Дело № 2-110/2019
24RS0008-01-2018-000719-54
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 февраля 2019 года пгт. Большая Мурта
Большемуртинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего – судьи Дмитренко Л.Ю.,
с участием истца Казаковой Л.С.,
при секретаре Шумихиной М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Казаковой Л. С. к муниципальному бюджетному учреждению «Большемуртинский комплексный центр социального обслуживания населения» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Казакова Л.С. обратилась в суд с иском к МБУ «Большемуртинский комплексный центр социального обслуживания населения» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы
Свои требования истец обосновывает тем, что состояла в трудовых отношениях с ответчиком, работала в должности сторожа на 1 ставку. Согласно положениям трудового законодательства, месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), должна быть определена работодателем в размере не менее минимального размера оплаты труда с последующим начислением на неё районного коэффициента и процентной надбавки, однако при начислении и выплате ей заработной платы за период с января по октябрь 2018 года работодателем были допущены нарушения действующего законодательства. Просит суд взыскать с ответчика в её пользу недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с января по октябрь 2018 года в размере 49176,29 рублей.
В судебном заседании истец Казакова Л.С. исковые требования поддержала, обосновывала вышеизложенными доводами.
В судебное заседание представитель ответчика – МБУ «Большемуртинский комплексный центр социального обслуживания населения» Борисова Л.М. не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежаще, направила расчет невыплаченной истцу заработной платы за период с января по октябрь 2018 года в размере 30992,90 рубля.
В судебное заседание представители третьих лиц - управления социальной защиты населения администрации Большемуртинского района Красноярского края, администрации Большемуртинского района Красноярского края не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, возражений не представили.
С учетом положений ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции РФ, в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда; каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, согласно ч. 3 ст. 37 Конституции РФ.
Часть 1 ст. 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
На основании ст. 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Как следует из ст. 146 ТК РФ в повышенном размере оплачивается труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
При этом ст. 148 ТК РФ предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал необходимость при установлении системы оплаты труда в равной мере соблюдать как норму, гарантирующую работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 ТК РФ, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в местностях с особыми климатическими условиями в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях (определения от 1 октября 2009 года № 1160-О-О, от 17 декабря 2009 года №. 1557-О-О, от 25 февраля 2010 года № 162-О-О и от 25 февраля 2013 года № 327-О).
Таким образом, вышеуказанные нормы трудового законодательства допускают установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Вместе с тем, заработная плата работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Данная правовая позиция подтверждена и Постановлением Конституционного Суда РФ от 7 декабря 2017 года № 38-П, в пункте 4.2 которого указано, что в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (ст. 37, ч. 3) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, то есть, без учета природно-климатических условий различных регионов страны. Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
Согласно ст. 133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации может устанавливаться для работников, работающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Федеральным законом «О минимальном размере оплаты труда» от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ с 1 января 2018 года установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 9489 рублей в месяц, а с 1 мая 2018 года в сумме 11163 рубля в месяц.
На основании постановления администрации Красноярского края от 24 апреля 1992 года № 160-г «Об установлении районного коэффициента к заработной плате» с 1 апреля 1992 года размер районного коэффициента к заработной плате работников бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета края, установлен в размере 1,30.
В соответствии с Постановлением Министерства труда РФ № 49 от 11 сентября 1995 года в южных районах Красноярского края, на территории которых применяются коэффициенты, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляется на фактический заработок 30-процентная надбавка к заработной плате.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в период с января по октябрь 2018 года истец Казакова Л.С. состояла в трудовых отношениях с МБУ «Большемуртинский комплексный центр социального обслуживания населения», работала в должности сторожа на 1 ставку на основании трудового договора.
Истцом предоставлен расчет недоначисленной и невыплаченной ей заработной платы за период с января по октябрь 2018 года в размере 49176,39 рублей, ответчиком предоставлен расчет недоначисленной и невыплаченной истцу заработной платы за период с января по октябрь 2018 года в размере 30992,90 рубля. Проверив представленные сторонами расчеты, суд приходит к следующему.
