Дело № 2-2049/2021
УИД – 39RS0001-01-2021-000232-07
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 апреля 2021 года г. Калининград
Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Примака М.В.,
с участием представителя истца Савич Н.Ю.,
представителя ответчика Министерства социальной политики Калининградской области Павленко А.С.,
при секретаре Бугаевой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ткаченко О.А. к Министерству социальной политики Калининградской области, Правительству Калининградской области, Агентству по имуществу Калининградской области о признании незаконным отказа во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, признании права на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения, возложении обязанности включить в список,
УСТАНОВИЛ:
Истец Ткаченко О.А. обратилась в суд с иском к Министерству социальной политики Калининградской области, просит признать незаконным отказ во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, признать за ней право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения, возложить обязанность включить в список.
В обоснование заявленных требований истец указала, что она родилась 23 декабря 2001 года в городе Калининграде и относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Багратионовского районного суда Калининградской области от 8 октября 2010 года ее мать – ФИО2 лишена в отношении нее родительских прав. Сведения об отце в актовую запись о рождении Ткаченко О.А. внесены со слов ее матери.
Постановлением администрации муниципального образования «Багратионовский муниципальным район» Калининградской области № 1642 от 24 ноября 2010 года ФИО13 назначена опекуном Ткаченко О.А., в администрацию муниципального образования «Багратионовское городское поселение» направлены документы для признания малолетней Ткаченко О.А., нуждающейся в предоставлении жилого помещения.
28 января 2019 года ФИО3 в интересах несовершеннолетней Ткаченко О.А. обратилась в Министерство социальной политики Калининградской области с просьбой включить Ткаченко О.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в Калининградской области. В уведомлении от 15 февраля 2019 года указано, что оснований для включения Ткаченко О.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не имеется в связи с тем, что решением межведомственной комиссии от 15.02.2019 № 2 установлен факт возможности Ткаченко О.А. проживания в жилом помещении по адресу: <адрес>.
Ткаченко О.А. не является ни нанимателем, ни членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, ни собственником жилого помещения. Ткаченко О.А. была передана под попечительство 24 ноября 2010 года, с этого момента до настоящего времени постоянно и безвыездно проживает на жилой площади своего опекуна ФИО3
Ткаченко О.А. зарегистрирована по адресу: <адрес>. По этому адресу зарегистрирована и проживает ФИО8 (наниматель) и ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. ФИО8 является матерью ФИО1, в связи с этим проживание ФИО1 в квартире по указанному адресу невозможно, так как в квартире зарегистрирована и проживает мать, лишенная в отношении нее родительских прав, а также граждане, не являющиеся членом ее семьи в соответствии со ст. 69 ЖК РФ.
В связи с этим, Ткаченко О.А. обратилась к главе администрации муниципального образования «Багратионовский городской округ» о внесении изменений в постановление о предоставлении жилья Айриян О.В. и исключении Ткаченко О.А. из этого постановления. 03 апреля 2020 года Администрация муниципального образования «Багратионовский городской округ» внесла эти изменения.
25 мая 2020 года и 13 октября 2020 года Ткаченко О.А. повторно обращалась в Министерство социальной политики Калининградской области с просьбой включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в Калининградской области. Вместе с тем, её заявления остались без удовлетворения.
Ссылаясь на положения Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», истец просит признать незаконными действия Министерства социальной политики Калининградской области, выразившиеся в отказе Ткаченко О.А. во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области.
Признать за ней право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда Калининградской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения в г. Калининграде.
Обязать Министерство социальной политики Калининградской области включить её в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области.
На основании статьи 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве соответчиков привлечены: Правительство Калининградской области, Агентство по имуществу Калининградской области.
Истец Ткаченко О.А., ответчики: Правительство Калининградской области, Агентство по имуществу Калининградской области, в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме и по основаниям, изложенным в иске. Просила их удовлетворить.
Представитель ответчика Министерства социальной политики Калининградской области Павленко А.С. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, поддержав позицию, изложенную в письменном отзыве.
В представленном в материалы дела письменном отзыве, Министерство социальной политики Калининградской области указало, что согласно документам, находящимся в учетном деле Ткаченко О.А., установлено, что постановлением главы администрации МО «Багратионовский муниципальный район» от 24.11.2010 № 1642 ФИО3 назначена опекуном Ткаченко О.А. Постановлением от 24 марта 2011 года № 35 Ткаченко О.А. принята на внеочередной учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ. Постановлением администрации Багратионовского городского поселения от 12 декабря 2013 года № 252 Айриян О.В. (на состав семьи – 3 человека) предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес> по договору социального найма. В связи с обеспеченностью семья ФИО16 снята с учета нуждающихся. 16 декабря 2013 года с ФИО15 заключен типовой договор социального найма жилого помещения № 278, в котором членом семьи нанимателя являются: дочери Ткаченко О.А., ФИО9 Принимая во внимание, что право на обеспечение жилым помещением заявителем реализовано, в предоставленном объекте недвижимости на каждого проживающего приходится более установленной в муниципальном образовании учетной нормы площади жилого помещения, у ответчика отсутствуют основания для включения заявителя в список. Кроме того, внеся изменения в постановление администрации Багратионовского городского округа в части состава семьи, Ткаченко О.А. ухудшила свои жилищные условия.
