Дело № 2а-781/2019
10RS0013-01-2019-001016-40 |
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 декабря 2019 года город Петрозаводск
Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:
Председательствующего судьи: Т.В.Барановой,
при секретаре: М.В. Михалевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Петрова Н.А., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего П.П.Н., Петровой Т.О., действующей в интересах несовершеннолетнего П.П.Н., к администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия о признании отказа незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия,
у с т а н о в и л:
Петров Н.А., действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего П.П.Н., Петрова Т.О., действующая в интересах несовершеннолетнего П.П.Н. (далее также по тексту административные истцы) обратились в суд с административным исковым заявлением к администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия (далее также по тексту административный ответчик, Администрация), согласно которому просили признать незаконным отказ Администрации в признании малоимущим и нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке в очередь нуждающихся несовершеннолетнего П.П.Н.., хх.хх.хх г. года рождения, в качестве члена семьи своего отца, возложить обязанность на административного ответчика сообщить Петрову Н.А. номер очереди нуждающихся, под которым он был поставлен в очередь.
Административный иск мотивирован тем, что 26.09.2019 Петрова Т.О., действующая от имени бывшего супруга Петрова Н.А. и несовершеннолетнего сына П.П.Н.., обратилась в администрацию Прионежского муниципального района с заявлением о признании их малоимущими и нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку в жилом помещении, расположенном по адресу: ..., площадью 47 кв.м., признанном непригодным для проживания, помимо ее сына и бывшего супруга, зарегистрированы еще 5 человек, то есть каждый зарегистрированный в указанной квартире имеет право пользования менее учетной нормы площади жилого помещения, составляющей в Прионежском районе 10 кв.м. Рассмотрев указанное обращение, Администрация признала только Петрова Н.А. малоимущим и нуждающимся в улучшении жилищных условий, в отношении несовершеннолетнего П.П.Н.. было вынесено решение об отказе во включении в состав семьи, поскольку представлены документы, не подтверждающие его право состоять в качестве нуждающегося в жилом помещении. При определении жилищной обеспеченности несовершеннолетнего административным ответчиком были приняты во внимания также площади жилых помещений, принадлежащих матери несовершеннолетнего Петровой Т.О. на праве собственности. Ссылаясь на положения п. 4 ст. 60 Семейного кодекса РФ, согласно которой ребенок не имеет прав на собственность своих родителей, указывая, что между Петровой Т.О. и несовершеннолетним П.П.Н. не может возникнуть общего владения и пользования недвижимым имуществом, расположенным далеко от места проживания матери и сына, полагая оспариваемый отказ Администрации незаконным, необоснованным, нарушающим права и законные интересы несовершеннолетнего, указывая, что, административный ответчик не сообщил Петрову Н.А. номер очереди, под которым он был поставлен в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий, административные истцы обратились в суд с настоящим иском.
В судебном заседании административный истец Петрова Т.О., действующая в интересах несовершеннолетнего П.П.Н., представитель административного истца Петрашкевич Л.С., действующая по устному ходатайству и представившая диплом о высшем юридическом образовании, настаивали на удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель административного ответчика, действующая на основании доверенности, представившая диплом о высшем юридическом образовании, возражала по заявленным требованиям по доводам и основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Административный истец Петрова Н.А., действующий также в интересах несовершеннолетнего П.П.Н.., в судебное заседание не явился, представила письменное заявление о рассмотрении настоящего иска в свое отсутствие, требования поддержал.
Заслушав участников судебного разбирательства, исследовав письменные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекс административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ) гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно подпунктам 1 и 2 части 9, части 11 статьи 226 КАС РФ по жалобам на действия должностного лица административный истец должен доказать, нарушены ли оспариваемым решением, действием (бездействием) его права, свободы и законные интересы, соблюден ли срок обращения в суд, а административный ответчик обязан доказать, что им при вынесении оспариваемого решения, совершения действия (бездействия) соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемых действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Как следует из части 2 статьи 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, из вышеназванных положений закона следует, что для признания решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, незаконными необходима совокупность двух условий: несоответствие решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
С настоящими требованиями административные истцы обратились в суд, поскольку полагают, что отказ администрации Прионежского муниципального района в постановке несовершеннолетнего П.П.Н. как члена семьи своего отца Петрова Н.А., на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, а также несообщение Петрову Н.А. номера, под которым он был поставлен в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий, нарушают жилищные права несовершеннолетнего и административного истца Петрова Н.А.
