РЕШЕНИЕ
(в окончательной формулировке)
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Каспийский городской суд РД в составе:
председательствующего судьи Магомедовой Г.Н.,
с участием помощника прокурора <адрес> Джамалдинова Р.Г.,
при секретаре судебного заседания Гамидовой И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора <адрес> РД Гасановой С.В. в интересах неопределенного круга лиц к ООО «<данные изъяты>» об обязании устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищенности объектов,
УСТАНОВИЛ:
И.о. прокурора <адрес> РД Гасанова С.В. обратилась в интересах неопределенного круга лиц к ООО «<данные изъяты>» об обязании устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищенности объектов.
Свои требования и.о. прокурора <адрес> обосновала тем, что ими совместно с сотрудниками Каспийского отделения ФСБ России по РД и ОНО ОМВД РФ по <адрес> проведена проверка исполнения законодательства регулирующего обеспечение антитеррористической защищенности населения, противодействия экстремизму и терроризму в ООО «<данные изъяты>» (далее - рынок).
В ходе проверки установлено, что рынок состоит из: вещевого, мясного и продуктового отделов. По периметру рынка расположены магазины павильоны и другие помещения, являющиеся одновременно оградой рынка.
Имеются два въезда на территорию рынка со стороны улиц <адрес> а также два входа в вещевой рынок со стороны <адрес> с металлическими дверями.
В ночное время охрана рынка осуществляется ведомственными сторожами в количестве 3 человек. На городском рынке установлены три кнопки тревожной сигнализации (КТС) с выводом сигнала на ПЦО ОВО по г Каспийск филиала ФГКУ УВО МВД по РД. В офисе рынка на 2 этаже установлена система видео наблюдения с записывающим устройством с охватом внешнего периметра и двора (5 камер), у въездных ворог (2 камеры), у входа (2 камеры), на стоянке (2 камеры), в мясном павильоне (1 камера).
В ходе проверки выявлены следующие нарушения требований в части антитеррористической защищенности объекта:
- не организована круглосуточная охрана объекта;
-с внутренней стороны оконных проемов не установлены открывающиеся металлические решетки диаметром прутка не менее 16 мм, размерами ячеек 150x150 мм;
- не установлены дополнительные видеокамеры с охватом периметра и внутренней части рынка;
- отсутствует столбовое освещение по периметру территории рынка;
- касса не оборудована современными средствами охранно-пожарной сигнализации.
Техническая укрепленность и организация охраны рынка не соответствует предъявляемым требованиям надежной зашиты объекта от террористических актов, диверсий и других преступных посягательств на объект.
Таким образом, уровень антитеррористической защищенности по обеспечению безопасности на потенциально опасном и критически важном объекте - ООО «<данные изъяты> является недостаточным.
Террористические акты, как и экстремистские проявления, относятся к чрезвычайным ситуациям, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей, в связи с чем необходимо заблаговременно принимать меры, направленные на максимально возможное уменьшение риска возникновения терактов.
Указанные обстоятельства, являются нарушением Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» (в части обеспечение антитеррористической защищенности населения), Федерального закона Российской Федерации от 30.12.2009 № 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Категория лиц, чьи интересы права затрагивает настоящее исковое заявление не постоянна, и персонально изменчива, поэтому данное исковое заявление направляется в интересах неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Просит обязать устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищенности объектов.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Джамалдинов Р.Г. поддержал исковые требования и уточнил их, указав, что металлические решетки необходимо установить с наружной стороны, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика – ООО «<данные изъяты>» Рамазанов Н.Б., представляющий интересы по доверенности, иск прокурора признал полностью и пояснил, что принимаются меры по устранению выявленных недостатков, многие уже устранены.
Представитель соответчика – Администрации ГО «<адрес>» Магомедов Ш., представляющий интересы по доверенности, просил вынести решение в соответствии с действующим законодательством.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит иск и.о. прокурора <адрес> подлежащим удовлетворению в полном объеме.
Согласно Акту обследования объекта от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Каспийский универсальный рынок», расположенного по адресу: <адрес>, комиссией в составе инспектора ГОООПООКЗООИПОЮЛОУЗ ОВО по <адрес> филиала ФГКУ УВО МВД по РД лейтенанта полиции Муртузалиева И.А., о/у УФСБ РФ по РД лейтенанта А.М. Абдуллаева, помощника прокурора юриста 3-го класса Джамалудинова Р.Г. с участием директора ООО «КУР» Багандова М.М., произвела обследование городского рынка расположенного в центральной части города и предлагается:
1.Организовать круглосуточную охрану стрелками ВОХР филиала ФГУП «Охрана» МВД РФ по РД.
2. Установить на оконных проемах с внутренней стороны, открывающиеся металлические решетки диаметром прутка не менее 16 мм., размерами ячеек 150х150 мм. Закрепить решетки к стальным анкерам заделанными в стену на глубину не менее 100 мм. в количестве не менее 8 шт., или установить металлические роль ставни.
