ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 апреля 2017 года |
город Новосибирск дело № 2-742/2017 |
Октябрьский районный суд г. Новосибирска
в составе:
судьи |
Котина Е.И. |
при секретаре |
Павленко К.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-742/2017 по иску Заневской Светланы Леонидовны к мэрии г. Новосибирска о признании постановления незаконным, обязании образовать земельный участок,
У С Т А Н О В И Л:
Заневская С.Л. обратилась в суд с иском к мэрии г. Новосибирска о признании постановления незаконным, обязании образовать земельный участок.
В обоснование своих требований истец ссылается на то, что является собственником жилого дома, площадью 25,8 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи объекта недвижимости от 14.10.2014г. Указанный жилой дом расположен на земельном участке площадью 1000 кв.м. Для осуществления государственного кадастрового учета в отношении данного земельного участка истец в марте 2016 года обратилась в Департамент земельных и имущественных отношений Мэрии города Новосибирска с заявлением об утверждении схемы границ и предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в целях его предоставления в собственность для эксплуатации индивидуального жилого дома (входящий № от 15. 03.2016 года), последующим предоставлением земельного участка в собственность. На момент подачи искового заявления в суд (/дата/) ответ на заявление получено не был. Лишь /дата/ вышло постановление Мэра г. Новосибирска № «Об отказе Заневской СЛ. в предварительном согласовании предоставления земельного участка по <адрес>».
Отказывая в предварительном согласовании Мэрия г. Новосибирска ссылается на два основания:
несоответствие схемы расположения земельного участка требованиям к ее подготовки;
разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Р.Ф требований к образуемым земельным участкам.
С основаниями, указанными в постановлении, истец не согласна.
Схема, которая была представлена в Департамент земельных и имущественных отношений Мэрии г. Новосибирска, выполнена кадастровым инженером в соответствии с требованиями, которые предъявлены к ее подготовке (Приказ Минэкономразвития России от /дата/ N 762 "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе").
При этом в постановлении не указано, в чем именно заключается несоответствие схемы, и каким именно требованиям она не соответствует. Также в постановлении не указано, в чем именно заключаются нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса РФ к образуемым земельным участкам.
Схема расположения земельного участка выполнена в соответствии с фактическими границами земельного участка по <адрес>. При этом проектируемая граница не пересекает границ смежных земельных участков. Нормативы по площади предоставления земельного участка также не нарушены (1000 кв.м.). Истец считает, что фактически представленные документы соответствовали предъявляемым к ним требованиям. Предусмотренные законом основания для отказа в утверждении схемы расположения участка, в данном случае отсутствовали.
В соответствии с п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках». Согласно п. 5 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление.
В соответствии cт. 13. ст. 11.10. Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В соответствии с п. 7 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
Просит суд:
признать Постановление Мэрии г. Новосибирска № от /дата/ «Об отказе Заневской СЛ. в предварительном согласовании предоставления земельного участка по <адрес>» незаконным;
обязать Мэрию города Новосибирска образовать земельный участок с местоположением: <адрес>, площадью 1000 кв.м. в границах с координатами поворотных точек:
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>;
обязать Мэрию г. Новосибирска в течение двух недель с момента вступления решения суда в законную силу утвердить и выдать схему расположения земельного участка, площадью 1000 кв.м., с местоположением: <адрес> на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории;
обязать Мэрию города Новосибирска в двухнедельный срок с момента вступления решения суда в законную силу предварительно согласовать предоставление земельного участка площадью 1000 кв.м. с местоположением: <адрес> собственность Заневской Светлане Леонидовне.
В судебное заседание истец не явилась, извещена, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие, направила в заседание своего представителя фио1, который исковые требования поддержал в полном объеме по указанным в иске основаниям.
В судебное заседание представитель ответчика мэрии г. Новосибирска не явился, судом извещен, в ответе на судебный запрос в обоснование законности оспариваемого постановления указано, что постановление мэрии города Новосибирска от /дата/ № «Об отказе Заневской С. Л. в предварительном согласовании предоставления земельного участка по <адрес>» принято по следующему основанию – образуемый земельный участок по своим параметрам не соответствует требованиям градостроительного регламента (в части процента застройки, отступа от границ и т.п.), что противоречит Правилам землепользования и застройки <адрес>», утвержденным решением Совета депутатов <адрес> от 24.06.2009№ «О Правилах землепользования и застройки горда Новосибирска» (л.д. 46).
В соответствии со ст. 233 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие неявившегося ответчика в порядке заочного производства.
Суд, выслушав пояснения представителя истца, исследовав доказательства, имеющиеся в материалах данного гражданского дела, приходит к следующему.
Судом установлено, что истцу Заневской Светлане Леонидовне на праве собственности принадлежит жилой дом общей площадью 25,8 кв.м. по адресу <адрес> на основании договора купли-продажи от /дата/, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от /дата/, копией указанного договора (л.д. 11-14), выпиской из ЕГРП от /дата/ (л.д. 39).
Жилой дом индивидуализирован представленной в дело кадастровой выпиской от /дата/, техническим паспортом от /дата/ (л.д. 8-11, 15-25).
