Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-866/2013 ~ М-1145/2013 от 10.06.2013

К делу № 2-866-2013

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Тимашевск                         19 июня 2013 года

Тимашевский районный суд Краснодарского края в составе

председательствующего     Губаревой А.А.,

с участием помощника прокурора Тимашевского района

                     Чащиной У.Б.,

при секретаре             Маркаровой А.А.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Тимашевского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Тимашевский район, выразившегося в недостаточном финансировании мероприятий по технической укрепленности и оснащению МБОУ СОШ № 18 необходимыми техническими средствами охраны, и обязании администрации муниципального образования Тимашевский район устранить нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Тимашевского района в интересах неопределенного круга лиц, РФ обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Тимашевский район, выраженного в несоблюдении требований антитеррористического законодательства, непринятии в полном объеме мер по антитеррористической защите граждан и объектов, и обязании администрации муниципального образования Тимашевский район и МБОУ СОШ № 18 устранить нарушения. В обоснование своих требований указал, что прокуратурой района проведена проверка информации начальника ОМВД России по Тимашевскому району о результатах обследования дошкольных и школьных образовательных учреждений, расположенных на территории района, и непринятии мер по устранению нарушений и обеспечению антитеррористической защищенности объектов администрацией муниципального образования Тимашевский район. В соответствии с уставом образовательного учреждения администрация муниципального образования Тимашевский район является учредителем вышеуказанного муниципального образовательного учреждения и устанавливает нормативы финансирования данного образовательного учреждения. Начальником ГУВД Краснодарского края, начальником УФСБ по Краснодарскому краю и руководителем департамента образования и науки Краснодарского края согласована Типовая инструкция по организации защиты образовательных учреждений на территории Краснодарского края от террористических угроз и иных посягательств экстремистского характера, разработанная антитеррористической комиссией Краснодарского края. Согласно Инструкции виды, система и порядок охраны объектов регулируются, в том числе, «Руководящим документом 78.36.003-2002. Инженерно-техническая укрепленность. Технические средства охраны. Требования и нормы проектирования по защите объектов от преступных посягательств», утвержденным МВД РФ 06.11.2002. По результатам проведенного сотрудниками ОМВД России по Тимашевскому району обследования учреждения выявлены нарушения требований закона, а также требований Руководящего документа, а именно: - установленных камер видеонаблюдения в количестве 5 штук недостаточно, так как отсутствует обзор наиболее уязвимых мест: периметра объекта, пожарных выходов, фактически контролируется только центральный вход, монитор расположен в помещении технических служащих (п.п. 8.1., 8.3.); - свободный доступ на территорию объекта в связи с тем, что въездные ворота и калитка открыты (п.п. 5.1.2., 5.1.5., 5.2.6., 5.2.7.); - ограждение территории учреждения частично отсутствует (п.п. 5.1.2., 5.1.5.); - на момент обследования стационарная кнопка тревожной сигнализации не работала, расположена в подсобном помещении на третьем этаже, переносные радиоуправляемые брелоки находятся у технических служащих (п.п. 6.3.1, 6.3.4); - отсутствует система оповещения о внештатных ситуациях (п.п. 9.1., 9.3., 9.6.). Учредителем – администрацией муниципального образования Тимашевский район денежные средства в необходимом объеме для устранения нарушений требований законодательства о противодействии терроризму не выделены, в связи с чем, нарушения при обеспечении антитеррористической защищенности МБОУ СОШ № 18 не устранены. В образовательных учреждениях района мероприятия по устранению нарушений законодательства о противодействии терроризму, требующие выделение денежных средств из бюджета, остаются не выполненными с сентября 2012 года до настоящего момента. В адрес главы муниципального образования Тимашевский район, а также начальника управления образования администрации муниципального образования Тимашевский район начальником ОМВД России по Тимашевскому району направлены информационные письма от 20 августа 2012 года, 12 сентября 2012 года, 18 декабря 2012 года и предписания об устранении нарушений закона от 20 августа 2012 года, 7 мая 2013 года. Как следует из информации заместителя главы муниципального образования выявленные нарушения не устранены до настоящего времени в связи отсутствием денежных средств и дефицитом бюджета. Учредителем необходимых мер по устранению нарушений, связанных с обеспечением охраны жизни и здоровья, обучающихся и работников образовательных учреждений, не принято. В связи с этим, в целях недопущения угрозы безопасности неопределенного круга лиц, начальник ОМВД России по Тимашевскому району просит принять меры прокурорского реагирования. В нарушение требований закона администрацией муниципального образования Тимашевский район надлежащая антитеррористическая укрепленность объекта не обеспечена. Так, отсутствие достаточного количества камер видеонаблюдения не позволяет в полной мере обеспечивать контроль за территорией учреждения, передавать информацию о состоянии охраняемых зон, помещений, периметра и территории объекта в помещение охраны. Возможность случайного прохода людей, въезда транспорта, проникновения на охраняемую территорию объекта, минуя главный вход, создает реальную угрозу совершения террористических действий. Надлежащим образом не функционирующая стационарная кнопка тревожной сигнализации, ее установка в подсобном помещении, а также хранение переносных радиоуправляемых брелоков у неуполномоченных лиц исключают возможность оперативной передачи сообщения о противоправных действиях. Отсутствие системы оповещения о внештатных ситуациях исключает возможность оперативного информирования о возникшей или приближающейся внештатной ситуации (аварии, пожаре, стихийном бедствии, нападении, террористическом акте) и координации действий. Указанные нарушения и упущения не способствуют соблюдению требований законодательства о противодействии терроризму, основных принципов о приоритете мер профилактики терроризма, защите прав и свобод человека и гражданина. В результате чего цели, задачи и принципы законодательства Российской Федерации о противодействии терроризму не достигаются, создается угроза безопасности учащихся и работников учреждения, не обеспечивается защищенность образовательного учреждения, как места массового пребывания людей. Неправомерное бездействие администрации муниципального образования Тимашевский район нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, что в соответствии со ст. 45 ГПК РФ дает прокурору право обратиться в суд с заявлением в защиту их прав и законных интересов.