Согласно расчетным листкам за январь, февраль, март, апрель 2018 года (л.д. 15-16), Казаковой Л.С. начислена заработная плата:
- за январь 2018 года при месячной норме рабочего времени 136 рабочих часов и отработанной норме рабочего времени 211 рабочих часа в размере 14014,46 рублей;
- за февраль 2018 года при месячной норме рабочего времени 151 рабочих часов и отработанной норме рабочего времени 163 рабочих часа в размере 11104,68 рублей;
- за март 2018 года при месячной норме рабочего времени 159 рабочих часов и отработанной норме рабочего времени 177 рабочих часа в размере 11897,54 рублей;
- за апрель 2018 года при месячной норме рабочего времени 167 рабочих часов и отработанной норме рабочего времени 177 рабочих часа в размере 11394,33 рубля, в состав заработной платы помимо оклада входит праздничные, ночные, доплата до МРОТ, районный коэффициент (30%), северная надбавка (30%).
Однако, исходя из вышеперечисленных норм закона, размер заработной платы истца с учетом отработанного времени, районного коэффициента и процентной надбавки за январь 2018 года не может быть менее 23555,05 рублей, исходя из расчета: 9489 руб. (МРОТ) + 2846,70 руб.(30%) + 2846,70 руб.(30%) / 136 рабочих часов (норма) х 211 рабочих часа (фактически отработанные); за февраль 2018 года не может быть менее 16388,95 рублей, исходя из расчета: 9489 руб. (МРОТ) + 2846,70 руб.(30%) + 2846,70 руб.(30%) / 151 рабочих часов (норма) х 163 рабочих часа (фактически отработанные); за март 2018 года не может быть менее 16901,16 рубль, исходя из расчета: 9489 руб. (МРОТ) + 2846,70 руб.(30%) + 2846,70 руб.(30%) / 159 рабочих часов (норма) х 177 рабочих часа (фактически отработанные); за апрель 2018 года не может быть менее 16091,53 рубль, исходя из расчета: 9489 руб. (МРОТ) + 2846,70 руб.(30%) + 2846,70 руб.(30%) / 177 рабочих часов (норма) х 167 рабочих часа (фактически отработанные).
Таким образом, истцу была недоначислена заработная плата:
- за январь 2018 года в размере 9540,59 рублей, исходя из следующего расчета: 23555,05 рублей – 14014,46 рублей;
- за февраль 2018 года в размере 5284,27 рубля, исходя из следующего расчета: 16388,95 рублей - 11104,68 рублей;
- за март 2018 года в размере 5003,62 рубля, исходя из следующего расчета: 16901,16 рубль - 11897,54 рублей;
- за апрель 2018 года в размере 4697,20 рублей, исходя из следующего расчета: 16091,53 рубль - 11394,33 рубля.
Согласно расчетным листкам за май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь 2018 года (л.д. 17-19) Казаковой Л.С. начислена заработная плата:
- за май 2018 года при месячной норме рабочего времени 159 рабочих часов и отработанной норме рабочего времени 57 рабочих часа в размере 3554,76 рубля;
- за июнь 2018 года при месячной норме рабочего времени 159 рабочих часов и отработанной норме рабочего времени 93 рабочих часа в размере 5041,91 рубль;
- за июль 2018 года при месячной норме рабочего времени 176 рабочих часа и отработанной норме рабочего времени 177 рабочих часа в размере 12785,50 рублей;
- за август 2018 года при месячной норме рабочего времени 184 рабочих часа и отработанной норме рабочего времени 177 рабочих часа в размере 11234,62 рубля;
- за сентябрь 2018 года при месячной норме рабочего времени 160 рабочих часа и отработанной норме рабочего времени 182 рабочих часа в размере 17806,14 рублей;
- за октябрь 2018 года при месячной норме рабочего времени 184 рабочих часа и отработанной норме рабочего времени 192 рабочих часа в размере 17861,23 рубль.