Согласно уведомлению ФБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» от /дата/ в ЕГРН отсутствуют сведения о земельному участке с местоположением <адрес> (л.д. 34).
Из материалов дела также следует, что /дата/ истцом было подано заявление в департамент земельных и имущественных отношений мэрии <адрес>, в котором истец просил принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка с местоположением <адрес> в соответствии с проектом межевания территории в целях его предоставления в собственность для эксплуатации индивидуального жилого дома (л.д. 28).
К заявлению истцом была приложена схема расположения земельного участка на кадастровом квартале территории, подготовленная по инициативе истца кадастровым инженером фио2 (л.д. 31, 62).
В данной схеме были отражены площадь испрашиваемого земельного участка: 1000 кв.м. и его координаты:
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>.
По результатам рассмотрения данного заявления мэрией города Новосибирска было вынесено постановление от /дата/ № «Об отказе Заневской С.Л. в предварительном согласовании предоставления земельного участка по <адрес>» (л.д. 32).
Как указано в тексте постановления, оно вынесено в порядке норм ст. 11.10, 39.15 Земельного кодекса РФ, ст. 3.3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» по основаниям:
несоответствие схемы расположения земельного участка требованиям к ее подготовке;
разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса РФ требований к образуемым земельным участкам.
Как указано истцом, полагая данное постанывание вынесенным без надлежащего обоснования и нарушением прав истца на оформление в собственность занимаемого жилым домом земельного участка, истец обратилась с настоящим иском в суд.
Оценивая доводы истца и ответчика, суд исходит из следующих норм права.
Согласно п. 3 ст. 6 Земельного кодекса РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 39.14 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении.
Согласно положениям п. 7, 8, 17 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.Как предусмотрено п.1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно п. 5 данной статьи для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них, за исключением лиц, которые пользуются земельным участком на условиях сервитута для прокладки, эксплуатации, капитального или текущего ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий, сетей или имеют право на заключение соглашения об установлении сервитута в указанных целях, совместно обращаются в уполномоченный орган.
Образование земельных участков для целей их последующего предоставления урегулировано ст. 11.10 Земельного кодекса РФ.
Согласно п. 1-2, 13-15 данной статьи схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются:
1) площадь земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка;
2) адрес земельного участка или при отсутствии адреса земельного участка иное описание местоположения земельного участка;
3) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии со схемой расположения земельного участка предусмотрено образование земельного участка, в случае его образования из земельного участка, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости;
4) территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка;
5) категория земель, к которой относится образуемый земельный участок.
Срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка составляет два года.
Как установлено судом, в порядке данных норм закона истец Заневская С.Л. обращалась в орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение земельными участками – мэрию города Новосибирска.
Постановлением мэрии города Новосибирска от /дата/ № в таком согласовании отказано по изложенным ответчиков основаниям.
При этом согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона от /дата/ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 3.2 Инструкции по делопроизводству в мэрии Новосибирска, утв. постановлением мэра города Новосибирска от /дата/ №, правовые акты разрабатываются на основании и во исполнение федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Новосибирской области и муниципалитета города Новосибирска, по поручению мэра или в инициативном порядке.
Также согласно данному пункту при разработке правовых актов необходимо руководствоваться основными принципами:
законности;
отражения в правовых актах интересов населения;
единства, полноты, непротиворечивости системы правовых актов;
планомерности и оперативности подготовки правовых актов;
создания механизма реализации правовых актов.
Также согласно данному пункту поставленные в правовых актах вопросы должны быть освещены полно и всесторонне в целях исключения необходимости принятия дополнительных правовых актов в связи с их недоработкой.
Оценивая обоснованность вынесенного мэрией постановления от /дата/ по обращению истца на предмет его соответствия указанным положениям законодательства, суд приходит к в выводу о том, что постановление не в полной мере отвечает данным требованиям.
Так, в постановлении содержится указание на несоответствие схемы расположения земельного участка требованиям к ее подготовке; разработку схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса РФ требований к образуемым земельным участкам.
Аналогичное по содержанию обоснование содержится в ответе ДЗИО мэрии г. Новосибирска на судебный запрос от /дата/: образуемый земельный участок по своим параметрам не соответствует требованиям градостроительного регламента (в части процента застройки, отступа от границ и т.п.), что противоречит Правилам землепользования и застройки города Новосибирска», утвержденным решением Совета депутатов города Новосибирска от 24.06.2009№ «О Правилах землепользования и застройки горда Новосибирска» (л.д. 46).
Вместе с тем в данном постановлении и ответе отсутствует указание, в чем именно применительно к данному жилому дому и образуемому и испрашиваемому заявителем земельному участку проявляется несоответствие схемы расположения земельного участка требованиям к ее подготовке; в чем проявляется нарушение предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса РФ требований к образуемым земельным участкам.