В судебном заседании помощник прокурора Чащина У.Б. уточнила заявленные требования и просила суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Тимашевский район, выразившееся в недостаточном финансировании мероприятий по технической укрепленности и оснащению МБОУ СОШ № 18 необходимыми техническими средствами охраны, а также обязать администрацию муниципального образования Тимашевский район в срок до 1.09.2013 устранить нарушения: установить контролируемое открытие и закрытие въездных ворот и калиток; установить дополнительные камеры видеонаблюдения с обзором периметра здания МБОУ СОШ № 18, строений, находящихся на территории МБОУ СОШ № 18, и прилегающей территории, пожарных выходов, выездов и передачей визуальной информации в помещение охраны; установить систему оповещения о внештатных ситуациях с трансляцией речевой информации о характере опасности, необходимости и путях эвакуации. При этом пояснила, что прокуратура Тимашевского района проводила проверку на основании данных, представленных отделом МВД России по Тимашевскому району. Они проводили ряд действий в ходе проверки, а именно: запрашивали из администрации муниципального образования Тимашевский район противодиверсионные паспорта на учреждения, однако в ответ им пришло письмо, с сообщением о том, что у данных паспортов истек срок действия. Также они запрашивали из отдела МВД России по Тимашевскому району предписания, письма, направленные ими в адрес администрации муниципального образования Тимашевский район и МБОУ СОШ № 18 с сентября 2012 года. Кроме того, они запрашивали из администрации муниципального образования Тимашевский район ответы на письма и предписания отдела МВД России по Тимашевскому району. Тем самым проводили прокурорскую проверку. Относительно контрольно - пропускного режима пояснила, что в соответствии с типовой инструкцией по организации защиты объектов образования по Краснодарскому краю, в соответствии с разделами 2, 4 и 5 должен быть соблюден контрольно - пропускной режим. МБОУ СОШ № 18 либо администрация согласно ФЗ «О частной детективной деятельности» должны заключить договор с лицензионной организацией. Раздел 2 инструкции регламентирует, что на образовательном учреждении должен осуществляться контрольно - пропускной режим. На момент проверки вход в здание был свободен, а именно: были открыты ворота, отсутствовало ограждение. В соответствии с п. 32 ст. 12 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также в соответствии со ст. 11, 11.1, 12.1 ФЗ «О частной детективной деятельности на территории РФ» контрольно - пропускной режим должен быть соблюден в обязательном порядке.