В соответствии с частью 1 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
С настоящими требованиями административные истцы обратились в суд 11.11.2019, т.е. ими соблюден установленный законом срок на обращение за судебной защитой.
Письмом администрации Прионежского муниципального района от 17.10.2019 №8219/05/1-13 на №13458/1-13 от 22.07.2019 Петрову Н.А. сообщено, что он включен в список на внеочередное предоставление жилого помещения, вместе с тем ему отказано во включении в состав семьи Петрова П.Н. в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ (предоставлены документы, которые не подтверждают право П.П.Н.. состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении).
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абз. 12 ч. 1 ст. 2, п. 6 ч. 1 ст. 14, п. 6 ч. 1 ст. 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения (п. 1 ч. 1 ст. 50), в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.
Таким образом, вышеуказанными положениями действующего законодательства, к компетенции органов местного самоуправления отнесены полномочия по признанию граждан малоимущим и нуждающимся в жилом помещении, следовательно, обжалуемое решение принято уполномоченным органом.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ (далее также ЖК РФ) гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Согласно положениям ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2).
В соответствии со статьей 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Постановлением администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия от 18.04.2016 № 359 разработан административный регламент предоставления муниципальной услуги Администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия «Постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении» (далее - Административный регламент).
Установлено, что 22.07.2019 Петрова Т.О., действующая в интересах Петрова Н.А., обратилась в администрацию Прионежского муниципального района с заявлением о признании Петрова Н.А. малоимущим в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Распоряжением администрации Прионежского муниципального района от 24.07.2019 №372-р Петров Н.А. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
26.09.2019 Петрова Т.О., действующая в интересах Петрова Н.А., обратилась в администрацию Прионежского муниципального района с заявлением о включении в список на внеочередное предоставление жилого помещения Петрова Н.А. с включением в состав его семьи несовершеннолетнего сына Петрова П.Н.
Распоряжением администрации Прионежского муниципального района от 16.10.2019 №536 Петров Н.А. включен в список на внеочередное предоставление жилого помещения, при этом в письме от 17.10.2019 №8219/05/1-13 Администрация сообщила Петрову Н.А., что ему отказано во включении в состав семьи П.П.Н. в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ (представлены документы, которые не подтверждают право П.П.Н. состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении).
Установлено, что Петров П.Н. и Петрова (Акимова) Т.О. являются родителями несовершеннолетнего П.П.Н.., хх.хх.хх г. года рождения.
Брак между Петровым Н.А. и Петровой Т.О. расторгнут на основании решения судьи судебного участка Прионежского района от 06.04.2015.
С 01.08.2005 несовершеннолетний П.П.Н.. зарегистрирован в жилом помещении, расположенном по адресу: Республика Карелия, Прионежский район, п. Пай, ул. Молодежная д. 9, кв. 2. Общая площадь указанной квартиры составляет 47 кв.м. Наряду с несовершеннолетним в указанной квартире зарегистрировано еще 5 человек: П.В.А. Петров Н.А., П.О.А.., П.Д.А.., Ф.С.А. Обеспеченность жилой площадью на каждого зарегистрированного составляет 7,8 кв.м.
Постановлением администрации Прионежского муниципального района от 20.08.2019 №799/1 жилое помещение, расположенное по адресу: ... признано несоответствующим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и непригодным для проживания.
Положения части 1 ст. 69 ЖК РФ относят к членам семьи нанимателя или собственника жилого помещения проживающих совместно с ним его супруга, а также детей и родителей данного нанимателя.