В опровержение доводов мэрии истцом в дело представлено техническое заключение ООО «СтройПроектВосток» о соответствии градостроительным нормам и правилам образуемого земельного участка под эксплантацию индивидуального жилого дома по адресу <адрес> шифр №, согласно выводам которого в результате обследования выявлено отклонение от регламентируемых требований в части минимального отступа от постройки до границы участка № (с севера) составляет 1,0 м. Также установлено, что со стороны границы участка № расположены зеленые насаждения - кустарники и деревья, строений нет, противопожарные и санитарно-бытовые разрывы до соседних зданий соблюдены. Участок, предназначенный для эксплуатации здания с КН № образуется уже с учетом существующей кадастровой границы. Кадастровые границы образуемого земельного участка устанавливаются с учетом фактических границ земельного участка, существующих с 1995 года. Перечисленные факторы позволяют сказать, что отклонение от регламентируемого отступа не является существенным при образовании участка. Прочим требованиям, предъявляемым «Правилами Землепользования и Застройки города Новосибирска» к участкам, расположенным в зоне Ж-1 образуемый участок соответствует (л.д. 48-58).
Таким образом, с учетом представленных в дело стороной истца доказательств и непредставления стороной ответчика доказательств, опровергающих доводы истца и обосновывающих законность вынесенного постановления, суд приходит к выводу о том, что постановление мэрии г. Новосибирска от /дата/ № вынесено с нарушением вышеприведенных положений законодательства, нарушает право истца на надлежащее рассмотрение обращения по вопросу об оформлении в собственность земельного участка для эксплуатации объекта недвижимости, суд отмечет, что не указав конкретные вынявленные мэрией нарушения, препятствующие, по мнению органа местного самоуправления, в оформлении истцу испрашиваемого земельного участка, истцу создаются препятствия в устранении имеющийся нарушений (при их наличии), сборе необходимых документов, а также в обжаловании отказа по конкретным основаниям.
Следовательно, исковое требование истца о признании отказа, выраженного в постановлении мэрии от /дата/, незаконным является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Признавая данный отказ незаконным, суд в порядке ст. 12 ГК РФ полагает обоснованным возложить на мэрию обязанности устранить допущенные нарушения посредством принятия решения по заявлению Заневской Светланы Леонидовны об утверждении схемы расположения и предварительном согласовании предоставления земельного участка для эксплуатации индивидуального жилого дома по адресу <адрес> с учётом признанного настоящим решением незаконным отказа от /дата/.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГК РФ в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
В порядке данной статьи суд считает возможным установить срок для принятия решения не позднее десяти календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу. Определяя данный срок, суд учитывает, что у мэрии отсутствует необходимость в повторении административных процедур по рассмотрению заявления истца в указанные в Земельном кодексе РФ сроки, так как данное заявление уже находилось в мэрии на рассмотрении ранее.
При этом суд отмечет, что у суда не имеется оснований для удовлетворения требований истца о возложении на мэрию обязанности
образовать земельный участок с местоположением: <адрес>, площадью 1000 кв.м. в границах координата поворотных точек;
в течение двух недель с момента вступления решения суда в законную силу утвердить и выдать схему расположения земельного участка площадью 1000 кв.м., с местоположением: <адрес> на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории;
в двухнедельный срок с момента вступления решения суда в законную силу предварительно согласовать предоставление земельного участка площадью 1000 кв.м. с местоположением: <адрес> собственность Заневской Светлане Леонидовне.
Так, исходя из положений ст. 1, 2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление в Российской Федерации осуществляется населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления самостоятельно, что означает недопустимость произвольного вмешательства со стороны государства в вопросы местного значения.
При этом исходя из вышеприведённых положений земельного законодательства разрешение вопроса о возможности утверждения схемы расположения земельного участка относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления, данные вопросы местного значения решаются органом местного самоуправления с учётом всех особенности территории, Правил землепользования и застройки и иных факторов.
Поскольку, как было установлено судом, органом местного самоуправления при отказе истцу в утверждении схемы расположения земельного участка и предварительном согласовании его предоставления было указано на наличие нарушений, но эти нарушения не были конкретизированы, суд, не вторгаясь в исключительную компетенцию органа местного самоуправления, обязывает его устранить допущенные нарушения посредством надлежащего рассмотрения обращения истца и принятия по нему аргументированного и законного решения.
Таким образом, заявленные истцом требования подлежат частичному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 198, 233-235 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Заневской Светланы Леонидовны удовлетворить частично.
Признать незаконным постановление мэрии <адрес> от /дата/ № об отказе Заневской С.Л. в предварительном согласовании предоставления земельного участка по <адрес>.
Обязать мэрию <адрес> в срок не позднее 10 календарных дней со дня вступления решения суда законную силу устранить допущенные нарушения посредством принятия решения по заявлению Заневской Светланы Леонидовны об утверждении схемы расположения и предварительном согласовании предоставления земельного участка для эксплуатации индивидуального жилого дома по адресу <адрес> с учётом признанного настоящим решением незаконным отказа от /дата/.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Заочное решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд через Октябрьский районный суд г. Новосибирска в течение месяца.
Ответчик может обратиться с заявлением об отмене заочного решения в Октябрьский районный суд г. Новосибирска в течение семи дней.
Судья Е.И. Котин
Подлинник хранится в гражданском деле № 2-742/2017 Октябрьского районного суда г. Новосибирска