    Представитель администрации муниципального образования Тимашевский район и МБОУ СОШ № 18 по доверенности Машицкая О.В. в судебном заседании не согласилась с заявленными требованиями. При этом пояснила, что основанием подачи заявления послужила информация начальника ОМВД по Тимашевскому району о результатах комиссионных обследований образовательных учреждений района. Так называемые комиссионные обследования проведены в одностороннем порядке с грубым нарушением закона. Ни в одном документе нет даты и времени проведения обследования, акты об их проведении не составлялись, состав комиссии нигде не указан, никаким документом не утверждался, руководитель учреждения не был уведомлен о работе комиссии, при проверке не присутствовал и с ними не согласен. Согласно совместному указанию Министерства внутренних дел Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. № 1/11110 и Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. № МК - 1715/12, в целях повышения уровня безопасности образовательных учреждений, расположенных на территории Краснодарского края, предупреждения и пресечения противоправных посягательств в отношении работников, обучающихся, посетителей, а также имущества образовательных учреждений дважды в год: до 25 января и 1 августа должны проводиться плановые межведомственные комиссионные обследования во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих управление в сфере образования. В соответствии с письмом ГУМВД РФ по Краснодарскому краю от 12.12.2012 г. № 1/839, начальникам территориальных отделов (управлений) МВД России на районном уровне Краснодарского края указано на необходимость проведения комиссионных обследований во взаимодействии с местными органами власти, осуществляющими управление в сфере образования. 16 апреля 2013 года от отдела МВД России по Тимашевскому району было получено письмо от 15 апреля 2013 года № 13/9902 о необходимости проведения внепланового комиссионного обследования образовательных учреждений с предложением привлечения к нему специалистов управления образования 18, 19, 22, 23 апреля 2013 года. 17 апреля 2013 года в адрес отдела МВД России по Тимашевскому району управлением образования был направлен запрос о правовом обосновании проведения внеплановых обследований образовательных учреждений. 30 апреля 2013 года был получен ответ от отдела МВД России по Тимашевскому району, в котором содержалась та же самая ссылка на указанные письма МВД и Минобрнауки, ссылка на представление прокуратуры Тимашевского района от 3 апреля 2013 года № 7-01-2013/19677 «Об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризма» отсутствовала. Учитывая, что отделом МВД России по Тимашевскому району было направлено требование о выделении специалиста за один день до начала проведения обследований и правовых обоснований внеплановых обследований указано не было, выполнить его не представлялось возможным в виду осуществления своих запланированных мероприятий по подготовке к участию в майских праздниках. В соответствии с указаниями Министерства внутренних дел Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. № 1/11110 и Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. № МК-1715/12, после проведения межведомственных комиссионных обследований необходимо направлять в орган местного самоуправления предложения по обеспечению уровня инженерно-технической укрепленности, объектов оснащенности техническими системами противокриминальной и антитеррористической защиты и организации охранных мероприятий. Однако, в адрес управления образования поступило предписание об устранении выявленных нарушений. Комиссионные обследования не проводились, так как процедура их проведения не соблюдена, а была проведена проверка образовательных учреждений сотрудниками ОМВД по Тимашевскому району в одностороннем порядке, без участия специалистов управления образования и без руководителя. Образовательные учреждения являются юридическими лицами и их проверки осуществляются в соответствии с Федеральным законном Российской Федерации от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля». Данный закон при проведении проверок соблюден не был, указания министерств не выполнены. Согласно ст. 59, 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами. Таким образом, обследование (проверка) проведены с грубым нарушением закона и не могут являться доказательствами по делу. Согласно п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N 23 «О судебном решении» решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости. Закон «О полиции» предусматривает проведение в установленном законом порядке проверок и инспекций. Согласно п. 2 Типовой инструкции по организации защиты образовательных учреждений на территории Краснодарского края от террористических угроз и иных посягательств экстремистского характера, согласованной начальником ГУВД Краснодарского края, зам. начальника УФСБ по Краснодарскому краю и руководителем департамента образования и науки Краснодарского края, Типовая инструкция не носит нормативного характера. Таким образом, она носит рекомендательный характер. Типовая