3. Установить дополнительные видеокамеры с охватом периметра и внутренней части рынка.
4. Установить столбовое освещение по периметру территории рынка.
5. Кассу оборудовать современными средствами охранно-пожарной сигнализации с выводом сигнала на ПЦО ОВО при ОВД по <адрес>
Указано: устранить выявленные недостатки до ДД.ММ.ГГГГ
На основании абзаца 2 пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц, указанных в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона выделения специалистов для выяснения возникших вопросов.
Как следует из материалов дела, прокурором <адрес> в порядке надзора проведена проверка исполнения законодательства о противодействии экстремизму и терроризму в части антитеррористической защищенности объектов особой важности, жизнеобеспечения и с массовым пребыванием граждан, в ходе, которой выявлены существенные нарушения названного законодательства.
При этом, руководствуясь положениями вышеуказанных норм, прокурором для проведения проверки были привлечены в качестве лиц, вошедших в состав комиссии: инспектор ГОООПООКЗООИПОЮЛОУЗ ОВО по <адрес> филиала ФГКУ УВО МВД по РД лейтенант полиции Муртузалиев И.А., о/у УФСБ РФ по РД лейтенант А.М. Абдуллаев, помощник прокурора юриста 3-го класса Джамалудинов Р.Г. и также директора ООО «КУР» Багандова М.М.
При таких обстоятельствах участие в указанной проверке привлеченных лиц в составе комиссии соответствует требованиям законодательства.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 года N 68-Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" организации обязаны планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций. Действие данного Закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Последствия терактов являются не менее значимыми чрезвычайными ситуациями.
Виды, система и порядок (способы) охраны объектов регулируются федеральными законами от 21.07.1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", от 14.04.1999 года N 77-ФЗ "О ведомственной охране", от 11 марта 1992 года N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", Постановлениями Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 года N 587 "Вопросы частной детективной и охранной деятельности", руководящим документом МВД РФ РД 78.36.003-2002 "Инженерно-техническая укрепленность. Технические средства охраны. Требования и нормы проектирования по защите объектов от преступных посягательств", ведомственными нормативными актами, условиями договора на охрану объекта, а также Инструкцией.
В соответствии с требованиями раздела 3 Руководящего документа в зависимости от значимости и концентрации материальных, художественных, исторических, культурных и культовых ценностей, размещенных на объекте, последствий от возможных преступных посягательств на них, все объекты, их помещения и территории подразделяются на две группы (категории): А и Б. Ввиду большого разнообразия разнородных объектов в каждой группе, они подразделяются на две подгруппы каждая: AI и АН, Б1 и БП. В частности к подгруппе AI относятся и объекты, включенные органами власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления в перечни объектов особо важных, повышенной опасности и жизнеобеспечения.
В развитие Федерального закона "О противодействии терроризму" было подготовлено Постановление Правительства РФ от 04.05.2008 N 333 "О компетенции федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, в области противодействия терроризму", в котором содержится десяток федеральных министерств, агентств и служб с возложением на них обязанностей по участию в формировании и реализации основных направлений государственной политики в области противодействия терроризму в пределах своей компетенции; обеспечению антитеррористической защищенности объектов федеральной собственности, находящихся в их ведении, а также координации деятельности по антитеррористической защищенности иных объектов в соответствии со своей компетенцией в установленной сфере деятельности; осуществлению взаимодействия в области противодействия терроризму, в том числе обмен информацией.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", Указа Президента РФ от 15 февраля 2006 г. N 116 "О мерах по противодействию терроризму" (в ред. Указа Президента РФ от 2 августа 2006 г. N 832).
1. Президент Российской Федерации:
1) определяет основные направления государственной политики в области противодействия терроризму;
2) устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых он осуществляет, по борьбе с терроризмом;
3) принимает решение в установленном порядке об использовании за пределами территории Российской Федерации формирований Вооруженных Сил Российской Федерации и подразделений специального назначения для борьбы с террористической деятельностью, осуществляемой против Российской Федерации либо граждан Российской Федерации или лиц без гражданства, постоянно проживающих в Российской Федерации.
(часть первая в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 153-ФЗ)
2. Правительство Российской Федерации:
1) определяет компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно осуществляет, в области противодействия терроризму;
2) организует разработку и осуществление мер по предупреждению терроризма и минимизацию и (или) ликвидацию последствий проявлений терроризма;
3) организует обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму необходимыми силами, средствами и ресурсами.
3. Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
4. В целях обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму по решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц. Для реализации решений указанных органов могут издаваться акты (совместные акты) указанных органов, представители которых входят в состав соответствующего органа.
