + 800).
Руководствуясь ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Краевого государственного казенного учреждения «Центр занятости населения города Енисейска», удовлетворить.
Взыскать с Бондарева ФИО8 в пользу бюджета Красноярского края сумму единовременной помощи 76440 рублей (семьдесят шесть тысяч четыреста сорок рублей).
Взыскать с Бондарева ФИО9 в доход бюджета муниципального образования г. Енисейска государственную пошлину в размере 2493 рублей 20 копеек.
Ответчик вправе подать в Енисейский районный суд заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления путем подачи апелляционной жалобы через Енисейский районный суд.
Председательствующий Н.М. Ларионова
мотивированное решение изготовлено 13 декабря 2017 г.
Судья Н.М. Ларионова