инструкция содержит ссылку на «РД 78.36.003-2002. Инженерно-техническая укрепленность. Технические средства охраны. Требования и нормы проектирования по защите объектов от преступных посягательств», утв. МВД РФ 06.11.2002, однако, согласно п. 1.1 Руководящего документа он распространяется на вновь проектируемые, реконструируемые и технически перевооружаемые объекты различных форм собственности, охраняемые или подлежащие передаче под охрану подразделениям вневедомственной охраны при органах внутренних дел. Таким образом, РД не распространяет свое действие на учреждение образования. Ни один из указных документов, а также действующим законодательством РФ требование о необходимом количестве видеокамер не регламентировано. В письме на имя прокурора от 21 мая 2013 года об этом было указано. Какое количество камер для школ, детских садов необходимо нигде не указано и о том, что их недостаточно является субъективным мнением проверяющих лиц. Доводы о том, что администрация и учреждение бездействует не соответствуют действительности и содержат общие указания на обмен письмами. Так, ссылка на письма и предписание от 20 августа 2012 года несостоятельна, так как содержит общие фразы «большинство дошкольных и школьных образовательных учреждений», но конкретных нарушений нет. В письме от 12 мая 2012 года указано на выполнение многих поставленных ОМВД требований. Поэтому ссылка в заявлении прокуратуры на невыполнение с сентября 2012 года до настоящего времени требований необоснованна. Также это подтверждается приложенными к заявлению письмом администрации, в котором перечислены выполненные мероприятия, и письмами от 21 сентября 2013 г., 21 мая 2013 года, 3 июня 2013 года. Указанные в заявлении письма и предписания не были доведены сотрудниками полиции до руководителя образовательного учреждения. В заявлении указана ссылка на предписания сотрудников ОМВД, однако, они не имеют юридической силы, так как выданы с нарушением действующего законодательства РФ. В информации начальника ОМВД по Тимашевскому району от 7 мая 2013 года № 23/12320, послужившим основанием предъявления заявленных требований, указано, что проведенные комиссионные обследования выявили ряд существенных нарушений законодательства РФ, а именно: ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму», ст.ст. 12, 32 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», ст. 11.1, 12.1 закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации …» и, что дальнейшее бездействие и невыполнение требований, указанных статей, создают угрозу безопасности неопределенного круга лиц от террористических проявлений. Согласно ч. 22, ч. 24, ч. 26 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции», полиция имеет право: - проводить проверки мест хранения и использования специальных средств в частных охранных организациях; по результатам проверок выдавать гражданам и должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений правил оборота оружия, боеприпасов, патронов к оружию и специальных средств; входить беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения в помещения, занимаемые частными детективами и частными охранными организациями, проверять организацию охраны, осуществляемой частными охранными организациями, на соответствие установленным правилам; проверять частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами, выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений правил частной детективной (сыскной) и охранной деятельности; выдавать руководителям и должностным лицам организаций, объекты которых охраняются полицией в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, а в соответствии с законодательством Российской Федерации - руководителям и должностным лицам иных организаций предписания о соблюдении установленных требований инженерно-технической укрепленности объектов и об обеспечении безопасности граждан. Администрация муниципального образования не осуществляет частную детективную (сыскную) и охранную деятельность, а ссылок на действующее законодательство РФ, которое бы предоставляло право или возлагало обязанность по проверке и выдачи предписаний на органы местного самоуправления или действующее законодательство не указано. В соответствии со ст. 11.2 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», органы внутренних дел осуществляют государственный контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий, а также требований законодательства Российской Федерации, регламентирующего оборот оружия и специальных средств. Лицензиат - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию. Образовательные учреждения имеют лицензию только на образовательную деятельность и лицензиатом в области охранного дела не являются. Таким образом, проверять образовательные учреждения и выдавать предписания, касающиеся нарушений закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» органы внутренних дел не имеют право. Кроме того, ст. 11.1. устанавливает правовой статус частного охранника, а ст. 12.1. указанного закона наделяет правами и обязанностями охранные организации по обеспечению