Однако, исходя из вышеперечисленных норм закона, размер заработной платы истца с учетом отработанного времени, районного коэффициента и процентной надбавки за май 2018 года не может быть менее 6402,93 рубля, исходя из расчета: 11163 руб. (МРОТ) + 3348,90 руб.(30%) + 3348,90 руб.(30%) / 159 рабочих часов (норма) х 57 рабочих часа (фактически отработанные); за июнь 2018 года не может быть менее 10446,88 рублей, исходя из расчета: 11163 руб. (МРОТ) + 3348,90 руб.(30%) + 3348,90 руб.(30%) / 159 рабочих часов (норма) х 93 рабочих часа (фактически отработанные); за июль 2018 года не может быть менее 17962,28 рубля, исходя из расчета: 11163 руб. (МРОТ) + 3348,90 руб.(30%) + 3348,90 руб.(30%) / 176 рабочих часов (норма) х 177 рабочих часа (фактически отработанные); за август 2018 года не может быть менее 17181,31 рубль, исходя из расчета: 11163 руб. (МРОТ) + 3348,90 руб.(30%) + 3348,90 руб.(30%) / 184 рабочих часов (норма) х 177 рабочих часа (фактически отработанные); за сентябрь 2018 года не может быть менее 20316,66 рублей, исходя из расчета: 11163 руб. (МРОТ) + 3348,90 руб.(30%) + 3348,90 руб.(30%) / 160 рабочих часов (норма) х 182 рабочих часа (фактически отработанные); за октябрь 2018 года не может быть менее 18637,36 рублей, исходя из расчета: 11163 руб. (МРОТ) + 3348,90 руб.(30%) + 3348,90 руб.(30%) / 184 рабочих часов (норма) х 192 рабочих часа (фактически отработанные).
Таким образом, истцу была недоначислена заработная плата:
- за май 2018 года в размере 2848,17 рублей, исходя из следующего расчета: 6402,93 рубля - 3554,76 рубля;
- за июнь 2018 года в размере 5404,97 рубля, исходя из следующего расчета: 10446,88 рублей - 5041,91 рубль;
- за июль 2018 года в размере 5176,78 рублей, исходя из следующего расчета: 17962,28 рубля - 12785,50 рублей;
- за август 2018 года в размере 5946,69 рублей, исходя из следующего расчета: 17181,31 рубль - 11234,62 рубля;
- за сентябрь 2018 года в размере 2510,52 рублей, исходя из следующего расчета: 20316,66 рублей - 17806,14 рублей;
- за октябрь 2018 года в размере 776,13 рублей, исходя из следующего расчета: 18637,36 рублей - 17861,23 рубль.
Всего за указанный период истцу была недоначислена и невыплачена заработная плата в общем размере 47188,94 рублей, исходя из расчета: 9540,59 рублей (январь 2018 года) + 5284,27 рубля (февраль 2018 года) + 5003,62 рубля (март 2018 года) + 4697,20 рублей (апрель 2018 года) + 2848,17 рублей (май 2018 года) + 5404,97 рубля (июнь 2018 года) + 5176,78 рублей (июль 2018 года) + 5946,69 рублей (август 2018 года) + 2510,52 рублей (сентябрь 2018 года) + 776,13 рублей (октябрь 2018 года) в связи с чем с ответчика в пользу истца Казаковой Л.С. подлежит взысканию недоначисленная и невыплаченная заработная плата за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь 2018 года без учета подоходного налога в размере 47188,94 рублей.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина от уплаты, которой истец освобожден, пропорционально удовлетворенной части исковых требований в размере 1616 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Казаковой Л. С. удовлетворить частично.
Взыскать с муниципального бюджетного учреждения «Большемуртинский комплексный центр социального обслуживания населения» в пользу Казаковой Л. С. недоначисленную и невыплаченную заработную плату за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь 2018 года в размере 47188 (сорок семь тысяч сто восемьдесят восемь) рублей 94 копейки.
В удовлетворении остальной части исковых требований Казаковой Л. С. отказать.
Взыскать с муниципального бюджетного учреждения «Большемуртинский комплексный центр социального обслуживания населения» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1616 (одна тысяча шестьсот шестнадцать) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Большемуртинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Л.Ю. Дмитренко
Решение изготовлено в окончательной форме 19 февраля 2019 года.