дело № 2а-1133/2020
24RS0004-01-2020-000764-66
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 октября 2020 года пос. Березовка
Березовский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Есиной С.В.,
при секретаре Ошейко А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 26 по Красноярскому краю к Зарипова Ю.С. о взыскании обязательных платежей и санкций,
У С Т А Н О В И Л:
МИФНС России № 26 по Красноярскому краю обратилась в суд с административным исковым заявлением к Зарипова Ю.С. о взыскании обязательных платежей и санкций. Требования мотивированы тем, что Зарипова Ю.С. является плательщиком транспортного и земельного налога. Истцом был произведен расчет налогов и направлены налоговые уведомления № от <дата> об уплате транспортного и земельного налога за 2016 год, № от 24.08.2018 года об уплате транспортного и земельного налога за 2017 год с учетом перерасчета по земельному налогу за 2015, 2016 года. В установленный срок обязанность по уплате налогов ответчиком не исполнена, в связи с чем, Зарипова Ю.С. направлены требование от 22.11.2017 года № об уплате задолженности и пени по земельному налогу за 2015 год, от 07.02.2018 года № об уплате задолженности за 2016 год, от 28.01.2019 года № об уплате задолженности за 2015, 2016, 2017 года. 13.09.2019 года в отношении Зарипова Ю.С. вынесен судебный приказ о взыскании задолженности в размере 9843,81 рублей. 07.10.2019 года мировым судьей судебного участка № в <адрес> Красноярского края вынесено определение об отмене судебного приказа. На основании изложенного, с учетом уточнений, просит взыскать с Зарипова Ю.С. задолженность по земельному налогу за 2015 год в размере 118 рублей, за 216 год в размере 1486 рублей, за 2017 год в размере 1433 рубля, пени по земельному налогу в размере 57,78 рублей, а всего 3094,78 рублей. Просит восстановить срок на подачу административного искового заявления о взыскании задолженности с Зарипова Ю.С.
Представитель административного истца МИФНС России № 26 по Красноярскому краю в предварительное судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, о чем указал в заявлении и пояснениях по иску.
Административный ответчик Зарипова Ю.С. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщила.
Поскольку участие административного ответчика не признано судом обязательным, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие в силу ч. 2 ст. 289 КАС РФ.
Исследовав письменные материалы дела, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.
Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу ч. 1 ст.19 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать, соответственно налоги и (или) сборы.
В соответствии с п. 1 ст. 357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу п. 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии с п. 1 ст. 362 Налогового кодекса РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом - п. 3 ст. 363 Налогового кодекса РФ.
Согласно ч. 1 ст. 363 Налогового кодекса РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Положениями ст. 75 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроками (ч.1). Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (ч.2). Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (ч.3).
Согласно ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии со ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ).
Абзацем 4 п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Согласно ч. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ требование о взыскании налога за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Судом установлено, что в соответствии с налоговым уведомлением № от <дата> об уплате транспортного и земельного налога за 2016 год Зарипова Ю.С. начислен транспортный налог за 2016 год в размере 6656 рублей, земельный налог за 2016 год в размере 1432 рублей, со сроком уплаты до <дата>.
В соответствии с налоговым уведомлением № от <дата> об уплате транспортного и земельного налога за 2017 год (с учетом перерасчета задолженности налоговым органом по земельному налогу за 2015, 2016 года) Зарипова Ю.С. начислен транспортный налог за 2017 год в размере 4843 рубля, земельный налог за 2017 год с учетом перерасчета в размере 2985 рублей, со сроком уплаты до <дата>.
В силу ч. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом (ч.2 ст.45 Налогового кодекса РФ).
Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса (ч.2 ст.45 Налогового кодекса РФ).
В соответствии со ст. 69 Налогового кодекса РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (ч.1). Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (ч.2).
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (ч.4).
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете (ч.5).
Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей (ч.1 ст.70 Налогового кодекса РФ).
В связи с неуплатой налогов в полном объеме и в установленный срок, по состоянию на <дата> налоговым органом Зарипова Ю.С. направлено требование № об уплате налога в размере 120 рублей и пени 13,25 рублей в срок до <дата>.
По состоянию на <дата> налоговым органом Зарипова Ю.С. направлено требование №, в связи с неуплатой налогов в установленный срок, в размере 1858 рублей пени в размере 34,18 рублей в срок до <дата>.
В связи с неуплатой налогов в полном объеме и в установленный срок, по состоянию на <дата> налоговым органом Зарипова Ю.С. направлено требование № об уплате налога в размере 7828 рублей, пени в размере 110,38 рублей в срок до <дата>.
Принимая во внимание, что сумма налога превысила 3000 рублей, истец должен был обратиться с заявлением в суд не позднее <дата>.
Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ и ч. 2 ст. 286 КАС РФ свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пени, штрафов. При пропуске установленных сроков судебная процедура взыскания недоимки не может быть реализована без восстановления срока для обращения в суд.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 8 февраля 2007 года № 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (п. 1 с. 17 Налогового кодекса РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
В связи с тем, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, осуществляться не может и несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления, установленный факт несоблюдения налоговым органом установленного законом шестимесячного срока для обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки по налогу и задолженности по пеням со дня истечения срока, установленного для исполнения требования об уплате налога и пеней, является основанием для вынесения на обсуждение обстоятельств, связанных с причинами пропуска этого срока и основаниями для его восстановления.
Поскольку ответчиком обязанность по оплате налогов не была исполнена, МИФНС России № 26 по Красноярскому краю <дата> обратилось к мировому судье судебного участка № в <адрес> с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Зарипова Ю.С. задолженности по налогам, которое удовлетворено <дата>.
<дата> судебный приказ отменен мировым судьей по заявлению Зарипова Ю.С. С настоящим исковым заявлением административный истец обратился в суд посредствам направления почтовой корреспонденции <дата>, то есть не в установленный законом срок.
В связи с чем, административный истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением о восстановлении пропущенного срока и взыскании обязательных платежей и санкций в отношении административного ответчика.
При этом, доказательств, подтверждающих уважительность пропуска срока на обращение в суд за взысканием с ответчика указанной суммы задолженности, административным истцом суду не представлено.
Абзацем 4 ч. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
К уважительным причинам относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от налогового органа, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им такой степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях соблюдения установленного порядка обжалования.
Приведенные представителем административного истца доводы о том, что срок на подачу МИФНС России № административного искового заявления о взыскании задолженности обязательных платежей и санкций с Зарипова Ю.С. был пропущен в связи с объявлением нерабочих дней в соответствии с Указами Президента РФ в период с <дата> по <дата>, не является исключительным обстоятельством, которое препятствовало налоговому органу обратиться в суд в течение установленного срока с требованием о взыскании налоговой задолженности, в связи с чем, суд приходит к выводу, что срок на обращение в суд с настоящим заявлением пропущен налоговым органом, что является самостоятельным основанием, в силу ч. 5 ст. 138 КАС РФ, для отказа в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Межрайонной ИФНС России № 26 по Красноярскому краю к Зарипова Ю.С. о взыскании обязательных платежей и санкций, отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Березовский районный суд Красноярского края в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий судья С.В. Есина
Мотивированное решение изготовлено 19 октября 2020 года.