внутриобъектового и пропускного режимов на объектах охраны, в соответствии с договором на оказание охранных услуг, заключенным охранной организацией с заказчиком, поэтому их нарушить администрация муниципального образования Тимашевский район не может. Статья 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» содержит перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии, а ст. 32 данного закона не существует, поэтому и их ни администрация, ни образовательные учреждения нарушить не могут. Таким образом, предписания не могут относиться к доказательствам, которые являются допустимыми по делу. Согласно п. 2.1.2 и 2.1.4. «Типовой инструкции по организации защиты образовательных учреждений на территории Краснодарского края от террористических посягательств», охрану образовательных учреждений вправе осуществлять подразделения охраны (охранное предприятие, лицо, осуществляющее охрану (на основании лицензии на охранную деятельность), штатные сторожа и вахтеры. Поэтому доводы отдела МВД России по Тимашевскому району, об обязательной охране охранными предприятиями, имеющими лицензию, является тоже несостоятельным. Согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации организует обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму необходимыми силами, средствами и ресурсами. Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий. К ответственности привлекаются лица только за виновные действия. Согласно решению Совета «О внесении изменений в решение Совета муниципального образования Тимашевский район от 15 декабря 2010 года № 73 «О бюджете муниципального образования Тимашевский район на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013» от 27 декабря 2011 года дефицит бюджета составил 77 353 700 рублей, по состоянию на 6 марта 2012 года – 68 613 900 рублей, по состоянию на 6 июня 2012 года – 52 457 200 рублей, по состоянию на 10 октября 2012 года – 50 858 600 рублей (решение Совета «О внесении изменений в решение Совета муниципального образования Тимашевский район от 20 декабря 2011 года № 181 «О бюджете муниципального образования Тимашевский район на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014»). В соответствии с решением Совета МО Тимашевский район от 24 мая 2013 года 3313 ««О внесении изменений в решение Совета муниципального образования Тимашевский район от 12 декабря 2012 года № 278 «О бюджете муниципального образования Тимашевский район на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» дефицит бюджета составил 49 856 500 рублей. Администрацией были получены два кредита на финансирование дефицита бюджета на общую сумму 48 080 000 рублей. Согласно ст. 31 Бюджетного кодекса РФ и п. 4.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 15.05.2006 N 5-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с жалобой главы города Твери и Тверской городской Думы», закреплен принцип самостоятельности бюджетов. Как указывает Конституционный суд РФ, конкретизируя положения Конституции Российской Федерации о самостоятельности местного самоуправления в пределах предоставленных его органам полномочий, в том числе финансовых, Бюджетный кодекс Российской Федерации предусматривает выделение местных бюджетов в самостоятельный уровень единой бюджетной системы Российской Федерации и устанавливает принцип самостоятельности бюджетов, который применительно к местным бюджетам означает право и обязанность органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность бюджета и эффективность использования бюджетных средств, право и обязанность самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, а также право определять формы и направления расходования бюджетных средств, за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий и субвенций из бюджетов других уровней. К ответственности привлекаются лица только за виновные действия. В соответствии с п. 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования (Совета муниципального образования Тимашевский район) находится утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении. В соответствии со ст. 34 Закона «Об органах местного самоуправления в РФ» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Согласно ст. 21, 33, 34 Устава МО Тимашевский район администрация является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, которая обеспечивает исполнение местного бюджета. В соответствии с решением Совета МО Тимашевский район от 24.05.2013 г. 3313 ««О внесении изменений в решение Совета муниципального образования Тимашевский район от 12 декабря 2012 года № 278 «О бюджете муниципального образования Тимашевский район на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» дефицит бюджета составил 49 856 500 рублей. В соответствии с п. 1 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 10.02.2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). В заявлении не указано основание, согласно которого администрация, как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, осуществила бездействие по отсутствию финансирования. Просила суд в удовлетворении заявленных требований отказать.