Согласно представленному в материалы дела письменному отзыву, Агентство по имуществу Калининградской области полагает надлежащим ответчиком по делу Правительство Калининградской области.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом принято решение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся истца, ответчиков.
Заслушав пояснения представителя истца, представителя ответчика, показания свидетеля, исследовав собранные по делу доказательства и дав им оценку в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, решением Багратионовского районного суда Калининградской области от 8 октября 2010 года ФИО19 (изменила фамилию на ФИО20 ДД.ММ.ГГГГ) лишена родительских прав в отношении дочери Ткаченко О.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
24 ноября 2010 года постановлением администрации муниципального образования «Багратионовский муниципальный район» Калининградской области №1642 ФИО3, проживающая по адресу: <адрес>, назначена опекуном над малолетней Ткаченко О.А.
24 марта 2011 года постановлением администрации муниципального образования «Багратионовское городское поселение» Калининградской области № 35 Ткаченко О.А. принята на внеочередной учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма со 2 марта 2011 года на основании п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
12 декабря 2013 года постановлением администрации муниципального образования «Багратионовское городское поселение» Калининградской области № 252 ФИО21 предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, по договору социального найма (общий состав семьи 3 человека).
16 декабря 2013 года между администрацией муниципального образования «Багратионовское городское поселение» и Айриян О.В. заключен договор социального найма жилого помещения № 278, в котором указано, что совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются члены его семьи: дочери Ткаченко О.А., 2001 г.р. и ФИО9, 2013 г.р.
28 января 2019 года опекун ФИО3 обратилась в Министерство социальной политики Калининградской области с заявлением о включении Ткаченко О.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области (далее - Список).
15 февраля 2019 года решением межведомственной комиссии по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа № 2 Ткаченко О.А. отказано в установлении факта невозможности проживания в жилом помещении по адресу: <адрес>.
15 февраля 2019 года приказом Министерства социальной политики Калининградской области № 125 Ткаченко О.А. отказано во включении в Список.
29 февраля 2020 года Ткаченко О.А. обратилась к главе администрации муниципального образования «Багратионовский городской округ» с заявлением об её исключении из постановления от 12.12.2013 № 252.
3 апреля 2020 года постановлением администрации муниципального образования «Багратионовский городской округ» Калининградской области внесены изменения в постановление администрации муниципального образования «Багратионовское городское поселение» от 12.12.2013 № 252, Ткаченко О.А. исключена из состава семьи нанимателя ФИО22.
9 октября 2020 года Ткаченко О.А. обратилась в Министерство социальной политики Калининградской области с заявлением о включении в Список. 7 декабря 2020 года приказом Министерства социальной политики Калининградской области № 972 Ткаченко О.А. отказано.
Как следует из показаний свидетеля ФИО3, допрошенной в судебном заседании, она приходится истцу тётей и осуществляла над ней опеку. В 1996 году их (ФИО3 и ФИО23 (ФИО11)) маму поставили на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма. К тому моменту как в 2014 году предоставили квартиру, родители умерли, она с сыном выписалась оттуда, а квартиру предоставили сестре ФИО8 В 2010 году сестру лишили родительских прав в отношении дочери Ткаченко О.А., которая с 2009 года проживает с ней (ФИО3). До недавнего времени им не было известно о том, что Айриян О.В. предоставили квартиру, и автоматически зарегистрировали там Ткаченко О.А. В настоящее время Ткаченко О.А. снялась с регистрационного учета в спорном помещении, так как её мать не вносит плату за жилое помещение.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя определяются Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон № 159-ФЗ).
Федеральный законодатель, устанавливая в статье 8 Закона № 159-ФЗ дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определил, что наряду с другими названными в этой норме категориями детей лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, имеют право на получение однократно благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений по достижении ими возраста 18 лет.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, предусмотренном названной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 9).