5. В целях своевременного информирования населения о возникновении угрозы террористического акта и организации деятельности по противодействию его совершению, осуществляемой федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и органами, формируемыми в соответствии с частью 4 настоящей статьи, могут устанавливаться уровни террористической опасности, предусматривающие принятие не ограничивающих прав и свобод человека и гражданина дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства. Порядок установления уровней террористической опасности и содержание дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства определяются Президентом Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Дагестан от 20 февраля 2004 г. № 51 « О дополнительных мерах по обеспечению безопасности функционирования объектов особой важности, жизнеобеспечения населения и повышенной опасности» рекомендовано администрациям городов и районов республики с учетом оперативной обстановки, местных условий и в целях обеспечения контроля над территориями, прилегающим к особо важным объектам, предусмотреть выделение финансовых средств на строительство стационарных постов милиции; Министерству внутренних дел РД в месячный срок разработать и представить на утверждение в Правительство Республики Дагестан перечень особо важных объектов… Главой администрации ГО «<адрес>» утвержден Перечень критически важных, потенциально опасных объектов, объектов жизнеобеспечения и мест массового пребывания людей, подлежащих первоочередной антитеррористической защите и представлен в ОМВД России по <адрес>.
В указанный перечень включено ОАО «Каспийский универсальный рынок», расположенного по адресу: <адрес>, отнесенное к категории особо важных объектов.
В ходе проведенной прокурорской проверки обеспечения безопасности объектов, подлежащих первоочередной террористической защите, выявлены нарушения в обеспечении антитеррористической защищенности вышеуказанных объектов, указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела.
Также Статьей 2 Федерального закона от 06.03.2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" определены основные принципы противодействия терроризму, а именно: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; приоритет мер предупреждения терроризма; минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.
В нарушение указанных требований закона, ответчик не обеспечил надлежащую антитеррористическую укрепленность объектов.
Представителем ответчика в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательство, что им учтены предписания, изложенные в указанном акте, притом, что данный акт не оспаривался. Кроме того, из материалов дела усматривается, что ответчиком произведен ряд мероприятий по охране объекта. Вместе с тем, представителем ответчика не оспорено, а доказательствами не подтверждено, что на объекте в числе других мероприятий по охране объекта установлена система видеоконтроля за предприятием, что входит в систему наблюдения, обязательную для ответчика в соответствии с положениями Федерального закона N 116-ФЗ, как предприятия, эксплуатирующего опасный производственный объект.
Согласно п. 3 ст. 3 Федерального закона "О противодействии терроризму", террористический акт - это совершение взрыва, поджога или иных действий, связанных с устрашением населения и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления экологической катастрофы или иных особо тяжких последствий, в целях противоправного воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях. Вместе с тем в диспозиции ст. 277 УК РФ понятие террористического акта сформулировано иначе.
В пункте 4 ст. 3 Федерального закона "О противодействии терроризму" определено понятие противодействия терроризму. Это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по:
а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);
б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);
в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В силу ст. 210 ГК РФ Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Суд, оценив положения действующего законодательства, представленные доказательства и доводы сторон, пришел к выводу, что проведенные ответчиком мероприятия недостаточным образом обеспечивают безопасность эксплуатируемого объекта в части, касающейся организации системы наблюдения за объектом в случае аварии и поддержания его в пригодном к использованию состоянии, такой контроль должна обеспечить система видео наблюдения что не противоречит действующему законодательству, а также соответствует повышению эффективности борьбы с терроризмом, что являлось одним из оснований заявленных требований.
Представитель ответчика ОАО «<данные изъяты>» Рамазанов Н.Б., представляющий интересы по доверенности исковые требования и.о прокурора <адрес> исковые требования признал.
В силу ст. 39 ГПК РФ…Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
В силу требований ст. 173 ГПК РФ суд принимает признание иска ответчиками, если оно не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы третьих лиц.
Судом разъяснены представителю ответчика Рамазанову Н.Б. последствия признания иска и принятия их судом.
Суд, обсудив, указанное признание иска ответчиком и изучив, представленные по нему доказательства приходит к выводу о принятии признания исковых требований последними, так как это не противоречит закону и не затрагивает интересы третьих лиц.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление и.о. прокурора <адрес> РД Гасановой С.В. в интересах неопределенного круга лиц к ООО <данные изъяты>» об обязании устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищенности объектов удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие ООО «<данные изъяты> при соблюдении требований антитеррористического и противопожарного законодательства.
Обязать ООО «<данные изъяты>» устранить в полном объеме допущенные нарушения, а именно:
- Организовать круглосуточную охрану стрелками ВОХР филиала ФГУП «Охрана» МВД РФ по РД.
- Установить на оконных проемах с наружной стороны, открывающиеся металлические решетки диаметром прутка не менее 16 мм., размерами ячеек 150х150 мм. Закрепить решетки к стальным анкерам заделанными в стену на глубину не менее 100 мм. в количестве не менее 8 шт., или установить металлические рольставни.
- Установить дополнительные видеокамеры с охватом периметра и внутренней части рынка.
- Установить столбовое освещение по периметру территории рынка.
- Кассу оборудовать современными средствами охранно-пожарной сигнализации с выводом сигнала на ПЦО ОВО при ОВД по <адрес>
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РД в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной формулировке путем подачи апелляционной жалобы через Каспийский городской суд.
Председательствующий
Решение в окончательной формулировке вынесено ДД.ММ.ГГГГ