    Представитель МБОУ СОШ № 18 по доверенности Остапенко М.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований. При этом пояснил, что поддерживает позицию, высказанную представителем Машицкой О.В.

    Представитель отдела МВД России по Тимашевскому району по доверенности Яровой А.А. в судебном заседании поддержал заявленные требования и просил суд их удовлетворить. При этом пояснил, что на основании требований министерства внутренних дел была создана комиссия из сотрудников отдела МВД России по Краснодарскому краю, в состав которых, также входил и он. Также принимать участие при осмотре должны были и сотрудники администрации муниципального образования Тимашевский район, в связи с чем в их адрес было направлено письмо с просьбой явки их представителя, с указанием даты и времени работы комиссии. Поэтому, администрация была извещена надлежащим образом о месте и времени проведения данного осмотра, но сотрудники администрации не явились на осмотр. Также в осмотре принимали участие и сотрудники вневедомственной охраны. Проверки проводились по школьным и дошкольным учреждениям Тимашевского района в период с 18 апреля по 30 апреля 2013 года. Установленные при осмотре нарушения они фиксировали, при этом какой либо акт составлять они не должны были. Кроме того, при осмотре не было необходимости участия директора школы, поскольку его роспись ни в одном документе не должна быть. После проведения осмотра все выявленные нарушения были аккумулированы, было составлено предписание, которое было направленно в образовательное учреждение и в администрацию муниципального образования Тимашевский район, а также в прокуратуру Тимашевского района. Предписание было составлено за подписью начальника полиции. С августа 2012 года ними регулярно проводились комиссионные проверки, в ходе которых были выявлены те же самые нарушения, о чем уведомлялась администрация и руководство школы, но никаких действий по их устранению предпринято не было. При этом ни одно из предписаний администрация не обжаловала. В соответствии со ст. 3 ФЗ «О частной детективной деятельности» имеют право осуществлять частную охранную деятельность только имеющие лицензию, даже если это будет физическое лицо, но если это физическое лицо, то оно должно обязательно работать в специализированном охранном учреждении. Указал, что договор на осуществление частной охранной деятельности может заключаться, как МБОУ СОШ, так и администрацией муниципального образования Тимашевский район. Вместе с тем, может быть заключен администрацией один договор, в котором будут указанны все школы. Относительно того, что представитель администрации приобщил к материалам дела ответ на запрос из охранной организации «Нива», то на самом деле данный договор не соответствует требованиям действующего законодательства. К заключению данного договора подошли формально, поскольку если сигнал стационарной кнопки тревожной сигнализации будет поступать во вневедомственную охрану, то будет различным только время выезда на место, то есть вневедомственная охрана должна будет прибыть на место не более чем через 5 минут. Тогда как сигнал стационарной кнопки тревожной сигнализации должен поступить также в дежурную часть или на ПЦО. Относительно системы оповещения, указал, что данное требование не соблюдено, поскольку на территории учреждения должен быть установлен легафон, должны быть установлены динамики на всей территории учреждения, с регуляторами громкости. Однако указанные технические средства охраны отсутствуют.