Абзацем вторым подпункта 1 пункта 4 статьи 8 Закона № 159-ФЗ предусмотрено, что проживание лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит их интересам в связи с наличием такого обстоятельства как проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц, лишенных родительских прав в отношении этих детей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Из писем Министерства социальной политики Калининградской области от 15 февраля 2019 года, 9 июня 2020 года, 7 декабря 2020 года, следует, что решением межведомственной комиссии по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа от 15.02.2019 № 2 Ткаченко О.А. отказано в установлении факта невозможности проживания в жилом помещении по адресу: <адрес>. Указанное решение принято в отсутствие обстоятельств, предусмотренных ч. 1 ст. 43-5 Закона Калининградской области от 03.07.2007 № 151 «О специализированном жилищном фонде Калининградской области». В связи с принятием данного решения межведомственной комиссией приказом Министерства социальной политики Калининградской области от 15.02.2019 № 125 Ткаченко О.А. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области.
В судебном заседании установлено, что с момента изъятия из семьи в 2010 году Ткаченко О.А. проживает у тёти ФИО3 по адресу: <адрес>. В квартиру, предоставленную ФИО8 по адресу: <адрес>, истец не вселялась и не проживала в указанном жилом помещении.
Согласно пункту 5 статьи 8 Закона № 159-ФЗ порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.
В Калининградской области Порядок принятия межведомственной комиссией Калининградской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, решения о возможности или невозможности проживания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателя по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, утвержден постановлением Правительства Калининградской области от 13.02.2017 № 57.
Подпунктом 18 пункта 1 Перечня документов, которые прилагаются к заявлению о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области предусмотрено, что для принятия Министерством социальной политики Калининградской области решения о включении в Список должны быть представлены документы, необходимые для установления невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении, нанимателем или членом семьи нанимателя по договору социального найма либо собственником которого является гражданин (в случае, если основанием для включения гражданина в список является невозможность его проживания в ранее занимаемых жилых помещениях), в том числе, вступившее в законную силу решение суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае проживания в жилом помещении, нанимателем либо членом семьи нанимателя которого является гражданин, лиц, лишенных в отношении него родительских прав.
Статья 72 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает право нанимателя жилого помещения по договору социального найма с согласия в письменной форме наймодателя и проживающих совместно с ним членов его семьи осуществить обмен занимаемого ими жилого помещения на жилое помещение, предоставленное по договору социального найма другому нанимателю.
По смыслу части 3 названной статьи в судебном порядке право требовать осуществления принудительного обмена занимаемого жилого помещения имеют исключительно наниматель жилого помещения по договору социального найма и проживающие совместно с ним члены его семьи, если между ним не достигнуто соглашение об обмене.
Таким образом, положения статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации регулируют вопросы обмена жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма.
Исходя из приведенных законоположений в их системном единстве, наличие вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения необходимо в случае, если речь идет о проверке возможности проживания указанных в статье 8 Закона № 159-ФЗ лиц в ранее занимаемых по договору социального найма жилых помещениях.
В соответствии с положениями Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации одной из задач гражданского судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений (статья 2).
Принимая во внимание, что оспариваемые действия Министерства социальной политики Калининградской области препятствуют реализации истцом права на обеспечение жильем как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, позиция ответчика о законности отказа установить факт невозможности проживания Ткаченко О.А. в одной квартире с биологической матерью, лишенной в отношении него родительских прав, исключительно по тому основанию, что не предоставлено вступившее в законную силу решение суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения, предоставленного по договору социального найма, является ошибочным.
Более того, Конституционный Суд Российской Федерации, рассматривая вопрос о возможности принятия жалобы ФИО4, оспаривавшего конституционность абзаца второго подпункта 1 пункта 4 статьи 8 Закона № 159-ФЗ, к рассмотрению, указал, что названное законоположение направлено на защиту прав и интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих социализации, и само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя, не лишенного права заявить требование о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда, при рассмотрении которого правоприменителю надлежит определить, противоречит ли интересам заявителя, достигшего совершеннолетия, проживание в двухкомнатной квартире вместе с его матерью, лишенной родительских прав (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 26 марта 2020 года № 626-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО4 на нарушение его конституционных прав абзацем вторым подпункта 1 пункта 4 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).
При таких обстоятельствах суд полагает исковые требования Ткаченко О.А., подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона доказывает те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. В судебном заседании исследованы все представленные доказательства. Ходатайств о необходимости истребования иных доказательств от сторон не поступило.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ткаченко О.А., – удовлетворить.
Признать незаконными действия Министерства социальной политики Калининградской области, выразившиеся в отказе Ткаченко О.А. во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области.
Признать за Ткаченко О.А. право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда Калининградской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения в г. Калининграде.
Обязать Министерство социальной политики Калининградской области включить Ткаченко О.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение месяца с момента принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 23 апреля 2021 года.
Судья М.В. Примак