Согласно ч. 2 ст. 31 ЖК РФ, члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении ЖК РФ", учитывая положения ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, следует иметь в виду, что поскольку ведение общего хозяйства между собственником жилого помещения и лицом, вселенным им в данное жилое помещение, не является обязательным условием признания его членом семьи собственника жилого помещения, то и отсутствие ведения общего хозяйства собственником жилого помещения с указанным лицом либо прекращение ими ведения общего хозяйства (например, по взаимному согласию) само по себе не может свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения. Данное обстоятельство должно оцениваться в совокупности с другими доказательствами, представленными сторонами по делу (статья 67 ГПК РФ).
Членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане, если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи.
Учитывая вышеизложенные нормы права, суд приходит к выводу о том, что при определении нуждаемости в жилом помещении необходимо учитывать, что несовершеннолетний П.П.Н. является как членом семьи своего отца, так и членом семьи своей матери Петровой Т.О.
Согласно ч. 2 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Постановлением администрации Прионежского муниципального района от 12.05.2016 №466 на территории Прионежского муниципального района установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 10 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Как следует из материалов дела, мать несовершеннолетнего Петрова Т.О. является собственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: ..., площадью 30,20 к.м., а также собственником жилого помещения, расположенного по адресу: ..., общей площадью 18 кв.м.
Данное обстоятельство также было установлено при осуществлении процедуры предоставления муниципальной услуги «Постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении». Ответчиком в соответствии с Административным регламентом были осуществлены запросы в Единый государственный реестр недвижимости. Согласно выписке из ЕГРН от 01.10.2019, полученной по запросу ответчика, Петрова Т.О. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: ..., общей площадью 18 кв.м., а также 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: ..., площадью 30,20 к.м.,
Таким образом, учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что обеспеченность Петровой Т.О. жилой площадью составляет 33,10 кв.м., на двоих с сыном П.П.Н.., т.е. по 16,55 кв.м. на каждого что превышает учетную норму.
Пунктом 3.2.3 Административного регламента установлено, что при наличии оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги выносится решение об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Установив, что мать несовершеннолетнего П.П.Н.. является собственником жилых помещений, площадь которых превышает учетную норму из расчета двоих человек: несовершеннолетнего П.П.Н. и его матери, ответчиком, на основании имеющихся на рассмотрении документов, принято законное решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги. На момент принятия решения в рамках предоставления муниципальной услуги, иных сведений о наличии или отсутствия жилых помещений у Петровой Т.О., у ответчика не имелось.
Признание жилого помещения, занимаемого гражданами на условиях социального найма, непригодным для проживания, само по себе не может являться достаточным основанием для внеочередного обеспечения жилым помещением по договору социального найма по правилам пункта 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ при отсутствии иных, предусмотренных законом, условий: признания в установленном порядке малоимущим и признания нуждающимся в жилом помещении.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Учитывая вышеизложенное, исходя из того, что площадь жилищной обеспеченности Петровой Т.О., являющейся матерью несовершеннолетнего, составляет на двоих с сыном более учетной нормы, принимая во внимание, что Петрова Т.О. в установленном порядке не признана малоимущей, суд приходит к выводу, что принятый Администрацией отказ о включении в состав семьи Петрова Н.А. несовершеннолетнего П.П.Н. является законным, поскольку право несовершеннолетнего состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении не подтверждено.
Разрешая требования административно истца Петрова Н.А. о возложении на Администрацию обязанности сообщить ему номер очереди нуждающихся, под которым она был поставлен в очередь, суд приходит к следующим выводам.
Из письменного отзыва административного ответчика следует, что Петров Н.А. находится в списке граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении по Прионежскому району под номером №606, во внеочередном списке - под номером №167.
Поскольку Петровым Н.А. в нарушении положений ст. 62 КАС РФ не представлены относимые, допустимые и достаточные доказательства, подтверждающие, что бездействие Администрации, выразившееся в несообщении ему номера, под которым он был поставлен в очередь нуждающихся жилых помещениях, нарушает его права и законные интересы, суд полагает, что требование о возложении на административного ответчика обязанности совершить определенные действия по сообщению административному истцу номера, под которым он был поставлен в очередь, также не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░., ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░., ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 30.12.2019.
...
... |
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...