    Представители отдела МВД России по Тимашевскому району по доверенности Рудакова Е.В. и Полевщиков А.В. в судебном заседании поддержали заявленные требования и просили суд их удовлетворить.

    Выслушав стороны, представителей, исследовав материалы дела, суд считает заявление прокурора, с учетом его уточнения, обоснованным и подлежащим удовлетворению последующим основаниям.

    Судебная защита прокурором является одной из форм осуществления надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, исполнения законов, действующих на территории РФ в целях пресечения любых фактов нарушений законности, предупреждения совершения террористического акта, массового травматизма и гибели людей.

    Статьей 2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" установлены основные принципы противодействия терроризму в Российской Федерации, в числе которых: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; приоритет мер предупреждения терроризма; минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.

    Как следует из указания ГУ МВД РФ по Краснодарскому краю № 1/839 от 12 декабря 2012 года, начальникам территориальных отделов (управлений) МВД России на районном уровне Краснодарского края, во исполнение совместного указания Министерства внутренних дел Российской Федерации (от 26 ноября 2012 г. №1/11110) и Министерства образования и науки Российской Федерации (от 26 ноября 2012 г. №МК -1715/12), в целях повышения уровня безопасности образовательных учреждений, расположенных на территории Краснодарского края, предупреждения и пресечения противоправных посягательств в отношении работников, обучающихся, посетителей, а также имущества образовательных учреждений и проведения в 2013 году межведомственных комиссионных обследований их состояния безопасности, указано на необходимость:

    - организовать проведение комиссионных обследований, с привлечением сотрудников подразделений, УУП и ПДН, ЛРР, УР, ОВО, состояния безопасности образовательных учреждений во взаимодействии с местными органами власти, осуществляющих управление в сфере образования;

    - направить в органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, персональные (по каждому образовательному учреждению) сведения о результатах межведомственных комиссионных обследований образовательных учреждений с предложениями по обеспечению их инженерно-технической укрепленности, оснащенности техническими системами противокриминальной и антитеррористической защиты и организации охранных мероприятий;

    - обеспечить действенный контроль за устранением выявленных в ходе обследований недостатков для исключения причин и условий, способствующих совершению противоправных действий в отношении данных объектов;

    - организовать проведение на плановой основе тактико-специальных учений и учебных тренировок на объектах образовательных учреждений с участием подразделений и организаций, осуществляющих на них охранную деятельность, работников и обучающихся по отработке действий при возникновении чрезвычайных происшествий.

По итогам проведенных комиссионных обследований выявлен ряд существенных нарушений в сфере антитеррористической защищенности образовательных учреждений, которые были доведены до руководства администрации муниципального образования Тимашевский район, руководства Управления образования.

Согласно п. 3 ч. 3 ст. 32 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

    При этом, согласно ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", государственная политика в интересах детей является приоритетной.

    Федеральной программой развития образования, утвержденной Федеральным законом от 10.04.2000 № 51-ФЗ, предусмотрено осуществление системы мер по обеспечению охраны жизни и здоровья детей. К числу исполнителей данных мер отнесены органы местного самоуправления.

    В соответствии со ст.ст. 11, 41 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", Уставом МБОУ СОШ № 18, администрация муниципального образования Тимашевский район является учредителем муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения СОШ № 18 и устанавливает нормативы финансирования данного образовательного учреждения.    

    Так, по результатам проведенного сотрудниками ОМВД России по Тимашевскому району обследования МБОУ СОШ № 18 были выявлены следующие нарушения:

- установленных камер видеонаблюдения в количестве 5 штук недостаточно, так как отсутствует обзор наиболее уязвимых мест: периметра объекта, пожарных выходов, фактически контролируется только центральный вход, монитор расположен в помещении технических служащих;

- свободный доступ на территорию объекта в связи с тем, что въездные ворота и калитка открыты;

- ограждение территории учреждения частично отсутствует;

- на момент обследования стационарная кнопка тревожной сигнализации не работала, расположена в подсобном помещении на третьем этаже; переносные радиоуправляемые брелоки находятся у технических служащих;

- отсутствует система оповещения о внештатных ситуациях.

    При этом, суд не может принять во внимание довод представителя администрации МО Тимашевский район Машицкой О.В. о том, что обследование сотрудниками ОМВД России по Тимашевскому району дошкольных и школьных образовательных учреждений, расположенных на территории Тимашевского района, проведено с грубым нарушением закона и не может являться доказательством по делу, так как представитель администрации не участвовал в данной проверке, поскольку судом установлено, что в адрес администрации муниципального образования Тимашевский район до начала обследования было направлено письмо с указанием времени и даты его проведения, однако как подтвердила и сама представитель данным правом они не воспользовались. Кроме того, обстоятельства и сведения обследования проведенного сотрудниками ОМВД России по Тимашевскому району, были в дальнейшем исследованы и изучены в ходе прокурорской проверки, которая и явилась как поводом, так и основанием подачи настоящих требований заявления в суд.

    Так, судом установлено, что прокуратурой Тимашевского района была проведена проверка информации начальника ОМВД России по Тимашевскому району по результатам обследования дошкольных и школьных образовательных учреждений, расположенных на территории Тимашевского района, и непринятии мер по устранению нарушений и обеспечению антитеррористической защищенности объектов администрацией муниципального образования Тимашевский район.

    По результатам проведенной проверки было установлено, что учредителем образовательного учреждения – администрацией муниципального образования Тимашевский район денежные средства в необходимом объеме для устранения нарушений требований законодательства о противодействии терроризму не выделены, в связи с чем, нарушения при обеспечении антитеррористической защищенности МБОУ СОШ № 18 не устранены в полном объеме.

    Таким образом, в образовательных учреждениях района мероприятия по устранению нарушений законодательства о противодействии терроризму, требующие выделение денежных средств из бюджета, остаются не выполненными с сентября 2012 года до настоящего времени.

    Тогда как, судом установлено, что в адрес главы муниципального образования Тимашевский район, а также начальника управления образования администрации муниципального образования Тимашевский район начальником ОМВД России по Тимашевскому району неоднократно направлялись информационные письма и предписания об устранении нарушений закона. Указанные нарушения и упущения не способствуют соблюдению требований законодательства о противодействии терроризму, основных принципов о приоритете мер профилактики терроризма, защите прав и свобод человека и гражданина. В результате чего цели, задачи и принципы законодательства Российской Федерации о противодействии терроризму не достигаются, создается угроза безопасности учащихся и работников учреждения, не обеспечивается защищенность образовательного учреждения, как места массового пребывания людей, основная масса которых дети.     

    Согласно устава, МБОУ СОШ № 18 является некоммерческой бюджетной организацией. При этом, согласно требованиям ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", организации обязаны: планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях; обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях; создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях и др.

    При этом, МБОУ СОШ № 18 несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и работников учреждения во время образовательного процесса. Между тем, поскольку до настоящего времени имеются нарушения, создается угроза безопасности учащихся и работников учреждения, не обеспечивается защищенность образовательного учреждения, как места массового пребывания людей, большинство которых дети.     

    В соответствии с Законом РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" и Уставом учреждения, финансовое обеспечение МБОУ СОШ № 18 возложено на учредителя учреждения - администрацию муниципального образования Тимашевский район. Таким образом, неправомерное бездействие администрации муниципального образования Тимашевский район выражается в недостаточном финансировании мероприятий по технической укрепленности и оснащению МБОУ СОШ № 18, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц. Более того, в виду недостаточного финансирования учредителем МБОУ СОШ № 18, последний лишен возможности самостоятельно устранить выявленные нарушения.

    Данные обстоятельства в соответствии со ст. 45 ГПК РФ дают прокурору право обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

    Учитывая все обстоятельства дела в их совокупности, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения уточненных требований прокурора, поскольку выявленные нарушения требований законодательства о противодействии терроризму нарушают права неопределенного круга лиц.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ № 18 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ № 18 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 1.09.2013 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░:

- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░;

- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░ № 18, ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ № 18, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░;

- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.

    ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

░░░░░░░: ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

2-866/2013 ~ М-1145/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Тимашевского р-на
Другие
МБОУ СОШ №18
ОМВД
Администрация МО Тимашевского р-на
Суд
Тимашевский районный суд Краснодарского края
Судья
Губарева Анжела Анатольевна
Дело на сайте суда
timashevsky--krd.sudrf.ru
10.06.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.06.2013Передача материалов судье
11.06.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.06.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.06.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.06.2013Судебное заседание
19.06.2013Судебное заседание
19.06.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.07.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.07.2013Дело оформлено
06.11.2014Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее